|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИНТЕРВЬЮ НА ПОЛОСЕВ интервью — готовом материале не обязательно используется все записанное; опускаются некоторые вопросы, другие — «сжимаются» и корректируются (менять смысл вопроса, конечно, недопустимо). Идут в ход заметки в блокноте, уточняющие смысловые и интонационные акценты и «прозвучавшие цитаты» — наиболее удачные выражения, годные для заголовка, для концовки. Фрагменты, содержащие особое
мнение журналиста, выделяются средствами дизайна и оговорками (Вспоминая этот ответ, я спрашиваю себя...). Существуют и множатся профессиональные тонкости подготовки, проведения и обработки интервью в зависимости от вариантов этой литературной формы. Интервью на полосе выглядит по-разному. Может увлекать состязательностью спора, забавной сценкой, игровой ситуацией или парадоксами размышления. Оно кажется «над жанровым», напоминая то портрет, то проблемную статью, то репортаж, то рецензию... И все же интервью — это беседа как самоочевидный факт. Знакомство читателя с этим фактом (как и со всяким другим, представленным журналистом на суд аудитории) может дать разные результаты. Наглядно видно, удалось ли профессионально помочь собеседнику, помочь ему «проявиться» (как эксперту, как очевидцу, как «дутой величине» или по-настоящему яркой личности, острослову и умнице). Интервью-метод добывает факты и мнения («откупоривает источник»), интервью-жанр представляет этот процесс наглядно. Рассмотрим некоторые варианты литературной обработки состоявшейся беседы. Классические интервью — цепочка из звеньев («вопрос — ответ»), по возможности без обрывов. Сцепление же звеньев, драматургические ходы зависят от того, с кем, с какой целью, в какой обстановке беседовал журналист. Классические интервью демонстрируют разные таланты интервьюера, разные возможности «дирижирования» беседой. Бессмертная фраза «Каков вопрос — таков ответ» в разговоре о литературной форме интервью напоминает и о том, что вопросы может быть интересно читать; никто не должен усомниться в нужности вопроса, в том, что ответ получен именно благодаря умело реализованной инициативе журналиста. В изложенном интервью должно быть наглядно видно бескорыстие репортера, задававшего вопросы пользы ради, а не демонстрируя себя. Интервью различаются предметом, целью, зависят от характера беседы, особенностей партнера. Разновидности классического интервью: • информативные • экспертные • проблемные, • интервью-«знакомства»: портрет, разоблачающее интервью, «звездные» интервью. Информативные интервью В информативном интервью не нужны вопросы, нацеленные на обстоятельные рассуждения или самовыражение. Собеседник тут только «источник» — высказавшийся человек. Интерес к нему как к личности предельно ослаблен, а значит, нет необходимости в психологических нюансах беседы, в показе ее конфликтных моментов. Главный предмет обсуждения — новые факты. Важно создать у читателя впечатление обоснованности выступления именно этого человека в качестве источника сведений, необходима и удостоверенность фактов. Диалог в данном случае — средство доступной подачи информации. Второй вариант информативного интервью — опрос очевид- Экспертные интервью Они проводятся для выяснения мнений собеседника о другом человеке или явлении. Во всех интервью с «источником мнений» усилия журналиста связаны с достижением наибольшей информативности беседы; он демонстрирует и собеседнику, и читателю свою любознательность и повышенное внимание. Такие интервью ценны точностью высказываний, формулировок. Необходимы ясность оценок, правомочность выступать в качестве источника мнений. Разумеется, в первую очередь журналист обращается к мнению человека, обладающего общезначимым общественным статусом, заметным политическим, профессиональным рангом. Часто мешает разный социальный статус интервьюера и интервьюируемого: перенесенный на бумагу результат общения не интересен, поскольку журналист занимает позицию «стенографа», почтительно ловящего на карандаш драгоценные слова собеседника. Хотя экспертные интервью именно и отличаются сдерживанием реплик журналиста, стоит подчеркивать редкие моменты проявленной инициативы, корректной поддержки, любознательность журналиста и его постоянное напряженное внимание к словам собеседника. При подготовке информативных и экспертных интервью для расследований важно подчеркивать обстоятельства, при которых бралось интервью, нередко воссоздавая конфликтные ситуации, преодоление «сопротивления источника». (Его увертки, уклонения от ответов и тому подобное и следует изображать и описывать в первую очередь).
Проблемные интервью Главный предмет обсуждения — мнения и сопоставление источников мнений. В данном случае источник мнений не просто авторитетный, но и достаточно оригинально мыслящий человек. Проблемное интервью помогает разложить проблему на составные части или представить ее как дилемму; вводит читателя в мир «логических удовольствий»: точных суждений и парадоксов, умелой аргументации, лабиринтов доказательных ходов. В таком интервью должен быть наглядно представлен обмен коммуникативными стимулами (так называемые трансакции) — открытый и скрытый, — взаимное побуждение к размышлению. Журналисты часто выделяют свои побуждающие слова, поощрительные интонации, но опускают их у собеседников, хотя они-то как раз и интересны, поскольку подчеркивают, что оба собеседника заинтересованы, чтобы мысль прозвучала ясно. Проблемное интервью может отражать диалог единомышленников, но чаще это — критическое интервью. Не только обсуждение конфликтной ситуации (Что делать? Кто виноват?), — само обсуждение может быть конфликтным, подразумевать напряженность во взаимоотношениях собеседников, · полемизм и соперничество. Для такого материала особенно не годится тон «всезнайства», прямые «жесткие» перебивки. Лучше перебивки «мягкие», демонстрирующие реакцию (Ну?.. В это трудно поверить...). Употребляются перебивки «контрмнением» и перебивки-переключения на другую тему. • В проблемном интервью перед читателем должен предстать более «полноценный» собеседник (нежели в интервью информа- тивном или экспертном), обладающий оригинальной системой взглядов, интересный не только тем, что он волей случая или благодаря служебному рангу владеет какой-то информацией. Но при этом нередко возникает дополнительная профессиональная трудность — при изложении беседы становится видным, что общение «разноуровневое», что оно затруднено, так как существует в большей или меньшей степени осознание каждой из сторон своей неравности другой стороне. Проблемное интервью — это наглядная «Позиция» (именно так иногда называют специальные рубрики в газетах, журналах и телепередачах, под которыми идут подобные материалы). ' Интервью-«знакомства» Психологический портрет. Перед интервьюером довольно сложная задача — постараться создать эмоционально-психологический портрет собеседника. Журналист демонстрирует читателю как можно больше выявленных сведений о человеке и подчеркивает в окончатель- ном литературном варианте вопросы, нацеленные на личностные характеристики собеседника, и ответы, особенно показательные в этом плане. Главный интерес сосредоточен на «персоне», но интересно для читателя и другое: удалось или нет журналисту наладить контакт, от которого целиком зависела осуществимость замысла — создание портрета. В написанном интервью подчеркиваются моменты контакта. Главный стимул — неординарная личность, возможность «вывести на авансцену» человека, интересного всем. Трудность тут — в формировании представлений у собеседника о целях и задачах интервью, в демонстрации читателю самого факта согласия «позировать для портрета»; поэтому лесть, уместная для начала разговора, в литературной версии интервью звучит гораздо хуже. Все реплики должны выглядеть значимыми не только по смыслу, но и как наглядное свидетельство характера, яркой личности собеседника. Для работы над портретным интервью нужны не только внимание, наблюдательность, собранность, но и впечатлительность, общительность и очень хорошая интуиция. Портрет «антигероя». Важны вопросы, «вскрывающие ситуацию», помогающие разоблачению собеседника, заостряющие внимание на противоречиях. Сам процесс интервью протекает сложнее, поскольку доминирует критическая направленность. И как правило, приходится преодолевать увертки, недомолвки, бороться с прямым искажением фактов в ответах собеседника. В таких интервью предельная собранность журналиста, его находчивость, психологическая устойчивость, важные во время беседы, должны быть продемонстрированы читателю. Желательна «маска бесстрастности», объективности, общий корректный фон беседы и в то же время — серьезные и иногда очень болезненные для партнера «выпады». Журналист старается привести собеседника к «пороговому состоянию», в котором интервьюируемый наиболее полно раскроется. Про такую политику беседы сказал О. Уайльд: «Нет нескромных вопросов, есть нескромные ответы». Смысл афоризма — подобрать вопрос не грубый по форме, но позволяющий эпатировать собеседника, вынудить заговорить его своим языком. «Звездное» интервью. Это наиболее игровое из всех интервью. Его определяют обычно как «словесное фехтование», или «сценку». Оно служит поддержкой имиджа, однако не исключает демонстрации подлинного лица, выглядывающего из-под маски. Тут необходимо уделять внимание «значимым мелочам», любопытным деталям биографии (их-то и выявляют как новость). Пользуясь вольной ситуацией интервью-игры, собеседник нередко, импровизируя, их выдумывает, намекает на что-то, чего в действительности не было,
либо не было в таком масштабе... То, что собеседник «привирает», надо попытаться сделать понятным читателю, не впадая в пафос разоблачения (например, показать свою реакцию). Желательна форма нестандартизированных, свободных («шаловливых» — по определению одного репортера) вопросов. Читатель должен ощущать, как ловко журналист поддерживает игровое состояние собеседника — создает ему более-менее комфортную ситуацию общения, не ставит в тупик по-настоящему, ограничиваясь ловкими выпадами и меткими «уколами». Конечно, наиболее весомый собеседник — человек, интересный сам по себе (как «герой» или «антигерой», безотносительно к тому, что он «очевидец», или «эксперт», или «звезда»). Если это выясняется по ходу «звездной» беседы, ее всегда стоит переиграть, потому что напасть на неординарный характер, безусловно, большая удача. Так, в свое время, журналисты «Недели», пригласившие в очередной раз «Гостя 13-й полосы» на «звездную» беседу, пошли за собеседником, который захотел «приоткрыться» чуть больше, чем ожидалось, и не пожалели об этом. В интервью прозвучало несколько фраз-афоризмов, приоткрывших суть мировоззренческого кредо гостя. Это был известный художник Рокуэлл Кент. Рассказывая о поездках по городам нашей страны, он сначала вежливо похваливал гостеприимство и вдруг рассказал о впечатлении, которое сам назвал внутренним прозрением: Глядя с горы на огни ночного Тбилиси и усеянное звездами южное небо, я вдруг понял, что мне ближе эти, земные огни... Такое ощущение было очень важно для художника «космических» пейзажей, рисовавшего холодное безлюдье северных просторов и фосфоресцирование Северного сияния. Как бы удачно ни сложилось интервью, стоит постараться сразу же после окончания разговора скорректировать свои записи и впечатления. Этим можно значительно облегчить литературную обработку, и, кроме того, журналист будет уверенным в правильности своей интерпретации ответов собеседника и общей ситуации беседы. Пресс-конференции и блиц-интервью При литературной обработке этих весьма специфических форм общения выделяются вопросы жесткие, завершающие тему. Это не просто вопросы «с закрытым концом», нацеливающие на точный ответ, но особый тип вопросов, характерных для формы «блиц». Они одновременно и открывают тему, и направлены на ее «немедленное закрытие». Особо ценится умение журналиста предельно лаконично ввести в тему не столько собеседника, сколько, читателя, причем обозначить ее как «тему-проблему». Блиц-интервью важно, когда опрашивается вовсе не эксперт, а «один из нас», «человек из толпы», выбранный на эту роль. (Так строятся рекламные опросы, играющие на невинном тщеславии «маленьких людей», их желании попасть на страницы прессы). Хотя «интервью пишется во время интервью», умелая литературная подача материала необходима. Правда, в отличие от других форм выступления, «материалом» тут выступают, помимо добытых высказываний собеседника, собственные слова и собственное поведение, и именно эту «фактуру» очень трудно беспристрастно откинуть за ненадобностью. Ошибочно недооценивать речь журналиста, сокращать количество реплик, передающих реакции несогласия (подсказки и уточнения). Во время литературного оформления интервью необходимо проявить дар драматурга. В подготовленном материале подчеркиваются вопросы, возникшие из ответов, особо звучат (не так, как вопросы для собеседника) вопросы для аудитории — с вводками, с интонационными уточнениями реакций собеседника и, по возможности, «вопросы для себя», вопросы в досыл. В результате становится ясно, как справился журналист со своей задачей: найти и выгодно подать «новое» и сделать профессиональное общение интересным для аудитории. Контрольные вопросы 1. Перечислите известные вам модели интервью. 2. Как соотносятся требование предварительной подготовки журналиста к интервью и проблема импровизации? 3. В каких случаях и как используется вопрос-«подсказка»? Какими могут быть «подсказки»? 4. Как бороться с уклонением от ответа? 5. Как происходит работа с ответами в процессе интервью? 6. Как можно уточнить неудачный или непонятый собеседником вопрос, скорректировать его по ходу беседы? 7. Как работать над концовкой в процессе интервью? 8. Расскажите об особенностях и разновидностях проблемных интервью. 9. Уточните специфику работы над психологическим портретом и над портретом «звезды». Упражнения 1. Измените неудачные вопросы в выбранном вами газетном интервью. Придумайте другие, близкие по теме, но резко отличающиеся по форме и тону. 2. Измените течение беседы. (Выбрав газетный или журнальный текст, в котором есть «уводящий» ответ либо слишком пространный, расплывчатый, найдите место для перебивки, подсказки, «личного» вопроса. Сформулируйте эти вопросы). 3. Смените начало материала. (В опубликованном тексте с долгим и вялым заходом предположите возможность более энергичного или более оригинального зачина, не разрушающего, однако, концепцию материала. Сформулируйте его). 4. Поменяйте задачу интервью. (Выбрав текст интервью со «звездой», предположите, что собеседник может быть интересен аудитории как «эксперт» или «неординарная личность». Соответственно, измените содержание, форму, тон вопросов). 5. Подберите для «досье» фрагмент азартного диалога — остроумного обмена репликами («фехтование»). 6. Найдите удачный фрагмент интервью, построенного по принципу «свободного плавания». Прокомментируйте его. 7. Подберите интервью, где есть удачные перебивки, подсказки, демонстрация реакции, уточнение мысли собеседника и пр. 8. Найдите в текущей прессе интервью с элементами «картинки». Обоснуйте необходимость фрагментов наблюдения за поведением собеседника и демонстрации впечатлений журналиста. 9. Самостоятельно подготовьте интервью. (Тип, модель интервью, выбор темы и собеседника — произвольны). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |