|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
НАГЛЯДНАЯ НОВОСТЬКартинки репортера передают выразительные особенности событий, описывают людей и обстоятельства, вносят элемент развлекательности; они ориентированы на «человеческий интерес». Журналист может организовать «явление новости». Это происходит, когда точно подмеченные и переданные краски, звуки, ритмы создают эффект присутствия. Можно подчеркивать разные стороны, характеризующие факт: что именно произошло, где и кто совершил действие, по какой причине... В зависимости от публицистической ценности, ожидаемого эффекта от фокусирования какой-либо из этих сторон и действует журналист. В данном случае главное — «как», интересен не результат, итог происшествия, но оно само, фрагмент жизни. Чутье на новость означает умение выделить и прояснить в сознании репортеров (а затем и читателей) наглядные приметы факта. Тут особые методы работы. Профессионально владеть ими — значит ориентировать читателя в действительности с помощью ее «показа». Главная особенность картинок — «работа через деталь», которая должна быть зрима, слышима, эмоционально сильна. Репортер ищет среди массы примет события особо выразительные и создает литературную форму «существенных подробностей». То, что он стремится передать читателю, должно выглядеть как правда без всяких прикрас, как сообщение о реально бывшем. Например: ...мелькающие в памяти отдельные подробности... Домы предместья святого Антония еще дымились, стены, разбитые ядрами, обваливались, раскрытая внутренность комнат являла собой каменные раны, сломанная мебель тлела, куски разбитых зеркал мерцали... (А. Герцен). Как видим, автор намеренно конкретен, подчеркивая достоверность ситуации, и по-своему «дотошен», перечисляя значимые детали. Если главный эффект краткой новости это «точный факт», то главный эффект расширенной новости в форме репортерской картинки — «факт как живой». Выделяется все, что свидетельствует: было, случилось, произошло... Кроме примет очевидности ситуации, которые укрепляют Автор «картинки» ориентирует читателя в действительности с помощью ее «показа», предлагая самому увидеть и услышать, что произошло. Освещая судебное дело, репортер может написать: Фермер, присутствовавший в зале, в знак одобрения щелкнул красными подтяжками... Для постройки плотины перекрыта река. Этот факт лучше не констатировать (он не кажется особенно значимым), но преподнести читателю «картинкой». Показать, как поднимают фонтаны брызг каменные глыбы, летящие в воду, как, приплясывая, идут люди по первому «мостику» через реку, по шатким еще камням... Событие оживает и выглядит более значительным. Читатель, «разглядывая» и «вслушиваясь», как бы сам включается в происшествие. Распространено мнение, что «картинки» репортера менее оперативны, менее локальны, менее общезначимы, но более наглядны и эмоциональны, чем обычные «news». Однако с формами картинок связаны не только материалы неэкстренной информации. Зарисовочно-репортажные формы с успехом используются и для более колоритной, детализированной и впечатляющей подачи экстренных и важных новостей. Сообщая о случившемся, они позволяют заглянуть «за кулисы» событий или соединить кажущиеся несовместимыми факты, передавая ощущения и эмоции свидетелей и участников. В свое время была отмечена Пулитцеровской премией «картинка» событий в городке Литл-Роке в сентябре 1957 года (автор Р. Морин): ...В этот момент 8 негров — 3 мальчика и 5 девочек — пересекли школьный двор по направлению к боковому южному входу в школу. Девочки были в носочках, на мальчиках были рубашки с открытым воротом. В руках они несли книги. Они не бежали, даже не спешили, а просто подошли к лестнице, поднялись и оказались внутри, прежде чем это дошло до сознания 200 человек на улице. «Они вошли! — вскрикнул вдруг человек в толпе, — Боже мой! Чернокожие уже в школе!»... Подробности и реплики сделали происшествие наглядным. Выбор деталей — это позиция, отношение. Детали позволяют превратить событие в волнующее действие и нарисовать «картинку» в воображении читателя. Деталь коротка и ударна. Желательно использовать не приблизительные слова типа «красочный», а называть нечто конкретное, например, конкретные цвета и оттенки. Популярна «ц в е т о п и с ь»; яркими пятнами выделяются оранжевые жилеты строителей, зеленые лендроверы, патрулирующие улицы города... При входе самолета в грозовое облако по стеклам побежали, извиваясь, фиолетовые искры... Матрос с потонувшего танкера, завидев на горизонте судно, стянул с себя красный свитер и отчаянно размахивает им над головой... Очень наглядны детали, как бы выхваченные световым лучом, — «светопись». Их удачно "использовали, к примеру, журналисты 30-х годов, описывая строительство метро. Грузовики, помахивая тенями, громыхали в качающемся свете фонарей... Или: Узкая штольня. Воздух почти осязаем, так он насыщен влагой... Люди словно плавают в перламутровом мареве... Их контуры неясны, их слова глухи... Очень важен и звук, слуховая деталь. Например: треск мотоцикла... стук об асфальт деревяшки инвалида... Тематика и варианты картинок многообразны: • портретные зарисовки; • «картинки погоды» и «сезонные зарисовки» (Настало лето...);; • «причуды и увлечения»; • популяризаторство («how to do it features» — «как это делается»); • «картинки с натуры» (внезапная новость, переданная через «выхваченные детали»). Все варианты расширения новости — ее углубление, детализация (в том числе и наглядная) — следствие поиска все новых форм репортерской работы, подчас дающее очень интересные творческие результаты. Контрольные вопросы 1. Когда и как употребляется ссылка на источник информации? 2. Каковы правила цитирования в новостях? 3. Какие приемы помогают уточнить масштаб события? 4. Как возможно «расширить» факт в репортерской новости? 5. Как усиливается достоверность факта? 6. С чего начинать «картинку»? (Варианты лидов). 7. Как создать «колорит факта»? 8. Сопоставьте требования оперативности при подготовке кратких новостей и новостей-«картинок». 9. Расскажите о структуре развернутой новости. Упражнения 1. Найдите в текущей прессе несколько примеров удачного и неудачного употребления разных ссылок (в том числе и ссылок на «слухи»). Обоснуйте свои критические суждения.
2. Покажите на примере, как обыгрывание цифры помогает ясному и компактному изложению новости. 3. Отредактируйте расширенное сообщение, сократив повторы. 4. Предложите новый вариант сообщения, изменив форму подачи цифрового материала. 5. Распишите сухой абзац хроникального сообщения. Добавьте подробности и краски. 6. Опишите по памяти одну из станций метро, ощущения от ее архитектурного и светового оформления. Перепроверьте впечатления. 7. Подготовьте фрагмент «манеры оратора» («не всегда важно, что говорят, но всегда важно — как говорят»). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |