|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
АВТОР В РЕПОРТАЖЕРепортерские картинки называют «одушевленной информацией», в которой отношение к происходящему очень ощутимо. Они основываются на особом отборе примечательных и выразительных подробностей Происходит «личный отбор благодаря личному участию» (как писал в 30-е годы С. Третьяков). В репортаже, отмечающем моменты воздействия события на очевидцев, одним из очевидцев выступает сам журналист. Это, во-первых, подчеркивает достоверность описываемых событий — очень ценно любое упоминание, что автор сам был там, сам участвовал (Я увидал... Пламя полыхнуло под колесами моей машины... и т. п.). Во-вторых, в готовый материал попадают результаты «наблюдения за наблюдателем» — за собственными эмоциями и реакциями, за движениями своей души вслед за событием и в унисон ему. Отсюда многочисленные мне показалось... я отвернулся... я постарался сдержаться... и т. п. В-третьих, в результате «наблюдения за наблюдателем» уточняется канва развития действия. Трудно охватить все событие целиком. Желательно не упустить, однако, моменты этапные, переходные или похожие на «скачок», определить свое отношение
к ним. Журналист следит за изменчивостью события, меняя ракурс наблюдения, действуя сам. Репортеры в «горячих точках» прячутся в окопах, пригибаясь от пуль, идут вместе с толпой беженцев... Репортеры «мирных тем» на время меняют профессию, действуют вместе со своими героями. Все это привносит движение в сюжет и хорошо разнообразит его. Бывает и так, что все основные сюжетные ходы связаны с поведением репортера: он постоянно что-то предпринимает. Другой вариант — автор выступает в роли «подопытного кролика», пробуя на себе сложности, тяготы и привычные заботы людей определенного круга. (Обычно это связано с приемом «маски»). Научно-популярный репортаж часто всецело зависит от «сюжетной активности» автора (Мне показали... Я спросил... Вслед за провожатым я прошел...), чьи действия — главный событийный повод; изображенная ситуация почти полностью зависит от собственной «режиссуры» журналиста. Организовать репортажное действие может история знакомства с работой исследовательской лаборатории, новой станцией метро, когда автору что-то показывают, объясняют, а он описывает процесс показа. Широко известны «репортажи двумя перьями» (например, «корабль» — «водолаз» или «корабль» — «подводная лодка», перекличка «земля» — «воздух» и т. п.), когда при разных точках наблюдения этапы события дополнительно членятся, представая в разных ракурсах. Участие автора в событии очень желательно. Именно тогда перед читателем предстает полноценный репортаж — единство наблюдений, впечатлений и действий журналиста. Авторское «я» репортажа нельзя сочинить потом, во время создания текста. Поэтому так важен профессионализм репортера во время сбора материала. Если этот профессионализм достаточно высок, необходимую динамику событий в уже написанном репортаже дополнит активное поведение автора. Авторское «я» репортажа — это «я действующее». Лиды, употребляемые в репортажах: • Возможен «суммирующий» лид, который выделяется как «врез». • Часто в таких материалах используют шокирующие лиды. Репортажная динамичная картина события — как бы сиюминутный отклик, сохраняющий взволнованность очевидца. Факт, увиденный как происшествие — в движении, красках, звуках, очень привлекателен для аудитории. Во-первых, потому, что он по-особому достоверен, поскольку уточняет этапы действия, его ритм. А во-вторых, потому, что этот способ отклика на событие дня вовлекает читателя в сопереживание и соучастие. Литературная форма репортажа «размывает стену» между прессой дела и прессой развлечений. В современной прессе репортаж встречается часто. Перед читателем наглядно предстают экстремальные ситуации, бедствия, катастрофы, пик спортивных состязаний; свидетельства мужественных поступков и свидетельства обвинения, добытые во время «командировок на войну», потому что репортаж заостряет и наглядно укрупняет события; хроника происшествий (Дом переехал...), потому что репортаж разворачивает события во времени; любопытные очерки будней, потому что репортер «работает через деталь»; рассказы об открытиях и подводящие к проблеме наблюдения, потому что тут уместна репортажная поэтапность, постепенность знакомства с новым, и еще многое другое — просто потому, что так интереснее... При помощи репортажа можно: • усилить конфликтность действия, привнести конфликт в изображение какой-то ситуации. (Например, показать воробья,влетевшего в окно во время скучного собрания); • «инсценировать» любое противостояние; • воссоздать ритм и «дыхание» любого происшествия (и соответственно, вызвать у читателя определенную гамму чувств: в «мажоре» или в «миноре»); • наглядно объяснить («показать на пальцах», обучая или утоляя любопытство).. Репортажи используют журналисты разных тем и направлений, поскольку возможности такой литературной работы, ее воздействия на читателей разнообразны: позабавить, развлечь, воодушевить, стимулировать интерес, взволновать... Средствами репортажа проясняют непонятное в научно-популярном тексте, передают радость преодоления препятствий, подчеркивают драматизм событий. (Гак, читая репортаж, мы увидели на месте преступления, где был застрелен в упор премьер-министр Израиля, окровавленные листочки, выпавшие из его кармана, с текстом песни о мире, которую минуту назад пела вся площадь...). Репортаж может многое. Но при условии, что в нем будут сплетены впечатления, наблюдения и воссозданные эпизоды так, чтобы ощущался неповторимый ритм, неповторимая атмосфера не остановленного «кусочка жизни», а фрагмента живого движения. Работая над репортажем, важно: • показывать людей, их Поступки и позволять им говорить; • позаботиться о «подтексте» (эмоциональных оценках); • инсценировать событие, подобно пьесе, насыщая диало-
• поддерживать движение, не прерывая его; • нарисовать картинку в воображении читателя. Современные репортеры все шире и профессиональнее используют зарисовки и репортажи для колоритной, детализированной и впечатляющей подачи важных новостей. Сообщения репортеров помогают ориентироваться в сегодняшнем дне: новости радуют, настораживают, предостерегают. И кроме того, дают остроту сопереживания современности, создавая ее эмоциональный фон. Контрольные вопросы • 1. Что такое тема репортажа? 2. Чем отличается репортажный стиль от иных способов изложения? 3. Как можно «организовать ритм» в репортерском сообщении? 4. Расскажите о назначении реплик в структуре репортажа. Приведите примеры их удачного использования. 5. Какие «роли» могут быть у людей в репортажном действии? 6. Расскажите об «эмоциональных оценках» и метафорах репортажа. 7. Что такое «наблюдение за наблюдателем»? Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |