|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Три кита и три ракурса
В нашем совершенно трехмерном мире удивительную роль играет цифра три. Толи людям удобно все подгонять под привычные рамки, толи это действительно какая-то магия чисел… Три кита, три богатыря, святая троица, "три девицы под окном", даже "соображают" и то "на троих". Чуть ли не Евклид в свое время успел определить, что треугольник — это самая устойчивая фигура. Так или иначе, но у двоих без третьего работа клеится далеко не всегда. На улице двое рабочих — один копает ямы, другой их тут же закапывает. Прохожий у них спрашивает: — Ребята, вы чего же делаете? Не успел первый яму выкопать, как второй ее тут же обратно засыпал! — Это не второй, это третий. Второй сегодня на работу не вышел — он должен был деревья сажать. Шутки шутками, а когда НЛПеры стали выяснять, какое требуется количество позиций восприятия для получения полной картины ситуации, выяснилось, что их опять три[60]. И назвали их совершенно неоригинально: первая, вторая и третья. Что это за позиции такие? Что стоит за этими числительными? Вы с ними уже встречались! Достаточно близкая аналогия: личные местоимения. "Я", "мы" — первое лицо. "Ты", "вы" — второе лицо. "Он", "она", "оно", "они" — третье лицо. Вспомнили? Итак, позиции восприятия. Первая — это моя роднаяпозиция. Это мои интересы, мои потребности, моя точка зрения. Находясь в первой позиции, я гляжу на ситуацию со своей колокольни. В чем моя выгода? Чего я хочу? Что я могу донести, предложить, сделать? Это мои чувства и эмоции. Это мои личные предпочтения и убеждения, мои мнения — моя карта. Вторая позиция — позиция другого. Во всем. Когда я в ней, я думаю и чувствую за собеседника. Я сам — мой собеседник. Его интересы становятся моими интересами, взгляды — моими взглядами. Теперь я уже отстаиваю его позицию, учитываю его убеждения и ценности. Моими главными вопросами становятся: "Что он чувствует, когда слышит мои слова? Каково это — быть на его месте?" И в некотором смысле, я уже могу предсказывать его реакцию. Одна женщина вызвала слесаря: — Понимаете, — говорит, — у меня что-то со шкафом случилось. Как по улице трамвай пройдет, двери слетают с петель. Слесарь снял туфли, залез в шкаф и стал дожидаться трамвая. чтобы понять, в чем тут дело. Как всегда бывает в подобных ситуациях, в это время заходит муж. Видит туфли, открывает дверь шкафа — а там мужик. — Ты что здесь делаешь?! — Гадом буду, хозяин, не поверишь — трамвая жду! С третьей позицией восприятия мы тоже хорошо знакомы еще по детским спортивным играм. Это позиция беспристрастного наблюдателя — арбитра, судьи, рефери. Третья позиция — это возможность выйти за рамки конфликта. Это способ спокойно взглянуть на него со стороны, взвесить все за и против. Она идеально подходит для оценки ситуации в целом. Глядя на игру через экран телевизора, мы имеем возможность насладиться мастерством игроков безотносительно их побед и поражений. Мы можем оценить класс игры, оставаясь за ее пределами. Таким образом, чтобы полностью описать процесс общения, достаточно воспользоваться тремя основными точками зрения. Две из них непосредственно участвуют в событиях, и третья — вне игры. Это интересы каждой из заинтересованных сторон плюс взгляд на их взаимодействие. И каждая из этих позиций привносит свой взнос в общее понимание ситуации. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |