АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тверские храмы

Читайте также:
  1. Наиболее замечательные храмы.
  2. Храмы и колокольня монастыря
  3. Храмы на Большой Никитской улице, вблизи Московской консерватории.
  4. Храмы Успения с полонища и Георгия со взвоза.
  5. Храмы Шивы

Тверь по праву можно назвать городом с богатыми религиозными традициями. На начало XX века в Твери насчитывалось около 50-ти православных храмов, большая часть из них, расположенные в Центральном и Заволжском районах, были разрушены в 30-е годы, во время бурной застройки города, остальные практически все были закрыты и переданы в пользование различным учреждениям. Тяжелая судьба постигла символ Твери – Спасо-Преображенский собор.

Грандиозный собор Святого Спаса Преображения был заложен в 1285 г. Располагаясь на территории тверского кремля, он в буквальном смысле был центром, от которого расходились все тверские пути-дороги. Рядом с собором долгое время возвышалась деревянная звонница, на которой висел большой набатный колокол, призвавший тверичей к восстанию против Чолхана в 1327 г. этот колокол после восстания был снят московским князем Иваном Калитой и вывезен в Москву.

Спасо-Преображенский собор тверичи называли «Домом Святого Спаса», но в определенном смысле таким «домом» был не только собор, но и вся Тверь. Сияющий от золота главный купол собора (редкость по тем временам, отсюда прозвание – «Спас Златоверхий»), возносящийся в серое и чаще всего пасмурное северное небо, наглядно воплощал тайну Преображения – претворения человеческого духа в ослепительный свет Истины и Добра.

Сегодня на месте собора стоит часовня Всех тверских Святых. Ее построили силами общины Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Твери. Часовню спроектировал известный тверской архитектор В. Курочкин.

На 1 января 2009г. в Твери действуют 29 православных храмов, 13 домовых церквей, 11 часовен, 2 женских монастыря (Христорождественский и Екатерининский), католический костел, мусульманская мечеть и еврейская синагога.

Основными доминантами культурного ландшафта Твери являются православные храмы. Среди них особое место занимает Успенский собор несохранившегося Отрочь монастыря.

Успенский собор расположен в Заволжье, на левом берегу Волги при устье реки Тверцы, на небольшой площади перед речным вокзалом, сооружённым на месте снесённых монастырских зданий.

Успенский Отрочь монастырь, по преданию, основан в 1260-е годы отроком Григорием. Тверская легенда связывает основание монастыря с князем Ярославом Ярославичем и его второй женой княгиней Ксенией. Ксения – дочь простого причетника (служителя церкви низшего ранга) из села Едимонова, что находится в 40 км от Твери. Ксения была обручена с великокняжеским отроком Григорием и в скорейшем времени должна была выйти за него замуж. Однако великому князю и простой сельской девушке в одну из ночей приснился сон, в котором они увидели друг друга сужеными. После этого Ярослав Ярославич отправился посмотреть невесту отрока и с удивлением узнал в ней девушку, виденную им во сне; узнала своего жениха и Ксения. В тот же день состоялось венчание пары, указанной перстом Божиим, а Григорий в тоске принял монашеский чин и поселился на левом берегу Волгни, в лесу, у места впадения в Волгу Тверцы. Именно на этом месте появился позднее монастырь, названный Отрочь.

В тоже время была сооружена деревянная Успенская церковь, вместо которой впоследствии возвели каменный собор. Большинство исследователей датируют его последней четвертью XIII века и считают, что храм был заложен как трёхапсидный, но в ходе строительства осуществлён с одной апсидой. На рубеже XV-XVI веков в монастыре, возможно, появились и другие каменные постройки: во время археологических раскопок 1986 года здесь были найдены терракотовые плитки с рельефным растительным орнаментом, характерные для этого периода.

В XVI веке монастырь служил местом заточения видных опальных лиц, в том числе учёного Максима Грека и ярого противника Ивана Грозного митрополита Филиппа. В начале XVII века в монастыре кроме каменного собора, согласно описи, существовали тёплая церковь Петра Митрополита с трапезной, деревянные колокольня, настоятельские и братские кельи, а так же полуразвалившаяся каменная палата с погребами возле ворот. Окружала его деревянная ограда с двумя воротами: Святыми со стороны Тверцы и другими со стороны города.

К началу XVIII века собор сильно обветшал и по инициативе тверского митрополита Сильвестра Крайского в 1722 году возведён заново на средства монастыря и местного купца И. Корыхалова. Все постройки монастыря, за исключением Успенского собора, в 1932-38 годах были снесены.

Успенский собор – интереснейший тверской храм послепетровского периода, в архитектуре которого своеобразно переплетены западнорусские формы и черты нарышкинского стиля. Росписи сохранилась фрагментарно – имеются многочисленные осыпи красочного слоя, цветовая гамма искажена. В настоящее время почти все композиции выдержаны в зеленовато-коричневых тонах. Этот собор - у никальное для Твери произведение в стиле барокко, где изображения отдельных святых напоминают парсунные украинские портреты.

Старейшим храмом Твери является Троицкая церковь или, как ее еще иначе называют, собор Белая Троица. Он был построен в 1564 году на средства купца Гавриила Андреевича Тушинского, происходившего из числа тех московских купцов, которых при Иване Грозном переселяли в другие города. Предполагают, что строил Белую Троицу Гавриил Дмитриевич Маков, который тремя годами позже возвел собор Свенского монастыря под Брянском.

На южной стене храма частично сохранилась надпись на древнерусском языке, повествующая о сооружении Белой Троицы:

«Лето 7072 совершен бысть сии храм во имя Живоначальныя Троицы месяца августа 15 при благоверном царе Великом князе Иване Васильевиче и всея России и при епископе Акакии Тферьскомъ замышлениемъ и строением раба Божия Гавриилъ Андреева Тоушиньского».

Первоначально храм имел 1 или 3 главы, а к 1584 году стал семиглавым. В конце XVIII века облик изменился – окна были растесаны, боковые порталы переделаны в окна, установлен новый иконостас, стены оштукатурены и расписаны стены. В конце 70-х годов XVIII века был пристроен придел в честь преподобного Ефрема Новоторжского, основателя Борисоглебского монастыря в Торжке. Второй придел – во имя святителя Арсения, епископа Тверского, и мученицы Татьяны – возвели у северо-западного угла церкви уже в 60-х годах XIX века. В то время так же, как и сейчас, храм окружала ограда, имевшая несколько ворот.

Под главами храма имеются 2 свода, между которыми над алтарями устроены 3 потайных помещения. Они предположительно предназначались для сохранения церковной утвари и книг во время вражеских нападений. По преданию, они служили и убежищем для горожан во время польско-литовского нашествия.

В средневековье вокруг Троицкой церкви существовало кладбище.

После того как в 1777 году был выполнен план регулярной застройки Затьмацкой части Твери, Белая Троица оказалась недалеко от границы города, у Старицкой заставы. Позже градостроительные планы изменились, между городской границей были разбиты несколько кварталов, и церковь таким образом стала практически центром Затьмачья. Вокруг храма сформировалась Троицкая площадь, которую пересекли 2 улицы. Ту, что шла в сторону Кремля, назвали Троицкой. Троицким назван и переулок, ведущий к Волге.

С храмом Белая Троица связано несколько старинных преданий. Одно из них рассказывает о существовании подземного хода длиною до 250 сажен, в котором жители города прятали свое имущество и укрывались сами во время набегов неприятелей. Однако уже в XIX веке исследователи говорили о том, что это только красивая легенда.

В настоящее время в соборе находятся мощи святого Макария Калязинского, основателя Троицкого Калязинского монастыря, а также особо чтимые иконы Живоначальной Троицы и Николая Чудотворца и икона мученицы Татианы с частицей мощей. Иконостас, сохранившийся в церкви, датируется XVIII веком, а настенная живопись была выполнена в конце XVIII – начале XIX века.

Белая Троица – единственный храм в Твери, который ни разу не закрывался в советское время.

В середине XVIII века во всех посадах Твери были построены новые каменные храмы. Все они принадлежали к характерному для Твери типу восьмерик на четверике, но в отличие от памятников предшествующих лет, церкви XVIII века тяготели к барокко, хотя и сохраняли отдельные реминисценции более ранних лет. Среди них особое место занимает церковь великомученицы Екатерины.

Этот великолепный храм стоит при слиянии Тверцы и Волги. В начале XVIII века здесь на этом месте находились три ветхие деревянные церкви: Троицы, Николая и Екатерины. Последняя просуществовала до 1774 года, когда вместо неё, по благословению архиепископа Платона, была сооружена нынешняя церковь Екатерины с небольшим Никольским приделом. Строилась она с 1774 по 1781 год.

По преданию, императрица Екатерина II пожертвовала на постройку храма 500 рублей. В 1806 году Екатерининская церковь была расширена – по проекту губернского архитектора А.А. Трофимова: с юга был пристроен придел в честь Рождества Иоанна Предтечи и иконы Божьей Матери «Умиление». 19 октября 1813 года он был освящён.

Затем стены храма украсили росписью, а к церкви пристроили паперть.

В 1-й половине XIX века на южной границе церковного участка, обращённой к Волге, возведена кирпичная ограда с угловыми башнями и воротами, перестроенная во 2-й половине XIX века в лавки и церковную сторожку.

Рядом с храмом возвышалась трёхъярусная колокольня. Её верхняя часть была разрушена во время военных действий в 1941 году, а затем колокольню разобрали до первого яруса.

В советский период на территории церкви размещались гараж, мастерская, склад. Настенные росписи были утрачены. Ради хозяйственных нужд была изменена даже внутренняя планировка храма.

В декабре 1989 года Екатерининская церковь вновь стала действующей, хотя в это время основную храмовую и алтарную часть занимало госучреждение.

В 1996 году Екатерининская церковь, ранее относившаяся к Оршину женскому монастырю, преобразована в Свято-Екатерининский женский монастырь.

В 2001-2002 годах были восстановлены утраченные в XX веке верхние ярусы колокольни, но с изменением первоначальных пропорций и упрощением деталей. К настоящему времени не сохранились башни ограды; частично сбит лепной декор на фасадах; утрачены росписи в храме.

Все здания комплекса кирпичные, оштукатуренные, с деталями из белого камня. Они образуют своеобразный ансамбль с приходским храмом, в стиле барокко и более поздними строениями в стиле классицизма, играющий исключительно важную роль в панораме Затверечья.

Церковь Великомученицы Екатерины – один из замечательных образцов культовой архитектуры Твери последней четверти XVIII века в стиле барокко, с оригинальными пристройками в формах классицизма.

Одним из главных храмов Твери является Вознесенская соборная церковь. Она расположена в центре города Твери, на пересечении улицы Советской с Тверским проспектом. Она играет важную роль в окружающей застройке. Северным фасадом выходит на Советскую, а западным – на проспект. В конце XVI-XVII вв. здесь стояли две деревянные церкви: Вознесения (холодная) и Богоявления (теплая); последняя сгорела в 1725 году, а ее престол был перенесен в Вознесенскую в качестве придела. В 1747 году ее уничтожил пожар и в 1749-51 гг. на средства прихожан выстроили каменный одноименный храм с приделом, пострадавший от огня в 1763 году и восстановленный в 1768 году.

Строительство нового храма было осуществлено губернским архитектором И.Ф. Львовым в 1826-36 гг. Строился он на средства купцов И.Ф. Татаринцева и Ф.Н. Боброва.[31] Главный престол дал название и всему собору. Южный предел посвящен Богоявлению Господню, а северный – преподобным Антонию и Феодосию Печерским.

По словам очевидцев, храм выглядел просто величественно. При строительстве нового храма была частично использована кирпичная кладка здания XVIII века (фрагменты стен юго-западного угла основного объема), а также оставлена старая колокольня. Главный вход в храм, который выходит на современный Тверской проспект, оборудовали подиумом со ступенями. Для отделки был использован белый камень. Его использовали при строительстве колонн, карнизов, цоколя, ступеней храма и колокольни. Работа старицких каменотесов вызывала восхищение. Храм был выкрашен охрой, детали декора побелены. Чтобы северный фасад органично вписался в регулярную застройку, ему придали парадный облик. Заново был сделан иконостас. Иконы писались тверскими живописцами Пешехоновым, Сухоревым, Садовниковым. В 1879 году в церкви случился пожар. В результате в начале XX века были проведены реставрационные работы[32]. В 1902-03 гг. по проекту губернского архитектора В.И. Назарина надстроен верхний ярус колокольни.

Так формировался облик одного из лучших в Твери памятников культового зодчества в стиле позднего классицизма, который отличают монументальность и величественность архитектурного облика.

В 1930-х гг. храм был закрыт и долго использовался как склад. В 1936 году здание передали областному краеведческому музею, а в последние десятилетие советской власти здесь располагалась промышленная выставка. В 1972 году под руководством архитектора А.И. Кустова была проведена реставрация здания. Тогда внутри были сделаны междуэтажные перекрытия и перегородки, настенные росписи забелены.

Богослужение в Вознесенской церкви возобновились в Рождество в 1993 году. В этом же году она была возвращена епархии и стала соборной. Новые реставрационные работы проведены в 1990-х годах архитекторами Г.П. Лебедевой и А.В. Прохоровым.[33]

С июля 1994 года возобновлен и крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери из Христорождественского монастыря в собор Вознесения Господня.

Тихвинская икона Божьей Матери и икона Божьей Матери «Тучная гора» являются святынями храма. Обе иконы – новонаписанные.

По преданию, Тихвинская Богоматерь была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В V веке она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, где для нее построили Влахернский храм. За 70 лет до взятия турками Константинополя икона покинула храм и в 1383 году явилась чудесным образом над водами Ладожского озера. Явление ее видели рыбаки. Но недолго простояла икона на воздухе и вскоре унеслась вдаль. На месте ее явления поставили часовню. Вскоре образ обнаружился у деревни Моченицы, у реки Тихвины, затем чудотворная икона явилась на реке Кукове. Здесь отслужили молебен и решили поставить на реке храм. Но наутро икона исчезла, и обнаружена была на расстоянии 90 саженей, вместе с основанием под храм. деревянный храм во имя Ее Преславного Успения построили на левом берегу реки Тихвины. Много чудес явила Пресвятая Богородица через Свою Тихвинскую икону, но наиболее замечательным явилось спасение Тихвинской обители от нашествия шведов в 1613 году, после которого икона Тихвинской Божией Матери стала почитаться национальной святыней.
Празднование в честь иконы Божией Матери Тихвинской совершается 9 июля (26 июня по старому стилю).

Она хранилась в Тихвинском монастыре, а по России распространилось большое количество списков с этого первообраза, и многие из них прославлены чудесами. Один из таких списков и находится в Вознесенском соборе.

Икона Божьей Матери «Тучная гора» также является тверской святыней. На иконе Богоматерь изображена на полукруглой возвышенности; на левой руке Она держит Предвечного Младенца, благословляющего десницей. Глава Ее украшена короной, а в правой руке – небольшая гора, на которой виден верх храма с куполами и крестами.

История иконы восходит к XVII веку, когда тверской горожанин, сын крещеных татар, Косма Волчанинов с помощниками проводил ремонт в одном из тверских монастырей. Работы были выполнены с отличным качеством, и во многих местах их объем даже превышал то, о чем первоначально договаривался Косма с настоятелем монастыря. Видя столь похвальное усердие Волчанинова настоятель решил отблагодарить подрядчика и предложил Косме выбрать себе в подарок какую-либо монастырскую икону. Волчанинов выбрал «Тучную гору». Как великую святыню Косма Волчанинов принес икону домой, где позже, завещал своим потомкам почитать эту икону, и в тот момент, когда не останется в его роде наследников по мужской линии передать ее в храм Божий. Но при внуке Козмы икона была забыта и вынесена на чердак.

Вскоре в доме возникла рознь. Невестка внука терпела от мужа оскорбления и побои и решила наложить на себя руки. Она задумала уйти в баню и удавиться. Выбрала минуту, когда все домашние были заняты делами, и вышла из дома. Но вдруг перед ней явился монах. «Куда ты идешь, несчастная», - сказал он строго, - «воротись назад, помолись Божьей Матери «Тучной горе» - и жить тебе будет хорошо и покойно». Действительно, невестка обрела спокойствие, и в их семье наступил мир. Нынешнее празднование иконе Божией Матери “Тучная гора” совершается в память избавления невестки Волчанинова.

У Волчаниновых икона хранилась более 150 лет. Когда же мужская линия наследников прекратилась, образ перешел к единственной наследнице – Екатерине Волчаниновой, вышедшей замуж за Георгия Коняева. В доме Коняевых всенощная перед чудотворным образом совершалась не только 24 марта, как прежде у Волчаниновых, но и 7 ноября. На поклонение иконе в их дом приходило с каждым годом все большее и большее количество богомольцев. Особенно часто приходили матери с больными детьми, которые неоднократно получали исцеление при помазании их елеем из лампады. Перед иконой постоянно теплились три лампады; благодарные почитатели украсили ее серебряной вызолоченной ризой.

Когда в 1863 г. в Смоленской кладбищенской церкви было решено устроить придел для служения ранних литургий, туда явился старец Коняев и просил устроить еще один придел - во имя иконы Божьей Матери “Тучная гора”. “У меня в доме, - сказал он, - эта икона находится более 50 лет; я теперь стар, сыновей у меня нет. Для иконы же лучшее место - в храме Смоленской Божьей Матери, потому что место, на котором устроена эта церковь, в старину называлось “горой”, как самое высокое место городской части. На этой горе в прежнее время жители спасались от наводнений. Пусть же Царица Небесная “Тучная гора” почивает Своей благодатью на этой горе и покрывает всех, здесь погребенных, Своей милостью”. Его просьба была исполнена. Постройка второго предела в честь чудотворного образа завершилась в 1866 году 95-летний старец Коняев имел счастье своими руками принести с Крестным ходом туда икону.
На протяжении трех предреволюционных столетий икона Божьей Матери «Тучная Гора» многократно являла многочисленные чудеса. Ее брали в дома благочестивых граждан. К ней приносили детей для исцеления, с нее делали списки, которые в свою очередь тоже оказывались благодатными. К сожалению, после закрытия Смоленского храма икона исчезла. Но не исчезла память об иконе «Тучная Гора». По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора в 1993 году был написан список иконы «Тучная Гора» и возобновлено торжественное почитание этой иконы. Память св. иконе Божией Матери «Тучная Гора» отмечается трижды: 16 июля в честь освящения престола, 24 марта в честь первого чуда от иконы и 7 ноября по древнему обычаю.

Среди святынь особо почитаются хранящиеся в соборе мощи святого великомученика архиепископа Тверского Фаддея, расстрелянного НКВД 31 декабря 1937 года. 29 декабря 1994 года состоялось торжественное перенесение мощей священника архиепископа Фаддея.

При соборе уже не один год действует паломническая служба, предлагающая поездки к православным святыням и существует Воскресная школа, где ученики изучают Закон Божий, историю РПЦ и церковнославянский язык. А также функционирует детский церковный хор и кружок художественной выставки.

К наиболее хорошо сохранившимся памятникам классической культовой архитектуры в Твери относится Церковь Трех Исповедников. Ее композиция демонстрирует элементы нескольких стилей – барокко, классицизма и ампира.

Воскресенская церковь с приделом трех исповедников – Гурия, Самона и Авива (покровители супружества, брака и семьи) – была построена в 1728-1731 годах на средства купца Г.Седова. Тогда же были обновлены фасады храма и трапезной. Первоначальная композиция храма состояла из основного объема типа восьмерик на четверике с крупной, лишь слегка суженной полукруглой апсидой, прямоугольной трапезной с сильно выступающим северным приделом, а также колокольни (сохранились только 2 нижних яруса-четверика).

В 1930-х годах разобраны верхние ярусы колокольни: квадратный ярус звона и небольшой восьмерик-резонатор, увенчанный купольной кровлей со шпилем. Тогда же были утрачены иконостас и настенная живопись в интерьере.

В 1815-1822 годах на средства городского головы Е.Зубчанинова по проекту К.И.Росси был возведен южный придел (во имя Божьей Матери «Взыскание погибших») в стиле ампир. Это одна из самых ранних работ прославленного русского архитектора. В результате данной перестройки более поздний массивный прямоугольный придел целиком закрыл южный фасад четверика храма, который оформлен монументальным портиком с 4 трехчетвертными каннелированными колоннами римско-дорического ордера. Перед южным приделом сильно выступает открытая паперть с белокаменной площадкой и литыми чугунными ступенями.

В итоге храм с характерной для середины XVIII века композицией и декором в духе нарышкинского барокко переделан в классическом стиле; пристроенный придел выполнен в стиле ампир.

В настоящее время церковь Вознесения возвышается посреди площади-«кармана» – одной из трех, устроенных по регулярному плану на левом берегу Волги и открытых в сторону реки, и является одной из главных архитектурных доминант в панораме Заволжья.

В Твери не только возрождаются к жизни старые храмы, но и строятся новые.

В 2002 году близ устья Тьмаки там, где находился древний Федоровский монастырь, была воздвигнута Церковь Святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского. Инициатором сооружения стал тогдашний глава города Белоусов А.П.(1947-2003). Проект храма был разработан архитекторами А.Ю.Барковским и В.В.Курочкиным. Храм стал украшением города. Он выстроен в древнерусских традициях: небольшой, с одной главкой, увенчан закомарами, фасады расчленены лопатками. Храм напоминает знаменитую церковь Покрова на Нерли. Очень символично месторасположение храма – на острове Памяти, близ обелиска. Он словно горящая свеча, знак молитвенного обращения к Богу о душах павших за Родину.

Храмы и соборы Твери – этот не только хорошо сохранившиеся памятники архитектуры разных эпох. Тверские храмы издревле были источниками веры, надежды, спасения для тех, кто нуждался в помощи. Вручая в последний час свою душу Господу, тверитянин наверняка перебирал в своей памяти обличья родной земли с тем же вниманием и любовью, с какими он вспоминал милых сердцу людей[34]. Хочется надеяться, что традиции православия в Твери и любви к родному городу не угаснут еще долгое время, а тверские храмы будут по-прежнему сиять золотом куполов даже на фоне серого пасмурного неба.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)