АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Замковый комплекс

Читайте также:
  1. II. Лесопромышленный комплекс РФ: современное состояние, перспективы развития.
  2. IV. СПИД - ассоциированный симптомокомплекс (пре-СПИД, САК)
  3. PR- специалист: комплексное описание профессии
  4. VII. Анальная эротика и кастрационный комплекс
  5. А) Додавання комплексних чисел.
  6. Агропромисловий комплекс
  7. Агропромышленный комплекс Украины: состав и размещение
  8. Аквакомплексы
  9. Алкоголь снимает комплексы и запреты
  10. Амнезия событий раннего детство и Эдипов комплекс 1 7
  11. Анализ издержек начинается с построения их классификаций, которые помогут получить комплексное представление о свойствах и основных характеристиках.
  12. Анализ комплексности хозяйства региона

Замок был заложен Радзивиллом Сироткой в 1583 году, на месте старого деревянного, построенного его отцом. На первом этаже строительство велось под руководством итальянского архитектора Яна Марии Бернардони, автора фарного костёла. Замок буквально возведён на костях крепостных. Это им мозолистыми руками насыпан 20-метровый искусственный холм, на котором возведены 1,5 метровые каменные стены замка. По углам валов, окружающих замок, располагались четыре бастиона. Они далеко выступали за периметр стен, Бастион отличали друг от друга по силе укреплений. Самые мощные – северный и западный – прикрывали въезд в браму. На бастионах замка насчитывалось 30 орудий.

Первоначально замок был со всех сторон окружён водой озёр и каналов. Попасть на его территорию можно только по разборному деревянному мосту, который в случае нападений врага убирали, замок тогда оказывался на островном положении, становился труднодоступной крепостью.

В эпоху средневековья замок поистине был неприступен. С тех сторон его окружала болотистая река Уша, с севера, вокруг замка – топкое болото. Да и сам замок опоясан глубоким рвом по четырём углам которого стояли артиллерийские бастионы, вооружённые пушками. В случае опасности поднимались раздвижные мосты. Их было два / и прерывалась связь с внешним миром.

И всё же замок захватывали враги. Не устоял он и перед натиском шведов. В Северной войне Радзивилы единственный раз выступили в качестве союзника России. Они были обязаны воевать со шведами как вассалы короля Августа Саксонского, и добросовестно выполняли свои обязанности до тех пор, пока Август не вышел из войны.

В марте 1706 года шведы под командованием подполковника Траутветтера, перейдя Нёман, разрушив Кареличи, Мир, двинулись к Несвижу. В городе находился тогда посланный Петром I гарнизон из 2000 казаков под руководством запорожского полковника Миклашевского. Шведы ударили по городским валам и взяли их. Казаки, находившиеся на Рыночной площади, начали обороняться. Часть их погибла, а часть спряталась в домах и костёлах, открыв такой огонь, что шведы вынуждены были отступить. Траутветтер, не имея возможности расправиться с о всеми казаками, приказал поджечь город. В пожаре погибли около 500 казаков. Выбегавшие из пламени попали в плен. Несвижский замок на этот раз взят не был.

Уничтожив и ограбив город, Траутветтер ушёл в направлении Ляховичей и под Клецком соединился с войсками возглавлявшими Карлом XI.

Умноженные шведами силы вернулись в Несвиж, чтобы взять замок. Последний был неплохо укреплён, необученных солдат было мало, весь гарнизон состоял лишь из двухсот человек. В замке прятались и горожане, спасавшиеся от шведов.

Карл XII предложил сдать замок. Они взорвали укрепления и бастионы, утопили пушки, разграбили городские монастыри и костёлы, перерыли Радзивиловскую усыпальницу.

Заново замок был отстроен в 20-е годы XYIII века. Фортификация его в корне меняется. Каменные бастионы и валы уступали место земляным, получившим в это время широкое распространение в Европе. Более дешёвые, они были и безопасными, при попадании орудийных ядер в каменные укрепления осколки камня ранили защитников замка. Более широкие земляные валы сохранились до наших дней.

Спустя сто лет в другую войну в усыпальнице побывали новые кладоискатели. В 1812 году князь Доминик Радзивил перешёл с полком Уланов на сторону французов. Остатки его войска, отступавшие обратно в Несвиж, были задержаны казаками возле Минска. С полком шло 50 подвод, гружённых добром, которое было награблено в Москве. Стремительно отступая с армией Наполеона, Доминик заехал в замок и дал указание коменданту отправить за ним основные сокровища замка. Но город вскоре заняли русские войска генерала Чичагова.

Комендант замка отправил вдогонку князю Доминику гонца с запиской о том, что люди Чичагова вывозят драгоценности, книги, а фамильные сокровища Радзивилов удалось спрятать. Через день после отъезда гонца поймали и расстреляли за связь с неприятелем, расстреляли и коменданта, а 60 пудов драгоценностей, спрятанных комендантом, не найдены до наших дней. Большая часть сокровищ, вывезенных Чичаговым, попала в императорский Эрмитаж, другие музеи. А некоторая часть книг из 20 тысяч томов, вывезенных из библиотеки, по настоящий день находится в составе Ленинградской публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина. О некоторых же ценных предметах, пропавших в 1812 году, сохранились лишь упоминания в документах и литературе. Так, исчезли восковые фигуры людей, отлитые с натуры, исчезли 12 апостолов, Радзивилы их закладывали, когда не хватало денег. Так, Доминик заложил одного в Западной Европе и купил все вооружение для полка, с которым он пошёл на Москву. Затем их выкупали. Одни историки пишут, что они оставались в замке, другие, что Доминик их вывез в Западную Европу. Радзивиллы считают, что Чичаговская Комиссия не вывезла их из замка, так как не нашла их.

Доминик погиб в Западной Европе.

Тело его не попало в усыпальницу. В это время Несвижем уже владел граф Витгенштейн, любимец Александра I. Витгенштейн женился на дочери Доминика Стефании, но удержать в своих руках Несвижскую ординацию не смог. Впоследствии родственники Радзивиллов, жившие в Германии и Австрии, нашли прямого потомка Сиротки, Антония Радзивилла, бывшего наместника прусского короля Великого княжества Познянского. Ему в 1814 году было передано все имущество Радзивиллов в Польше, Белоруссии и на Украине. Шестьдесят один год новые хозяева не жили в Несвиже. Им не было никакого дела до города, опустошенного пожарами в 1836 и 1843 годах.

Разрушился древний замок. Залы и комнаты пышного дворца утратили первоначальное назначение. Дело дошло до того, что рядом с архивом и библиотекой один из предприимчивых дворовых держал кроликов. В. Сырокомля, работавший тогда в канцелярии управляющего несвижским именем, с болью и возмущением писал о состоянии произведений искусства, оставшихся в замке. Прежде старинные портреты висели на стенах, украшенных богатыми коврами и огромными зеркалами. Но от этих украшений не осталось и следа. Уцелевшие полотна были свалены в зале на третьем этаже. «Сердце сжимается,-- писал поэт,-- глядя на произведения живописи, имеющие огромное художественное и историческое значение. Многие картины были без рам и подписей, небрежно висели на стенах или в беспорядке валялись на полу, ожидая лучших времен. Отдельные полотна находились на краю гибели. Окна галереи были разбиты, и ветер свободно гулял по комнатам. При каждом его порыве с полотен осыпалась краска. А ведь это были произведения, как утверждал Сырокомля, ценные либо из-за кисти художника, либо как памятники старины, либо как портреты исторических личностей. Последние были тогда наполовину испорчены, но еще пригодны для осмотра. У поэта вызвало интерес полотно с изображением Николая Радзивилла Черного в момент присвоения ему титула князя.

Внимание поэта привлекали также портреты Владислава Ягайлы, Барбары Радзивилл, ее родного брата Николая Рыжего и многих других.

Сыракомля предполагая, что некоторые картины могли принадлежать кисти знаменитых художников итальянской или фламандской школ. Другие были написаны известными местными авторами – Шреттером, Витановским, Иосифом Гесским. Но большинство произведений, указанных в старых описях, к сожалению в галерее уже отсутствовало. В архивном списке 1779 года Сыракомля насчитал 984 произведения на полотне и дереве, но к середине XIX века от них не осталось и половины. Пропал портрет Ивана Грозного. Не было и портрета крестьянина-долгожителя из деревни Чучевичи, прожившего более 140 лет.

Лишь в 1875 году Радзивилы вернулись в Несвиж. Был отремонтирован замок.

Много войн пронеслось над замком. Во время первой мировой войны по несвижской земле проходила линия фронта. В 1917 году Октябрьская революция, всколыхнувшая землю, приходит и в Несвиж. Здесь, в замке, I ноября1917 года проходит съезд большевиков II армии Западного фронта. Об этом говорит мемориальная доска, установленная справа у входа в замок. Съезд приветствовал победу Октябрьского вооружённого восстания в Петрограде, избрал новый армейский комитет.

Когда на заседании большевистской фракции комитета II армии обсуждалась обстановка в Минске, было решено послать помощь революционным силам города два полка пехоты, бронеавтомашины и бронепоезд.

Бронепоезд стоял на разъезде Хвоево. Повести его в Минск поручили члену ВРК II армии В. А.Пролыгину. Действовал он решительно. Офицеры и машинисты, которые отказались выполнять приказ ВРК, были арестованы. Все командиры бронепоезда единодушно согласились направиться в Минск. Отправились после тщательной подготовки в ночь с 1 на 2 ноября. Бронепоезд преодолевал все преграды, избежал крушения, которое подготовили члены «Комитета спасения революции», и прибыл к месту назначения. Он помог Минскому Совету в борьбе с контрреволюцией. «Комитет спасения был распущен. Вся власть перешла к военно-революционному комитету и Совету Западной области и фронта. Затем бронепоезд участвовал в разгроме ставки в Могилёве и «дикой дивизии» во главе с Корниловым. Его макет можно увидеть в Государственном музее РБ.

В борьбе с контрреволюцией и внешним врагом активно участвовали жители Несвижчины Володько, Залесин, Лобановский, Жук, Алешкевич, Драчан, Прокопчук и другие.

В октябре 1920 года город захватили польские войска. Согласно Рижскому договору Несвиж оказался под властью буржуазной Польши до 1939 года, до освобождения Несвижа от власти буржуазной Польши войсками Красной Армии.

Когда Западная Белоруссия была воссоединена с основной частью республики Леон вместе с семейством получил разрешение покинуть пределы Советского Союза. Леон отправился в Италию, где при дворе римского папы играет большую роль и сейчас. Кроме того, в Италии за ним числится от времени Сиротки какое-то имущество.

Так навсегда расстался с насиженным гнездом последний представитель феодального рода Радивилов.

Древнему замку повезло в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на ожесточенные бои, происходившие здесь, он сохранился. Но замок разграблен гитлеровцами. Часть вывезенной ими картинной галереи была обнаружена после войны и находится в Художественном музее РБ.

2 июля 1944 года Несвиж был освобожден войсками Красной Армии. Особый героизм проявили при этом войны лейтенанта Н.П.Лещенко. Горстка бойцов расположились на окраине, за кирпичным зданием. На крыше соседнего дома поставили пулемет. На занявших оборону солдат наступали вражеские танки и пехота. Н.П.Лещенко из орудия подбил 2 танка противника, 5 остальных заставил отступить. Его бойцы удерживали рубеж в течении суток. Подвиг лейтенанта Лещенко отмечен Золотой Звездой Героя Советского Союза. В послевоенные годы он часто приезжал в город, был избран почетным гражданином.

Ныне по всей Несвижчине стоят скромные обелиски в память о 10 тысячах погибших жителях района. Погиб здесь почти каждый третий. У братской могилы захоронено 84 человека, их имена выбиты на бетонных плитах по обе стороны от памятника. Первым стоит имя Федора Афанасьевича Усошина. В годы войны он был секретарем Несвижского подпольного райкома партии и комиссаром партизанского отряда имени Жданова. В июле 1944 года, когда фашисты отступали, отряд имени Жданова готовился занять Несвиж. 2 июля 1944 года разделившись на группы, отряд вступил в Несвиж. Однако в город внезапно ворвались фашисты. Начался бой, в котором секретарь райкома погиб.

Вход в замок решен в виде брамы, характерной для белорусского зодчества. Арка брамы переходит в тоннель, который прорезает вал и выходит на большой двор замка.

Парадный двор замка сложился к середине XYIII столетия. Первоначально, при Сиротке под руководством Бернардони, жившем в Несвиже до 1599 года, были выстроены три отдельно стоящих корпуса замка – центральный и два боковых: слева – хозяйственный, справа -- казармы с дозорной башней. Замок служил надежным убежищем для магнатов, домом – крепостью.

Сильно пострадавший в Северную войну, замок в XYIII веке отстраивается и перестраивается в стиле барокко.

Вдоль линии валов возводится двухэтажная галерея, собирающая все постройки в единый ансамбль. Боковые корпуса соединяются архитектурными вставками с главным, а этот последний надстраивается с тыльной стороны двухэтажной пристройки с террасой и двумя угловыми башнями, на втором этаже капличка князя, перекрытая куполом с лепкой.

Левое крыло замка, как и главный корпус, ритмично членится пилястрами, переходящими в лопатки. Этот мотив сохраняется и в двухэтажной галерее. Лишь фасады казарменного корпуса не были затронуты декоративной обработкой, но высокая башня получила типично барочное завершение.

В главном дворе привлекает внимание причудливый колодец. Им пользовались во время осады. Колодец великолепно сохранился, но воду из него уже не берут.

Внутреннее убранство дворца отличалось особой пышностью и богатством. Согласно архивным и литературным источникам, в замке было 12 залов (Королевский, Гетманский, Мраморный и другие) и множество других помещений, богато убранных резьбой по дереву, лепкой, росписью, нарядными каминами (отдельные из них сохранились).

Особое отделение составлял Портретный зал. Одних только портретов Радзивиллов здесь было более трехсот. Множество икон, мифологических картин и других произведений искусства всех времен находилось в разных залах замка.

На втором этаже в Гетманском зале хранилась коллекция известных Слуцких поясов, также находилось 22 старинных польских пояса.

Несвижская картинная галерея насчитывала около тысячи полотен, среди них портреты Ивана Грозного, Витовта, Ягайлы. Дворцовая библиотека состояла из 20 тысяч томов. Здесь хранились редкие рукописи и старопечатные издания, а в архиве -- множество исторических актов, грамот, писем. В том числе письма Петра I, Людовика V, ЛюдовикаVI, KарлаXII, Богдана Хмельницкого. Библиотека размещалась в зале с бюстами древних философов, выполненными из фаянса радзивиловской мануфактуры на хуторе Свержен.

В сентябре 1939 года в Несвижском замке побывал советский писатель Валентин Катаев. Он так описал замок: «Бросилось в глаза богатство мебели, паркетов, сложенных из множества сортов дерева – красного, чёрного, лимонного, массивных полированных дверей, громадных зеркал и тонких золотых рамок». Большое впечатление произвёл Охотничий зал, «устланный шкурами медведей, волков, лисиц. На длинных столах было разложено охотничье оружие, пистолеты, мушкеты, кинжалы, современные штуцера, винтовки. На стенах висели рога оленей, лосей, кабаньи клыки. Кабаньи клыки были оправлены в золото, под ними подписи. Последние свидетельствовали, что эти рога и клыки получили гран-при на охотничьей выставке в Париже.

Особенно поразил В. Катаева Рыцарский зал, где было множество доспехов, нагрудников. «Ряд рыцарей стояли вдоль белых стен, блестя тусклым серебром и золотом. Стояли целых рыцари-всадники со страусовыми перьями на шлемах». Но более всего писателя поразила возможность существования такого замка. «Я, конечно, знал, что существуют в мире князья. Но как-то отвлечённо. Теперь же я увидел это воочию. Это произвело особенно удручающее впечатление потому, что я видел чудовищную, ни с чем не сравнимую нищету крестьян, живущих вокруг этого замка. В течение нескольких столетий Радзивиллы буквально высасывали из крестьян все соки для того, чтобы построить, содержать и украшать этот проклятый замок, для того, чтобы жить в этой роскоши, ездить в Париж, Нью-Йорк, мотать деньги в Монте-Карло, держать автомобили, выписывать драгоценности, духи, вина и наряды, сморкаться в носовые платки в две тысячи франков.»

Немало произведений искусства и драгоценностей пропало из Несвижского замка в различные хранилища бывшего Советского Союза, в некоторые зарубежные музеи. В Румянцовском музее в Москве хранились знамена Радзивилов, кубки, бокалы, украшенные гербами несвижских князей, портреты, перстни с надписями. В одном из Нью-Йорских музеев находятся из коллекции Радзивиллов редкие доспехи 16 века.

В музее имени Ломоносова в Ленинграде хранится счетная машина. В целом она не работает, но отдельные ее узлы исправны. Ее изобрел в 17 веке местный часовой мастер Якобсон. Машина девятиразрядная, на ней можно было производить сложение и вычитание.

Во второй половине 19 века здесь начались большие работы по созданию парковых композиций.

В одном из парков мы сейчас и находимся. Он называется Замковый парк и включает посадки, размещенные в парадном дворе и внутренних двориках замка /их два/, а также на валах и бастионах. Таких парков, окружающих замок – четыре. Мы их увидим с восточной стороны бастиона, куда пройдём сейчас через внутренний дворик.


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)