АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Два вида рефрейминга

Читайте также:
  1. БЛАГОДАРНОСТИ
  2. Из коллекции самых-самых
  3. Из коллекции самых-самых.
  4. Мои благодарности.

Рефрейминг контекста — изменение контекста утверждения с целью придать ему другой смысл: "В каких условиях это было бы подходящей реакцией?"

Рефрейминг содержания — придание утверждению другого смысла путем перевода внимания на другую часть содержания: "Что еще это могло бы значить?"

Словарь НЛП

В одной стране правил хромой, одноглазый и горбатый тиран. Он захотел увековечить свой образ в портрете. Позвали лучших художников государства.

Первый из них представил тирана таким, какой он есть, и был казнен за оскорбление правителя.

Второй нарисовал стройного молодого красавца и сел в темницу за искажение истины.

Третий же изобразил властелина верхом на вздыбленном коне, в профиль (зрячим глазом к публике) и в бурке, за которой спрятался горб. Конечно же он был щедро вознагражден и стал придворным художником.

Отношение к проблеме можно сменить по крайней мере двумя способами. Первый — это буквально переобозначить ее. Назвать по-другому. Для чего достаточно просто сместить внимание на другие ее стороны. Ведь то, что мы имеем в реальности — это только некоторую ситуацию. А как эту ситуацию назвать — это наше дело.

Например, заменяем слово "проблема" на слово "задача". А уж к задаче отношение совсем иное. Немного полегче. Задачу можно решить сейчас или попозже. Можно ее совсем не решать. Просто останется нерешенная задача. Да мало ли чего мы еще не решили! К проблеме отношение куда более серьезное. Она нависает и давит. И грозит раздавить. Постоянно напоминает о себе…

Снимаем со сложившейся ситуации табличку "Проблема" и прибиваем новую: "Задачка". Глядь, а ей без грозной таблички уже и не уютно — вся сдулась, уменьшилась. А то и решилась — с перепугу. А если навесить табличку "Цель", то ситуация вообще преображается. Цель уже начинает многообещающе сверкать и манить к себе многочисленными преимуществами. А все — из-за разных названий.

Второй способ — перетащить ее в другой контекст. Туда, где она из проблемы превратится в преимущество. Мы-то с вами знаем, что ситуация, лишенная контекста, повисает в воздухе — к ней просто неясно как отнестись. Толи она хорошая, толи — плохая. Поместил в одни обстоятельства — фу! Какая гадость! В другие — прелесть!

Начинающая певица — профессору:

— Как вы считаете, годится на что-нибудь мой голос?

— Конечно, что за странный вопрос! При пожаре или кораблекрушении ему цены нет!

Навоз на огороде — удобрение. А в доме его и представить страшно! Радостный детский смех — чудо! А в три часа ночи — мука. Халявный зачет в напряженную сессию — спасение. А когда в следующем семестре нужно сдавать экзамен по всему курсу — лучше бы я тогда все выучил! Куча денег в кармане — богатство. А если навстречу идет грабитель…

— Представляешь? Я ездил в туристическую поездку в Японию, оказался без денег и попробовал продать свои часы. Сколько ты думаешь они мне отвалили? Две тысячи долларов!

— Не может быть! Они же у тебя фиговые!

— Да я и сам так считал, но япошки смотрели и ахали: "XVII век!.. XVII век!.."

Соответственно, рефрейминг делится на рефрейминг смысла и рефрейминг контекста. Если рефрейминг смысла позволяет сменить картину, не меняя рамки, то рефрейминг контекста — меняет рамку, не меняя картину.

Если внутрь кладут творог,

Получается — пирог.

Если сверху его кладут,

То — ватрушкою зовут.

Так и эдак хорошо,

Так и эдак вкусно!

В первом случае, признается сам факт наличия события: "Да, я действительно вешу 110 кг". Но не принимается его оценка: "Я толстый!" Вместо этого произносится: "Солидный, значительный, мощный, всеобъемлющий — здоровяк!" Слова-то какие! Такой подход позволяет человеку принять себя таким, какой он есть. И даже гордиться собой!

Рефрейминг контекста работает несколько иначе. Здесь вы принимаете всю ситуацию в целом и дальше смещаете ее совсем в другую область. Прикладываете туда, где она может сработать наилучшим образом: "Да, толстый. Зато меня трудно сдвинуть с места и вытолкать за дверь! Зато мягкий! Зато за мной, как за каменной стеной!" Ситуация та же, но она уже приобрела совсем другое звучание.

Растут рядом мухомор и боровик. Заметив вдалеке грибника, мухомор говорит:

— Видишь грибника? Сейчас он тебя срежет!

— Это мы еще посмотрим, срежут меня или нет, а вот ты-то точно по шляпе получишь!

С точки зрения подстройки и ведения рефрейминг контекста относится к прямой подстройке, а рефрейминг смысла — к перекрестной. В обоих случаях принимается и признается главная часть сообщения — наличие некоторого события. В обоих случаях устанавливается раппорт и происходит одновременное ведение. Только в одном случае подстройка прямая, а в другом — перекрестная. Где-то мы соглашаемся со всей фразой, а где-то — только с наличием признака, запустившего эту оценку.

Рефрейминги могут применяться для самых различных ситуаций и проблем. И все же, у каждого из видов рефрейминга есть своя сфера применения. Та, где он работает лучше всего. Так, рефрейминг смысла хорошо срабатывает для фраз, связанных с обозначениями некоторых событий. Когда достаточно нейтральное событие привязывается к чему-то достаточно значимому:

"Ты не смотришь мне в глаза, значит хочешь соврать".

"Я сделала пять ошибок. Это просто ужасно!"

"Она не пришла на свидание. Она меня не любит".

Здесь можно задаться вопросом: "Что еще это может означать? Как иначе это можно назвать?" Ответ может превзойти все ожидания:

"Я не смотрю в них, потому что боюсь утонуть в их глубине и слишком быстро влюбиться!"

"Ага! Пять ошибок на двадцать листов текста. По-моему, это просто блестящий результат!"

"Она не пришла на свидание. Неужели я так потряс ее воображение, что она настолько смутилась!?"

Между прочим, в самом основании НЛП лежит грандиозный рефрейминг смысла, который и позволил его основателям достигнуть столь замечательного успеха: " Не бывает поражений, бывает только обратная связь ". Из одного только этого переформирования было получено множество богатейших возможностей.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)