|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПОВЕРХ ТЕКСТА, ИЛИ ЧТО МОГУТ ЗАГОЛОВКИЗаголовочный комплекс объединяет шапки, рубрики, заголовки, надзаголовки, подзаголовки и вводные абзацы — лиды. Факт, способный заинтриговать читателя, выдвигается в лид или же поднимается в заголовок. Однако заголовок и лид не должны подменять друг друга. Надо учитывать необходимость определенной «дозировки» информации в разных элементах заголовочного комплекса. Чтобы активность восприятия не затухала, следует вводить элемент недосказанности. Журналисту важны познавательные шаги читателя, их постепенность. В расчете на это и строится заголовочный комплекс. Характерные ошибки начинающих журналистов — повторы в заголовке и в лиде, и особенно — неумение рассматривать лид как составную часть заголовочного комплекса. Тогда как именно тут часто кроется секрет успеха или неуспеха всего материала. Благодаря заголовку читатель может быть проведен по разным ступеням смысла. Мы уже говорили относительно подробно о лиде как о вступительной части текста сообщения. Стоит иметь в виду еще и то, что лид завершает заголовок (или заголовок и подзаголовок), служит мостиком от заголовка к тексту. Одна из «заповедей» западных журналистов — lead should lead («лид должен вести»). Невнимание к этому обстоятельству очень заметно в современной российской периодике: на каждом шагу встречаются повторы и мыслей, и слов в заголовках и лидах, ненужные дубли, пересечения смыслов — заголовок и лид взаимно «гасят» друг друга. Подзаголовок — не второстепенный заголовок, разбивка длинного текста, но необходимое уточнение смысла, уточнение концепции. Часто это к тому же и дополнительная игра, дополнительная интрига. Заголовок и подзаголовок взаимодействуют (должны взаимодействовать). Это своеобразное «предтекстовое единство», благодаря нему между фрагментами материала обнаруживаются новые линии связей, разнообразятся способы группировки фактов. Есть два варианта такого взаимодействия: односторонняя зависимость (назначение подзаголовка просто уточняющее: Европейская безопасность и заявление Ельцина были главными темами на Будапештской встрече...). В этом случае «смысловая объемность» того, что идет перед текстом, возрастает. Другой вариант — единство с некоторой автономностью компонентов, казалось бы, совершенно разных (Партия власти — член Европейского демократического союза; Полиция наводит порядок перед визитом Папы римского), они сочетаются в данном случае волею автора и предвосхищают смысловую «полифонию» материала. ' Становится популярным сочетание заголовка с подзаголовком «бегущей строкой» (или переходящим текстом): И ЗАЛП УКРАИНСКИХ ОРУДИЙ... (подзаголовок: в последний раз проводит нас. — «Московский комсомолец»). Здесь выделяется смысловое пятныщко,
для того, чтобы игровая суть, в данном случае — стилизация под высокую поэзию, не особенно отрывала от текста. В светских хрониках «развлекательной прессы») часто заголовок с подзаголовком обыгрывают многослойность значений некоторых слов. Например: ТАНЯ БУЛАНОВА УТОНУЛА (крупный шрифт) в море цветов и аплодисментов (мелкий шрифт). Интересные творческие находки — игровой заголовок + подзаголовок-альтернативный вопрос: В ПОИСКАХ ЗОЛОТОГО КЛЮЧИКА (подзаголовок: Вы уверены, что вашу дверь нельзя проткнуть носом?), и игровой комплекс: заголовок + пояснение-анекдот: ГРАНИЦА — ПОНЯТИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЕ (подзаголовок: Куда отнесешь, там она и будет). Для сложных игровых вариантов, для заголовков-цитат часто нужны разъясняющие подзаголовки: «ВСТАТЬ В СТРОЙ!» — «А ВЫЙТИ МОЖНО?» (подзаголовок: Начался первый призыв после чеченской войны); «Я СТРЕЛЯЛ ИМ В ЗА ТЫЛОК» (подзаголовок: Палачи живут рядом с нами и не считают, что их жизнь прожита зря) — об исполнителе казней в подвалах Лубянки. Распространен вариант «обманного подзаголовка», когда подзаголовок продолжает заголовок, расшифровывает его. ДЕНЬГИ У ПРАВИТЕЛЬСТВА БЫЛИ (подзаголовок: Но сплыли. Кажется, в южном направлении) — «Общая газета». В первые годы демократических изменений в тогдашнем «Собеседнике» прозвучало: ВЕК СВОБОДЫ (с подзаголовком: не видать?). Очень распространен вариант: игровой заголовок + констатирующий «хеддайн»: ГОЛОПОМ ИЗ ЕВРОПЫ? (подзаголовок: Последние вести из Прибалтики: из Литвы, Латвии и Эстонии в скором времени уйдут войска Северо-Западной группы войск). Или: КАК БЕЗ БОЯ СДА ТЬ ПРИМОРЬЕ (Во Владивостоке состоялся 1-й международный банковский конгресс стран Азиатско-Тихооке-анского региона.). Образ авторской концепции, воплощенный в заголовочном комплексе, сегодня встречается нечасто. Как правило, у него ироничный оттенок: ТУПИК ГАМСАХУРДИА. (Между набережной Сталина и проспектом Руставели) — «Комсомольская правда». Конечно же, такого топографического названия в Тбилиси не было в смутное время президентства, «тупиковой» политики бывшего литератора, приведшей к братоубийственному конфликту. Подзаголовок еще более ужесточил образ. Благодаря разъясняющему подзаголовку иной заголовок может позволить себе «оторваться» от текста, и иные заголовки напоминают дидактическую афористику, ее наставительные изречения и поучения. Журналистская афористика — как серьезный, так и ироничный ее варианты — очень выигрышна для первых полос еженедельников, при составлении так называемых «фонариков» — рекламных строчек, иногда с фотографиями или рисунками, за- зывающими читателя, — своеобразным расшифрованным оглавлением номера. Современные тенденции: заголовки удлиняются, объемно увеличиваются, усиливаются их коммуникативные функции, содержательная, информирующая сторона (во многом благодаря виртуозному взаимодействию с подзаголовком), заметно увлечение разговорностью интонаций, авторской иронией. Основная задача заголовочного комплекса и сложна, и проста: читатель должен следовать по смысловым «верхам» и пройти путь, который определен для него. Журналист постоянно лавирует между Сциллой и Харибдой —жаждой «самости» заголовка как оригинального и законченного произведения и ощущением его подчиненности не только «своему» тексту, но и общей концепции рубрики, подборки, полосы, номера—линии издания в целом. Заголовок — средство организации внимания и воздействия. И он должен привлечь, повлиять на отбор, подготовить восприятие читателя. Контрольные вопросы 1. Расскажите о функциях заголовка. 2. Перечислите основные типы заголовков 3. Какие приемы усиления выразительности вы знаете? 4. Где и как употребляется составной заголовок? 5. Когда целесообразен заголовок-цитата? 6. В чем особенности игрового заголовка? 7. Как строится заголовочный комплекс? 8. Как проявляется позиция автора в заголовке? Упражнения 1. Оцените качество заголовочного комплекса тематической полосы. Предположите существование на этой же полосе материалов, которые могут пойти под заголовками «составным» и «игровым». 2. Напишите новый заголовок к интересному материалу («мягкой» новости или репортажу), используя прямое обращение. 3. Найдите в текущей прессе заголовок-парадокс и заголовок-интригу. Придумайте к ним уточняющие подзаголовки. 4. Превратите краткий заголовок-резюме в заголовок-исчерпывающую фразу, и второй вариант — в игровой заголовок. 5. Дайте три дополнительных варианта заголовка к комментарию по оперативному факту, взятому из текущей периодики. 6. Разверните заголовок-констатацию, взятый из текущей прессы, добавив ироничную оговорку. 7. Придумайте три варианта подзаголовка-«расшифровки» образного, игрового названия репортажа или интервью.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |