|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Природа человека: взаимосвязь биологического и социального. БашкирцеваКак известно, человек - высшая ступень развития живых организмов на земле. Как уникальный биологический вид, как Homosapiens чел возник более 2 млн. лет назад в результате длительного процесса становления общества, который одновременно является и периодом формирования человека. Данный процесс получил название антропосоциогенез. Уже само название данного процесса говорит о том, что чел по своей природе является целостным биосоциальным существом. Социальная жизнь утверждает и развивает антропогенетические человеческие качества, которые выражаются в многообразных аспектах жизнедеятельности человека. «Появление чела можно определить как возникновение той точки в процессе эволюции, где инстинктивная адаптация свелась к минимуму. Но чел появился с новыми свойствами, отличающими его от животного: осознанием себя как отдельного существа, способностью помнить прошлое, предвидеть будущее и обозначать предметы и действия символами, разумом для постижения и понимания мира, и воображением, благодаря которому он выходит далеко за пределы своих ощущений». Можно считать, что чел, будучи самым беспомощным из всех животных, приобретает силу, недосягаемую для других представителей животного мира. Эта сила – в его специфических, отмеченных выше человеческих свойствах. Но именно поэтому сама природа чела изначально двойственна: он часть природы, субъект ее физических законов, неспособный изменить их; и все же он выходит за пределы остальной природы. Он обособлен, будучи в то же время и частью целого. Он бездомен и при этом прикован к дому, который он делит с другими творениями. Он не может избавиться от своего ума, даже если и захочет; он не может избавиться от своего тела, пока жив – и это тело заставляет его хотеть жить. Благодаря разуму, человеческая жизнь не может «проживаться» по образцу, заданному роду, т.к. чел должен жить сам. Чел, в отличие от других животных, может быть недоволен своей жизнью, его собственное существование всегда составляет для него проблему, которую он стремиться разрешить. Он не может вернуться к чисто биологическому существованию, обеспечивающему ему полную гармонию с природой, он должен продолжить развивать свой разум, пока не станет хозяином природы и самого себя. Сам динамизм человеческой истории связан с развитием человеческого разума, в ходе которого создается особый «человеческий» мир, в котором чел может чувствовать себя в согласии с собой и со своими ближними. Каждая достигнутая стадия человеческого развития рождает новую неудовлетворенность его двойственной природы и является источником дальнейшего развития. Именно противоречивость существования чела заставляет его стремиться к новому. В постоянном процессе развития чел пытается преодолеть свой внутренний разум, приблизиться одновременно и к природе, и к своим ближним, и к самому себе. Данное противоречие природы чела неустранимо, но на него чел реагирует различными способами, в зависимости от уровня культуры и свойств характера. В значительной степени эффект таких реакций зависит от наличия чувства солидарности с ближними, с прошлыми и будущими поколениями. Следовательно, чел должен принять на себя ответственность за самого себя и признать, что только собственными силами он может придать смысл своей жизни. В жизни чела нет иного смысла, кроме того, какой он сам придаст ей, раскрывая свои силы. Итак, двойственность, дисгармония человеческого существования порождает потребности, отстоящие далеко от животных (инстинктивно-биологических) потребностей чела. Эти потребности выражаются в настойчивом стремлении восстановить единство и равновесие между челом и остальной природой. Это равновесие чел пытается восстановить прежде всего мысленно. Но этого недостаточно. Ему приходиться стремиться к переживанию единства во всех сферах бытия, только в этом случае он найдет новое равновесие. Чел наделен не только умом, но и телом, и ему приходиться реагировать на двойственность своего существования не только мыслью, но и жизнью, чувствами и действиями. Во всех сферах человеческих усилий действия выступают как единство интеллектуальных проявлений чувств и ощущений. Исследование чела как целостности предполагаю комплексный подход. Он основан на представлении о челе как социально-природном существе, о неразделенности в то же время неслиянности его социальной сущности и биологической природы, на данных естественных и общественных наук. Отмеченная социоприродная целостность чела предполагает и наличие множества свойств. Эти свойства можно сгруппировать. Совокупность свойств чела выступает в качестве его измерений. В этих измерениях социальное и природное оказываются в значительной мере неразрывными. Применительно к челу термин «измерение» стал использоваться довольно часто: человеческое измерение экономических реформ, социальных и политических преобразований, в сценариях социально-природных процессов и т.д.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |