|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ДЕТСКИХ РАБОТБезусловно, отнесение ребенка к той или иной вышеописанной группе дает педагогу и психологу определенные ориентиры в построении системы коррекционно-развивающей работы с этим ребенком, но сейчас нам бы хотелось остановиться на индивидуальных особенностях детских работ, которые представляют интерес как для педагога, так и для родителей детей, а также могут быть полезными не только с целью получения информации о психофизиологической зрелости детей, но и о личностных, эмоциональных и даже социальных особенностях конкретного ребенка. Для получения данных под указанным углом зрения необходимо особое внимание обратить на два значимых фактора: общий вид детской работы и специфику выполнения рисовальных тестов "дом-дерево-человек". При рассмотрении общего внешнего вида работы педагог сможет увидеть, насколько хорошо ребенок владеет пространством листа бумаги, заполняется ли оно полностью, или продукты детской деятельности ютятся по углам, резко смещаются в какую-то одну сторону. Осмысление этих явлений может осуществляться с учетом психоаналитических тенденций и подходов. Однако даже человек, не знакомый с этим направлением развития психологической мысли, достаточно легко увидит опрятна ли работа, выдержано ли направление движения строк, насколько совершенен мышечный акт, необходимый при выполнении того или иного движения, компактен ли рисунок штриха или он слишком размашист, неровен. Интересные наблюдения может сделать педагог, обративший внимание на детские ошибки при воспроизведении графических рядов. Так, если ребенок допускает сбои на старте работы с рядом, то мы можем допустить, что и в повседневной учебной деятельности такой ребенок будет испытывать трудности на этапе вхождения в деятельность, особенно при знакомстве с новым материалом. В коррекционной работе с ним необходимо давать четкие установки разного уровня сложности до начала работы, включать полимодальные модели объяснения задания (сочетание показа визуальная модальность, с последующим объяснением - слуховая модальность), удлинять временной интервал ориентировки ребенка в задании. Незавершенные, т.е. не доведенные до границы листочка, ряды укажут нам на боязливого, робкого ребенка со сниженной самооценкой. Об этом же скажут и детские отказы от деятельности. А где так резко проявляется боязливость? Конечно, в жесткой иерархированной семье, в семье с доминантной мамой, в социально дисгармоничной семье. Неуверенного, тревожного ребенка можно увидеть и по качеству штрихов. Линии в графическом ряду будут дисгармонично неровными, короткими, со слабым нажимом. Подобные работы следует отличать от работ детей с гипотонусом, у них тоже будет слабый нажим, истончающаяся линия, но эта линия истончена во всех рядах гармонично. Линии с очень сильным нажимом характерны для достаточно агрессивных детей с неустойчивыми эмоциональными реакциями. Этот признак может быть усилен акцентуацией линий на резкие угловатые завершения на концах стыков. Еще более будет подчеркнут этот признак при наличии и в изображениях дома и человека жестких штриховок, с резкими выходами за пределы контура, что указывает также и на импульсивность детских эмоциональных реакций. Выявленная специфика должна быть учтена учителем при проведении уроков в школе, поскольку в противном случае эти дети будут мешать и себе, и классу. Поскольку графические ряды напоминают строчки в тетради, по ним можно увидеть складывающиеся графологические особенности почерка у ребенка, а они напрямую связаны с его личностно-психологическими особенностями. Так, ровный, умеренный по силе нажим отражает уравновешенность, уверенность в себе, способность к волевым усилиям, умение проконтролировать свои действия. Неровный импульсивный нажим свидетельствует о порывистости, импульсивности волевых актов, излишней впечатлительности ребенка, иногда его трактуют как неспособность к систематическому труду. Жирный нажим указывает на преобладание чувственных, зачастую эмоционально вычурных переживаний. Для детей с очень слабым нажимом характерна тенденция к постоянным колебаниям при принятии решений, неуверенность, приступы страха и опасений, иногда могут отмечаться неврастенические уклоны психики. Наличие в детских работах графических рядов с ошибками и сбоями на концах нескольких строк достаточно часто указывает на астеничного ребенка, у которого высока истощаемость нервной системы, слабо сформированы произвольные процессы, в частности, внимание, память, целенаправленная регуляция речевой деятельности. В коррекционной работе с таким ребенком особое внимание целесообразно уделить педагогическому охранительному режиму, при котором четко соблюдается последовательность труда и отдыха, учебной и игровой деятельности, материал предъявляется дробно и с большим количеством заданий игрового характера. Обширным материалом для анализа являются результаты детской продуктивной деятельности. В методике они представлены рисовальными заданиями "дом-дерево-человек". Эти рисунки могут быть оценены с двух позиций: как показатель интеллектуальной зрелости ребенка, во-первых, и как показатель его личностно-психологических особенностей, во-вторых. На возрастном этапе 6-7 лет у детей достаточно хорошо сформирована изобразительная деятельность. Дети изображают заданные предметы. В их изображениях предметы легко узнаваемы, и даже относимы к определенному классу предметов (в изображении дома отражены его основные признаки, в дереве узнается береза, легко определяется пол человека и, иногда, род его профессиональных занятий). Размеры изображений достаточно крупные или средние, большинство детей учитывает их пропорциональные отношения между собой. Однако некоторые дети могут изображать их без учета их внешних соотношений. Ребенок может изобразить и дом, и дерево, и человека в одинаковых пропорциональных соотношениях - мы рассматриваем такой подход к созданию изображений как формальный, но правильный. Ведь при предъявлении инструкции не требовалось соединить все три изображения единым сюжетом. Однако особое внимание целесообразно уделить оценке независимых признаков. Этими признаками могут быть замкнутость контуров, относительная ровность линий, прямоугольность соединений в изображении стен дома, гармоничность, округлость линий в рисунке человека, отнесение изображений к нижнему краю листа или к изображению земли на нем. Отсутствие в детских работах указанных признаков всегда должно насторожить педагога, подтолкнуть его к углубленному изучению интеллектуальных особенностей ребенка. Рассмотрение детских рисунков под прожективным, т.е. отражающим личностные особенности, углом зрения дает несколько иную информацию для пытливого исследователя. Общепризнанным является тот факт, что имеющиеся в рисунках неожиданные разрывы линий, пропуски существенных деталей, акцентирование, выраженная штриховка, резкое смещение, если они не связаны с интеллектуальной недостаточностью, указывают на конфликтные личностные зоны или свидетельствуют об эмоциональных напряжениях. В качестве примера можем привести изображение одной 7-летней девочкой человека без рук. В ходе последующей беседы выяснилось, что ребенок удалил из своего восприятия образ человеческих рук как источник агрессивного отношения со стороны взрослых по отношению к себе. Другой пример касается наличия на стволе дерева дупла или глубокого раскола, разлома. Присутствие этих признаков считается хрестоматийным признаком наличия у субъекта какой-либо психологической травмы, связанной с внутрисемейными отношениями, или на перенесенную операцию. На ограничивающие внешние обстоятельства могут указывать наличие шляпы на голове в рисунке человека, слишком мелкое изображение дерева, наличие на стволе и на ветвях дерева судорожной штриховки, повторяющейся и ограниченной замкнутыми контурами. Обычно смещение изображений в левую сторону связывается с акцентом на специфике переживаний в эмоциональную сторону, а в правую сторону -интеллектуальные переживания. Кроме того, акцент на правой стороне часто трактуется как тенденция устремленности в будущее, а на левой - в прошлое. Интересную информацию можно почерпнуть из анализа пропорциональных соотношений внутри каждого из рисунков. Так, наличие выраженной массивной крыши у дома укажет на развитую у ребенка сферу фантазии. Изображение трубы обычно связывается с фаллическими переживаниями субъекта, но мы хотим обратить внимание педагогов на несколько иные акценты в рассмотрении этого признака. По нашим наблюдениям, если в рисунке дома отсутствует труба, то это скорее указывает на недостаток эмоционального тепла и психологического комфорта у ребенка в семье. Акцент на изображении головы свидетельствует о признании роли интеллекта в жизни человека. При наличии в рисунке человека маленькой головки на массивном угловатом теле можно быть уверенным в том, что для субъекта значимо подчеркивание внешних силовых преимуществ над интеллектуальными усилиями, в том числе и собственными. Преобладание кроны дерева над стволом укажет на широкие возможности ребенка к контактам с акцентом на эмоционально значимой стороне общения. Четкая, детальная прорисовка улыбающегося человеческого лица покажет нам открытого, общительного ребенка. А если этот признак будет усилен прорисовкой развернутых к зрителю рук, с раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами, то наши представления о конкретном ребенке как о душе компании можно считать высокодостоверными. Наличие большого количества веток первого и второго порядка свидетельствует о хороших приспособительных реакциях ребенка, а если таких веток мало, то, скорее всего, такой ребенок недостаточно гибок в общениии и испытывает трудности в удовлетворении базовых потребностей в своем окружении. Чрезмерная детализация в рисунке дома укажет на несколько инфантильного ребенка, стремящегося поудобнее устроить свое окружение, чтобы преодолеть имеющуюся личностную незащищенность. Легко определимы в изображениях признаки явной и скрытой агрессии. В рисунке дома в этом случае могут присутствовать "заколоченные" двери, акцентированные замки, разнонаправленная интенсивная штриховка с выходом за пределы контура, дерево может иметь изломанный характер расположения веток, а в рисунке человека будут присутствовать массивные кулаки, замахивающиеся руки и акцентуация на изображении рта и зубов. Рисунок человека обычно рассматривается в психологии через призму восприятия субъектом собственной персоны, через него ребенок выражает собственные переживания по поводу своего места в социуме и отражает свойственные ему фобии. Так, о депрессии и излишней боязливости свидетельствует способ рисования, начинающийся снизу, со ступней и ног; рисование человека противоположного по отношению к себе пола может рассказать педагогу о значимом для ребенка взрослом и о сильных привязанностях и зависимостях. Анализ рисунков позволяет судить и о развитии у детей творческих способностей. Одним из значимых признаков в данном случае является наличие в изображении пластического способа рисования, когда ребенок создает выразительные образы, применяя при этом гибкую поисковую линию, разнообразные по своей манере виды графических штрихов, нестандартные способы изображения. В данном случае и сами изображения получаются личностно окрашенными. Например, ребенок может подробно изобразить фигуру человека в динамике, с отображением присущих ему черт характера, деталей одежды, а дом и дерево нарисовать более условно. При этом в работах пластического типа дети, как правило, связывают все три изображения между собой и могут предложить занимательную историю об их взаимоотношениях и о своих переживаниях по данному поводу. Таким образом, кроме творческих способностей у ребенка такого типа мы можем зафиксировать рано складывающуюся способность к рефлексии. Безусловно, в оценивании детских графических работ присутствует выраженный субъективный фактор, но постепенное накопление педагогом опыта наблюдений позволит ему полнее использовать собираемую информацию на благо развития ребенка и его семьи. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |