АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Иерархия ценностей

Читайте также:
  1. В результате тщательного теоретико-методологического анализа нами выделены три блока проблем, связанных с изучением ценностей.
  2. ИЕРАРХИЯ
  3. Иерархия видов ограничений целостности в SQL.
  4. Иерархия грехов Дороги Греха
  5. Иерархия заговорщиков: история комитета 300
  6. Иерархия командования
  7. Иерархия наук по О. Конту
  8. Иерархия потоковых классов (одна ветвь)
  9. Иерархия потребностей
  10. Иерархия проклятых
  11. ИЕРАРХИЯ ТАЛАНТОВ
  12. Иерархия управления

Существуют различные попытки расположения ценностей по иерархическим рядам, по рангам. Наиболее внушительные из них представлены в учениях немецких теоретиков ценностей: Г. Мюнстерберга, В. Штерна, Н. Гартмана, М. Шелера.

Рассмотрим иерархическую систему ценностей, предложенную М. Шелером. Немецкий философ полагал, что ценности являются тем более «высокими», чем они долговечнее, чем менее они делимы, чем менее они обоснованы другими ценностями, чем глубже удовлетворение, которое они нам доставляют, наконец, – чем менее они относительны.

Охарактеризуем каждый из этих признаков.

1. Низшие ценности по своей сущности – «наиболее переходящие», кратковременные, высшие являются «вечными». Например, ценность любви такова, что она предполагает как бы бесконечность времени. Нельзя сказать «я люблю тебя сейчас» или «я буду любить тебя некоторое время», ибо это противоречит самой природе любви, которая основана на вечности чувства. Когда же мы разлюбили кого-то, то причина этого – не в кратковременности любви, а в том, что любовь была ненастоящей, что мы обманули кого-то или обманулись сами.

И наоборот, чем ниже ценность, тем она кратковременнее. Когда, например, я говорю, что мне нравится нечто, то я уже не имею в виду, что эта моя привязанность – на всю жизнь. Ещё более преходящим является чувство приятности.

2. Высшие ценности неделимы. Они даны всем и каждому в своей целостности. Ценность материальных благ изменяется, например, пропорционально изменению их вечной величины. Чем духовнее ценность, тем более она неделима.

3. Чем ниже ценность, тем более она обоснована другими ценностями, зависит от них. Так, ценность полезного обоснована ценностью приятного. Ведь полезное является средством для достижения чего-либо приятного. Однако сама ценность здоровья обоснована нравственной ценностью смысла жизни или духовной ценностью веры в Бога, бессмертия души и т.п., ибо само по себе здоровье недолговечно и не может дать полного удовлетворения, если у человека нет нравственных интересов и духовных целей.

4. Критерий высоты ценности определяется глубиной удовлетворения, которое она приносит своему обладателю. Более высокая ценность даёт и более глубокое удовлетворение. Глубину удовлетворения нельзя смешивать с остротой наслаждения. Удовлетворение же предполагает полное, устойчивое обладание не просто самой вещью, но ей смыслом, сущностью. Такое чувство ни от чего не зависит и является само ценным.

5. Наконец, ценность является тем более высокой, чем менее она относительна. В тоже время ценность познания истины, например, не выглядит столь относительной, потому что связана не с конкретными вещами, а с поиском их смысла, их единства.

Первый, низший, ряд – это ценностный ряд приятного и неприятного. Это ценности чувственного восприятия, основанные на ощущении наслаждения и страдания, удовольствия и боли. Это ценности предметов и ценности состояний. Они наименее долговечны, наиболее делимы, наиболее зависимы от других ценностей, дают поверхностное удовлетворение и являются наиболее относительными.

Во второй, более высокий, ряд можно поставить ценности чувства жизни, которые охватывают противоположностью хорошего и дурного, благородного и низкого. Производными от них являются все те ценности, которые относятся к сфере значений благополучия и неблагополучия.

К третьему, ещё более высокому, ряд у можно отнести духовные ценности.

В четвёртом ряду располагаются нравственные ценности, выражение которых является противоположность добра и зла.

И, наконец, высший ряд ценностей – это ценности святости и божественности. Они выступают как абсолютные, ибо вечны, неделимы, независимы от других и наполняют душу глубоки чувством удовлетворения.

Самостоятельной ценностью в данном ряду является ценность личности.

У более низкого и более высокого в ценностной иерархии разные субъектные наполнения. Прежде всего по объему:

· низшие ценности более массовы, они распространены среди большего количества людей; высшие ценности не имеют широкого хождения, их исповедует, как правило, узкий круг людей, они - удел немногих.

· высшие ценности доступны только высокоразвитым субъектам, людям достаточно образованным и воспитанным; низшие ценности никакой специальной подготовки для своего восприятия не требуют - они доступны практически всем, их может освоить человек с самым "средним" образованием.

· низшие ценности, как правило, стереотипны, удобны и эффективны, быстро поднимают настроение. Они легко отключают критическое "Я" человека, притупляют его сознание, выходят зачастую на подкорку эмоций и чувств. Высшие ценности чаще всего неудобны, в попытке соответствовать их непростым требованиям, быть, как говорят, на высоте принципов, человеку нередко приходится страдать, мучиться совестью, чувствовать свою малость в этом мире.

Низшие ценности - это некие усредненные модели, они усредняют и самого человека, в них он теряет свою индивидуальность, а иногда и просто человеческое лицо. Напротив, высшие ценности всегда развивают, совершенствуют человека. В низших ценностях много конформизма, тихого согласия с тем, что есть, сложилось и утвердилось, что обрело форму статус-кво. В противоположность низшим, высшие ценности содержат в себе нонконформистский заряд, требуют не останавливаться на достигнутом, продолжать обустраивать землю (быт, бытие) и чистить себя под Человека.

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)