|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 4. Формирование архитектурного облика Твери
В средние века главным формирующим элементом городской планировки был кремль. В Твери кремль приобрел законченные очертания к 1317 г. На протяжении всей истории Тверского княжества он оставался деревянным. «Больший град кремль» занимал площадь примерно в 19 га. Протяженность его стен составляла чуть менее 2 км – 1800 м. Северная граница тверского кремля определялась Волгой, западная и юго-западная - Тьмакой. С востока вдоль крепостного вала был прорыт ров, остатки которого и ныне можно видеть в городском саду – он проходил от Волги к современному Дому офицеров. Ширина рва составляла 27 саженей, то есть около 55 метров. В сочинениях иностранных путешественников о Москве XVI века есть упоминание и о Твери. К 1517 году относится труд польского историка Матвея Меховского, а к 1523 г. – письмо голландского ученого Альберта Компензе к римскому папе. По их наблюдениям, Тверь – большой и населенный город. «Город Тверь при знаменитой реке Волге весьма обширен и гораздо пространнее и великолепнее самой Москвы»[16]. И действительно, со стороны Волги Тверь, вытянувшаяся по ее берегам, не только выглядела внушительно, но и была живописной. Высокие зеленые валы кремля, стены и башни с шатрами, отражавшиеся в волжской воде, дворы, утопающие в зелени – все это видели путешественники, проезжая по Волге. На кремлевских валах располагалось 18 бревенчатых башен. Они именовались либо по особенностям расположения (Наугольная), либо по близлежащему храму (Никольская) или сооружениям (Мельницкая). Уже в конце XVI века Тверь по величине посадов занимала одно из первых мест среди городов Подмосковья. Самым многолюдным в то время был Загородный посад. По главной улице его проходила Большая Московская дорога. Она совпадала с направлением нынешней улицы Радищева и шла к мосту через ров у Владимирских ворот кремля. На месте нынешней Тверской площади находилась торговая площадь с гостиным двором и торговыми рядами. Около лавок стояли две харчевые избы и государев кружечный двор, где торговали пивом и вином. Вдоль городского вала от рынка и до Волги стояли кузницы. На месте ул.Рыбацкой была рыболовная слобода, за ней, на ул.Салтыкова-Щедрина, находилась Ямская слобода, где жили ямщики. Загородному посаду не уступал и Заволжский посад. В самом устье Тверцы здесь с XIII века стоял Отрочь монастырь, владевший огромным количеством земель и пользовавшийся особым покровительством тверских князей и воевод. В первой половине XVIII века Тверь сохраняет положение провинциального города. Перемены в ее архитектурном облике незначительны: богатые горожане возводят каменные строения складского назначения; на пожертвования купечества сооружаются каменный церкви; ремесленники обзаводятся мастерскими. В начале XVIII столетия, во время Северной войны, Тверь как важный стратегический пункт на пути к Москве была укреплена. В 1707г. Петр І посылает сюда инженера и математика Леонтия Магницкого, под руководством которого были произведены большие работы по углублению рва, укреплению валов и ремонту городских стен. В 1727 году Тверь вошла в состав Новгородской губернии. С этого времени, в период, предшествующий регулярной застройке города, здесь активизируется каменное строительство: на вклады купцов возводятся посадские и монастырские храмы, появляются первые каменные жилые здания. В кремле строятся новые палаты «для приказу» князя А.Д. Меньшикова; в 1739 году закладывается каменная соборная колокольня, возводится здание канцелярии, воеводского и комендантского дворов. Но особенно активно велось культовое строительство. Так, в первой половине XVIII века в Твери появилось 5 новых храмов. В Заволжье они расположились вдоль всего фронта набережной и заканчивались на стрелке Волги и Тверцы комплексом Отроча монастыря. В Затверечье поворот набережной фиксировала деревянная церковь Екатерины. В правобережье центром композиции являлся величественный комплекс бывшей крепости, визуально и планировочно объединенный с расположенными на его территории храмами. При общей законченности композиции пространственная структура Твери была достаточно живописна. Застроены были более высокие сухие места, а земли вдоль Тьмаки и Лазури, Буханского и Исаевского ручьев оставались свободными, сохраняя внутригородской природный ландшафт. Жилые дома во всех частях города были в основном деревянными одноэтажными, по существу, сельского типа. Яркую характеристику застройки Твери середины XVIII века дал в своей «Летописи о событиях в Твери» купец Михаил Тюльпин: «Строение было все деревянное и простое, и строилось вдоль двора. Строение было не ровное и не прямое, по старине – кто как построил; иной двор вдался, другой выдался, а иной накось, от чего улицы кривые были, да и самая большая дорога также кривая была…»[17]. Тюльпин описал и несколько каменных купеческих домов - двухэтажных с небольшими окнами и железными входными дверями. К 1763 году в Загородье насчитывалось примерно 18 каменных гражданских построек, но лишь около половины из них были достаточно крупными жилыми зданиями, остальные представляли собой хозяйственные сооружения. Эти дома стояли в основном в ближних к кремлю кварталах, а также на берегу Волги. Так Тверь дожила до очередного потрясения – страшного пожара 1763 года. Пожар вспыхнул утром 12 мая и продолжался не более 4 часов. Сильный северо-западный ветер быстро разнес пламя по городу, и деревянная Тверь – от кремля вплоть до Загородного посада – за короткое время стала пищей огня. Пожар 12 мая 1763 года, начавшийся в архиерейском доме, уничтожил фактически всю застройку кремля и Загородского посада, где сгорело 852 двора из 900. От огня также пострадали большинство церквей и общественных зданий. Бедствие, постигшее город, оказалось настолько ужасающим, что был принят именной указ, которым предписывалось «погоревшим в Твери жителям … учинить к вспоможению всевозможные способы»[18]. Регулярной планировке и застройке Твери придавалось особое значение как одному из первых крупных деяний императрицы Екатерины ІІ, недавно взошедшей на престол. Ответственным за организацию строительства города был назначен смоленский генерал-губернатор В.В.Фермор. Непосредственное руководство всеми работами на месте в 1763-1768гг. осуществлял коллежский советник Федор Борисов. Для быстрейшего восстановления города был принят ряд беспрецедентных мер государственной финансовой поддержки. На 10 лет из казны была выделена гигантская по тем временам сумма в 100 тысяч рублей на постройку погорельцам, с которой не взимались проценты. Кроме того, на другие 100 тысяч рублей решено было заготовить материалов для каменного и деревянного строительства. Пострадавшие от пожара жители на 3 года освобождались от подушной подати, а неспособным работать бесплатно выдавался хлеб[19]. В соответствии с указом Сената от 16 мая 1763 года в Тверь был отправлен ученик Д.В.Ухтомского Петр Романович Никитин, один из лучших московских зодчих того времени, обладавший большим опытом восстановления городской застройки. Вместе со своими помощниками Иваном Парфентьевым, князем Николаем Мещерским и Петром Бартеневым Никитин снял план выгоревшей части города и зафиксировал уцелевшие строения. 10 июня этот план был отослан в Петербург на рассмотрение И.И.Бецкому, главному директору «Канцелярии от строений» и члену «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы», которая впоследствии руководила всем процессом регулярной перепланировки городов. 14 июля 1763 года И.И. Бецкой в записке «О постройке города Твери» сформулировал основные принципы регулярной реконструкции городов и подчеркнул, что Тверь должна стать примером для других городов: «дабы оный город не только прочим в расположении и красивости не уступал, пользу и безопасность жителям приносил, но впредь для переустройства и других городов образцом быть мог»[20]. В своей записке Бецкой провозглашал правила, которыми следует руководствоваться при застройке Твери: «При построении домов должно наблюдать три правила: твердость, способность и красивость, город в большом есть то же самое, что и дом в малом»[21]. В Твери, по его мнению, следует «оставить по-прежнему старый вал и крепость, которая с малым иждивением приведена быть может в состояние; в крепости оной построить должно дома для воеводы и его канцелярии, казармы для гарнизона, площадь для экзерциции, госпиталь с аптекою, почтовый двор и другие почтовые здания, помощью шлюзов можно поднять воду из малой реки Тьмаки так, чтобы сия сторона в безопасности была от нападения, а Волга бы защищала третью сторону»[22]. В последнем рассуждении интересно то, что Бецкой считал необходимым сохранить в определенной степени фортификационные сооружения тверского кремля. Большое внимание в записке уделяется общему характеру улиц и жилой застройке. «Регулярство, предлагаемое при строении города, требует, чтобы улицы были широки и прямы, площади большие, публичные здания на способных местах и прочее; все дома, в одной улице стоящие, строить надлежит во всю улицу с обеих сторон до самого пересечения другой улицы, одною сплошною фасадою…»[23]. Одновременно оговаривалась высота зданий в центре города: «… строить сперва городские дома в главных улицах о трех, а прочие о двух и двух с половиною жильях (т.е. этажах)»[24]. Требование строить каменные дома «сплошной фасадой» касалось только центральной парадной части города, для других частей допускались деревянные. Записка «О постройке города Твери» и деятельное участие ее автора в составлении плана реконструкции кремля и образцовых проектов домов позволяют считать И.И.Бецкого одним из главных авторов проекта перепланировки и застройки Твери на первом этапе восстановления города[25]. Именно под его руководством был создан первый регулярный план Твери, включивший кремль и Загородский посад с Предместьем и Ямской слободой. Этот неизвестный нам план был составлен в Петербургу и поднесен Бецким Екатерине II, которая назвала его «весьма хорошим и удобным». Интересно, что императрица, хотя и считала кремлевские укрепления излишними, все же согласилась оставить их, так как «скорее старое поправлять можно, нежели срыть и засыпать»[26]. Вероятно, на основе первого регулярного плана Твери был составлен (очевидно П.Р.Никитиным) план центральной части Загородского посада, впоследствии названного Городской частью. В нем было сохранено ключевое значение кремлевского ансамбля в новой структуре города. При этом бывший Загородский посад получил совершенно новую регулярную планировку, в которой были соединены прямоугольная система разбивки улиц с трехлучевой композицией. Вся территория Городской части покрывалась сеткой улиц, параллельных и перпендикулярных Волге, а в средней части на нее накладывались три луча или так называемый «трезубец», обращенный в сторону кремля. Это проект вызвал, однако, критику со стороны В.В.Фермора. По его указанию был составлен другой проект, который, несмотря на ряд преимуществ практического характера, сильно уступал первому проекту в отношении художественно-градостроительных достоинств и не связывал в единую систему новый город и кремль. Вместе с новым планом были составлены и новые проекты жилых домов. Для центральной части города предлагались два варианта каменных двухэтажных зданий: «сплошной фасадой» и с разрывами между домами, заполненными сдвоенными воротами. Эти проекты, безусловно выполненные Никитиным и его помощниками, во многом тяготели к традициям московской архитектуры барокко середины XVIII века, характерной для школы Ухтомского, но в то же время в них отразились и черты нового стиля – классицизма (единообразие фасадных композиций, четкий и лаконичный силуэт, более строгие формы декора и т.д.). Новые план и образцовые проекты жилой застройки были посланы Екатерине II 9 сентября 1763 года. При этом Фермор просил удовлетворить просьбу тверских горожан «домы не под одну кровлю сряду строить, но отделить оные воротами для въезду. Сплошным фасадом строить для тверских жителей, по их состоянию и промыслу, неспособно, а ежели между дворами проезжие ворота оставлены и у каждого дома брантмауры с двух сторон поделаны будут, то жителям больше выгодности, а от пожарного случая меньше опасности будет». Мнение В.В.Фермора, однако, было признано императрицей необоснованным, а новые план и проекты были отвергнуты. 3 октября Екатерина II в письме Фермору велела производить застройку Твери по прежде утвержденному проекту[27]. Окончательный проект соединял в себе многие элементы обоих предшествующих вариантов плана Твери. Трехлучевая система, исходящая от полуциркульной площади, была сохранена как основа всей композиции. На главной оси трехлучия были запланированы четыре площади. Это расположенная в центре предместья (при пересечении современных ул.Советской и Салтыкова-Щедрина) восьмиугольная Торговая площадь, полуциркульная площадь (впоследствии Почтовая, ныне Советская пл.), так же восьмиугольная Фонтанная площадь (ныне пл.Ленина) в центре основной части Загородья и обширная Красная площадь (восточная часть современного городского сада) перед валами кремля. В целом площади разной формы должны были открываться перед зрителем по мере его движения по главному проспекту города, подобно анфиладе зал[28]. Первые регулярные планы для трех заречных посадов, которые вскоре стали называться Заволжской, Затьмацкой и Затверецкой частями, были разработаны в начале 1770-х годов. Автором их также был Никитин. Территория Заволжской части в соответствии с течением Волги и Тверцы получила форму, близкой Г-образной, и была разделена четкой сеткой взаимно перпендикулярных улиц. При этом учитывалась реальная топография местности: строгую геометричность планировки нарушал пересекавший Заволжье Буханский ручей, впадавший в Тверцу. Две самые широкие улицы шли вдоль (современная ул.Горького) и поперек (ул.Зои Коноплянниковой) Волги. Парадную часть Заволжья формировала набережная Волги с довольно равномерным ритмом приходских церквей и храмов Отроча монастыря. Вокруг трех издавна стоявших вдоль набережной церквей проектировались прямоугольные площади – «карманы», открытые к Волге. Напротив наплавного моста у церкви Воскресения (Трех исповедников) устраивалась самая крупная площадь. Две другие, располагавшиеся в западной части Заволжья, носили подчиненный характер. На одной из них стояла Вознесенская церковь (пл.Мира), на другой – церковь апостола Филиппа (по оси современной ул.Благоева). Для осуществления проекта регулярной планировки города и его застройки была создана «Контора строения города Твери» под руководством Ф.Борисова с «архитектурной командой», которую возглавил П.Р. Никитин. В разные годы в нее входили Петр Обухов, Матвей Казаков (впоследствии прославленный зодчий), князь Николай Мещерский, Василий Поливанов, Иван Парфентьев, Егор Иванов, Лука Ковалев, Илья Колмаков, Михаил Тихменев и Иван Миронов[29]. Застройка города была начата уже в середине 1760-х годов. Плоский, равнинный ландшафт центра Твери стал почти идеальной творческой лабораторией для градостроительных экспериментов П.Р.Никитина. Своим парадным фасадом обновленный город оборачивался к Волге, где в конце XVIII века возник редкостный по степени внутреннего единства композиции ансамбль зданий набережной. Тверитянам предложили строить дома вплотную друг к другу, то есть следовать определенному в плане принципу «единой фасады». Однако инициаторы предложения натолкнулись на активное сопротивление тверских купцов. Купечество не желало нарушать привычного уклада, при котором каждая городская усадьба была изолирована от соседней. Закончилось все тем, что от сплошной застройки отказались везде, кроме центральной улицы и набережной. В 1760-70-е годы в центре Кремля вырос новый архиерейский дом, который Екатерина своим указом сделала императорским дворцом. Грандиозные изменения, происшедшие с городом после пожара 1763 года, стали видны уже в конце столетия. Для того чтобы оценить масштабы этих изменений, достаточно сравнить два плана города – до и после регулярной застройки. При генерал-губернаторе Георге Ольденбургском[30] активное участие в благоустройстве Твери принимал архитектор К.И.Росси, впоследствии знаменитый зодчий. Наиболее важной его работой явилась перестройка Путевого дворца. Росси придал творению Казакова более строгий и величественный вид, отвечающий духу классицизма В результате осуществления регулярной планировки в конце XVIII века Тверь стала одним из самых красивых и благоустроенных городов России. Это был первый опыт коренной перепланировки провинциальных городов Российской империи при Екатерине II. Твери стала первым городом, где градостроительные принципы Нового времени, проверенные при строительстве Петербурга, были осуществлены в совершенно иных условиях, которые определялись сохранившейся средневековой иррегулярной структурой. Как оценка преображенной Твери возникла поговорка «Тверь-городок – Петербурга уголок». В письме к своему постоянному корреспонденту и личному другу Гримму Екатерина II писала, что в России «Тверь после Петербурга наиболее красивый город». Благодаря великим мастерам Тверь и сейчас имеет неповторимый архитектурный облик, отличающий ее от других областных центров. Если архитектура – это «застывшая музыка», то над Тверью уже более двух столетий звучит симфония Петра Никитина и Матвея Казакова. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |