|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Http://bmsi.ru/doc/931abf5d-8d04-47c5-98f5-b4ddf6d03727
Фото: История борьбы на поясах «Схватив друг друга за кушаки, они долго топтались на месте. Илья смотрел через плечо Вялова... Он был выше землекопа, но тоньше и несколько складнее его. Вялов, упираясь плечом в грудь ему, пытался приподнять соперника и перебросить его через себя. Илья, понимая это, выкрикивал: – Не хитер ты, брат, не хитер! И вдруг, ухнув, сам перебросил Тихона через голову свою с такой силою, что тот ударом о землю отбил себе ноги. Сидя на траве, стирая пот с лица, землекоп сконфужено заявил: – Силен». А.М.Горький «Дело Артамоновых»
В Музее Международного олимпийского комитета находится глиняное изображение борцов в захвате за пояс, датированное 2000-1700 годами до нашей эры. В Индии найдено изображение борцов 16 века. В китайской рукописи «Тан Шу» десятого века упоминается о соревновании по борьбе на поясах. В одиннадцатом веке об этой борьбе рассказывал ученый и философ Авиценна. О тысячелетней истории борьбы также свидетельствуют ценнейшие памятники искусства восточной группы кочевников третьего и первого веков до нашей эры. Например, сцены борющейся пары изображены на двух бронзовых бляхах из Ордоса, из Китая и на серебряных сосудах из городка на реке Обь в Тюменской области, где издавна жили тюркоязычные народы. Ошибается тот, кто считает, что на поясах боролись исключительно азиатские народы, а точнее - тюркоязычные. Ареал этого боевого искусства значительно шире азиатского и охватывает, в том числе, едва ли не всю современную Европу, включая Ирландию, Шотландию, Уэльс и Испанию. Примеров много: борьба ссирым в Корее, швинген в Швейцарии, аба рестлинг в Турции, курашу в Чувашии, татаро-башкирская национальная борьба куреш – перечислять можно бесконечно! Правда, у каждого народа борьба на поясах имеет свою специфику. Почему же она была так широко распространена? Причина лежит на поверхности. В древности любые конные атаки имели успех лишь в том случае, если один из противников талантливее выкидывал другого из седла. Это умение было одним из элементов боевой подготовки воинов многих армий, от востока до запада, и тщательно отрабатывалось на тренировках, где для имитации конного боя использовали пояс. Так, успех в борьбе на поясах означал успех и в настоящем бою, потому в нем и совершенствовались многие народы. К славянам традиция состязаний по борьбе на поясах перешла от тюркских народов. Этот вид борьбы был распространен в основном на юге России, в Поволжье, на Южном Урале, в Западной Сибири и на юге Украины. Все тюркские воины в мирное время повышали и оттачивали свое боевое мастерство через методику и приемы борьбы на поясах. По мере развития оседлости у мужчин на одежде появился пояс или кушак, отсюда пошло и название. Для воспроизведения процесса схватки двух конников, находящихся в контакте, пояса в мирных условиях тренировки было вполне достаточно. Противники сближались и с дальней дистанции, схватив друг друга за кушаки, пытались подтянув соперника ближе, вырвать его и бросить на землю. То есть точно воспроизводилась боевая схватка конников. На коне в бою воин всегда держит ноги в стременах, и действовать против врага ногами, без риска легко выпасть из седла на землю, он не может. Поэтому на тренировках в мирное время бойцы, точно воспроизводя боевую обстановку, также исключали действия ногами. Однако, по ходу схватки конник мог очутиться слева или справа от врага. Отсюда пошли броски с зашагиванием за левую ногу и броски с зашагиванием за правую ногу соперника. Воину нужны были сильные кисти, локти, предплечья, плечевой сустав и спина. Тяговое усилие рук, плеч и спины в короткий миг решало вопрос жизни и смерти. Отсюда беспощадные, изнурительные тренировки, с развитием беспримерной мощи тягового усилия бойца и резкого, молниеносного броска через грудь, броска с зашагиванием, с подседом, подсадом или броска выводом за спину. Но по мере смены эпох кушак, пояс исчез из одежды тюрков. Тогда появилось белое полотенце и, обхватив друг друга полотенцами, борцы выясняли, кто же сильнейший. Много позже борьба трансформировалась в праздничные состязания. Но обычай привился не у всех народов. В России она сохранилась главным образом у татар и башкир. Во время народных гуляний - Сабантуях - борьба на поясах является гвоздем национальных праздничных программ. Похожая борьба есть и у других народов: например, в Карачаево-Черкесии она называется тутуш, у якутов - хапсагай, у алтайцев - курес, в Средней Азии - гореш. Путешествовавший по России в XVIII веке академик И. Лепёхин отмечал в своих наблюдениях, что в состязаниях борцы «берут друг друга не за ворот, а за кушаки и употребляют обыкновенные при борьбе ухватки». Кстати, легендарный русский борец Иван Поддубный в зените славы стал чемпионом мира по борьбе на поясах. Самое раннее из известных упоминаний борьбы на поясах у русских содержится в мемуарах орловского помещика Н.И. Толубеева. Примерно этим же временем датируются и первые известные изображения борьбы на поясах: именно ее можно увидеть в Русском музее на картине художника И. Щедровского, написанной в 1837 году. Владимир Даль, рассматривая в своем «Словаре живого великорусского языка» традиционные виды борьбы, бытовавшие у русских, отмечал, что «татары и башкиры закидывают друг другу пояс за поясницу, не хватаясь за одежду и упершись левым плечом друг в друга, а перехватывать руками и подставлять носков не дозволяется». Теперь борьба на поясах переживает новое рождение – уже как вид спорта, и весьма перспективный. Борьба на поясах официально включена в мировую сеть неолимпийских видов спорта, в программу Всемирной Универсиады в Казани, успешно действует Всероссийская и Международная Федерация по борьбе на поясах. По этому зрелищному виду спорта ежегодно проходят чемпионаты Европы, мира и национальные первенства. Нужно отметить, что борьба на поясах как вид спорта – собирательный образ всех национальных видов борьбы с использованием пояса. Ведь все они имеют единую основу. При этом она сохраняет своеобразие и красоту, но имеет свои общепризнанные единые правила. Иначе борьба на поясах никогда бы не поднялась на такой высокий международный уровень. В настоящее время борьба на поясах культивируется в 40 субъектах Российской Федерации, 59 странах мира, на 4-х континентах.
А начиналось все с инициативы Рифа Гайнанова, основателя Всероссийской Федерации борьбы на поясах: – Борьба на поясах – массовый вид спорта, и мы восстанавливаем национальные традиции, привнося из них самое лучшее. Мы ни в коем случае не навязываем чужеродные правила. Наш принцип – простота. Человек, который пришел на соревнования, должен сразу сориентироваться в правилах и понять, что происходит на манеже. Должно быть понятно, кто выиграл и почему. В настоящее время на официальных турнирах по борьбе на поясах соревнуются в двух видах: классическом и вольном стиле. Основные изменения в современной борьбе на поясах заключаются в условиях проведения состязаний. Сейчас победитель определяется по балльной системе, кроме того, введены жесткие ограничения по времени.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |