|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сарматы
Общее название ираноязычных племён, обитавших с VII в. до н. э. в степях Северного Причерноморья, на Северном Кавказе, в Поволжье и Южном Приуралье. Ранние племена сарматов - так называемые савроматы - кочевали между pp. Дон и Тобол. Позже, смешавшись с родственными племенами Зауралья, Казахстана и Средней Азии, они образовали ряд сильных военно-племенных союзов. В конце III-II вв. до н. э. сарматы завоевали значительную часть Скифии, проникли в античные города Причерноморья Северного и в первые века н. э. достигли р. Дунай. Античными авторами к сарматам причислялись: аорсы, языги, сираки, аланы, роксоланы, сайи. Особенностью савроматов было высокое положение женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях. Древние писатели часто называют савроматов женоуправляемым народом. Геродот пересказал легенду об их происхождении от браков скифских юношей с амазонками — легендарным племенем женщин-воительниц. Савроматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Учёные полагают, что савроматский род был материнским, и счёт родства на этапе разложения родового строя велся ещё по женской линии. Впоследствии, когда на основе савроматских племен возникли новые сарматские союзы, признаки «матриархата» исчезли. Сарматское общество стало «патриархальным». Судя по письменным источникам, сарматы жили в крытых войлоком повозках и, вероятно, в разборных юртах. В тех районах, где сарматы переходили к оседлости, они строили хижины из плетня, обмазанного глиной, и крытые соломой. На городищах Нижнего Днепра и в античных городах-колониях они сооружали дома из необработанного и плохо пригнанного камня. Сарматы оставили яркие памятники декоративно-прикладного искусства, которые представляют одно из самобытных ответвлений так называемого скифо-сибирского "звериного стиля" и отличаются как мотивами изображений, так и приёмами их декоративной стилизации. Оружие, сосуды, одежда, диадемы, культовые и многие бытовые предметы украшались изображениями хищных зверей и птиц (плоскими, рельефными, гравированными, объёмными, ажурными), выполненными из золота, бронзы, кости, рога и камня. На глиняную посуду наносились геометрические мотивы, ручки кувшинов, туалетных алебастровых сосудов моделировались в форме животных. Позже собственно сарматы достигли высокого мастерства в торевтике и ювелирном деле (предметы из курганов в степях междуречья Дона и Днепра). Наряду с изображениями в "зверином стиле" (изогнутые и переплетённые в экспрессивной, напряженной борьбе тела хищников и драконов) появляются изображения крылатых гениев, грифонов, антропоморфных божеств и растительных мотивов. Изображения этого времени тяготеют к роскоши и декоративному изяществу. В III в. до н. э. появляется и во II-IV вв. н. э. достигает расцвета характерный для сарматов так называемый полихромный стиль: одежда, обувь, ювелирные изделия из металла украшаются самоцветами, бусами, бисером, геммами и цветными эмалями; используются также зернь и филигрань (находки из богатых погребений в Волгоградской области, из курганов "Хохлач" и "Садовый" близ города Новочеркасск, I в. до н. э. - II в. н. э.). Зооморфные мотивы в искусстве сарматов постепенно всё более стилизуются и вытесняются геометрическим орнаментами. В III-IVвв. "полихромный стиль" сарматов становится более пышным и грубым. В эпоху великого переселения народов племена аланов совместно с готами и гуннами способствовали распространению этого стиля в Центральной и Западной. Сохранившиеся на юге нашей страны группы сарматов в раннесредневековый период смешались с другими народами (в т.ч. славянскими и северно-кавказскими).
Диадема из кургана "Хохлач" близ Новочеркасска. 1 - 2 вв. Эрмитаж. Ленинград:
Золотой туалетный флакон из кургана "Хохлач" близ Новочеркасска. 1 - 2 вв. Эрмитаж. Ленинград: Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |