АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Скрытый комментарий

Читайте также:
  1. Ваш комментарий
  2. Ваш комментарий
  3. Добавить комментарий
  4. Комментарий
  5. Комментарий
  6. Комментарий
  7. Комментарий
  8. Комментарий
  9. Комментарий
  10. Комментарий
  11. Комментарий
  12. КОММЕНТАРИЙ

Стараниями репортеров, как уже было сказано, новость «заост­ряется» с помощью комментарийных ссылок, уточнения масштаба события, тщательной и целеустремленной обработки цифр и цитат, умело выстроенных заходов. Причем подчеркивание говорящих об­стоятельств (например: После долгих колебаний и проволочек...) мо­жет быть развернуто и в лиде, и в основной части материала.

Если факт свидетельствует о себе явно недостаточно, или даже может внушить ложное представление своей обманчивой «внеш­ностью», ситуацию проясняют для читателя, вводя так называе­мый «сопоставительный фон», предысторию события. Так появляется углубленная новость.

Например, новость об уничтожении темной апрельской ночью бронзового монумента на одной из площадей в Чикаго была


затем расписана в подробностях: сообщалось, что монумент изо­бражал конного полисмена, что была заложена взрывчатка, что произошел акт вандализма в ночь на 30 апреля, и что полиция пока бессильна отыскать злоумышленников. Телеграфное агент­ство, передавшее информацию, этим и ограничилось. Но собкор:«Известий» дал свой материал, в котором уточнил, что это был ^памятник полисменам, разгонявшим первую политическую демон­страцию (ту самую, положившую начало первомайскому празд­нику солидарности трудящихся), и что памятник этот в преддверии 1 мая взрывали не раз... Упомянутые события конца прошлого века прояснили и повод, и время взрыва, и вообще тема из разряда «гангстерских» перешла в разряд «политических».

Оценочное отношение усиливается, когда скрытый коммента­рий дополнен «эмоциональными оценками», звучащими в пове­ствовании: эпитетами, метафоризацией. Возникает попутный комментарий, сплетенный с прямым суждением, как это бывает в комментарийном отчете и «авторском» репортаже («монологе очевидца»), в оперативной мини-рецензии, в корреспонденции.

Эти формы используются, когда важен угол зрения на происшедшее событие, точность ракурса. Поиск ракурса либо прямо объявлен в «открытых переходах» с абзаца на абзац (...Посмотрим с другой стороны...), либо сюжетен — когда разворачивается «экспертиза на ходу», реплики и реакции вы­ступают как мнения и свидетельства в наглядном сопоставле­нии, а прямые разъяснения точно «дозируются». В этом плане особенно характерен комментирующий репортаж, где очень весома эмоциональная аргументация, попутный коммен­тарий «говорящих» картинок (...Солдаты, все на одно лицо, в противогазах с провалившимися носами, запускают нечто, похо­жее на фауст-патроны...); в ряде случает добавляет весомости попутному комментарию использование метода «маски» (чита­тель справедливо полагает, что журналист имеет право судить, коль скоро сам побывал в шкуре своих персонажей).

Скромный жанр отчета сегодня тоже немыслим без попутного, с заметной долей эмоциональности комментария. Описывая важ­нейшие составляющие прошедшего события и видя, что одна новость без необходимых уточнений «не играет», автор старается придать материалу нужную для читательского восприятия экс­прессию (в спортивном, судебном отчете) — усилить конфликт-ность комментирующей репликой, привнести конфликт в изобра­жение какой-то ситуации.

Комментирующий эпизод (так называемая деталь-«окошко», открывающая перспективу суждения о факте) обращен к фантазии читателя. Это один из действенных приемов оперативного ком­ментирования. К примеру, журналиста поразили официанты, снующие по проходам, предлагая миску с гороховым супом и сосиской во время наивысшего накала страстей в предвыборной


 

 

 


борьбе; охрипшие, возбужденные депутаты деловито поглощали свой привычный суп в свое привычное время...

Сохраняют аромат «картинки» и оперативные мини-рецензии, отчеты с разных «культурных мероприятий» — выставок, презен­таций, фестивалей, «светских раутов» и пр. Интересна форма «слоеный пирог», где чередуются наглядный фрагмент и «чистый текст», цепочка интересных подробностей переслоена комментирующими репликами автора или участников события. При этом, однако, надо не потерять темп и ритм, не перебить интонацию повествования. Тут преобладает композиция, извест­ная как «стиль песочных часов»

 

Корреспонденция

Это одна из старейших литературных форм, используемых в журналистике. Иногда ее называют «самым скучным жанром в газете...», и совершенно незаслуженно. Комментарий, не отделен­ный от новости, но сплетенный с ней, — дело очень тонкое в плане профессиональном. Скорее, жанр корреспонденции коварен, он легко «расслаивается», и если сама новость изображена не­плохо, пояснения кажутся притянутыми, а весь текст — тягучим.

В отличие от репортажа, который труднее сделать скучным (по­скольку доминируют «эмоциональные оценки»), корреспонденция не личностна, а отстраненно-объективна. При подготовке выступ­ления в жанре корреспонденции особенно важно композиционное чутье и умение сбалансировать «показ» с попутным комментарием.

В корреспонденции нередко происходит смещение акцентов с видимого на невидимое (факт «вертят», «заглядывают за спину факта»). Автор добивается не столько наглядности события, сколько точной соотнесенности показа с объяснением. Своеобраз­ной формулой успеха тут выступает единство двух задач — «со­общить, оценив».

В таких материалах, как комментирующие отчеты, репортажи и корреспонденции, где истолкование факта сплетено с его «по­казом», обычно открытый комментарий дается после скрытого: автор старается сначала «дать почувствовать» событие, а уж за­тем его немного пояснить. И надо предварительно как бы про­фильтровать событие, «отцеживая» моменты, требующие проясне­ний и истолкований. Попутные комментарии создают фон, обрамляют, поддерживает и ни в коем случае не заслоняют глав­ного — новости. Очевиден «пограничный характер» таких мате­риалов, объединяющих задачи журналистики новостей и исследо­вательских жанров. Их важная особенность заключается в том, что комментарий — именно попутный, проясняющий факт, он более близок к намеку, подведению к позиции, нежели к ее дек­ларированию. Эта позиция становится и явной, и подчеркнутой в оперативных вариантах открытого комментирования.


КОММЕНТАРИЙ-ФРАГМЕНТ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ФАКТ. ОПЕРАТИВНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Сплав факта и комментария характерен для отечественной журналистики. А, к примеру, для англоязычной журналистике привычнее другой вариант — их разделение.

Факт + комментарий

Предельно лаконичный комментарий, завершающий сообще­ние. Главное, чтобы он не был лишним.

Характерно наставление современного редактора отдела начина­ющему журналисту: «Пиши так, чтобы материал можно было разре­зать — там, где кончается новость и начинается комментарий». Впрочем, он тут же добавлял: «но чтобы не хотелось его разрезать».

Комментарий-фрагмент, привычный в текучке, в газетной спеш­ке, обычно идет под рубриками: «От редакции», «Наш коммента­рий» и пр. Он совершенно отделен от факта (сначала идет законченное сообщение, а затем, самостоятельным «куском» — ре­дакционное или авторское суждение относительно события).

Помимо фрагментарного комментария («жесткого коммента­рия по факту»), в современной прессе распространен оператив­ный комментарий, выступающий как законченное самостоятель­ное произведение. Близки к нему по задачам оперативная «мини-рецензия», реплика, колонка оперативного отклика. Эти литературные формы по-разному представляют отделенное от факта истолкование, его версию, иногда с ощутимым автор­ским «я».

Оперативный самостоятельный комментарий

 

Разъяснения и рассуждения по поводу события, выступающие как самостоятельный материал. Однако и тут, как и в других литературных формах оперативного комментирования, главным является поддержка «горячего» факта, «продление его жизни» в сфере внимания и интереса аудитории. Имеется в виду совсем свежая или сравнительно недавно возникшая ситуация, к которой возвращаются при неожиданном повороте событий или когда воз­никает необходимость пересмотреть сложившееся мнение.

Использование этой жанровой формы позволяет прояснить си­туацию, возникшую вокруг факта, происшествия, высказанного мнения. Позволяет рассмотреть ее с разных точек зрения, макси­мально приблизить к читателю, порой снизить до обывательского интереса.

Для современных газет и еженедельников оперативный ком­ментарий — пожалуй, обязательная реакция на любое событие общественной, политической и экономической жизни.


бб

 

 


Вот, к примеру, комментарий «Сверхглубокая интеграция ро­ждает вопросы...»:

2 апреля, всего через четыре дня после подписания Договора об углублении интеграции между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией, в Москве подписан договор об образовании Сообщества Белоруссии и России...

Своевременность и взвешенность четырехстороннего договора не вызывает сомнений. Но зачем одновременно с ним потребовался двусторонний договор?

(«Известия»)

Далее автор, апеллируя к фактам, рассматривает оба согла­шения, высказывая предположения о целях и перспективах реа­лизации каждого из подписанных пунктов. Ситуация, что называется, «разжевана» до предела, практически не оставляя мес­та для каких-либо вопросов читателя, — автор очень точно все объяснил (насколько это оказалось возможным в обстановке почти сиюминутной, при факте, еще не «отстоявшемся», — ведь комментарий появился буквально на следующий день после под­писания российско-белорусского соглашения).

Структуры комментария вариативны. Часто он строится так: суммирующий лид (итог события); разбивка-перечисление основ­ных проявлений события, его «прорастания» в действительность (каждое — комментируется); вывод о значений события. Один «блок», затем другой в наиболее логичном порядке: рассмотрение каждого фрагмента ситуации влечет за собой пояснение, и только потом рассматривается следующий фрагмент. Возможно взять за основу другой ход — «раскладывание мнений»: взглянуть на си­туацию с предполагаемых разных точек зрения и предупредить об этом читателя. Эти точки зрения могут быть персонифициро­ваны (точки зрения разных людей и лишь одна из многих — точка зрения автора). Третий вариант структуры: обрисовка си­туации, как она видится автору, затем обзор мнений причастных к ней людей, авторский комментарий их позиций, соображения насчет дальнейшего развития событий и возможного изменения позиций (прогностическая часть).

Открывает материал заявка темы, комментарийный повод:

Известный китайский экономист направил послание председате­лю КНР с требованием... Опять неспокойно в Пригородном районе Северной Осетии... Среди потрясений последних дней —убийство...

На первой полосе газеты «День» фотография... — бесконечная колонна пленных и подпись... Что бы это значило?

Комментарийный повод может быть заявлен ведущей строкой,
выделенной шрифтом, часто — подзаголовком. ВЗРЫВ ЭМОЦИЙ
НА КОНФЕРЕНЦИИ
(заголовок). Профессор Манье обвинил аме­
риканских ученых в нарушении договора о запрещении испытаний
ядерного оружия
(подзаголовок — «хедлайн»). Далее — коммента­
рий по факту.


Распространена форма комментария, открывающаяся «Цита­той дня» — парадоксальным или неловким, или «саморазоблача­ющим» высказыванием какого-нибудь заметного политического деятеля. Комментарии по трагическому факту чаще открывает «картинка». Иногда комментарийному поводу предшествует пре­амбула, передача сложившегося мнения: От встреч на высшем уровне ждут либо исторических прорывов, либо «новых страниц» в межгосударственных отношениях. Похоже, что от нынешнего визита... Часто в первых абзацах создается эффект конфликта. Иногда противоречивость мнений и поступков, ожиданий и ре­альности трактуется как парадокс.

Поскольку смысл комментария — в разъяснении и объясне­нии, очень важно не допускать, чтобы читатель потерял нить рассуждения. Необходимо максимально облегчить ему «перелеты» с абзаца на абзац, для чего нужны «связующие звенья» — слова и выражения, поддерживающие мысль и обозначающие ее пово­роты. «Указатели направления мысли» общеизвестны — это все­возможные «итак», «вдобавок», «разумеется», «более того», «понятно» и т. д. Рекомендуется иногда использовать метод «крючок абзаца», то есть начинать следующий абзац тем же сло­вом, каким закончили предыдущий («...что и побудило объявить об успехах. Успехи, однако, сомнительны...). «Крючком» может быть и слово, и целая фраза (чаще — цитата).

Суммирующий лид оперативного комментария дает много ва­риантов. Помимо обычного «резюме», он может выглядеть, как:

Поясняющий лид, с вводными словами и оговорками типа «однако», «несмотря на...», «хотя, но...» (С огромным трудом пре­одолев... достигли цели...).

«Одиночный выстрел». Очень краткая, афористичная фраза. (Налоги рванули вверх.).

«Реакция» или «последствия»: Начался сбор подписей в под­держку новой инициативы — сразу после выступления лидера...

«Прогноз», выделяющий предположение. (Помощник прези­дента решился лететь в космос, однако может потерять свой пост.).

«Парадокс»: Мэр выиграл эти выборы, но проиграл во мнении многих избирателей.

«Перспектива»: С окончательным принятием нового бюджета расклад видится неутешительный. Или: Со вступлением страны в члены...международной организации... возникли новые перспективы.

«Ретроспекция»: В недавние времена никому и в голову бы не пришло отстаивать свои гражданские права таким способом, как это делает...

«Контраст»: В то время как одни продолжают обсуждать... другие уже начали действовать...

«Контрмнение». От него хорошо оттолкнуться, начиная соб­ственное рассуждение, и кроме того, с таким лидом вводится


 

 

 


момент интриги. (На первый взгляд, начальный этап предвыборной кампании президента получился не слишком удачным...).

«Предварительный вывод»: Для того, чтобы сообща противо­стоять западным конкурентам, две крупнейшие российские стра­ховые компании решили объединиться...

«Необходимое уточнение»: Лидер партии отправился в Герма­нию. Отправился в качестве частного лица. Ни канцлер, ни ми­нистр иностранных дел его не примут... Далее выдвигается ряд предположений с расшифровкой каждого из них: Он поехал, очевидно, не затем, чтобы предаться воспоминаниям о войне... За­рубежный визит ему нужен прежде всего для того, чтобы еще раз попробовать убедить Запад в своей политической вменяемо­сти... («Коммерсантъ-daily»).

Составляя комментарии, важно точно поставить «вопросы са­мому себе». Этими вопросами могут быть: «кто виноват?», «что должно быть сделано?», «какие государственные учреждения должны следить за сложившейся ситуацией?», «какие меры при­нимаются?» и т. п. Важна завязанность комментария на «чело­веческий интерес» и на «судьбы людей» (Есть мнение, что при такой ситуации скоро в ближайших водоемах исчезнет все жи­вое...).

Жанр комментария не претендует на решение проблем, на завершение анализа и безусловно точный прогноз. Прогноз здесь — «в первом приближении» к истине. Задача — несколько продвинуть вперед анализ событий, добавив свою точку зрения, свое мнение к другим.

Возможен комментарий, предваряющий событие. Такой ма­териал суммирует, осмысливая, факты и мнения на подступах к событию и трансформирует все это в некий «прогноз-ана­лиз». Например:

Никто не ожидал, что среди конкурентов нынешнего мэра ока­жутся его первый заместитель и губернатор области...

С первых же строк материала читатель чувствует определен­ную интригу («горячая новость») и желание автора подробнее и с деталями передать накал предвыборной борьбы. И действительно, остановившись подробно на причинах, создавших большое напря­жение накануне городских выборов, автор комментирует сложив­шуюся ситуацию и пытается на основе имеющихся фактов спрог-нозировать результаты выборов и их последствия при любом исходе. Главный вывод комментария:

В итоге, кто бы ни пришел к власти, революцию уже не сде­лаешь и вспять ничего не повернешь — в городе уже приватизи­ровано 70% предприятий и 90% объектов' торговли.

(«Известия»)

Комментарий, предваряющий событие, чаще всего посвящен прояснению уже сложившейся ситуации. Это — одна из дейст­венных форм оперативного комментирования.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)