|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 13. Социальное конструирование валидности. Зачем. В принципе, научный дискурс лишен определенностиЗачем. В принципе, научный дискурс лишен определенности. Отсутству ет требование немедленных действий, постоянно могут появляться новые ар гументы, изменяющие или опровергающие прежние знания. В противогю ложность ненавязчивому согласию научного дискурса, контексты практики могут потребовать действий и решений, предполагающих принуждение к согласию. Это встречается в судебных процедурах, на переговорах в диссертационной комиссии, при принятии решения о терапевтическом вмешательстве и решений о структурных изменениях в исследовании действий. Прагматический подход предполагает, что истина — это все, что помогает нам действовать так, чтобы получить желаемый результат. Решение о том, что такое желаемый результат, включает в себя этику и ценности. При оценке систем признается нравственный нормативный аспект валидизации, так как «валидность оценки зависит от того, истинна ли она, надежна ли и соответствует ли нормам» (House, 1990. Р. 255). Важность ценностей в процессе валидизации можно проследить по изменению акцентов в социальных исследованиях — от первоначального описания социального мира, с акцентом на то, что есть, до постановки акцента на том, что могло бы быть. Так, постмодернистская концепция генеративной теории К. Джерд-жена (Gergen, 1992) (см. выше, раздел «Репрезентативность») включает в себя исследования, которые открывают новые возможности осмысления и действия как средства изменения культуры. Кто. Вопрос «кто» подразумевает исследователей и тех, кто будет использовать полученные знания. М.К. Паттон (Fatten, 1980) подчеркивает репутацию исследователя как важный критерий того, будет ли принят отчет об исследовании в качестве основания действия. Вопрос «кто» предполагает также этические и политические аспекты проблемы. Кто будет принимать решение о направлении изменений? Существует возможность личностного сопротивления изменениям в терапии и конфликтных желаний у тех, кто заинтересован в результатах исследования. Итак, в ситуации валидизации оценивания систем аудиторией кому принадлежит решающее слово, кого необходимо включить в число принимающих решение: спонсоров исследования, руководителей оцениваемой системы, работников этой системы или ее клиентов? Власть и истина. Прагматическая валидизация ставит вопрос о власти и истине в социальных исследованиях. Кто обладает властью решать, какие результаты данного исследования являются желательными, или определять направление изменения? Какие ценности будут составлять основание действия? И, еще шире — кто обладает властью решать, к какой истине нужн° стремиться, какие исследовательские вопросы стоит задавать прежде все- го? Согласно М. Фуко, мы должны остерегаться приписывания власти конкретным людям и их намерениям; вместо этого стоит анализировать сетевые организации и многочисленные области динамики властных знаний. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |