АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОПЕРАТИВНОЕ СООБЩЕНИЕ

Читайте также:
  1. Анна Горская поделилась своей сообщение.
  2. Информационное сообщение
  3. Информационное сообщение о визите в Москву Е.И.В. Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Георгия Михайловича, 16-21 октября 2011 года
  4. Информационное сообщение о Высочайшем визите Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны в Москву 16-20 декабря 2011 года
  5. Информационное сообщение.
  6. Итак мы видем, что это - выдуманное сообщение с ложным иснадом, которое передавал лжец и слабый передатчик Муса ибн Тариф.
  7. Как оставить сообщение незнакомым людям
  8. Мария Правдина поделилась сообщение Галии Файзуллиной.
  9. Мы продолжили ужинать, Макс и я попеременно бросали заговорщицкие взгляды на дверь и друг на друга. Когда Уилл извинился и ушел в туалет, Макс получил сообщение.
  10. Он не ответил, просто поднял телефон, показывая последнее полученное сообщение: фото руки Джонни с вытянутым среднем пальцем. Зашибись.
  11. Оперативное лечение врожденного вывиха бедра.
  12. Оперативное лечение.

Краткая новость — лаконичное, завершенное сообщение о со­бытиях, интересных читателю и характерных для современного состояния общества, для текущей минуты. Оперативный и инфор­мационный поводы тут объединены с содержанием, органично входят в него.

История складывания этой литературной формы связана со ста­новлением информационных агентств (середина — конец XIX века); краткая новость была их основной продукцией, формировались тре­бования к ней как к товару: оперативность, краткость и компактность.

Позднее краткая новость получила дополнительное качество: стала подчеркиваться точность в передаче реальных событий. Ре­портерская работа приравнивалась к фотографированию действи­тельности, к моментальным снимкам, ценность которых — в беспристрастном холодном отражении фактов.

Речь, однако, шла лишь о «приемлемой правдивости» — слишком много погрешностей, могущих исказить существо факта: и фрагментарность, которая никогда не была спутницей объек­тивности, и критерий отбора, по которому одни факты освеща­ются, а другие нет, тенденциозность при отборе, и, главное, факт изображенный — всегда творчески интерпретирован...

Стиль краткой новости варьируется. Он может быть деловым, сенсационным, «телеграфным», наглядным, популярным: разными способами выделяется и подчеркивается главное: новость — то, что реально и недавно произошло, и что интересно всем.

В журналистской практике различаются «жесткое», оперативное, и «мягкое» информирование. Краткая новость может подаваться в хроникальном, «крепко скрученном» варианте, оперативно излагая суть происшедшего, а может и в варианте «мягком», когда оператив­ность ослаблена', зато введен момент интриги, используется деталь.

Две эти основные формы краткого новостного сообщения по-раз­ному используют факт-материал^ у них разный стиль, разное соотно­шение основных и вспомогательных сведений о событии, для каждой из них рекомендуются определенные композиционные структуры.


Любое сообщение начинается с захода, затем следует основная часть. Наиболее ответственным считается первый абзац или самое на­чало -«лид», «ведущая часть». Именно он вовлекает в чтение, созда­вая впечатление неотложности и возбуждая интерес. Он призван высветить наиболее важный элемент сообщения или установить тон повествования. Варианты лидов для краткой новости различаются в зависимости от того, «жесткая» или «мягкая» избрана форма.

В жестком варианте подчеркнуто оперативно подается важное событие, или сенсация; эта литературная форма, спрессовывая но­вость, делает ее предельно целеустремленной.

В мягком варианте краткого сообщения, оперативно ослаблен­ном, важен момент интриги, «игры с новостью», особый тон по­вествования; часто переключение внимания с итога на деталь.

Краткое сообщение может быть четко монотемным, но может заострять внимание на нескольких (обычно двух сразу) моментах происшествия, одинаково важных. Поэтому различаются структу­ры «одноэлементные» и усложненные (они называются: «сообще­ние двух элементов», «составное сообщение») - из-за необходимости сплетать две или более новости.

Заметнее всего на первых полосах газет в экстренных выпусках но­востей их сжатый, спрессованный вариант - так называемая «жест­кая новость», оперативная хроника. Она концентрирует в себе суть масштабного события или происшествия повышенного интереса. Ударная фраза сообщения –лид-нередко выделяется шрифтом.

По преимуществу это сообщения по горячим следам проис­шествия, или хроника сигнального типа, за которой впоследствии идут развернутые репортерские и аналитические материалы (эф­фект «брошенного камня» и «кругов по воде»). Но есть и другой вариант -так называемые «новости на завтра», они предваряют событие, рассказывают об ожидаемом (например, о месте и вре­мени проведения Олимпиады, о предстоящих гастролях и т. п.).

Из всех литературных форм, в какие облекается журналистское выступление, жесткая новость меньше всего похожа на «форму», на «произведение» - настолько она кажется идентичной реальному факту, слепком с действительности. Тут, казалось бы, нет никаких авторских ухищрений и просто излагается, что именно произошло. Однако это не так. Жесткая форма, «только фиксирующая» факт, как и всякая другая литературная форма, устоявшаяся со временем, чем-то удобна для определенных журналистских задач. Это матери­ал, нацеленный на мгновенное проникновение, ему свойственна энергия напора.

Задача журналиста - представить новость «ударной» и понят­ной. Для этого он отсекает все лишнее. Очевидно, что определения «лишнее» - «не лишнее» целиком зависят от журналиста; эта фор­ма, помимо прочего, дает возможность скрывать детали и значимые подробности. Например, сообщение о том, что страна отказалась участвовать в международной экологической конферен-


ции, может выглядеть «отрицательным» фактом. Но если прояс­нить подоплеку, выяснится, что это политический демарш (не было приглашено одно из государств, и отказ другой страны стал демон­страцией солидарности).

Жесткая новость не гарантирует полной объективности (более того, всегда можно ждать искажения факта при «отсечении лишне­го», намеренного использования лаконизма для отсечения неугодно­го в факте). Есть, однако, допустимый уровень правдивости и объективности. И есть гаранты такой относительной объективности, того, что при «обстругивании» факта не будет убрано самое главное.

Эти гаранты связаны со структурой сообщения, с необходи­
мостью дать ответ на главные вопросы. Успех или неуспех же­
сткой новости обычно связывают с эффектом зачина.

2. ЛИД И ОБЩАЯ СТРУКТУРА ЗАМЕТОК

От того, как составлены первые фразы, зависит, начнут ли вооб­ще читать, сумеет ли читатель легко и правильно понять смысл того, что сообщается. Репортер пытается в максимально сжатой форме рассказать как можно больше, заинтересовать и удержать внимание.

В жесткой новости суть сообщения сконцентрирована в первом абзаце, изложена предельно лаконично и ясно. Рекомендуется сразу же давать исчерпывающее сообщение по итогу события, отвечая на основные вопросы, проясняющие ситуацию, — употреблять так на­зываемый «емкий абзац», концентрирующий суть события. (Его еще называют «суммирующим», или «объединяющим» лидом).

Главные шесть вопросов

Чтобы можно было верно судить о событии, надо рассказать, что именно произошло, кто, где, когда, как и по какой причине совершил действие или оказался в плену обстоятельств. (Традиционные шесть вопросов не изменились со времен творца этой формулы —римского оратора Квинтиллиана). Все ответы, по возможности, объединяются в одной-двух фразах, умело сплетаются. Подсчитано, что толковый «объединяющий лид» обычно умещается в 35 словах, то есть весьма лаконичен. Если нет ответа на один из нужных вопросов, его можно «добрать», подключив какой-то источник. (Например, по своим ка­налам уточнить время происшествия). В ряде случаях убирается от­вет на вопрос «по какой причине?», если это создает слишком сильный комментарийный эффект (что может повредить «са­моочевидности» изложенного факта).

Варианты комбинирования частей единого ответа, их разделе­ние на самые важные, менее важные и вспомогательные, их после­довательность дают разнообразие заходов, заметно влияя при этом на объективную сторону изложения факта. Последовательность от­ветов на вопросы выбирается автором: расположение ответов пря­мо связано с замыслом журналиста, с его особым видением события


в целом и весьма субъективным критерием выделения определяю­щих черт.

В зависимости от акцента на важность результата, «известное лицо», трагизм ситуации и прочее репортер располагает их по «убывающему интересу», начиная с самого важного. В результате получается композиционная конструкция, известная с двадцатых годов XX века под названием «перевернутая пирамида». Основание, главная опора такой «пирамиды», при этом оказывается вверху.

Вариант «перевернутой пирамиды» существует в журналистской практике и как самостоятельный репортерский материал (хроника), и в качестве вводного абзаца к более пространным сообщениям.

Почему употребляется именно такая конструкция?

Во-первых, тут играют роль практические соображения: если новость придется сократить, пусть это будет завершающий, менее существенный фрагмент (как ящерица, спасаясь, сбрасывает хвост). Сообщение, составленное по такому методу, легче редактировать и сокращать, не переписывая и не подвергая основательной правке.

Во-вторых, эта форма приучает концентрировать и выделять наиболее важное. Составляя «пирамиду», журналист демонстри­рует тем самым избирательность, творческую активность, во мно­гом — свою позицию. Он выбирает главный элемент новости, исходя из своего опыта, профессионального опыта коллег и творческих предположений о наиболее существенном моменте читательского интереса в отношении какого-то события (это может быть субъект или объект действия, обстоятельства, не­обычность проявлений и пр.).

Репортер не просто «отражает» — он меняет, «переконструи­рует» внешнюю по отношению к нему действительность.

«Суммирующий» лид можно построить по-разному; он бывает простым и комбинированным. В нем происходит фокусирование события, коррекция по отношению к главной новости. Проблема в том, как выбрать главное.

Заход «кто». Подчеркивает масштаб личности или ракурс ин­тересов читателей (ответственное лицо, эксперт, свидетель). Его особенно часто применяют в отношении видных людей, хорошо известных предполагаемой аудитории. (Безотносительно к сути новости, этот лид по частоте употребления опережает все осталь­ные). Он необходим и в случае особого интереса к центральной фигуре происшествия (убийца, поджигатель, человек, совершив­ший поступок, имевший важные последствия).

В формулировке «кто» могут быть как уважительный, так и ироничный варианты (Наши парни...), иной раз очень существен эпитет, возможна разная интонация (например, при употреблении слов «господа», «господин»...).

Часто называется не имя, но профессия или социальный ста­
тус. Иногда заостряет новость подчеркивание возраста (Преста­
релый монарх... Сорокалетняя звезда рампы...).


 

 

 


Нередко в таком заходе происходит «уплотнение имени»—назы­ваются только звание, должность (Глава правительства...) или со­кращенное имя (Билл... Мэрилин... Алла...), идут в ход прозвища, символы «имиджа». Бывает и наоборот—имя «расширяется» за счет имиджа, значимых обстоятельств. (Первая революционерка России Валерия Новодворская заявила о своем решении баллотироваться в Го­сударственную Думу... Или: Президент, сам отец троих детей, под­держал законопроект в пользу образования подрастающего поколения...).

Заход «что» подчеркивает важность события безотносительно к тому, кого это событие касается (предполагается, что очень многих). Например: «Биржевой стресс», произошедший в минувшую среду...;Или: Военные действия в Персидском заливе набирают обороты... Кроме того, заход «что» очень хорошо концентрирует внимание на результате (Миллион подписей...). Его применяют, когда речь идет о конкретном важном событии (Переговоры на высшем уровне будут продолжены... Зимние Олимпийские игры пройдут на сей раз... и т. п.) «ли о происшествии необычном, сенсационном по своему результату (Стоянка первобытного человека времен неолита обнаружена в ин­дийском штате Кашмир... Побег четырех заключенных из неприступ­ной крепости-тюрьмы поднял на ноги всех полицейских округа...).

Заход «кто» или «что» можно дополнить придаточными описа­тельными и разъяснительными предложениями и причастными

•оборотами. Часто употребляются комбинированные заходы «что — почему» или «что — как», особенно при сообщении о драматичес­ких ситуациях, трагедиях. Например: Восемнадцатилетний буддий­ский монах публично сжег сам себя, протестуя против войны во Вьетнаме...

Комбинированный заход — вполне допустимый вариант ре-.портерского (или редакционного) комментария к событию. На­пример: Хотя астронавтам Шепарду, Митчеллу и Руссе пришлось слишком мало спать во время полета и имел место целый ряд технических неполадок, их полет благополучно завершен.

Заход «как» незаменим при описании драматических ситуаций. Хорошо подчеркивает привлекательность или необычность проис­шествия (Прослезившись...). Очень часто он используется в спортив-

•ной информации, где так важен «эффект преодоления» (Вырвавшись чна последних секундах вперед...); может передавать и время (В течение долгого часа...). Возможен и скрыто-комментарийный вари­ант, подчеркивание характерных, говорящих обстоятельств (После долгих колебаний и проволочек Дума приняла законопроект...).

Ответы на вопросы «когда?» и «где?» могут быть даны подроб­но или в виде самой краткой ссылки на исходные данные. (Бонн. 12 сентября. После дебатов...). Сегодня краткий вариант не столь част в употреблении, как в журналистике прежних лет. Особенно заметно сократилось число заходов со слов «вчера» и «сегодня» — журналисты заботятся о том, чтобы их новости, стоящие рядом на


полосе или в предлагаемом на продажу бюллетене агентства, от­личались от других прежде всего своими первыми фразами.

Заход «когда». Так часто начинают «новости на завтра»—анонси­рующие сообщения: где и когда состоится матч, состязание, выставка, заседание. (Двадцать шестого июля ровно в полдень откроются лет­ние Олимпийские игры...). Злоупотребление этим заходом, обращение к нему без особой надобности заметно на страницах газет, не слишком заботящихся о структуре репортерских сообщений. Относительный смысл имеет только частое употребление слов-определителей време­ни: «вчера» и «сегодня», «недавно», «на прошлой неделе» и т. п. Одна­ко следует помнить, что в большинстве случаев может оказаться целесообразным какой-либо иной заход.

От качества вступления во многом зависит и качество всего сообщения, может меняться публицистический смысл новости.

Движение поездов по туннелю под Ла-Маншем было снова пре­рвано. На этот раз из-за забастовки французских машинистов. В результате пришлось отменить четыре рейса из ежедневных де­сяти локомотивов, следующих по маршруту Париж—Лондон, и два поезда из десяти, идущих из Лондона в Париж. Забастовавшие потребовали повышения заработной платы и своими действиями в самый разгар туристского сезона доставили немало хлопот адми­нистрации компании «Евростар». (Рейтер)

В данном случае выбран заход «что»: прервано железнодорожное сообщение под Ла-Маншем... Но другой журналист начнет сообще­ние об этом же событии с другого «что»: Забастовка машинистов по­ездов... Третий напишет: Убытки компании «Евростар»... Четвертый отметит: Сорваны планы летних отпусков многих лондонцев... — вы­делив не факт социального протеста, но неудовольствие, неудобства и т. п. Так же вариативен заход «кто» (Машинисты, Лондонцы, Биз­несмены, Руководители профсоюза, Туристы...). Обдумывая, что вы­делить, репортер еще раз взвешивает информационную ценность фактов, критически осмысливает значение своего выступления.

Жесткая новость — это обычно «новость одного элемента» с линейной композицией: суть происшествия сообщает лид, затем следует основа («тело» факта), после этого, если необходимо, — фрагмент предыстории, далее — вторичный, менее важный мате­риал, и возвращение к теме. Хроникальный вариант ограничива­ется лидом, небольшой разработкой (исключая предысторию) и возвращением к теме.

Если же мы имеем дело с двусоставной новостью (или сложно-составной), необходимо уже в самом начале отметить два или более важных новостных фактов. (Например, сообщить одновременно и о забастовке машинистов электропоездов, прервавшей сообщение по подводному тоннелю под Ла-Маншем, и о предпринятом демар­ше финансовых кругов в поддержку железнодорожной компании в связи с этой ситуацией). Лид сообщает о двух новостях как о рав­новеликих. Тем не менее это тоже «сумма» и «концентрация» све-


дений в «емком абзаце»; у читателя нет догадок или ожиданий, на­дежды что-то выяснить, обнаружить — все ясно с самого начала. -Характерные ошибки репортеров при составлении «заходов»:

• беспорядочный, хаотичный лид;

• лид, «запрятанный в текст»;

• лид неясный, требующий исправления конструкции (вме­шательства редактора).

Конкретность и ясность тут — главные требования. Лиды жест­ких новостей должны информировать, а не озадачивать читателя.

Варианты «суммирующих» лидов:

ЛИД одного элемента. Используется в том случае, если в новости есть очень сильный момент, который следует выделить (все сосредо­точено на имени, или на итоге, или на времени происшествия...).

ЛИД двух элементов (или «обобщение»). Используется при двух одинаково важных моментах. (Например, равное внимание уделяется и персоне, и действию).

ЛИД-«вешалка». Практически исчерпывает новостной матери­ал. Автор «навешивает», нагромождает ответы сразу на все во­просы. (Что подчас приводит к хаотичному лиду).

ЛИД-немедленная идентификация. Начинается с ответа на во­прос «кто?»; причем дается очень точный ответ, поскольку центр новости — участие известной личности в описываемом событии.

ЛИД-затянутая идентификация. Используется в случае, когда лицо само по себе не являет «персону», но стало важным в резуль­тате совершенных действий (например убийства). Заход «кто» не дает полностью все сведения о личности (имя, профессию, долж­ность и т. п.), часть этих сведений перекидывается во второй абзац.

ЛИД-«комментарий». Новости выглядят вполне объективно при лиде с вводными словами и оговорками типа «однако», «несмотря на...» «хотя, но...» и т. д. Иногда это комбинированный лид: «кто— почему», «что—почему», «что—как». (Например: С огромным трудом преодолев... достиг цели; Признавая на словах... на деле отменили.)

ЛИД-рассказ. В первом абзаце передана краткая хронология событий, предваряемая «обобщением». (Немецкие полицейские вчера краснели от стыда: сначала они допустили побег четырех опасных преступников из надежно охраняемой тюрьмы, предоста­вили им машину и два миллиона марок, а затем потеряли их след, — сообщает агентство...)

Итак, «суммирующий лид» (или «емкий абзац») концентрирует внимание на главном. Позволяет невнимательному, ленивому, даже случайному читателю ознакомиться с сутью новости: пробежаться по заголовкам и лидам мы можем, заглянув через плечо читающего соседа в метро. Их и пишут как раз в расчете на такую ситуацию: прочитать и понять суть прочитанного, вовсе не намереваясь этого делать. Первые фразы желательно плотно сжать и сплести, стараясь сделать зачин моментально «проглатываемым». Именно с таким лидом связано понятие: «исчерпывающая краткость».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)