|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Часть III. Семи этапов исследований с помощью интервьюцессе развития современных общественных наук образовалась пропасть между фактами и ценностями, между дескриптивным и нормативным, между тем, что есть, и тем, что должно быть. Эта дихотомия очень заметна в позитивистской философии, с ее очень резким делением на объективную научную и субъективную человеческую стороны исследования. Моральные аспекты исследования, принадлежащие к ценностному полюсу этой дихотомии, отнесли к второстепенным и стали считать проблемой лишь профессиональных этических кодексов и личным делом исследователя. Пропасть между фактическими знаниями и этическими ценностями сейчас обсуждается как проблема (например, у Хабермаса, в его очерке взаимодействия между человеческими интересами и научными знаниями — см. глава 3, «Герменевтическая интерпретация», а также в феминистских исследованиях — см. глава 4, «Феминизм и качественные исследования»). С утратой веры в идею Просвещения об освобождении посредством знания и веры в прогресс человечества посредством прогресса науки цели и средства научных исследований стали подвергаться тщательному анализу, в котором моральной стороне исследования придается такое же значение, как и научной. Этические теории обеспечивают нас системой координат для размышлений о конкретных моральных проблемах исследования. Они содержат более широкий контекст осмысления этического выбора, чем частные принципы, выделенные выше. Существуют три глобальные философские этические позиции: принципиальная этика долга, утилитарная этика последствий и нравственная этика умений (см., например, Eisner, Peshkin, 1990; Kimmel, 1988). Принципиальная этика долга, еще называемая деонтологической и ин-тенциональной позицией, выносит суждение о поступке независимо от его последствий. Нравственным считается такой поступок, который соответствует принципам — таким, как честность, справедливость и уважение к личности. Этика долга выражена в максимах Канта «Обращайся с любым человеком как с целью, но не как со средством» и «Поступай так, как если бы правила твоих действий могли бы по твоей воле сделаться универсальным законом природы». Эти общие этические принципы могут быть конкретизированы в этических правилах для различных типов исследований. В предельной форме интенциональная позиция может обернуться моральным абсолютизмом, требующим соответствовать абсолютным принципам правильного действия, независимо от того, каковы человеческие последствия поступка. Утилитарная позиция, также называемая телеологической позицией, делает акцент на последствиях действия: о действии прагматично судят по Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |