|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Hocmi» II. Осмысление исследовательского интервьюЙШЖШ™ Существуют заметные различия между множеством различных диалектических традиций, таких как официальный диалектический материализм бывших социалистических стран, теория деятельности А.Н. Леонтьева, Франкфуртская школа Адорно и Хоркхеймера и экзистенциальный марксизм Сартра, которого мы здесь коснемся. Я не буду обсуждать различия между ними, только предложу некоторые вытекающие из диалектики следствия для понимания качественного исследовательского интервью. Сартр в «Проблеме метода» пытался выступить посредником между марксизмом, феноменологией, экзистенциализмом и психоанализом. Его критика индивидуализаторского подхода психоанализа распространяется и на большинство современных исследований с помощью интервью: «Сколько раз нам предлагали героические попытки психоанализа Робеспьера и при этом даже не понимали того, что противоречия в его поведении были обусловлены объективными противоречиями ситуации» (Sartre, 1963. Р. 60). Можно упомянуть также и его критику объективирующего редукционизма в марксизме: «Валери — это, без сомнения, мелкий буржуазный интеллектуал. Но не каждый мелкий буржуазный интеллектуал — Валери» (Там же. Р. 56). В диалектической мысли акцент делается на новом, на том, что еще находится в процессе развития. В концепции социального мира, который развивается через противоречия, важно раскрыть новые тенденции развития, чтобы достичь истинного знания о социальном мире. Статистические средние или репрезентативный случай status quo не так важны, как новые тенденции развития status nascendi*. С диалектической точки зрения, знание неразрывно связано с действием. Маркс в своих тезисах о Фейербахе критиковал философов за то, что они только объясняют мир, когда важно изменить его. Соответственно, общественные науки пытались давать различные интерпретации социальной реальности, вместо того, чтобы стараться изменить ее. Для Сартра знание и действие — два обобщенных аспекта изначального конкретного отношения: действие — это раскрытие реальности и в то же время ее изменение. К применению диалектической философии в качественном исследовательском интервью обращались очень мало. Я ссылаюсь на него здесь в стремлении противодействовать превалирующим индивидуалистическим и идеалистическим подходам большинства исследований с помощью интервью. Один пример: исследование с помощью интервью, основанное на марксистской теории, было направлено на изучение двойной нагрузки У замужних женщин, занятых в промышленности и ведущих домашнее хо- * status nascendi (лат.) — зарождающееся положение (прим. пер.). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |