АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Синтаксические средства

Читайте также:
  1. II.3 Языковые средства французской рекламы
  2. X. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ИНОЕ ИМУЩЕСТВО КПРФ
  3. XIV. Средства Товарищества
  4. Авиационные управляемые средства поражения
  5. АВТОКОСМЕТИКА, СРЕДСТВА ДЛЯ УХОДА ЗА АВТОМОБИЛЕМ
  6. Анализ обеспеченности оборотными средствами
  7. Антипротозойные средства.
  8. Аппаратные средства цифровой фотограмм
  9. Аппаратура, оборудование, средства измерения, сырье, материалы, реактивы
  10. Базовые средства манипулирования данными в языке SQL.
  11. Безвозмездная передача. Основные средства, полученные в дар
  12. Беседа двадцать четвертая. О кино и других технических средствах

Авторская пунктуация — это постановка знаков препина­ния, не предусмотренная пунктуационными правилами. Автор­ские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них авто­ром. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставление: Рожденный ползатьлетать не может, либо особо выделяет вторую по­сле знака часть: Любовьглавнее всех. Авторские восклица­тельные знаки служат средством выражения радостного или го­рестного чувства, настроения.

Анафора, или единоначатие — это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

Антитеза — стилистический прием, который состоит в рез­ком противопоставлении понятий, характеров, образов, создаю­щий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явле­ния, образы и т. д.

Восклицательные частицы — способ выражения эмоцио­нального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста: О как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!.

Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношение автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищенно): Безобразное отношение! Как можно не беречь счастье! Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию: Сбережем свою душу как святыню!

Градация — стилистическая фигура, заключающаяся в по­следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравне­ний, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечестваберегите мир!

Инверсия — обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласо­ванное определение стоит перед определяемым словом, несогла­сованное — после него, дополнение — после управляющего сло­ва, обстоятельство образа действия — перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это ус­тановлено грамматическими правилами. Это сильное выразитель­ное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной ре­чи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!

Композиционный стык — это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения,

обычно заканчивающих его: Все сделала для меня Родина. Роди­на меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, ко­торой я горжусь.

Многосоюзие — риторическая фигура, состоящая в наме­ренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий: И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!

Парцелляция — прием расчленения фразы на части или да­же на отдельные слова. Ее цель — придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел.

Повтор — сознательное употребление одного и того же сло­ва или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т. д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

Присоединительные конструкции — построение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, ос­новную, отделяется от нее длительной паузой, которая обознача­ется точкой, иногда многоточием или тире. Это средство созда­ния эмоционального пафоса текста: Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встречающих. И слезы. И горечь утрат.

Риторические вопросы и риторические восклицания — особое средство создания эмоциональности речи, выражения ав­торской позиции.

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на при­теснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам?

Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство! Синтаксический параллелизм — одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью

автор стремится выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Матьэто начало всех начал. Мать — это чудо земное. Мать — это слово святое.

Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений по­могает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.

«Бинокли. Бинокли: Люди хотят быть ближе к Джоконде. Рассмотреть поры ее кожи, ресницы. Блики зрачков. Они будто ощущают дыхание Моны Лизы. Они, подобно Вазари, чувству­ют, что «глаза Джоконды имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека...а в углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса... И они это видят и слышат. И это не чудо. Таково мастерство Леонардо.» «1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж:. Дворец изящных искусств... В центральном зале экспозициитридцать пять картин великого романтика».

Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоцио­нальный пафос текста: Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шо­рох платьев. Тихие шаги.... Ни одного мазка,слышу я слова.Нет мазков. Как живая.

Эпифора — одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т. д.: Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь лю­бил тебя.

Ну что, теорию литературы повторил? А теперь вернемся к русскому языку и повторим знаки препинания при цитатах, ведь без цитат любое сочинение становится бездоказательным, обез­личенным. Цитирование — это один из приемов аргументации высказанной мысли.


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)