АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание 2. Изучить конкретный вклад мыслителей разных исторических периодов в развитие социологии и сформулировать типичные (общие) результаты их интеллектуальной

Читайте также:
  1. Ваше задание
  2. Глава 15. Задание
  3. Глава 17. Задание Виолетты
  4. Глава 20. Задание. День первый
  5. Дипломное задание
  6. Для развития проектировочных умений: задание 2.3.
  7. Домашнее задание
  8. Домашнее задание
  9. Домашнее задание
  10. Домашнее задание богатого папы
  11. Домашнее задание к летней сессии (2 курс)
  12. Домашнее задание по лекции: Спрос и предложение

Изучить конкретный вклад мыслителей разных исторических периодов в развитие социологии и сформулировать типичные (общие) результаты их интеллектуальной деятельности (не менее 5 позиций). Сконструировать две таблицы и отразить в них основные социологические теории, созданные мыслителями разных исторических эпох, и обобщить понятия, которые они внесли в социологию.

 

Мыслители

1. Платон Афинский (ок. 428 – 347 гг. до н.э.) – греческий философ. Его настоящее имя Аристокл. Прозвище Платон (широкоплечий) было ему дано в молодости за мощное телосложение.

Основные труды: «Государство», «Законы», «Политика».

– Развил учение о человеке и государстве.

– Определил структуру государства, которое отожествлялось у него с обществом..

– Общество (государство) состоит из трех классов:

низший класс – это крестьяне, ремесленники, купцы, которые удовлетворяют обеспечивающие потребности общества;

средний класс – стражи, воины, которыми могут быть как мужчины, так и женщины;

высший класс – интеллектуальная элита, мудрецы и философы. Это управленцы.

– К управлению допускаются люди, достигшие 50 лет и ведущие аскетический образ жизни, не предающиеся земным утехам.

– Каждый класс выполняет определенные функции. Платон был противником крайностей богатства и бедности. Идеалом государства считал аристократическое государственное устройство. Основные функции государства:

· управление (законы);

· защита от врагов;

· забота о человеке.

– Монархия, по его мнению, опасна избытком власти, а демократия – избытком свободы. Он был противником частной собственности. Платон закладывает в социологию идею стратификации общества.

 

2. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – греческий философ, был воспитателем Александра Македонского около 7лет; в Афинах организовал собственную философскую школу (лицей), где был преподавателем.

Основные труды: «Политика», «Категории», «Аналитика»

– Развил учение о роли среднего класса в обществе, который должен быть многочисленнее, чем два других – это богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство управляется лучше, когда бедняков не отстраняют от участия в управлении. Не отрицал роли частной собственности в развитии здоровых эгоистических интересов.

– Считал элементарным социальным объединением семью.

 

3. Августин (Блаженный) Аврелий (354 – 430 гг.) – христианский теолог. Епископ г. Гипон (Северная Африка).

Основные труды: «О граде Божьем», «О свободе воли» (ок. 413-426).

– Различал в социальной реальности:

Град земной – это мир созданный любовью людей к себе, т.е. мир, построенный на эгоизме, наш обычный мир. По выражению Августина, в «граде земном» господствует «мрак общественной жизни» и правит большая «разбойничья шайка» (государственная власть)[3].

Град Божий – это мир, основанный на любви к Богу. Сюда относят людей, которых Бог предопределил спасти.

– Рассматривал человека как существо, сотворенное Богом по своему образу и подобию, но отпавшего от него в силу греха.

 

4. Фома Аквинский (1225 – 1274) – средневековый философ и теолог.

Основные труды: «Сумма теологии»; «О правлении государей».

– Раскрыл суть естественного закона: «делай добро и избегай зло». Этот закон означает проживание людей в сообществе, мире и сотрудничестве с другими людьми, ибо это является благом для человека.

5. Даниель Белл (1919 – 2011) – американский социолог, родоначальник теории постиндустриального общества.

Основные труды: «Конец идеологии» (1860 г.); «Грядущее постиндустриальное общество» (1973 г.); «Противоречия культуры капитализации (1976г.).

– Разработал концепцию (теорию) «постиндустриального общества», которое появляется в США с 1972 г.

– Считал, что на смену доиндустриальному, индустриальному обществу приходит постиндустрианальное. Признаки постиндустриального общества:

· большая часть жизнедеятельности переходит из сферы производства в сферу услуг, что позволяет нанимать большее количество рабочих;

· широкое разнообразие товаров;

· большой излишек товаров;

· широкие товарные отношения между странами;

· «глобальная деревня» – это все человечество, обладающее благодаря технологическому процессу мгновенной всемирной коммуникацией.

– Считал, что научно-техническая революция, научные исследования будут снимать противоречия капитализма и не будут создавать условия для политических и социальных революций.

 

6. Герберт Блумер (1900 – 1986) – амер. социолог, популяризатор теории символического интеракционизма.

Основные труды: «Коллективное поведение»// Американская социологическая мысль. М., 1994.

– Выделил два вида интеракций (взаимодействий): символический, свойственный только человеку; несимволический, свойственный всему живому.

– Считал, что интеракции осуществляются благодаря символам, значениям, ожиданиям, которыми люди наделяют предметы и события. Все это дает людям представления о том, как вести себя и что можно ожидать от других людей.

– Различал в коллективном поведении людей два вида:

· устойчивые, фиксированные формы группового поведения, имеющие структуру (специфические социальные движения, возрожденческие и националистические движения);

· спонтанно возникающие формы группового поведения, но без структурных организаций.

Относил к спонтанно образованному множеству людей такие:

§ Действующую толпу. Признаки: общая цель, но нет общих значений, ожиданий, установленных структур (ролей, признаков лидера). К ней относятся митинги, паника.

§ Экспрессивную толпу. Признаки: общий эмоциональный порыв, направленный на себя; физическая и эмоциональная разрядка от каких-либо тревог. К ней относятся карнавалы, ритуальные танцы.

§ Массу. Ее признаки: усредненная агрессия индивидов, разобщенная и анонимная; возбужденность каким-либо событием; отсутствие взаимодействия и обмена переживаниями.

§ Общественность. Ее признаки: столкновения множества людей с какой-либо проблемой и их вступление в дискуссию по ее поводу, имея разные мнения ее решения; есть взаимодействие, рациональные и критичные действия.

 

7. Пьер Бурдье (1930 – 2002) – соврем. франц. социолог, основатель социологической теории, называемой структуралистическим конструктивизмом.

Основные труды: «Социальное пространство и символическая власть»//Начала. М. 1994 г., «Социология политики» М. 1993 г.

– Ввел в социологию ряд понятий:

Структурализм – это понятие, отражающее в социальной системе множество объективных структур независимо от желания человека, но стимулирующее их действия. Пример: полиция, стимулирующая посредством санкций исполнение людьми законов своими действиями.

Конструктивизм и агент – это понятия, стимулирующие действия человека, обусловленные жизненным опытом и социализацией, что формирует социального агента, представляющего собой субъекта, самостоятельно делающего выбор жизненной ситуации.

Гибитус – это система диспозиций, т.е. неосознанных схем мышления, совокупность приобретенных человеком установок, предрасположенностей, оценок и действий, навязываемых соц. коллективом в определенном месте и в определенное время. Гибитус – это совокупность культурного наследия, глубоко усвоенного индивидом и направляющего его поведение даже без участия его сознания. Именно благодаря наличию в каждом из нас гибитуса мы не только видим себя так, как требует окружающее нас общество, но и получаем глубокое личностное удовлетворение от такого собственного поведения, уважаем себя за него и испытываем эмоциональную неприязнь к людям, ведущим себя иначе.[4] Примеры: многие люди встают в одно и то же время для того, чтобы не опоздать на работу (установка). Люди, имеющие установку о патерналистской роли государства, трудно адаптируются к рыночным отношениям.

Социальное пространство представляет собой совокупность социальных полей, в которых осуществляются социальные практики и социальные отношения. Существует множество социальных полей: поле экономики, поле политики, поле культуры. В границах поля происходит противоборство сил, компромисс, создается союз различных сил.

 

8. Иммануил Морис Валлерштайн (р. 1930 г.) – современный американский социолог неомарксистской ориентации, основоположник мир-системного анализа.

Основные труды: «Мировая система» (М. 1974); «Анализ мировых систем и ситуаций в современном мире». (Спб. 2001), «Конец знакомого мира. Социология ХХI века». (М. 2003).

– Развивал концепцию капитализма как глобальной системы, составляющими которой является «экономическое ядро» (страны западной Европы), полупериферия и периферия.

– Утверждал, что наличие в мировой системе неразрешенных противоречий приведет к ее трансформации в мировой социализм.

– Объяснял глобализацию как экономическое явление, основанное на международном разделении труда, это создаст взаимозависимость стран и народов на планете.

– Ввел определение культуры как набора общепринятых положений и практик, которые разделяются не всеми членами общества, а только большинством, и не все время, а большую часть времени, выполняющей роль измерительной планки, с помощью которой оценивается реальное событие, мера его отклонения от этого конструкта[5].

 

9. Макс Вебер (1864 – 1920) – великий немецкий философ, социолог, культуролог.

Основные труды: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904).

«Хозяйство и общество» (1922).

– Развил концепцию социального действия и определил типы социальных действий:

§ Целерациональные действия – это такие, которые основаны на осознании цели, средств и рабочих действий рационально взвешенных и просчитанных.

§ Ценностно-рациональные – это такие, когда индивид ориентируется в своих действиях и убеждениях на ценности о долге, достоинстве, красоте, религиозных предпочтениях.

§ Аффективные действия – это такие, когда совершаются неосознанно, вызванные текущими событиями с проявлением резкого порыва чувств (драка футболистов во время матча).

§ Традиционные действия – это шаблонные стандартные действия на основе привычек, традиций, верований.

– Социальным действием становится такое действие, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на других людей.

– Развил теорию рациональной бюрократии, т.е. такой, которая функционирует по строго определенным правилам и процедурам. Рациональность – это осмысленные действия людей.

– Определил признаки формальной (бюрократической) организации: иерархическая структура (соподчиненность); разделение труда служащих; наличие свода строгих правил и инструкций; безличный характер деятельности и ведение протоколов – фиксация своей деятельности в установленной форме; ориентация на личную карьеру, основанная на заслугах перед организацией.

– Обосновал принцип ценностной нейтральности как условия объективного исследования.

– Раскрыл суть понимающей социологии, которая должна изучать не формы коллективности, а индивида, осмысливающего (понимающего) мотивы своих поступков, т.е. наделять их смыслом. В этом случае индивид становится субъектом социального действия.

– Анализируя капитализм, М. Вебер считал, что это явление культурного характера с преобладанием рационалистического начала. При этом он доказывает, что капиталистическое развитие уходит корнями в протестантскую этику, которая в отличие от других религиозных учений имела рациональную основу: трудолюбие, бережливость, расчетливость, активность.

 

10. Ирвин Гофман (1922 – 1982) – американскийсоциолог, основатель драматургической концепции.

Основные работы: «Поведение в общественном месте (1963), «Стигма» (1964), «Представление себя другим в повседневной жизни» (М. 2000).

– Ввел в социологию понятия социальных ролей, агентов социализации, стигмы.

– Выделил признаки ресоциализации в экстремальных условиях:

· изоляция от внешнего мира (высокие заборы, спецпропуска);

· отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым;

· постоянное общение с одними и теми же людьми (работа, отдых);

· утрата свободы (десоциализация – утрата старого, ресоциализация – обретение нового).

– Использовал в исследовании драматургический подход, суть которого состоит в том, чтобы рассматривать взаимодействие людей как актеров, разыгрывающих друг с другом некий спектакль. В разной ситуации человек «входит» в соответствующий образ, чтобы оказать впечатление на другого.

– Разработал теорию стигмы. Стигматизация – это навешивание ярлыков на человека. Стигма подразумевает неодобряемые в обществе признаки (Например: нетрадиционная ориентация).

 

11. Энтони Гидденс (р. 1938 г.) – британский социолог.

Основные работы: «Социология» (М. 1999); «Элементы теории структурации» // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас, Новосиб.1995; «Стратификация и классовая структура» // Социс., 1992. № 9.

– Развивал теорию структурации, где описал взаимозависимость структур и социальных действий. Подчеркивал, что структуры делают возможными социальные действия и социальные действия создают эти же структуры.

Частями структуры общества являются правила, материальные и властные ресурсы. Правила повторяются и социальная система, структуры общества и институты воспроизводятся.

– Вводит понятие «онтологической безопасности», т.е. стремления людей к стабильности в социальной жизни.

– Впервые термин «социализация» применил к человеку.

– Определил познавательную функцию социологии. «Социология – это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ».[6]

 

12. Гарольд Гарфинкель (р. 1917 г.) – американский социолог, основоположник социологической этнометодологии.

Основная работа: «Исследование по этнометодологии» (1967 г.).

– Ввел в 1967 г. термин «этнометодология», что означает методы, которые используют люди для воспроизводства описания, объяснения порядка в мире, где они живут. Он подчеркивал, что понимание и взаимодействие людей в социальном мире обеспечиваются не обязательно через принятие общих культурных ценностей (Т. Парсонс), а это осуществляется в повседневной жизни посредством методов. Используется документальный метод. Этот метод есть представление части образа какого-либо объекта как «документа», позволяющего судить об объекте в целом.

И в зависимости от ценности этой части образа индивид судит о целом, что приводит к разному описанию этого целого. Например, коммунальная квартира для одних людей жизнь здесь есть «настоящий кошмар», для других – «весьма терпима», для третьих – «эмоциональное удовольствие».

 

13. Лев Гумилев (1912 – 1992) – русский историк, социолог, этнолог, географ. Написал более 200 работ. Награжден медалью СССР. Академик естественных наук.

Основные работы: «От Руси до России. Очерки этн. истории». (М. 1992); «Этногенез» и биосфера земли» (М. 1990).

– Развивал концепцию этногенеза (происхождение, возникновение народа), строящуюся на обобщении истории человечества на суперэтническом уровне.

– Ввел категорию пассионарности (энергии), повышенной энергии человека.

 

14. Людвиг Гумплович (18381909) – австрийский социолог, представитель социального дарвинизма.

Основные работы: «Раса и государство (1875); «Расовая борьба»; «Очерк социологии» (1885);«Система социологии» (1887).

– Определил объектно-предметную область социологии, которыми являются социальные группы и взаимоотношения между ними.

– Ввел понятие «этноцентризм» (1883). Этноцентризм – признание людьми своей культуры лучшей, отвергая стандарт другой культуры как худшей, неправильной.

 

15. Наталья Грейс (р. 1965 гг.) – руководитель Института риторики в Санкт-Петербурге (Россия).

Основные труды: Тренинг – курс «Потенциал личности»; «Законы Грейс».

– Сформулировала актуальные социальные законы:

· закон сильной личности № 1: «Чтобы быть сильной личностью, достаточно не жаловаться при неблагоприятных условиях».

· закон правильных поступков: «Если человек поступает правильно, то его дела идут с каждым днем все лучше и лучше при условии наличия неагрессивной среды».

· закон позитивного мышления: «Всякий раз, когда Вам захочется сказать «дурак», говорите, что требуется дальнейшее развитие интеллекта для того, чтобы не спровоцировать агрессию индивида».

· закон сильной личности № 2: «Сильные Личности оставляют в людях ощутимый след при условии их восприимчивости». «Сильная личность – это харизматическая личность, а в такую личность влюбляются, у нее ищут совета и поддержки, если эта личность обладает положительными ресурсами».

· закон таланта: «Талант – это врожденная способность делать сразу то, чему другие долго учатся, если существует благоприятная среда».

 

16. Ральф Дарендорф (р. 1929 г.) – немецкий социолог, один из основоположников теории социального конфликта, представитель конфликтной парадигмы.

Основные работы: «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957).

- Считал, что конфликт – реальность социальной жизни и норма развития системы. Содержание конфликта связано с отношениями господства и подчинения, характером власти, неравным доступом к ресурсам, которые являются средствами достижения социальных цепей и которыми распоряжается власть. Его стратификация строится на основе авторитета власти. Но именно конфликт в демократическом обществе открывает путь к реформам.

 

17. Эмиль Дюркгейм (18581917) – французский социолог классического периода.

Основные работы: «О разделении общественного труда» (1893); «Правила социологического метода» (1895); «Самоубийство» (1897); «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Автор концепции социологизма.

– Ввел в социологию понятие «Аномия» (от франц. Anomie – беззаконие, неорганизованность), фиксирующее ценностно-нормативный вакуум, характерный для переходных и кризисных периодов развития общества. Старые нормы и ценности уже не работают, а новые отсутствуют или еще не полностью сложились. Аномия есть отсутствие четкой регуляции поведения индивида, т.е. разработанности правил, определяющих отношения между социальными функциями (по Р.Мертону), аномия служит основой отклоняющего поведения, когда индивид не может достигнуть своих целей институциональными средствами).

– Разработал теорию обрядов, выявил их разные типы и общие функции. Различал негативные обряды – это запреты: нельзя есть, нельзя прикасаться; позитивные обряды – повышение свободы действий, ритуалы угощения (искупительные); представительные (миметические) обряды, выражающиеся в подражании тому, что хотят видеть. Функции обрядов заключаются в поддержании общности, чувства принадлежности к группе верований.[7]

– Приходит к пониманию сущности социальных факторов как элементов особой социальной реальности. Он подразделяет их на морфологические (как материальный субстракт общества, например плотность населения, способы деятельности, образы семейной жизни); духовные социальные факты – это нематериальные факты в виде коллективных представлений, ценностей, традиций, правил, моды. Социальные факты обладают свойствами принудительности (коллективные представления, определяющие воздействие на характер поведения индивида), типологичности, функциональности, существованием вне индивида.

Определил содержание методологического принципа исследования социальных фактов, называемых социологизмом, который означает:

· социальные факты нужно рассматривать как вещи, т.е. без личных оценочных суждений, объективно. Это есть установка на изучение социальных фактов через их своевременным образом фиксируемые признаки, как это приходит с изучением объектов природного мира. Социальные факты вмешиваются в жизнь людей как реальные вещи, определяя смысл их действий;

· социальное объясняется социальным, т.е. социальные факты должны объясняться другими социальными фактами, но не географическими, психологическими, нравственными;

· исследуются в первую очередь не понятия о социальных фактах, а непосредственно сами факты.

– Определил социологию как науку о социальных фактах. Ввел в социологию понятие социального факта.

– Рассматривал общество как особый тип реальности. Дюркгейм отвечал на вопрос: «Каким образом из совокупности случайных индивидов возникает общество?» Это происходит в результате солидарности. Различает механическую солидарность, основанную на сходстве индивидов (общий язык, обычаи, верования). Данная солидарность характерна для традиционного, доиндустриального общества. Другой тип солидарности называется органической солидарностью, основанной на различиях индивидов и разделении труда, профессиональной специализации, экономической зависимости. Такая солидарность характерна для развитых, организованных обществ.

– Различал три вида самоубийств у индивидов:

· эгоистические;

· альтруистические;

· аномические.

– К основным причинам самоубийств относятся ослабление социальных связей или чрезмерная (гипертрофированная) связь индивида с обществом (жертвенность, героизм).

 

18. Георг Зиммель (1858 – 1918) – немец. социолог, создатель формальной социологии.

Основные труды: «Социальная дифференциация» (1890); «Социология» (1908); «Трактат по социологии» (1920); «Созерцание жизни» (1918).

– Разрабатывал идеи формальной (чистой) социологии, которая изучает социальные формы (социации) – социальный прогресс (мода); житейские ситуации (тяжба, обмен); социальные нормы (честь, обычаи); группы (семья, тайное общество) и т.д. Например, мода как одна из социальных форм предполагает и подражание, и индивидуализацию, когда индивид одновременно и утверждает свою принадлежность к определенному социальному слою, и вместе с тем отличает себя от других.

– Развивал теорию групп, обосновывая значение численности индивидов в группе и причины их образования. Так, в больших группах играет роль право, а в малых группах – традиции.

19. Мишель Крозье (р. 1922 г.), французский социолог – теоретик бюрократии, исследует проблемы соц. организации (власть и ее распределение, анализ стратегии деятельности индивидов и групп).

– Являлся приверженцем структурно-функционального подхода, в рамках которого на первый план выдвигается проблема соц. изменений.

20. Льюис Козер (19132003) - американский социолог, один из основоположников функциональной модификации теории социального конфликта (функционалистской теории социального конфликта). Конфликт не является патологией, а имеет функциональный характер.

Основные труды: The Funetions of Sociae Conflict (Функции социального конфликта) N.V 1956.

– Определил позитивную функцию конфликта. Им признается за конфликтом немаловажная роль в назревании обновления общества. Это означает, что конфликт порождает не только новые социальные институты и нормы, но и стимулирует экономический и технологический прогресс.

– Раскрывает суть понятия социального конфликта как напряжения между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами известных групп и индивидов.

Социальный конфликт – это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

Конфликт между группами способствует укреплению внутригрупповой солидарности, сохранению группы. Поэтому лидеры группы сознательно часто прибегают к поискам внешнего врага и разжигают конфликт.

Сравнение: Ральф Дорендорф, немец. социолог в середине 60-х годов ХIХ века обосновал общую теорию социального конфликта, получившей название «конфликтной модели общества» («Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе»). Считал, что для общества хорошо неравенство социальных позиций, занимаемых людьми по отношению к распределению власти, и отсюда проистекают различия их интересов и устремлений, что вызывает взаимные трения. Результат – структурные изменения общества. Следовательно, общества отличаются друг от друга не наличием или отсутствием конфликта, а только различиями отношений к нему со стороны власти. Только рациональные методы регулирования конфликта делает их не взрывоопасными.

21. Кеннет Боулдинг (19101993) – американский социолог, экономист, специалист общей теории систем. Первый президент «Общества по исследованию в области теории систем» (1954).

Основные труды: «Конфликт и защита: общая теория» (1956).

– Создал центр по исследованию конфликтов.

– Считал, что общественные конфликты в соответствии с уровнем организованности сторон делятся на три больших группы: конфликты на уровне индивидов, групп и организаций.

– Утверждал, что конфликты имеют общие элементы и общие образцы развития. Знание общей теории конфликта позволяет общественным силам контролировать конфликты, управлять ими и прогнозировать их последствия.

– Ввел понятие экологического взаимодействия как первоосновы понимания эволюционной перспективы человечества.

– Главным показателем прогресса считал улучшение качества жизни. Выводит необходимость создания «всемирной единой экологической системы» и морального обновления человечества.

– Употреблял термин «постцивилизация» предполагающая противопоставление будущего общества и «цивилизации» – эпохи оседлых сообществ, сельского хозяйства и войн.

22. Огюст Конт (17981857) –французский философ, социолог, методолог. Основатель школы позитивизма.

Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830–1843).

– Ввел в научный оборот понятия «социология» и «социальный факт», определил статус социологии как науки.

– Разработал исходный тезис позитивизма, заключающийся в требовании того, чтобы наука ограничилась описанием внешнего облика явлений на основе таких методов, как наблюдение, эксперимент, исторический метод, и открывала универсальные законы, в соответствии с которыми должен действовать человек.

Эти законы должны изучаться людьми через образовательную сеть, а их реализация через деятельность людей будет способствовать «лечить больное» общество. В этом суть преобразовательного процесса в обществе.

– Сформулировал и описал основной закон общественного прогресса, который был назван «законом трех стадий». Суть закона заключается в том, что общество в своем развитии проходит три стадии развития сознания индивидов (закон интеллектуальной эволюции человечества):

1. Теологическая (фиктивная, религиозная) стадия. Это период Древности и раннего Средневековья до 1300 года. Господствовала религия. Сначала люди обожествляли окружающие предметы. Затем был осуществлен переход к христианству.

 

2. Метафизическая (философская) стадия. Период 1300–1800 гг. Здесь происходит разрушение старых верований, осуществляется французская революция, в обществе царит анархия, что обусловливает появление новой, позитивной стадии.

3. Позитивная стадия. Этот период характеризуется распространением науки, развитием промышленности, гармоническим соотношением всех элементов общества.

– Создает иерархию наук на основе определенных признаков (Схема1).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.018 сек.)