|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Гармония и духовность
Стержнем Природы является Гармония, стержнем человека - духовность. Попытаемся установить между ними связь и взаимовлияние. Это особенно важно в наше время, когда мы находимся на перепутье. Прежде всего уточним, что такое духовность. Для того чтобы лучше понять какое-либо явление, его нужно сравнить с ему подобным. Духовность и идейность - понятия, близкие и в то же время несовместимые. Понятие "духовность" в период социалистического строительства было у нас явно не в почете. Оно "попахивало" религиозностью, стариной и, самое главное, было связано с внутренним миром отдельного человека - личности. Другое дело - идейность. Это новизна, стремление вперед - в будущее и, что самое главное, сплочение людей в монолит или серую массу, как на это посмотреть. Итак, казалось бы, два близких понятия, но какие разные результаты. Правда, есть между ними и общее, тонкая нить - информация, служащая инструментом и материалом создания организационных конструкций. Сейчас наше отношение резко изменилось. "Идейность" стала словом почти ругательным. Зато гораздо почетнее стало слово "духовность". Почему так произошло, объяснить не сложно: наше общество сильно качнулось от общественного к индивидуальному. Вероятно, в таких переходных ситуациях наиболее зримыми становятся многие процессы и явления. В данном случае это - соотношение духовности и идейности. Искусство жизни человека и общества заключается в том, чтобы гармонично соединить духовность и идейность и установить между ними динамичную взаимосвязь. Однако гармоничное мировоззрение этим не ограничивается. Возьмем другое важное соотношение: часть и целое. В человеческой интерпретации это может быть представлено как "эгоизм" и "альтруизм". Еще не так давно понятие эгоизм было отрицательным. В наше время произошел сдвиг в сторону потепления отношения к этому понятию. Теперь уже альтруизм стал у нас уделом "чудаков". Но все совершенное проявляется как соотношение. Не минуют этого и человеческие качества. Если все люди будут жить только для себя, то тем самым будет ликвидировано общество. Говорить о преимуществах общественной жизни для человека нет надобности - они очевидны. Другая крайность, абсолютный альтруизм, также чревата. При всем благородстве этого качества человек, не уделяющий себе достаточного внимания, не может быть хорошей основой общества. Каким же должно быть соотношение эгоизма и альтруизма? Что должно преобладать? Наверное, логично, что из принципа самосохранения должен преобладать эгоизм. Но насколько? С другой стороны, значительное повышение эгоизма отдаляет человека от внешнего мира, снижает разнообразие жизни, делает его организм более жестким и хрупким. Больше всего из значимых соотношений не повезло соотношению материального и идеального. Человечество давно обнаружило эти две фундаментальные категории, но, вместо того чтобы объединить их в уникальное взаимодействие, стало само делиться на материалистов и идеалистов, да еще и считать друг друга кровными врагами. А в чем собственно принципиальная разница между материальным и идеальным? Материальное - это все то, что сохраняется, накапливается, не возникает из ничего и не исчезает. Идеальное - то, что возникает, исчезает и бесконечно обновляется. Так что соотношение "материальное - идеальное" может рассматриваться как соотношение "энергия - информация" или "консерватор - новатор". Вероятно, нет необходимости доказывать, что оба этих качества необходимы реальности. И опыт Англии показывает, что консерватизм - качество далеко не худшее для человека и тем более государства. О новаторстве же и говорить не приходится - это качество всегда в почете, тем более, если оно направлено на созидание, а не на разрушение. Единство материального и идеального не сводится только к их соотношению, но проявляется и в их динамичном взаимодействии. Это особенно наглядно просматривается на высших уровнях развития, например, в жизнедеятельности человека. Материальные процессы в организме человека переходят в его сознание, которое в свою очередь активно влияет на физиологические процессы и поведение человека. Взаимодействие материального и идеального может осуществляться с различной эффективностью. Так, цветку для создания своей формы (идеальности) требуется довольно большее количество энергии. Человек же создает идеальное (мысль) фактически без энергетических затрат. Так что человек с позиции эффективности преобразования материального в идеальное стоит на ступени гораздо более высокой, чем растение. Тогда смыслом жизни можно считать повышение эффективности сознания. Цветок создает свою форму в материальном виде, мысль же человека не материальна или тонко материальна. Для материализации мысленных конструкций зачастую приходится затрачивать огромное количество энергии. То, что природа довела до совершенства (мозг человека), сам человек использует далеко не эффективно. Преобразование идеального в материальное нуждается еще в огромной исследовательской работе и научных открытиях. В итоге дадим краткую характеристику гармоничной организации. - В гармоничной организации порядок должен преобладать над хаосом. - Соотношение хаоса и порядка можно определить энтропийной мерой (лучше всего в относительных единицах), оно должно равняться Золотому сечению. - В гармоничной организации присутствуют все свойства, которые в ней возможны, но в той мере, которая приводит соотношение хаоса и порядка к Золотому сечению. - При гармоничной организации система проявляет в высшей степени свойство самоорганизации. - Если в системе произошло отклонение от гармоничного соотношения в сторону большего хаоса, она будет обладать нестабильностью и "рысканием", то есть будет искать путь совершенствования и движения к гармонии. - Если в системе соотношение больше сдвинуто в сторону порядка, она будет чрезмерно напряжена и в результате может разрушиться. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |