АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сура 106 КУРАЙШ

Читайте также:
  1. Воззвание к курайшитам с холма ас-Сафа
  2. И КУРАЙШИТАМИ
  3. ПРОВОКАЦИИ И КОЗНИ КУРАЙШИТОВ
  4. ПРОВОКАЦИИ КОЗНИ КУРАЙШИТОВ
  5. СОБЛАЗНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КУРАЙШИТОВ
  6. СОВЕТ КУРАЙШИТОВ
  7. Что касается курайшитов, то они клялись своими отцами, а (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Не клянитесь своими отцами».

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Сура «Курайш» ниспослана в Мекке. Она состоит из 4 айатов. В ней указывается, что Аллах был милостивым к курайшам, даровав им Свой Запретный дом, который Он защитил от врагов. Он поселил их у этого Дома, обеспечив им безопасность и достоинство; и они совершали путешествия по торговым делам, отправляясь с караванами, зимой в Йемен, а летом в Шам (в Сирию). Никто не угрожал им, и никто не нападал на них во время этих поездок, в то время как люди, жившие в ближайших окрестностях, подвергались грабительству. Курайшиты должны были за эту милость поклоняться Тому, кто накормил их, избавив их от голода и страха.

 

106:1‑2. Курайшитам понравились поездки — зимой в Йемен, а летом в Шам (Сирию), которые они регулярно совершали в полной безопасности и спокойствии, чтобы вести торговлю и получать от неё удел.

106:1‑2. Курайшитам понравились поездки — зимой в Йемен, а летом в Шам (Сирию), которые они регулярно совершали в полной безопасности и спокойствии, чтобы вести торговлю и получать от неё удел.

106:3. Пусть они искренне поклоняются Господу этого Запретного дома, который облегчил им эти поездки

106:4. и накормил их, избавив от голода, — ведь они жили в долине, где нет посевов, и избавил их от страха, тогда как люди, жившие в окрестностях, подвергались грабительству.

 

 

 

Сура 107 АЛЬ‑МА'УН «МИЛОСТЫНЯ»

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Сура «Милостыня» ниспослана в Мекке. Она состоит из 7 айатов. В этой суре говорится о том, кто отрицает воздаяние в будущей жизни и приведены некоторые его качества: он оскорбляет сироту, обращается с ним грубо, не воспитывая его, а из жестокости, не побуждает никого ни словом, ни делом накормить бедных, поскольку он скуп и не расходует из того, что имеет. Потом в суре говорится о другой категории людей, похожих на тех, кто отрицает воздаяние. Это люди, которые небрежно относятся к предписанным молитвам и совершают их не должным образом — искренне, — а только для вида. Они лицемерны во всех своих деяниях и не помогают нуждающимся. В суре содержится предупреждение этим людям о том, что им грозит бедствие и гибель, чтобы они отказались от своего заблуждения.

 

107:1. Узнал ли ты того, кто отрицает расплату и воздаяние в будущей жизни?!

107:2‑3. Если хочешь знать, кто он, то ведь он тот, кто гонит сироту жестоко, унижает и притесняет его и не призывает к тому, чтобы накормить бедняков.

107:2‑3. Если хочешь знать, кто он, то ведь он тот, кто гонит сироту жестоко, унижает и притесняет его и не призывает к тому, чтобы накормить бедняков.

107:4‑5. Гибель тем молящимся, которые обладают вышеуказанными качествами и небрежно совершают свои молитвы, которые не приносят им никакой пользы,

107:4‑5. Гибель тем молящимся, которые обладают вышеуказанными качествами и небрежно совершают свои молитвы, которые не приносят им никакой пользы,

107:6. которые, лицемеря, совершают свои деяния напоказ, для вида перед людьми, чтобы люди считали их достойными и хвалили их,

107:7. и отказываются делать добро людям и помогать им.

 

 

 

Сура 108 АЛЬ‑КАУСАР «ОБИЛЬНЫЙ»

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Сура «аль‑Каусар» ниспослана в Мекке. Она состоит из 3 айатов. В ней Аллах напоминает своему посланнику — да благословит его Аллах и приветствует! — о том, что Он наделил его великими благами и оказал ему великие милости как в этой, так и в будущей жизни. Он потребовал от него постоянно и искренне возносить молитву только Ему и приносить Ему жертвы, закалывая самых лучших жертвенных животных в знак благодарности за оказанную ему милость и достоинство. Сура заканчивается радостной вестью пророку — да благословит его Аллах и приветствует! — его недруг лишён всякого блага.

 

108:1. Поистине, Мы даровали тебе вечное обильное благо в этой и в будущей жизни.

108:2. Раз Я даровал тебе это благо, то постоянно и искренне возноси молитву только своему Господу и закалывай жертвенных животных в знак благодарности Аллаху за дарованное тебе достоинство и за наделение тебя благами.

108:3. Поистине, тот, кто ненавидит тебя, лишён всякого блага!

 

 

 

Сура 109 АЛЬ‑КАФИРУН «НЕВЕРНЫЕ»

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Сура «Неверные» ниспослана в Мекке. Она состоит из 6 айатов. В этой суре Аллах приказал Своему посланнику — да благословит его Аллах и приветствует! — положить конец алчности неверных, когда они торговались с ним о его религии — религии истины. Ведь он будет и впредь поклоняться Аллаху, кроме которого нет другого божества, а они будут поклоняться своим богам, которые никак не могут заменить истину. У них своя вера, которую, подражая своим предкам, они исповедуют, а у него своя, которую Аллах выбрал и одобрил для него.

 

109:1. Скажи, о Мухаммад: «О вы, неверные, которые настойчиво упорствуете в своём неверии!»

109:2. Я не поклоняюсь помимо Аллаха тому, чему вы поклоняетесь.

109:3. А вы не поклоняетесь Единому Аллаху, которому я поклоняюсь.

109:4. Я же не поклоняюсь тому, чему вы поклоняетесь, поскольку вы многобожники.

109:5. И вы не поклоняетесь моему Богу, которому я поклоняюсь. Ведь я исповедую единобожие.

109:6. У вас — ваша вера, которую вы исповедуете, а у меня — моя, которую Аллах выбрал и одобрил для меня.

 

 

 

Сура 110 АН‑НАСР «ПОМОЩЬ»

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Сура «Помощь» ниспослана в Медине. Она состоит из 3 айатов. В этой суре Аллах потребовал от Своего посланника — да благословит его Аллах и приветствует, — чтобы он, когда Аллах поможет ему и верующим одержать победу над многобожниками и вступить в Мекку и когда он увидит, что люди толпами будут принимать ислам, после того как ислам утвердится, возьмёт верх (над другими религиями), и будет завершён Аллахом, воздал хвалу своему Господу и превознёс Его, отвергая от Него всё, что не подобает Его величию, и попросил у Него прощения для себя и для верующих. Ведь Он — Прощающ, принимает покаяние от Своих рабов и прощает им грехи![141]

 

110:1. Когда Аллах поможет тебе и верующим одержать победу над многобожниками и взять Мекку,

110:2. и увидишь, что люди будут толпами принимать веру Аллаха (ислам),

110:3. возблагодари Господа своего и воздай Ему хвалу, и попроси у Него прощения для себя и для твоей общины. Поистине, Он — прощающ и принимает покаяние от Своих рабов!

 

 

 

Сура 111 АЛЬ‑МАСАД «ПАЛЬМОВЫЕ ВОЛОКНА»

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Эта сура ниспослана в Мекке. Она состоит из 5 айатов. Эта сура начинается сообщением о гибели Абу Лахаба — врага Аллаха и Его посланника — и о том, что ничто не спасёт его от гибели: ни богатство, ни высокое положение, ни что‑либо другое. В суре содержится угроза Абу Лахабу, что он в будущей жизни будет ввергнут в пылающий огонь, где он будет гореть. Такому же мучению подвергнется и его жена, для которой приготовлен ещё и другой вид мучения: вокруг её шеи будет завязана верёвка, за которую её будут тащить в огонь для ужесточения наказания за то, что она причиняла посланнику вред и стремилась оскорбить его и опорочить его пророческую миссию.

 

111:1. Да погибнут обе руки Абу Лахаба, которыми он причинял мусульманам вред, да погибнет он вместе с ними!

111:2. Не спасли его от наказания Аллаха ни его богатство, которое он накопил, ни его высокое положение, которое он приобрёл.

111:3. Он будет ввергнут в пылающий огонь, где он будет гореть.

111:4. В огонь, как и он, войдёт его жена, которая клеветала на людей, сея раздор среди них.

111:5. На шее у неё будет верёвка из пальмовых волокон для большего мучения.

 

 

 

Сура 112 АЛЬ‑ИХЛАС «ИСКРЕННОСТЬ»

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Эта сура ниспослана в Мекке. Она состоит из 4 айатов. Пророка — да благословит его Аллах и приветствует! — спросили о его Господе. И в этой суре ему приказано ответить, что Он — Обладатель всех совершенных качеств, Он — Единый и единственный. К Нему постоянно обращаются за помощью в нужде. Он не нуждается ни в ком. Ему нет подобного и нет похожего на Него. Он не родил и не был рождён, и нет среди Его творений равного Ему или подобного Ему.

 

112:1. Скажи, о Мухаммад, тем, которые, издеваясь, сказали, чтобы ты описал им твоего Господа: «Он — Аллах Единый и единственный. И нет у Него сотоварищей.

112:2. Аллах, к которому одному обращаются в нужде и для удовлетворения просьб.

112:3‑4. У Него нет детей, Он не был рождён, и нет Ему равного или подобного».

112:3‑4. У Него нет детей, Он не был рождён, и нет Ему равного или подобного».

 

 

 

Сура 113 АЛЬ‑ФАЛАК «РАССВЕТ»

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Сура «Рассвет» ниспослана в Мекке. Она состоит из 5 айатов. В этой суре рекомендуется пророку — да благословит его Аллах и приветствует! — обращаться к защите своего Господа и прибегать к Нему, ища убежища от всякого из Его творений, кто может причинить зло, и от зла ночи, когда она темнеет, поскольку ночью души людей испытывают одиночество и беспокойство и трудно избавиться от её вреда и от зла тех нечестивцев, которые стремятся сеять раздор среди людей и подрывать связь между ними, и от зла завистника, который желает, чтобы другие рабы Аллаха лишились милости и благоденствия, которыми Аллах наделил их.

 

113:1. Скажи: «Прибегаю к Господу рассвета, который наступает после ухода ночи, прося у Него защиты

113:2. от злотворности тех из творений Аллаха, кто способен на зло, и от зла которых может защитить только Тот, кто властен над ними;

113:3. от зла ночи, когда её темнота становится мрачной;

113:4. от зла того, кто стремится сеять раздор между людьми;

113:5. от зла завистника, который желает, чтобы другие люди лишились милости и благоденствия».

 

 

 

Сура 114 АН‑НАС «ЛЮДИ»

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Сура «Люди» ниспослана в Мекке. Она состоит из 6 айатов. В этой суре Аллах Всевышний приказывает Своему пророку — да благословит его Аллах и приветствует! — прибегать к Нему, прося у Него защиты от большого зла, которое многие люди не замечают, поскольку оно проистекает из их страстей и нечестивых прихотей и толкает их к совершению того, что Аллах запретил им. Это зло шайтана, из людей или джиннов, который искушает человека, исчезая при упоминании имени Аллаха, будь он скрыт от глаз или видим для них, и который прикрывает своё искушение хитростью и обманом.

 

114:1. Скажи: «Прибегаю к Господу людей и Вершителю их дел,

114:2. Властелину всех людей, имеющему полную власть над ними — правителями и подвластными,

114:3. Богу людей, которому они полностью подчиняются, и Он властен делать с ними всё, что желает,

114:4. от зла того, кто искушает людей, побуждая их совершать грехи, и исчезает, если прибегаешь к Аллаху, прося защиты от него,

114:5. который незаметно искушает сердца людей, внушая им то, что их совратит и отвратит от прямого пути,

114:6. будь искуситель джинном или человеком».

 

 

 


[1]Неприкосновенная (Запретная) мечеть — Кааба в Мекке — святыня мусульман, место паломничества; основана Ибрахимом и его сыном Исмаилом с повеления Аллаха. На её священной территории запрещены военные действия, ссоры, препирательства, азартные игры и т. п.

 

[2]Лжесвидетельство наказывается во всех странах, и Аллах наказывает за это. В этом айате говорится, что сокрытие истины является грехом, за который наказывает Аллах.

 

[3]Кибла была перенесена в Мекку из Иерусалима приблизительно через семнадцать месяцев после прибытия Мухаммада — да благословит его Аллах и приветствует! — в Медину.

 

[4]Речь идёт о взяточничестве — серьёзном преступлении, которое разрушает нацию. В данном айате этой суры указывается на всех участников этого преступления: на дающего взятку как подкуп преступного, караемого законом действия, и на взяточника, который бывает, обычно, у власти и получает взятку как плату за преступление, караемое законом действие, предоставляющее дающему взятку привилегии, на которые он не имеет права, и лишающее других их прав.

 

[5]Во время язычества было традицией входить в дом, совершив паломничество и считая себя очищенными, не через обычную входную дверь, считая её осквернённой, а через новую, с обратной стороны дома.

 

[6]В году есть четыре запретных месяца, которые со времён пророка Ибрахима священны: зу‑ль‑хиджжа, зу‑ль‑кида, мухаррам и раджаб. На протяжении этих четырёх месяцев совершались определённые обряды, во время которых нельзя было применять силу или вести сражения. Священное отношение язычников к этим месяцам было основано на эгоистических принципах — целью была торговля как средство заработать на жизнь и т. д. У мусульман же священное отношение было основано на почитании Аллаха, поклонении Ему и на искреннем признании Его могущества.

 

[7]Ихрам — принятие на себя определённых запретов, облачение в особую одежду и вступление на Священную землю; начало действий по совершению хаджжа или умры и их обрядов.

 

[8]Гора Арафат находится за долиной Мина в одиннадцати км от Мекки. Посещение горы Арафат входит в обряд паломничества.

 

[9]Муздалифа — Священная гора, которая находится на полпути от долины Мина и горы Арафат. Здесь Мухаммад вознёс молитву к Аллаху. Отсюда паломники взывают к Аллаху и воздают Ему хвалу (Лаббайка).

 

[10]Указанные дни для искреннего поминания Аллаха со словами «Аллах акбар!» (Аллах велик!): 11‑го, 12‑го, 13‑го числа месяца «зу‑ль — хиджжа» в конце паломничества. В эти дни паломники избивают шайтана камнями в долине Мина, повторяя «Аллах Акбар!» и воздавая хвалу Аллаху.

 

[11]До исламской эры мужчина, который развёлся с женой, имел право возвращать её столько раз, сколько хотел. На самом деле она была рабыней, которой развод не давал свободы. Ислам дал женщине справедливые права. Ведь брак не шахматная игра, в которой муж может передвигать жену, как шахматную фигуру, в другую клетку на доске. Брак — это часть веры, охраняемая религиозным чувством, почитанием, чувством справедливости. Пророк Мухаммад — да благословит его Аллах и приветствует! — сказал: «Среди законодательных постановлений Аллаха развод — самый нежелательный Ему поступок». Тот, кто легкомысленно относится к разводу, платит за это, иногда унижением.

 

[12]На иудеев — за их упрямство, бесчестия и несправедливость

 

[13]Гора Ухуд находится близ Медины.

 

[14]Бадр находится в 120 милях к юго‑западу от Медины. Мусульмане одержали победу в этом сражении.

 

[15]Совет является важной основой, защищающей общество от диктатуры и тирании. Об этом сказано в Коране 14 веков назад. Коран опередил все культуры, заложив основы этого принципа.

 

[16]На пленницах и рабынях, лишённых полной свободы и личных прав, которые ещё до прихода ислама перешли в собственность людей, принявших позднее ислам. И в десницах мусульман они жили лучше, чем до этого.

 

[17]Исламский шариат не единственный Небесный шариат, который разрешает многобрачие. Шариат Торы указывает, что мужчина имеет право жениться на ком он пожелает, и напоминает также о том, что пророки женились не на единицах, а на десятках женщин. Тора — это Ветхий Завет, который признаётся христианами, если нет текста в Евангелии или Послания, которые противоречат ей, или нет явного противоречия в самом тексте Торы. Церковь разрешала многобрачие в средние века и позже. И на протяжении истории Европы известно много королей, имевших несколько жён. Исламский шариат отличается от других шариатов тем, что он ограничил многобрачие, Он первый ниспосланный шариат, который поставил ясные ограничения, определив три условия: во‑первых, нельзя иметь более четырёх жён одновременно; во‑вторых, мужчина должен быть уверен, что он будет одинаково справедлив ко всем жёнам; в‑третьих, мужчина должен быть в состоянии содержать их и расходовать на них деньги, как полагается. Первые два условия непременны для всех мужчин, хотя бы по отношению к первой женитьбе. Все знатоки исламской религии согласны с тем, что мужчине запрещается жениться на другой, если он не уверен, что будет справедлив к своим жёнам. Но это запрещение религиозное и не входит в компетенцию судебной власти. Ведь справедливость более или менее оценивается в душе человека, а расходы — относительное дело, которое не определить одними весами. Поэтому всё это оставлено на совесть мужчины, чтобы он сам оценил, верен ли его поступок. Тот, кто несправедливо поступает в этом отношении, совершает великий грех, за который будет наказан в День воскресения. Неспособность содержать семью и расходовать на неё деньги связаны с будущим семьи.

Правильные контракты при заключении брака основываются не на ожидаемых обстоятельствах, а на существующем положении в данный момент. Имущество приходит и уходит. Несмотря на это, ислам указывает на то, что, если мужчина не будет справедлив к своей жене или не будет в состоянии содержать её, она имеет право просить развод; но эти же помехи не запрещают ей выйти замуж за мужчину, если она согласна, несмотря на обстоятельства, в которых он находится. Ислам, разрешив многобрачие, но с определёнными условиями, преодолел некоторые болезни общества. Во‑первых, число мужчин, способных жениться, может стать меньше числа женщин, могущих выйти замуж, особенно после войн. В некоторых европейских странах эта пропорция составила один к семи, т. е. один мужчина на семь женщин. Морально приличнее для женщины быть законной женой, даже одной из нескольких, чем находиться в незаконной, безнравственной связи с мужчиной. Во‑вторых, между мужчиной и женщиной могут возникнуть такие интимные отношения, что они не смогут оставить друг друга. Поэтому в интересах общества узаконить эти отношения в соответствии с шариатом. Женщине лучше быть женой, чем любовницей того или иного мужчины. Если это и не очень одобряемый случай многобрачия, то всё равно он лучше, чем единобрачие с незаконными внебрачными связями, потому что полигамия устраняет здесь одну из болезней общества. В‑третьих, женщина не может не согласиться выйти замуж за женатого человека, если к этому её вынуждают обстоятельства. Если первая жена будет страдать, и ей будет нанесён моральный ущерб тем, что её муж женится на другой, то второй женщине может быть причинён ещё больший вред, если она не выйдет замуж, т. е. её женственность останется невостребованной, или она погибнет, ведя распутную жизнь. Это пример того, как вред меньшей степени может отстранить вред большей степени. В‑четвёртых, жена может заболеть и не быть в состоянии вести нормальную половую жизнь с мужем, или же она может оказаться бесплодной. В этом случае в интересах общества, чтобы мужчина женился на другой. Таким образом, поставив все эти ограничения, ислам приоткрыл дверь к многобрачию, не поощряя его. Ведь ислам — шариат Аллаха, который знает всякую вещь. Поистине, Он — Всеведущий и Мудрый!

 

[18]Завещанное не может превышать 1/3 всего наследства после уплаты долга.

 

[19]Следуйте, о вы, которые уверовали, завету Аллаха! Аллах знает о справедливых и несправедливых среди вас. Поистине, Аллах Всеведущ, Терпелив, не спешит с наказанием несправедливых!

 

[20]До ислама, во времена язычества, были несправедливые обычаи и традиции по отношению к женщине, которые отрицательным образом влияли на добрые отношения в семье. Когда у мужчины умирал отец, женатый не на его матери, мужчина заставлял её выйти за него замуж или даже наследовал её без нового брачного договора. При язычестве в случае, если муж расходился с женой после супружеской жизни, он несправедливо забирал у неё предбрачный дар, который дал ей раньше. Тогда некоторые мужчины даже насильно запрещали своим бывшим жёнам выходить опять замуж. Женщина тогда была забитой и беспомощной, не имеющей никаких прав. Ислам защитил её от этой несправедливости. При исламе было запрещено наследовать жён покойного отца и отбирать у них предбрачный дар (калым) в случае развода, каким бы большим он ни был. Ислам отменил запрет на повторное замужество. Ислам запрещает плохо относиться к жёнам, чтобы вынудить их просить о разводе и отдать за это своё имущество. До ислама, при язычестве, мужчине разрешалось жениться на женщине, которая была женой его отца, после развода. Ислам запретил это, и осудил это как мерзость. Ведь это скверно, и Аллах этого не одобряет, и разумные люди этого также не одобряют. Такие установления шариата — справедливость Аллаха.

 

[21]Шариат поощряет кормить грудного ребёнка естественным образом — грудью. Этот айат предшествует инженерной генетике, запрещая брачные отношения между родственниками. Эта наука сегодня доказывает, что такие браки приводят к рождению детей, легко подверженных заболеваниям и с врождёнными дефектами, у которых снижается способность к деторождению.

 

[22]В исламском шариате запрещаются брачные отношения по кормлению. Ведь ребёнок питается молоком из груди кормилицы так же, как он питается из тела своей матери в её утробе. Они обе формируют его организм, поэтому кормилица запрещена так же, как и мать.

 

[23]Позже этот айат был отменён.

 

[24]Животное может пасть от старости, болезни или отравления, и, следовательно, его мясо может содержать вредные элементы для человека.

 

[25]Кровь содержит продукты распада пищи как полезные, так и вредные. Кровь поступает в различные органы тела, которые очищают её от ядовитых веществ или выделяют её из тела. Кроме того, в крови собираются также ядовитые вещества, выделяемые паразитами в теле. Поэтому кровь запрещается в пищу.

 

[26]Свинья является носителем многих паразитов, которые могут перейти к человеку при употреблении её мяса в пищу и стать причиной многих болезней. Поэтому свинина запрещается в пищу.

 

[27]Очищение имеет два значения. Первое — обратиться к Аллаху Всевышнему всем своим сердцем с намерением предстать перед Ним с открытой, искренней душой и чистыми помыслами. Второе: физическая чистота — омовение наружных частей тела, подвергающихся загрязнению. Омовение можно совершать и пять раз в день. Мужчинам и женщинам нужно мыться после половых сношений, а женщинам также после менструации и выделения крови после родов. Омовение очищает тело от болезнетворных микробов, усиливает кровообращение, повышает жизненный тонус, снимает нервное напряжение, и поэтому пророк Мухаммад — да благословит его Аллах и приветствует! — сказал: «Когда ты раздражаешься, совершай омовение!» Сухое омовение песком имеет первое значение очищения, т. е. — обращение к Аллаху и подготовка к этому с намерением предстать перед Ним с чистой душой, обращаясь искренне только к Нему.

 

[28]Ислам призывает к полной справедливости как с друзьями, так и с врагами. Ислам предостерегает от того, чтобы ненависть не привела к несправедливости. Это распространяется как на отношения между людьми, так и на отношения между странами. В айате разъясняется, что справедливость к врагу ближе к богобоязненности. Если бы это было положено в основу всех международных законов, то не было бы войн. Если все религии имеют свою характерную черту, то единство Аллаха и справедливость — основные черты ислама.

 

[29]Речь идёт о Хабиле и Кабиле (Авеле и Каине).

 

[30]Этот айат рассказывает о первом захоронении мёртвого в человеческой истории и о том, что захоронение в земле было внушено Аллахом — слава Ему Всевышнему! — на примере ворона. Мудрость захоронения мёртвого в земле заключается в том, чтобы не допустить распространения болезней. Предание тела земле — это также проявление почтения к усопшему.

 

[31]В этом Священном айате указывается, что убить душу — это совершить преступление против всего общества. Это даёт право прокурору или любой власти, установленной государством, вынести обвинение по своим современным законам для защиты права общества, что соответствует праву Аллаха в исламском шариате. А тот, кто спасёт от гибели душу и сохранит её, сделает добро всему обществу. Данный айат показывает, что ислам заботится о соблюдении законов в благочестивом обществе и регулирует отношения между его членами. Только таким путём можно обеспечить безопасность, мир и сотрудничество между членами общества и различными общинами.

 

[32]Священный Коран в этом и в 38 айате говорит о необходимости наказания лиц, угрожающих интересам общества и его членов, и пресечения преступлений. Только так можно предотвратить преступление, и тогда в обществе будут царить счастье, безопасность и мир. Наказание за преступление остановит людей от заблуждений и будет для них уроком. Оно также поможет воспитать уважение к личности и имуществу членов общества. Тот, кто страшится этих наказаний, не должен совершать преступления. Исламский шариат пресекает преступления лучше, чем законы, установленные человеком.

 

[33]В этом айате указывается, что Священный Коран должен лежать в основе местных законов, т. е. исламский шариат должен действовать во всех исламских странах по отношению ко всему населению. Принцип местных законов был принят совсем недавно.

 

[34]Это один из многих айатов Священного Корана, посвящённых теме освобождения рабов. В Коране указывается на множество случаев, требующих освобождения рабов и сокращения причин рабства.

 

[35]Аллах Всевышний указал в этом айате на четыре последствия употребления вина и увлечения майсиром, на основе чего их нужно запрещать:

. Это — явный вред. Ведь вино вредно для ума, а майсир вреден для имущества. В результате у человека будет дурное сердце. И шайтан старается привлечь человека к ним.

. Это — зло, несущее ненависть и зависть. Майсир обычно заканчивается ссорой и бывает причиной ненависти и зависти. Вино — самый злой грех. Оно запрещается потому, что Аллах наделил человека достоинством, даровал ему ум. В мозгу человека есть клетки, которые управляют волей, разумом, способностью различать и выбирать, т. е. все высшие свойства человека. Вино, наркотики и всё, что опьяняет, вредно влияет на деятельность высших отделов коры головного мозга, останавливая их работу на короткое или продолжительное время, в зависимости от степени влияния алкоголя на человека. В таком случае низшие центры клеток начинают господствовать, и человек становится нервным и агрессивным, или он расслабляется и становится равнодушным, а это значит, что затронут его разум, и его работоспособность понижается. Вино оказывает вредное действие на пищеварительный тракт, на почки и на печень.

. Когда человек теряет разум, он не обращается к Аллаху и не поминает Его имя. А ведь поминание Аллаха оживляет сердце.

. Вино отклоняет человека от молитвы. Ведь из‑за пьянства человек забывает о молитве и о том, как правильно совершать её. Вино запрещается даже в небольших дозах, чтобы человек не привык к нему.

 

[36]По обороту солнца люди научились исчислять дни и годы, а по луне — исчислять месяцы.

 

[37]Ислам учит быть всегда опрятным и чистым, и в особенности, на собраниях. Это же диктуют законы профилактики. Ислам призывает также воздерживаться от излишества в пище и питье. Наука доказывает, что подобные излишества вредят организму, вызывают болезни и увеличивают вес тела.

 

[38]Адиты — один из сильнейших древних семитских народов, живших в Йемене. По мнению некоторых учёных, адиты переселились в Хиджаз.

 

[39]Самуд — племя древних арабов, погубленных Всевышним так же, как и адиты. Они жили в каменных жилищах, которые известны как города Салиха, в долине «Ваади аль‑Кораа».

 

[40]Бильгарциоз

 

[41]Здесь говорится о желании некоторых из воюющих встретить вместо многочисленных вражеских отрядов малочисленные, а также добыть имущество и трофеи, не подвергаясь опасности или ущербу. Аллах Всевышний желает возвысить веру, разъяснить истину и искоренить неверных.

 

[42]Верующие, узнав, что им предписано выступить в поход, стали обращаться к Аллаху Всевышнему, прося послать им победу. Аллах Всевышний ответил на их просьбу и послал им тысячу ангелов, следующих ряд за рядом и отдельными группами, постепенно. Эта тактика применяется и сейчас, когда на помощь сражающимся посылается подкрепление. Современная тактика заключается в постепенном подкреплении отрядами, чтобы было легко разместить их на разных участках фронта и чтобы поднимать дух сражающихся каждый раз новыми подкреплениями. Начало этому было положено Аллахом, когда Он сказал, что чистые ангелы были посланы как добрая весть, чтобы сердца воюющих успокоились. Ведь победа всегда только от Аллаха

 

[43]Здесь говорится о благосклонности Аллаха к сражающимся верующим. Он им даровал мир, спокойствие, сон и дождь для очищения и для того, чтобы песок стал крепче, и ноги не увязали в нём и не утомлялись во время битвы.

 

[44]В этом Священном айате указывается на необходимость быть стойкими перед лицом врага, думать только об Аллахе, обращаясь к Нему дённо и нощно и при бедствиях. Это подчёркивает большое значение веры и соблюдения религии для повышения морального духа и стойкости. Здесь также указывается на большое значение повиновения наставлениям Аллаха и Его пророка, чтобы не возникло разногласий, приводящих к расколу и поражению. Нельзя также хвастаться силой и необоснованно демонстрировать мужественность.

 

[45]В этом Священном айате предупреждение тем, которые нарушают свои обещания и обеты. Их нужно строго наказывать, а также наказывать и тех, кто их поддерживает.

 

[46]В этом Священном айате говорится о подготовке к встрече с врагом в случае его наступления. Ведь в прошлом и настоящем войны — серьёзное событие, от которого зависит будущее судеб народа. Участие в сражении без предварительной подготовки приводит к поражению.

 

[47]Это великий принцип ислама — религии мира. В настоящее время мы слышим, как страны всего мира призывают к миру. С этой целью и была основана ООН.

 

[48]Ансары — мединцы, помогавшие пророку и переселившимся с ним из Мекки в Медину верующим и ставшие их сторонниками.

 

[49]Поучение здесь в том, что многочисленность — не главный фактор, обеспечивающий победу. Главное — высокий моральный дух воюющих.

 

[50]Джизийа — подушная подать, налагаемая на немусульман, была одним из важных доходов бюджета мусульманского государства. Подать бралась с иудеев и христиан, но их женщины, старики, дети, бедные и рабы были освобождены от неё. Идея подати заключается в том, что обладателям Писания не предписывалось участие в войнах, чтобы защищать себя и других, поэтому было справедливо, что они платят подать, так как мусульманское государство их защищало и обеспечивало им нормальную жизнедеятельность и предпринимательство. Ведь мусульмане отдавали государству пятую часть военной добычи, закят (очистительную милостыню), милостыню после Рамадана и различные милостыни во искупление грехов. Подать — не наказание, а участие в бюджете государства, как делают мусульмане. Ведь ислам — справедливая религия!

 

[51]Пещера, в которой скрывались пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — и его спутник, находилась в горе ас‑Саур недалеко от Мекки, где они пробыли три дня, а затем покинули её ночью, когда преследование прекратилось. Они прибыли в Медину восьмого лунного месяца рабиа первого года хиджры.

 

[52]Закят — это система, в соответствии с которой собираются деньги с богатых и раздаются бедным. Это — право бедного на часть денег богатого; их собирают по указанию лица, стоящего у власти, и расходуют на добрые дела: даются бедным и нуждающимся, странствующим путникам, оторванным от своего имущества и дома. Они также идут на погашение долгов тех верующих, которые не имеют средств их заплатить. Таким образом, с самого начала становления ислама в мусульманском обществе не было голодного, нищего, позорно просящего милостыню. Закята было так много, что люди, связанные с работой по сбору закята, жаловались на то, что не находят необходимого количества людей, нуждающихся в закяте. И тогда им предложили погасить долги верующих, которые не в состоянии вернуть долг, а также купить рабов и освободить их. Действительно, сбор и расходование закята по исламским законам — лучшая система социального обеспечения.

 

[53]Эту мечеть построила группа лицемеров, стремившихся нанести вред исламу. Их беспокоило строительство мечети Кубаа в Медине искренними верующими, которую благословил пророк — да благословит его Аллах и приветствует, — совершая в ней молитвы. Лицемеры построили свою мечеть, чтобы хвастаться ею, собираться в ней и планировать коварные действия против верующих. Они пригласили пророка — да благословит его Аллах и приветствует! — молиться в ней, чтобы это стало предлогом для раздора и раскола. И он бы согласился, не поняв их злых намерений, если бы Аллах не запретил ему это.

 

[54]В этом айате указывается на то, что нельзя всем верующим выйти в поход или прийти к пророку за поучениями одновременно, но и нельзя отстраняться от этого. Это влияет на ход жизни в общине. Поэтому нужно, чтобы группа людей из каждого колена приходила учиться делам благочестия, а потом наставляла людей, возвратясь к ним.

 

[55]В этом айате, по‑видимому, указывается на то, что тело Фараона останется целым для поучения и напоминания людям. Ведь он считал себя богом и заставлял свой покорный, послушный народ верить, что для него нет другого бога, кроме него. Исход сыновей Исраила из Египта произошёл в конце тринадцатого века до н. э. при Менфитахе — сыне Рамзеса второго, являющегося одним из фараонов 19 династии. Он подчинил сыновей Исраила и заставил их строить столицу своего царства. Современные раскопки свидетельствуют, что название этого города «Бурамсас». Причина исхода сынов Исраила с Мусой — добиться единобожия — поклонения только Аллаху и освобождение их от деспотизма и угнетения Фараона, который подчинил их и подвергал унизительному наказанию. Разве это не доказывает, что Коран ниспослан Аллахом?

 

[56]Мадйан находится между северным Хиджазом и южным аш‑Шамом. На земле Мадйана было одно место, где росли густые деревья. Это место называлось аль‑айка (роща). Мадйанитов постигло сильное наказание за их неповиновение Аллаху. Эти два айата (84‑85) говорят, что убавление в весе или в мере с целью обмана считается преступлением, за которое, согласно законам шариата, обманщик должен понести наказание, что охраняет имущество. Обман в весе и мере, с точки зрения законов, также считается преступлением, и в них определено соответствующее наказание за это.

 

[57]и

 

[58]См. комментарии к айатам 84 и 85 этой суры.

 

[59]Йусуф — да приветствует его Аллах! — сын Йакуба аль‑Ибрани (Иакова Иберского) аль‑Канаани. Он был продан в Египте во время Гиксосов — иностранных завоевателей. Они, вероятно, были семитами, прибывшими в Египет из аш‑Шама (Сирии). Они оккупировали долину Нила приблизительно в 1730 г. до н.э., до окончания правления 13‑ой династии, и управляли Египтом около полутора веков, и были изгнаны из него приблизительно в 1580 г. до н.э. Ахмусом первым — основоположником 18‑ой династии.

 

[60]Этот айат соответствует научным открытиям, которые доказали, что оставление зерна в колосе — при хранении урожая — сохраняет его при разных погодных условиях, предохраняет от насекомых и способствует сохранению питательных веществ.

 

[61]Глубокая скорбь приводит к психическому расстройству, которое, в свою очередь, увеличивает глазное давление. Из‑за этого болят глаза, и постепенно слабеет зрение, а в некоторых случаях может наступить полная потеря зрения, и глаза как бы выцветают, становятся белесыми.

 

[62]Аль‑Хиджр — долина, расположенная между Мединой и Шамом.

 

[63]Это не весть о рождении Исмаила — да будет над ним мир! Ведь он был уже рождён и жил в Мекке вместе с матерью Хаджар. Здесь — весть о рождении Исхака, сына Ибрахима, от его жены Сары.

 

[64]Обитатели аль‑Хиджра — самудяне.

 

[65]См. айат 103 в суре «аль‑Маида» (Трапеза).

 

[66]Карун — один из богатейших сынов Исраила. Тиран, который несправедливо притеснял людей и не был благодарен Аллаху за Его милости. За это Аллах погубил его: разверзнулась земля и поглотила и дом его, и имущество.

 

[67]Этот айат предшествует научным исследованиям, касающимся существования живых существ на некоторых планетах Солнечной системы.

 

[68]В суре говорится о ночном путешествии пророка Мухаммада в Иерусалим и его вознесении на небеса. Отсюда название суры «Ночной перенос».

 

[69]Самудяне — древний народ, живший в северном Хиджазе. К ним был послан посланник Салих с проповеднической миссией. Часть самудян потребовала подтверждения божественности его миссии. В качестве знамения от Аллаха была послана верблюдица. Но самудяне не поверили и убили её. Через три дня последовало наказание — город самудян погиб вместе с обитателями.

 

[70]«Заккум» — проклятое дерево, растущее в аду, с горькими, отвратительными плодами (пища обитателей огня).

 

[71]Расступившееся море и потоп, саранча, жабы, вши, кровь, засуха (неурожай), посох (пожирание посохом Мусы змей чародеев Фараона),вынутая Мусой из‑за пазухи рука, белая, без каких‑либо признаков болезни.

 

[72]Этот айат указывает на то, что триста солнечных лет равны трёмстам девяти лунным годам. Данный айат опередил астрономическую наук

 

[73]Две горы — это горы в Азербайджане и Армении. Согласно другой версии, эти горы находятся в Туркестане.

 

[74]В этом айате звучит призыв к изучению и размышлению над всем, что окружает человека и доказывает существование Аллаха Всевышнего.

 

[75]Самаритяне — буквально «жители Самарии», одного из племён сынов Исраила. Самаритянин — мужчина из этого племени. Он сбил народ Мусы, сделав тельца, который издавал странные звуки при проникновении внутрь его ветра. Самаритянин соблазнил народ поклоняться этому тельцу, и они его послушались. Вернувшись к своему народу, Муса разоблачил его интриги и изгнал его. (Комментарий к 85 айату был взят нами из «Словаря слов Благородного Корана», ч.1, изд. Академии наук арабского языка, Каир, 1409 г. хиджры — 1989 г. Перевела С. Афифи.)

 

[76]Зу —ль‑Кифл — один из пророков. В отношении его нет единого мнения. Одни считают, что это был пророк Ильйас, другие считают, что это —пророк Исмаил. Буквально значение его имени — обладатель доли.

 

[77]Зу‑н‑Нун — пророк Йунис, которого проглотила большая рыба, а потом вывела его из чрева.

 

[78]Чужой скот потравил ночью ниву одного человека. Дауд вынес решение, что скот должен принадлежать теперь хозяину нивы за потраву. А Сулайман, его сын, не был согласен с ним в этом решении и сказал: «Пусть скот будет у хозяина нивы до тех пор, пока его нива не вырастет опять и не станет такой же, как была, и тогда скот должен перейти к своему прежнему хозяину».

 

[79]В этом Священном айате Коран опережает развитие науки, констатируя, что время — относительное понятие и что теория об абсолютном времени, в которую верили люди до появления теории относительности, — неправильная теория.

 

[80]Раньше люди имели рабов и рабынь, и мужчина мог избрать себе жену из рабынь. При исламе рабами могли быть только враги, захваченные в плен, при условии, что враг перед этим захватил в плен мусульман, иначе мусульмане не делали врагов рабами.

 

[81]Сноска к 2‑4 айатам. Комментарии знатоков об этих айатах. Преступление в исламском шариате — совершение того, что запретил Аллах либо категорически, либо установленными пределами, либо осуждением. Эти запрещённые поступки совершаются либо совершением запретного, либо пренебрежением к тому, что установлено шариатом. Причина запрещения этих поступков в том, что они подрывают принципы, установленные в исламе, а именно, следующие пять принципов:

) защита души,

) защита религии,

) защита ума,

) защита имущества,

) защита чести. Убийство, например, — преступление против души; отступничество (ар‑ридда) от ислама — подрыв религии; употребление опьяняющих напитков — разрушение ума, воровство — покушение на имущество, прелюбодеяние — покушение на честь. Исламские правоведы (факихи) разделили все преступления на ряд видов, исходя из того, что все преступления отличаются друг от друга с точки зрения их тяжести. В комментарии к этой суре важно разделение преступлений с точки зрения их тяжести и как учитывать это при установлении меры наказания.

Эти преступления могут быть трёх категорий:

) пределы (аль‑худуд) — наказание за нарушение установлений религиозного закона относительно дозволенного и запретного,

) возмездие (кисас) — наказание, налагаемое приговором за повреждение или увечье, и выкуп (дийа) — определённая плата за убийство, ранение или увечье,

) осуждение (таазир) — наказание в административном порядке. Пределы — это те преступления, которые сами по себе являются покушением, в основном, на законы, установленные Аллахом, или которые являются частичным покушением на законы Аллаха и на права людей. Эти виды преступлений определены Аллахом, и наказания за них определены в Коране и в Сунне. А возмездие и выкуп — это, в основном, покушение на права людей. Аллах разъяснил, каким должно быть наказание за некоторые из таких преступлений в Коране, и оставил часть для установления меры наказания стоящим у власти, например, наказание за убийство — увечье и отсечение конечностей. Преступлениям, предполагающим осуждение (таазир), в исламе предусматривается только ряд наказаний: от максимального до минимального, а выбор наказания оставлен для стоящих у власти в зависимости от обстоятельств, в которых произошло преступление, и состояния общества, в котором оно совершилось.

Преступления, относящиеся к разряду пределов (аль‑худуд), — нарушение постановлений религиозного закона следующие:

) прелюбодеяние,

) обвинение в неверности и клевета на целомудрие,

) распутство,

) воровство,

) разбой и бандитизм,

) пьянство,

) отступничество от ислама. Аллах определил и перечислил все эти преступления и определил меру наказания за них в Коране, кроме наказания за прелюбодеяние, совершённое женатыми людьми, — побивание камнями, наказания за пьянство — восемьдесят ударов и наказания за отступничество от ислама — убить отступника. Эти три последних наказания были определены Сунной (поступки и высказывания пророка Мухаммада — один из источников мусульманского вероучения и права). Государственные законы устанавливают за прелюбодеяния лёгкое наказание, как заключение в тюрьму, и поэтому так распространились среди людей разврат, распутство и прелюбодеяния, которые ведут к покушению на честь, многочисленным болезням и смешению родства. Удивительно, что современные законы в развитых странах защищают эти преступления. Например, во Франции закон не наказывает за прелюбодеяние холостяка и незамужнюю женщину, если они достигли совершеннолетия, считая, что их личная свобода даёт им право вести себя, как они хотят. По французскому закону наказание для женатых за прелюбодеяние — заключение в тюрьму. Прокуратура, представляющая права общества, не имеет права расследовать эти преступления без просьбы одной из сторон (мужа или жены). Несмотря на то, что прелюбодеяние, совершённое женой, считается преступлением, право мужа только в том, что он может заявить об этом в прокуратуру. Он же имеет право взять своё заявление обратно, если пожелает, и тогда расследование прекращается. Если жена была приговорена к определённому сроку заключения, он может простить свою жену и её выпустят на свободу из тюрьмы до того, как истечёт срок заключения. Некоторые люди критикуют ислам за строгость наказания за прелюбодеяние. Они упускают из виду, что столь строгое наказание за прелюбодеяние производится только тогда, когда есть неопровержимые доказательства этого преступления, представленные четырьмя справедливыми свидетелями, видевшими это преступление воочию, или же признание самого преступника, в то время как в качестве доказательства преступления убийства принимаются свидетельства только двух справедливых свидетелей. Отметим, что Священный Коран требует, чтобы наказание — нанесение ударов плетьми — за прелюбодеяние производилось публично, для того чтобы унизить преступника и устрашить других.

 

[82]Этот айат был ниспослан, когда правдивейший Абу Бакр (отец Аиши) поклялся не оказывать помощи своему родственнику Мистаху, распространявшему клевету об Аише — да будет доволен ею Аллах!

 

[83]Пророк Мухаммад — да благословит его Аллах и приветствует! — сказал: «О молодёжь! Кто из вас имеет средства, чтобы вступить в брак, пусть женится, ибо это помогает потуплять свои взоры и хранить своё целомудрие, не предаваясь страстям. Тот, кто не имеет средства, пусть постится. Ведь пост его хранит и оберегает».

 

[84]Научные исследования доказали, что мираж — просто оптический обман.

 

[85]Ар‑Расс — богатая долина, жители которой поклонялись идолам. Аллах послал к ним Своего посланника Шуайба — мир ему!

 

[86]Обитатели аль‑Айки — мадйаниты.

 

[87]История Мусы упоминается в Коране несколько раз. Каждый раз к месту упоминается какая‑либо деталь этой истории. И в этом айате устраняется удивление относительно внушения Откровения — Корана — пророку — да благословит его Аллах и приветствует!

 

[88]Аллах ниспослал девять знамений Фараону и его народу: расступившееся море, потоп, саранчу, вшей, жаб, кровь, засуху (неурожай), пожирание посохом Мусы змей чародеев Фараона и вынутую Мусой из‑за пазухи руку, белую, без какого‑либо признака болезни.

 

[89]Сулайман — да будет мир ему! — сын Дауда. Сулайман был пророком и царём. Он жил примерно в 974‑937 г. до н. э. Аллах Всевышний одарил его способностью понимать язык птиц. Современные научные исследования подчёркивают, что каждый вид птиц имеет свои способы коммуникации: касание, голос, жесты.

 

[90]Муравьиная община отличается трудолюбием, осторожностью, организованной системой управления. Муравьи очень умные, хитрые, ловкие, обладают замечательной памятью, очень активные и трудолюбивые.

 

[91]Ближайший родственник — тот, кому полагается мстить или получить выкуп за кровь убитого.

 

[92]Вышеуказанное толкование 82 айата буквальное. Но есть ещё два толкования этого айата. Первое, «некое животное» это всё, что ступает по земле — люди и другие существа. Здесь указывается на людей и на то, что это случится перед наступлением Последнего часа. Смысл 82 айата в том, что, если настигнет их Слово и наказание Аллаха, к ним (нечестивцам) придут толпы верующих, ступающих по земле, и они заполнят долины и горы и потрясут основы неверия в Аллаха, и разрушат его. Второе же толкование предполагает следующее: «некое животное» обозначает нечестивцев, пребывающих в невежестве, словно животные, как указал Аль‑Асфагани в своих сочинениях. И смысл этого айата в том, что перед приближением Судного дня распространятся зло и распутство, и наступит День воскресения, который неверные отрицали. Вот это — Слово, которое падёт на нечестивцев. Эти два толкования — толкование смысла, а не буквальное толкование слов данного айата.

 

[93]Это научный факт, переданный Мухаммадом из Корана, в то время как Мухаммад — да благословит его Аллах и приветствует! — не слышал раньше об этом факте, что является доказательством того, что это — Откровение от Аллаха ему.

 

[94]Творение Аллахом ночи и дня, последовательно сменяющих друг друга, создаёт прекрасные условия для жизни человека, животного и растения. Это — благоволение Аллаха, которое Он дарит Своим рабам и за которое они должны быть постоянно благодарны Ему, уразумев это.

 

[95]Те, кто поклоняется другим божествам‑покровителям, кроме Аллаха, подобны пауку, строящему себе дом. Известно, что самое ненадёжное и непрочное жильё — дом паука, ибо он сделан из тонкой нити, даже более тонкой, чем шёлк, и поэтому он является самым слабым и непрочным домом.

 

[96]Аллах обещает помочь христианам — румам (византийцам, обладателям Писания) победить персов, не верующих в Господа, ибо до ниспослания этой суры персы одержали победу над византийцами, что обрадовало многобожников и язычников Мекки, т. к. неверные одержали победу над обладателями Писания (Это обещание Аллаха вселяет надежду в сердца Мухаммада и его сподвижников на помощь Аллаха). Спустя некоторое время (в первом году хиджры) византийцы (обладатели Книги) одержали победу над персами, не верующими в Господа. Так осуществилась добрая весть, ниспосланная в Коране.

 

[97]Арабы знали двух мужчин по имени Лукман. Один происходил из племени Ад и был умным и знающим человеком. По другой версии считается, что Лукман не был арабом. По словам некоторых, он был или из Нубии, или из Абиссинии, или из египетского Судана. Он был мудрым человеком, но не был пророком.

 

[98]Мекканские многобожники — курайшиты — понесли поражение в сражении «Бадр». Для них это было сильным ударом, и они хотели отомстит пророку и мусульманам, переселившимся в Медину из‑за притеснений, которые они испытывали со стороны многобожников в Мекке. Мекканские многобожники создали коалицию сил (аль‑Ахзаб) против мусульман, живших в Медине, в состав которой, кроме них, вошли невежественные бедуины, еврейские племена и предатели‑лицемеры Медины. Это страшило мусульман, живших в Медине, так как у них было меньше сил и меньше военного опыта, чем у этой коалиции. Но по воле Аллаха мусульмане одержали победу в этом сражении. Эту войну называют войной «аль‑Ахзаб» или войной «Хандак», т. е. «окопов», т. к. мусульмане вырыли длинный ров, через который они не могли перейти, и их атака захлебнулась.

 

[99]Имеются две версии объяснения этого айата: а) мекканские жители утверждали, что у Мамара аль‑Фахри два сердца, поскольку у него была очень хорошая память, и одним из сердец он понимает лучше пророка. Коран отрицает эту историю; б) однажды пророк призадумался во время молитвы, и тогда лицемеры сказали, что у него два сердца: одно — для людей, другое — для себя. Коран эту историю также отрицает.

 

[100]Это словесное выражение развода в доисламские времена, которое Аллах осуждает.

 

[101]Войска племени Готвана и последовавшие за ними из жителей Неджда наступали с возвышенной восточной стороны полуострова, а курайшиты и их союзники напали с низменной западной стороны полуострова.

 

[102]Саба' — государство с древней культурой, располагавшееся на востоке Йемена, на территории, которая называется сейчас Мареб. Э государство достигло наивысшей степени развития и расцвета культуры в 10‑м веке до н.э.

 

[103]Дауд — да будет мир над ним! — один из пророков сынов Исраила и их царь. Он жил в 1010 г. — 970 г. до н.э.

 

[104]Плотина «Мареб» — огромная плотина в Йемене. Она дала возможность освоить 300 кв миль земли благодаря обилию воды, которую она вмещала. Историки не знают точно, кто построил эту плотину и причину её разрушения.

 

[105]См. комментарий к 57 айату в суре «Преграды»

 

[106]Имеются две трактовки слова «Илйасин»:

) Илйас и те, которые уверовали с ним в Аллаха,

) Илйас — сокращённое от Илйасин.

 

[107]Этот айат ещё трактуется так: Сулайман стал истреблять коней, ибо из‑за них он забыл поминать Аллаха и поклоняться Ему вовремя.

 

[108]Имеются две трактовки этого айата:

) Аллах бросил на трон безжизненное тело самого Сулаймана, которого Он на время лишил силы,

) Аллах бросил на трон Сулаймана безжизненное тело.

 

[109]Аль‑Барзах — новая жизнь особого рода после смерти, о которой мы ничего не знаем. Этот термин указывает на то состояние, в котором мы будем находиться после смерти и до Дня воскресения.

 

[110]Единицы времени не одинаковы на земле и в небесах. Это понятие относительное: на земле время считается, исходя из полного оборота Земли вокруг Солнца — 365 дней. Небесные тела совершают свои обороты за большее время.

 

[111]Аль‑Ахкаф — местность в Йемене, где жило племя «Ад».

 

[112]Минимальный срок беременности шесть месяцев в соответствии со словами Всевышнего: «Срок беременности и кормления грудью — тридцать месяцев», — и словами Всевышнего: «Роженицам кормить своих младенцев грудью полных два года для того, кто хочет завершить кормление грудью полностью». При вычитании срока кормления грудью из срока беременности и кормления грудью остаются шесть месяцев — срок беременности. Это соответствует тому, что было научно доказано: если ребёнок родится через шесть месяцев после зачатия, он может остаться в живых.

 

[113]Дома этого племени (адитов) находились в аль‑Ахкаф. Относительно местонахождения аль‑Ахкаф существуют разные мнения. Одни историки говорят, что это место находилось между Йеменом и Оманом и простиралось до Хадрамаута и аш‑Шохра, т. е. располагалось на юго‑востоке Аравии. Другие же — археологи, — которые произвели раскопки в более позднее время, считают, что аль‑Ахкаф находился к востоку от Акабы, ссылаясь на набатейские надписи, которые они нашли в развалинах храма, обнаруженного ими на горе Ирам, и на древние джахилийские памятники, найденные ими в окрестностях горы. Они предположили, что это, по всей вероятности, Ирам, упомянутый в Священном Коране. Когда появился ислам, не было уже никаких следов от этого племени, кроме источника воды, у которого устраивались на ночлег торговые караваны по пути в аш‑Шам.

 

[114]В этом Священном айате именно упоминается слово «шея» поскольку отрубить голову, ударив по шее, — самый лучший способ прикончить человека без мучения для него и без издевательства над его телом. Ведь научно доказано, что шея — связующее звено между головой и остальным телом. Если разорвать нервную систему, то будут парализованы все основные функции тела. И если перерезать артерии и вены, прекратится снабжение мозга кровью. Если перерезать дыхательные пути, остановится дыхание. И во всех этих случаях мгновенно наступает смерть.

 

[115]Этот Священный айат ещё за несколько веков до изобретения микроскопа обращает внимание на то, что стоячая, портящаяся вода вредна. Ведь сейчас ясно, что стоячая вода — среда для образования миллионов вредных бактерий и паразитов, вызывающих разные болезни у людей и животных.

 

[116]Небо — свод над нами (землёй), по которому плавают разные небесные тела, — среди них звёзды и планеты, — созданный, согласно совершенной и точной системе. Оно сохраняет своё положение, согласно законам притяжения, и нет в нём никакого изъяна.

 

[117]Земная поверхность в одних местах возвышенная и образует горы, в других частях низкая и образует дно океанов. Соотношение этих частей находится в равновесии. Благодаря могуществу Аллаха и Его мудрости сохраняется постоянное равновесие, которое достигается путём передвижения земных пластов, составляющих тонкий слой коры, из более плотных слоёв в менее плотные, происходящего под верхним слоем земли.

 

[118]В этом Священном айате заключено много научных мыслей. Одна из них заключается в том, что Аллах — хвала Ему Всевышнему! — создал Своей мощью эту бескрайнюю Вселенную, и Он властен над всем сущим и делает всё, что желает. А слово небо в этом айате значит всё, что находится над небесными телами и укрывает их. Всё, что окружает небесные тела: планеты, звёзды, солнечные системы, Галактики — небо. Эта видимая часть Вселенной так необъятна, что непостижима для человеческого разума и не подлежит определению. Ведь расстояния в ней измеряются миллионами световых лет, а световой год, как указала наука в двадцатом веке, — расстояние, которое проходит свет со скоростью 300000 км/сек. Фраза «И Мы — расширяющие» в этом Священном айате указывает на удивительную бескрайность Вселенной с самого начала её сотворения. Она указывает также на продолжение процесса расширения с течением времени, что также доказала современная наука. Ведь в начале этого века стала научным фактом теория расширения (растягивания). Согласно этой теории, туманности вне нашей Галактики удаляются от нас с различными скоростями. Даже небесные тела в одной Галактике удаляются друг от друга.

 

[119]Этот айат доказывает всемогущество Аллаха Всевышнего. Ведь Он создал пары мужского и женского пола (людей и животных) из капли жидкости, которую выделяют мужчина и женщина. Эта капля, несмотря на то, что она такая маленькая и состоит из очень мелких тонких частиц — источник жизни. Коран — чудо! Это ясно из этого айата. Ведь человек не знал до недавнего времени, что жидкость, выделяемая мужчиной, содержит сперматозоиды, а жидкость, выделяемая женщиной — яйцеклетки. Когда сперматозоид встречает яйцеклетку и соединяется с ней, происходит оплодотворение и зачатие (беременность). Этот факт упомянут в Священном Коране задолго до того, как наука открыла его.

 

[120]Здесь имеется в виду «аш‑Ши'ра аль‑Яманийа» — самая яркая звезда в созвездии Большого Пса и самая яркая звезда на небе. Её можно видеть на 18 градусов южнее небесного экватора, и называется она Звезда Пса. Она так названа три тысячи лет тому назад. На фараонских памятниках — её символ пёс. Аллах упомянул именно эту звезду, потому что некоторые арабы поклонялись ей. Древние египтяне также поклонялись ей, потому что она появляется на востоке около середины июля до восхода солнца, что совпадало с разливом Нила в среднем Египте, т. е. с самым значительным событием года. Это событие, может быть, послужило определением продолжительности года впервые в истории человечества, поскольку появление этой звезды до восхода солнца происходит только раз в году. Её появление указывает на начало нового года.

 

[121]В этом айате говорится о том, что движение Солнца и Луны происходит согласно точному порядку с того момента, когда Всевышний сотворил их. Мы узнали тонкие подробности этого порядка сравнительно недавно, около трёхсот лет тому назад. И стало ясно, что видимое движение Солнца и Луны происходит по орбитам согласно законам тяготения, представляющим собой, особенно по отношению к Луне, очень тонкие математические расчёты.

 

[122]Здесь, может быть, имеются в виду оба восхода (Солнца и Луны) и оба их заката. В этом случае надо обращать внимание на день и но как на два знамения Аллаха. (См. также научный комментарий к айат 71,72,73 суры «Рассказ» (аль‑Касас), которые начинаются со слов Всевышнего: «Как думаете вы, если Аллах продлит вам день до Дня воскресения…» Возможно также, что в этом айате имеется в вид только Солнце, являющееся основой жизни на Земле. В этом случае речь идёт о его восходе и закате зимой и его восходе и закате ле Этого мнения придерживается большинство комментаторов Корана. Причиной этого явления — наклон оси вращения Земли вокруг Солн на 523,5 градуса. Поэтому северное полушарие Земли, например, лет бывает ближе к Солнцу, и тогда день становится длинным, а ночь короткой. Зимой северное полушарие бывает дальше от Солнца, и тог ночь становится длинной, а день коротким. Южное полушарие Земли подвергается тем же процессам, но в обратном порядке. Это явление проявляется сильнее по мере приближения к северному и южному полюсам. Нет сомнения в том, что этот совершенный, мудрый порядо полезен для живых существ на Земле. Ведь благодаря этому порядку делится на сезоны, определяется время посева и уборки урожая и вс сезонные различия в активной деятельности человека, животного и растения.

 

[123]До настоящего времени установлено, что требуются очень огромные усилия и энергия, чтобы освободиться от земного притяжения. Частичный успех в завоевании Космоса и пребывании там в течение небольшого срока по сравнению с обширностью Вселенной, потребовали много научных изысканий в области геологии, технологии, математики и геометрии, помимо колоссальных материальных средств, которые были вложены и вкладываются поныне. Это веско доказывает, что исключено проникновение человека или джинна за пределы небес и земли (Солнечной системы), где расстояния исчисляются миллионами световых лет.

 

[124]Медь — один из металлов, которые знал человек с давних лет. Она отличается тем, что плавится при очень высокой температуре (около 1083 градусов). Если этой расплавленной жидкостью обольют какое‑либо живое тело, то это считается одним из видов мучительного наказания и страшных мук.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.077 сек.)