|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Иерархия наук по О. Конту
Признаки: · Последовательность, т.к. каждая последующая наука основана на законах предшествующих наук. · Динамизм, каждая наука отражает движение законов от простых явлений к сложным. · Измеряемость, все положительные науки основаны на измерении. – Определил структуру социологии как науки. Статика – описывает отношения между институтами в обществе, которые обеспечивают порядок и стабильность в обществе, поддерживают всеобщее согласие в нем (солидарность). Статика обеспечивает устойчивый аспект бытия общества. Динамика – изучает социальные изменения в обществе, раскрывает универсальные законы. Динамика обеспечивает социальный прогресс, который понимается как развитие общества по восходящей линии. Критерием прогресса являются моральные добродетели. – Установил практическое значение социологии: · социология рассматривает каждый элемент общества с точки зрения полезности для общего блага (функциональность); · социология обеспечивает рациональное предвидение состояния общества: «Истинное положительное мышление заключается преимущественно в способе видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть и отсюда заключать о том, что должно произойти согласно общему положению о неизбежности естественных законов»[8]. Итак, по Конту, объектом социологии является общество со своей структурой, а предметом – открытые универсальные законы. 23. Лоренс Колберг (1927 – 1987) – американский психолог. В 1958 г. защитил докторскую диссертацию по теме: «Развитие образа моральных суждений и выбора в 10-16 лет». Сформулировал Нравственный закон: «Чем выше уровень развития, достигнутый человеком, тем нравственнее его поступки по отношению к другим людям». 24. Максим Максимович Ковалевский (1851 – 1916) – русский социолог, историк, издатель журнала «Вестник Европы» (1909 – 1916); был депутатом I Государственной Думы (1905). Основные труды: Социология. (СПб., 1997, в 2-х томах). – Разработал сравнительно-исторический метод, основанный на выделении у разных народов групп, сходных по политическим, юридическим, историческим и подобным характеристикам, что выявляет основные этапы развития общества в целом. – Ввел понятие генетической социологии, под которой понималась та часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной энергии и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право[9]. – Под предметом социологии понимал законы и тенденции общественного развития. – В 1908 г. М. Ковалевский создает вместе с Е. де Роберти и при поддержке В.М. Бехтерева первую в России кафедру социологии в частном психоневрологическом институте. Это осуществлялось с большими трудностями, ибо министр народного просвещения Щварц не утвердил ходатайства Совета института, заявив, что социология может скомпрометировать учебное заведение. Но в Европе социология стала уже университетской наукой, а в США был создан первый факультет социологии в 1892 г. – Первыми учениками Ковалевского были П. Сорокин, Н. Тахтарев, Н. Кондратьев, Н. Тимашев, ставшие в будущем выдающимися учеными-социологами. Именно с Ковалевского начинается понятие «ученичества» в нашей социологии. По свидетельству его учеников, работе и общению с ними он уделял огромное внимание. Этот факт является одним из элементов институционализации, т.е. заложения традиционно-непрерывного воспроизводства научного направления, научной традиции и профессиональных специалистов[10]. – Рассматривал революцию как случайное и патологическое явление. – Видел критерий общественного прогресса в росте групповой солидарности. 25. Чарзл Кули (1864 – 1929) – амер. социолог, автор теории «зеркального Я»; один из основоположников теории малых групп. Основные труды: «Человеческая природа и социальный порядок» (1902); «Социальная организация (1909); «Социологическая теория и социальное исследование» (1930). – Ввел понятие «первичная группа» (семья, соседство), считая ее основной ячейкой общества, ко вторичным – общественные институты (классы, нации, партии). – Считал, что именно в первичных группах осуществляется социализация, где индивиды связаны непосредственными отношениями. Именно здесь происходит обмен представлениями друг о друге и познание себя через оценки и отношения других людей. – Первичная группа является первичной в силу того, что: • она распространена повсеместно, во всех человеческих обществах; • индивид в ней получает самый первый опыт человеческих отношений; • в процессе взаимодействия возникает и развивается у индивида то, что представляет собой человеческую природу. – Теория «зеркального Я» - это представление человека о себе, которое состоит из трех элементов: • представление о том, как другие видят меня; • представление о том, как другие оценивают меня; • ощущение «Я» как ответ на представление и оценки других людей. 26. Густав Лебон (1841 – 1921) – французский врач, социолог, ученый с энциклопедическими познаниями; один из первых заявил о наступлении «эры толпы». Основные работы: «Психология толп» (1895 г.) – Сторонник биологической детерминации психики, проповедник теории иерархии рас (национальности); противник социализма и эгалитаризма. – Расширительно толковал понятие «толпа», подразумевая под ним любую большую контактную группу. Классифицировал толпу на разнородную, состоящую из индивидов, самых разнообразных по своей профессии и умственному развитию; на однородную толпу, состоящую из трех категорий: сект, каст и классов; преступную толпу, общие черты которой такие же, как и у всякой другой толпы: восприимчивость к внушению, легковерие, непостоянство, приоритет чувств, как хороших, так и других[11]. – Определял роль великих людей – в развитии цивилизации. В политике настоящие великие люди – те, которые предвидят зарождающиеся потребности, события подготовленные прошлым, и указывают путь, которого следует держаться. Открытия великих людей являются результатом длительного ряда предшествующих открытий; они строят здания из камней, которые медленно обтесывали их предки[12]. 27. Никласс Луман (р. 1927 г.) Мнемецкий социолог, представитель неофункционалистов, создатель современной теории систем. – Осуществил аналогии между социальным и биологическим. – Развивал теорию социального пространства. – Подчеркивал, что социальные системы следует рассматривать не как аналитически вычленяемую реальность, а как то, что действительно существует. – Под обществом понимал систему смысловых коммуникаций (смысловых связей во взаимодействии). Выделяет мировое сообщество как предельную возможность повсеместного социального взаимодействия. 28. Томас Лукман (р. 1927 г.) М немецкий социолог, совместно с амер. социологом Питером Бергером (р. 1929) разработали концепцию феноменологической социологии. Основные работы: «Социальное конструирование реальности» (М., 1995). – Рассматривал социальную реальность как окружение индивида в его повседневной жизни (ввел понятие в социологию «повседневная жизнь»), в которую он вносит ценности и их придерживается. – Придавал значение знанию в повседневной жизни. – Обосновал идею институционализации, где институты обеспечивают социальный порядок. 29. Лавров Петр Лаврович (1823 – 1900) – представитель субъективного направления в социологии. Основные работы: «Исторические письма». (1869). – Разработал понятия культуры и цивилизации. Если культура общества – это среда, данная историей для работы мысли, то цивилизация – это сознательное начало, обнаруживаемое в прогрессивной смене форм культуры. Носителем цивилизации являются «критически мыслящие личности». – Разработал теорию роли личности в истории. Поскольку под личностью понималась «критически мыслящая личность», предполагающая интеллигенцию, то ее роль, миссия – быть двигателем, носителем прогресса. Для этого личность разрабатывает идеал и вмешивается в ход истории, следуя этому идеалу. – Исторический прогресс состоит из следующих элементов: • появляется критически мыслящая личность, способная к творческой активности и к состраданию; • формируются единичные организованные выступления в защиту обездоленных; • образуются политические партии, ставящие своей задачей изменение существующего строя. – Исторический процесс измеряется степенью развития солидарности. Под солидарностью понимается способ связи между индивидами, основу которой составляет общность привычек, интересов, эмоций, убеждений. – Солидарность составляет основу осознания личностью совпадения ее собственного интереса с общественным, зависимости собственного достоинства от достоинства других людей. Уже само по себе обращение к теме солидарности составляет одну из главных заслуг Лаврова[13]. – Предложил следующую типологию солидарности: • бессознательная, основанная на привычке; • эффективная, основанная на эмоциях; • сознательная, основанная на убеждении. – Считал, что субъективным методом в социологии является оценочный метод, выражающий отношение человека к объектам, т.е. их оценивание с позиций приложения нравственных критериев, признавая при этом объекты здоровыми или патологическими, справедливыми или несправедливыми. – Утверждал, что солидарные действия человека мотивируются как природными, так и социальными факторами (привычки, обычаи, аффекты, интересы пользы, убеждения). – Определяет предмет социологии: «Социология – это наука о солидарности, изучающей и группирующей повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремящейся открыть законы их солидарных действий». Социология ставит теоретическую цель: понять формы солидарности, условия ее упрочения и ослабления при разном уровне развития людей и форм их общежития»[14]. Русский социолог Николай Иванович Кареев (1850–1931 гг.), отмечая роль Лаврова в социологии, писал, что Лавров П.Л. может быть назван первым русским социологом, труды которого должны быть известны всякому, кто занимается социологией[15]. 30. Николай Константинович Михайловский (1842 – 1904) –один из ключевых фигур, зачинателей социологической науки, теоретик народничества. С 1860 года работает в журнале «Отечественные записки», который становится первой социологической кафедрой в России. Основные работы: «Что такое прогресс?». (1869);«Борьба за индивидуальность» (1875-1876); «Записки профана» (1875-1877); «Герои и толпа» (1882). Внес вклад в развитие: · теории кооперации; · теории личности и борьбы за индивидуальность (теория социальных конфликтов); · теории героев и толпы; · теории прогресса; · субъективного метода в социологии. – Считал, что важным признаком общества является кооперация, основанная на разделении труда. Различал следующие виды кооперации: · Органическая (физиологическая) – разделение труда между отдельными органами человека;; · Общественная – различие в профессии, разделение труда между людьми; · Простая – разделение труда между людьми на их сходстве. Главный ее признак – солидарность; · Сложная – разделение труда между людьми на их различия. Главный ее признак – борьба, в которой люди обособляются, противодействуют. Возникают группы с разграничением прав и обязанностей, специализацией, разными целями и интересами. Сложная кооперация создает иерархическую структуру общества. Сложная кооперация характерна для капитализма, для Запада. Для России виделся идеал в общине, где господствует солидарность. – Утверждал, что общество и личность дополняют друг друга; личность является ценностью и критерием прогресса. Если общество подавляет индивидуальность личности, то оно регрессирует, а подавление общественного вредит личности. Определял, что объектом социологии является личность, борющаяся за индивидуальность, под которой понимается развитие всех сил и способностей человека. Суть прогресса заключается в гармонично-целостной личности. – Был первым, кто разработал в социологии проблему подражания, изложив свою теорию в статье «Герои и толпа», т.е. за восемь лет до появления книги Тарда «Законы подражания» (1890). Утверждал, что народ пассивен и, чтобы его поднять, необходимы герои, которые вызывали бы не «автоматическую покорность толпы, а способные бы воздействовать на психологию «толпы», «загипнотизированность» ее, увлечь за собой. Героем может быть любая активная личность, которая в состоянии дать толчок массе, овладеть ее волей, вызвать подражание[16]. Толпа является массой народа, способной увлекаться примером. – Различает понятия «герой» и «великая личность». Герой понимался им в широком смысле как зачинатель: «Героем мы будем называть человека, увлекающего своим примером массу на хорошее и дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело»[17]. Великие люди вносят ценности в мировую сокровищницу человечества, отражающие потребности в преобразовании. – Определил особенность субъективного (оценочного) метода в социологии – зависимость от многих характеристик личности. Так, общественное положение личности дает ему понимание того, что ему выгодно: «Скажи мне, к какому общественному союзу ты принадлежишь, и я скажу тебе, как ты смотришь на вещи». – Определил практическую значимость социологии, предполагающую выяснение норм деятельности, критерии человеческих действий, соответствующих нравственному идеалу. 31. Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895), немецкие мыслители, создатели «научного социализма». Основатели материалистической концепции истории. Основные работы: «Капитал». (К. Маркс, 1867). По выражению К.Маркса «Капитал» – «это дело всей моей жизни»; «Происхождение семьи, частной собственности и государства», (Ф. Энгельс, 1884); «Немецкая идеология», (Совместная работа,1845–1846); «Положение рабочего класса в Англии» (Ф. Энгельс,1845). – Доказывали необходимость разрушения буржуазного (капиталистического) строя и становления коммунизма – общества без частной собственности и эксплуатации человека человеком. Экономическая необходимость порождает необходимость коммунистической революции. – Считали главным критерием общественного прогресса способ производства. – Развивали формационный подход к истории. В теории Маркса предлагалось видение истории как процесса, в основе которого лежит смена общественно-экономических формаций, каждая из которых представляет собой определенный тип общественной организации, соответствующий определенному типу социально-экономических отношений. 32. Джордж Герберт Мид (1863 – 1931) - американский социолог, создатель теории символического интеракционизма, базирующего на изучении роли межчеловеческих взаимодействий (интеракций) в создании и функционировании социальных структур. Основные работы: «Сознание, личность и общество» (1934). – Рассматривал личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. – Придавал значение языковым символам при осуществлении роли «обобщенного другого», т.е. уметь видеть себя глазами общества других людей, с помощью символов принимать на себя роль другого. 33. Якоб Марено (1892 – 1974) – американский социальный психолог, основатель социометрии – метода, представляющего собой процедуру измерения плотности и тесноты связей внутри малых групп на основе обычной социологической анкеты, построения матриц, социограммы и др. (США, 1934 г.). Назначение социометрической процедуры может быть трояким: · измерение степени сплоченности – разобщенности в группе; · выявление лидера группы, где на разных полюсах определяется авторитет группы и «отвергнутый» по признакам симпатии и антипатии; · обнаружение внутригрупповых подсистем, т.е. сплоченных образований, во главе которых могу быть свои неформальные лидеры. Итак, суть общей теории социометрии состоит в утверждении того, что социальные системы включают в себя не только внешне проявляемые отношения (поведенческие акты), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимое внешне, но обусловливающие различные конфликты в малых группах. – ввел понятие «социальный атом», под которым понимал индивида как носителя социальных связей; – ввел понятие «культурные консервы», означающее результаты исследования, не отражающие действующие отношения в обществе. 34. Герберт Маркузе (1898 – 1979), – немецко-американский социолог. Основные труды: «Разум и революция» (1941); «Одномерный человек» (1964); «Контрреволюция и бунт» (1972). – Признавал, что «позднекапиталистическому» обществу удалось интегрировать в себя рабочий класс, который утрачивает былую революционность, а на его место выдвигаются радикальные слои молодежи, студенчества, маргиналы, угнетенные национальные меньшинства, население стран «третьего мира». Формируются такие потребности и влечения в обществе, которые не выводят его членов за рамки данной социокультурной системы. – Ввел понятие «одномерного человека», основными признаками которого являются «отсутствие критического отношения к обществу» и «ориентация в своей жизни только на потребительство». 35. Абрахам Маслоу (1908 – 1970) – американский социолог, разработавший теорию иерархии потребностей, мотивационную теорию (Схема 2). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |