|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ ИМАМА АЛИ
(1) - О, единственный, у кого я ищу убежища! Прибегаю к Твоему милосердию, страшась Твоего гнева. - Я твой раб, признающий все свои грехи, а Ты - всевышний, вечный и милосердный. - Если Ты накажешь меня, в том моя вина (ведь Ты справедлив), а если простишь меня, в том Твоё величие, ибо только Ты можешь прощать. (2) - Если однажды столкнёшься с трудностями, не проявляй нетерпения, ибо долгое время у тебя было всё в порядке. - Не теряй надежду на божью милость, ибо это кощунство. Может быть, Аллах сделает тебя независимым в короткий срок. - Не думай плохо о своём Господе, ибо (милосердный) Господь творит только добро. - Ты видел трудности, сменившиеся благополучием. Ведь слово Аллаха правдивее всех слов. (Подразумевается коранические аяты (пропущено на арабском)) (3) - Среди людей я заметил четырёх, состояния которых вполне ясны. (Люди подразделяются на четыре группы.) - Один сталкивается в мире с множеством проблем, но имеет благополучие в загробном мире. - Другой предпочитает мирские блага (живёт в своё удовольствие), но не имеет загробного мира (портит свой загробный мир). - Третий совокупляет оба мира и собрал этот и загробный мир. - Четвёртый из них преступник, у которого нет ни этого, ни загробного мира. (4) - Из шестидесяти лет, которые прожиты человеком, половину уничтожают ночи. - Половина оставшейся части проходит в невежестве, когда человек не может отличить правое от левого. - Одна треть половины жизни растрачивается на желания, алчность, работу и семью. - Остальная часть жизни проходит в болезнях, старости и предсмертном состоянии. - Человек желает долгой жизни из невежества, ибо она пройдёт так, как было сказано. (5) - Охраняй свою душу (от пороков) и поощряй её к тому, что её украшает, чтобы у тебя была здоровая жизнь и чтобы о тебе хорошо отзывались. - Если сегодня у тебя проблемы, подожди до завтра. Может быть, беды и трудности покинут тебя. - Богатый душой человек дорог, даже если у него мало денег, а богач независим (благодаря деньгам), но низок и порочен. - В дружбе с хамелеоном нет добра, ибо он будет склонятся в ту сторону, куда дует ветер. - (Подобный человек) щедр тогда, когда ты не нуждаешься в его деньгах, и скуп тогда, когда может снять с твоих плеч ношу нищеты. - Как много друзей, когда ты пересчитываешь их, и как их мало, когда ты попал в беду. (6) - Тот, кто обладает великой натурой, будет украшен наилучшими качествами. - Тот, кто не жаждет мирских благ, облачается в одежду спасения и безопасности. - Если мир обманет тебя, будь терпелив и, уповая на Аллаха, совершай благие деяния. - Не оставайся в доме низости и пороков, ибо пороки всегда сопровождаются низостью и подлостью. - Если тебя одарит щедрый человек, поблагодари его ласковыми словами. (7) - Иногда милость Аллаха скрыта и это не могут понять самые умные люди. - Иногда за бедами следует облегчение и уничтожает в сердцах горечь и печаль. - Если однажды у тебя не останется выхода из трудного положения, доверься Всевышнему Аллаху. - Призови на помощь Пророка (да благословит Аллах его и род его!), ибо любая проблема легко решится, если обратиться за помощью к Пророку. - Когда сталкиваешься с большой проблемой, будь терпелив. Может, это Аллах проявляет к тебе Свою тайную милость. (8) - Держи себя голодым, ибо голод - признак благочестивых и тот. кто долгое время голодал, вскоре наестся досыта. - Остерегайся мелких грехов и не совершай их, ибо мелкие грехи соберутся (и превратятся в большой грех). (9) - В жизни ты мечтаешь о многом, не ведая ночью о том, останешься ли живым до утра. - Как много умирает здоровых людей и как долго живут некоторые больные. - Иногда юноша проводит дни и ночи, чувствуя себя в безопасности и не ведая о том, что его саван уже сшит. (10) - О. великий, щедрейший и мудрейший! Лишь Ты достоин поклонения и оказываешь Свою милость тому, кому пожелаешь, и лишаешь милости тех, кого захочешь. - О, мой создатель, хранитель и спаситель! В радости и беде я обращаюсь к Тебе. - О, мой Господь! Каким бы великим не был мой грех, Твоё милосердие и прощение превыше. - О, мой Господь! Ты видишь моё состояние, мою бедность и нищету, и слышишь мои тайные и тихие молитвы. - О, мой Господь! Спаси меня от Своего наказания, ведь я смиренный бедный пленник, преклоняющийся перед Тобой. - О, мой Господь! Если тысячу лет Ты будешь посылать мне беды, я по-прежнему буду уповать на Тебя. - О, мой Господь! Мои грехи превысили горы, а твоё милосердие превыше моих грехов. - О, мой Господь! Прости мне мои грехи и очисти меня от них. Я признаю свои грехи и молю Тебя о милости. - О, мой Господь! Что я буду делать, если ты заставишь меня отчаяться и отдалишь меня от себя? - О, мой Господь! Тот, кто заключил с Тобой союз дружбы, бодрствует по ночам, призывает Тебя и разговаривает с Тобой, в то время как невежды спят. - О, мой Господь! Ниспошли мне религию Ахмада (да благословит Аллах его и род его!). Я раскаиваюсь в грехах, храню благочестие и подчиняюсь Тебе. - О, мой Господь, мой Повелитель! Не лишай меня его (Пророка) великой защиты, ибо только эта защита будет принята Тобой. - Приветствуй его (Пророка), пока добродетели поклоняются Тебе и смиренно выполняют Твои предписания. (11) - Красота - это не богатые наряды. Красота - это знания и учитивость. - Сирота - это не тот, у кого нет отца. (Истинный) сирота - тот, у кого нет ума и достоинства. (12) - Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) - мой брат и родственник, а Хамзе, предводитель мучеников - мой дядя. - Джафар Тайар, которые летает (в раю) вместе с ангелами - мой брат. - Фатима, дочь Пророка (да благословит Аллах его и род его!) - моя жена, кровь и плоть которой сплетены с моей кровью и плотью. - Внуки Пророка (да благословит Аллах его и род его!) - два моих сына от Фатимы. Кто из вас может сравниться со мной? - Я раньше всех вас принял Ислам, в то время как был юношей и ещё не достиг зрелого возраста. - В детстпе я (вместе с Пророком, да благословит Аллах его и род его!) читал намаз и, находясь в утробе матери, признавал его пророчество. - Я тот человек, (услуги которого) в бою или в мирное время вы не можете отрицать. - Пророк Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) в Кадире Хом обязал вас подчиняться мне. - Горе тому, горе тому, горе тому, кто в Судный День предстанет перед Аллахом, в то время как причинил мне зло.[151] Автор заканчивает книгу, принося тысячи извинений эмиру правоверных имаму Али (да будет мир с ним!) и вновь признаёт свое бессилие представить его светлость так, как он этого заслуживает. Автор надеется, что его светлость с великодушием и благородством, присущим ему одному, примет это ничтожное произведение, простит автора и не лишит его своей помощи. Несмотря на многочисленные ошибки, автор, согласно хадису Пророка Ислама (да благословит Аллах его и род его!) смеет надеяться, что удостоится великой милости, которую Всевышний Аллах из уважения к величию и значению эмира правоверных его светлости Али (да будет мир с ним!) ниспосылает ему и его поклонникам и приверженцам, и завершает своё повествование строками касиды, обращёнными к имаму Али (да будет мир с ним!): Бессильный восхвалить тебя, я умолкаю, Твоё величие умом непостижимо. Как пташка малая тебя я воспеваю. Жар-птицею мне стать недостижимо. Уж лучше от бессилия умолкнуть мне, Весь путь пройти не удаётся мне.
[1] Из сборника стихов Касима Раса. [2] В этом году абиссинцы под предводительством Абрахе верхом на слонах направились к Мекке, чтобы разрушить Каабу. Однако Аллах покарал их. Сам Абрахе умер последним. В Коране говорится: «(без перевода)»Арабы Хиджаза сочли тот год благословенным и назвали его годом Слона. Пророк Ислама родился в том же году. С тех пор в течение 71 года, т.е. до 18 года хиджры, календарное исчисление мусульман основывалось согласно году Слона. В 18 году хиджры, на шестом году правления Умара, по предложению имама Али вместо года Слона мусульмане начали свой календарь с года переселения (хиджры). [3] До рождения Али (да будет мир с ним!) у Абу Талиба было три сына: Талиб, Агил и Джафар. [4] Сура "Звезда", аят 5. [5] Сура "Сгусток", аяты 1-5. [6] Сура "Завернувшийся", аяты 1-7. [7] Сура "Поэты", аят 214. [8] Сура "Марйам", аят 30. [9] Сура "Марйам", аят 12. [10] Сура "Йусуф", аят 26. [11] Сура "Звезда", аяты 3 и 4. [12] Сура "Покаяние", аят 19.
[13] Об этом говорится в 30 аяте суры "Добыча": "Вспомни (,Мухаммад), как исхитрялись неверующие связать тебя (и заключить в темницу), или убить, или изгнать."
[14] Пророк (да благословит Аллах его и род его!) покинул Мекку в месяце раби ал-аввал тринадцатого года своей пророческой миссии. [15] Сура "Корова", аят 207. [16] Сура "Добыча", аят 5 [17] Сура "Семейство Имрана", аят 123. [18] Сура "Семейство Имрана", аят 152 и последующие аяты. [19] Сура "Победа", аят 27.
[20] Мы направили тебя (,Мухаммад, посланником) только как милость к обитателям миров. (Сура "Пророки", аят 107.) И, поистине, ты - человек превосходного нрава. (Сура "Калам", аят 4.)
[21] Сура "Покаяние", аяты 24 и 25. [22] Сура "Трапеза", аят 67.
[23] Этот хадис сказан об имамате двенадцати имамов и не имеет никакого отношения к халифату Абу Бакра. [24] Как было сказано, Пророк (да благословит Аллах его и род его!) объявил в Кадир Хоме о правлении имама Али (да будет мир с ним!), а не халифате Абу Бакра. От этого события до совещания в Сакифе прошло не более семидесяти дней, но собравшиеся в Сакифе люди очень скоро позабыли его!
[25] В пятой части книги мы обстоятельно поговорим о незаконности этого совета. [26] Некоторые историки написали, что Умар приказал собрать хворост, чтобы поджечь дверь дома и пригрозил семье имама Али (да будет мир с ним!) поджечь дом, если они не выйдут. Фатима (да будет мир с ней!) вышла за порог и спросила: "Ты пришёл сжечь наш.дом, сын Хотаба?" Умар ответил: "Да. Выйдите из дома и заключите союз с халифом Пророка." Хафиз Ибрагими, восхваляя Умара, говорит:(без перевода) (Вкратце это стихотворение сводится к тому, что никто, кроме Умара, не мог сказать такому храброму воину как Али, что подожжёт его дом, даже если в нём находится дочь Пророка.) Некоторые пишут, что по приказу Халида дверь была сорвана с петель, а другая группа людей ворвалась в дом через крышу. Ясно одно: имам Али был насильно приведён для заключения союза с Абу Бакром. [27] Сура "Собрание", аят 6 [28] Сура "Добыча", аят 41. [29] Сура "Добыча", аят 1 [30] Сура "Путешествие ночью", аят 26.
[31] Сура "Совет", аят 23. [32] Ибн Абу ал-Хадид говорит, что когда был ниспослан аят Хиджаб (исламское покрывало), Талхе сказал: "Какой смысл в том, что сегодня жёны Пророка соблюдают хиджаб? После его кончины мы возьмём их в жёны." Тогда был ниспослан 53 аят суры "Сонмы", гласящий: "Вам не подобает ни огорчать Посланника Аллаха, ни жениться когда бы то ни было на его вдовах после его смерти."
[33] Сура "Пещера", аят 25. [34] Сура "Корова", аят 233. [35] Сура "Ал-Ахкаф", аят 15.
[36] Сура "Добыча", аят 28. [37] Сура "Каф", аят 19. [38]Сура "Корова", аят 113.
[39] Во время правления Абд ал-Малика -ибн Марвана Хаджадж ибн Йусуф был отправлен им во главе войска в Мекку с целью ареста Абдуллы ибн Зобейра. Хаджадж убил Абдуллу и повесил его труп. Абдулла ибн Умар, отказавшийся заключить союз с Али (да будет мир с ним!), в то время находился в Мекке. Испугавшись, как бы его не постигла подобная участь, он явился к Хаджаджу и сказал: "Ты представитель Абд ал-Малика, и я пришёл заключить с тобой союз. Протяни мне свою руку!" Хаджадж сказал: "Ты не заключил союза с Али. Почему же теперь ты хочешь заключить союз со мной. Тебя привёл сюда этот повешенный труп." В тот момент Хаджадж что-то писал. Он протянул Абдулле свою ногу и сказал: "Руки мои заняты. Если хочешь, заключи союз с моей ногой." Абдулла ибн Умар провёл своей рукой по ноге Хаджаджа и заключил с ним союз! [40] Сура "Рассказ", аят 83. [41] На' сал был проживавшим в Медине хромым иудеем с длинной бородой. Аиша уподобила ему Усмана. [42] Сура "Сонмы", аят 33. [43] Причиной вражды Аиши с Усманом и затем с Али (да будет мир с ним!) было то, что она и Хафиса во время правления своих отцов (Абу Бакра и Умара) пользовались большими привилегиями, а когда халифом стал Усман, он подарил все богатства своим родственникам и лишил Аишу и других этих привилегий. В отместку за это Аиша подстрекала людей на убийство Усмана. С имамом Али (да будет мир с ним!) она враждовала по некоторым причинам. Во время правления Абу Бакра Али (да будет мир с ним!) был его соперником. Абу Бакр не мог сравниться с ним в величии, а Аиша не могла или не хотела видеть кого-либо выше своего отца. С другой стороны. Аиша была женой Пророка и соперницей Хадиджы и женская ревность мешала ей видеть любовь, испытываемую Пророком к Хадиджс и в особенности к своей дочери Фатимс (да будет мир с ней!). Она хотела быть для Пророка самой дорогой и любимой, однако видела, что его светлость даже после смерти Хадиджы не позабыл се самоотверженность и доброту и испытывает бесконечную любовь к Фатиме (да будет мир с ней!), её единственной дочери. А так как Фатима была женой Али (да будет мир с ним!), Аиша затаила злобу и против него. Другой причиной вражды Аиши с Али (да будет мир с ним!) было то, что Усман лишил её привилегий и Аиша надеялась, что в будущем этот финансовый ущерб будет возмещён. Однако, услышав о том, что халифом стал Али (да будет мир с ним!), она поняла, что на улучшение финансового состояния ей расчитывать не приходится, ибо она знала Али (да будет мир с ним!) и знала, что он не даст ничтожной суммы из всеобщей казны не только ей, но и даже своему любимому сыну. Она также пыталась вырвать халифат из семейства Хашемндов и передать его своему семейству. Таким образом становится ясно, что Аиша не могла отказаться от борьбы и использовала в своих целях всех противников Али. [44] Это сражение получило два названия: Джамаль (верблюд), ибо Аиша была верхом на верблюде, и Басра, ибо произошло в Басре.
[45] Сура "Покаяние", аят 12. [46] Впоследствии Вахши принял Ислам и Пророк простил его. [47] Сура "Сонмы", аят 16. [48] Сура "Ряды", аят 4. [49] У некоторых может возникнуть вопрос, почему Али (да будет мир с ним!) с его силой и храбростью при помощи своих верных соратников, Малика Аштара, Кейса ибн Са'да и других, не перебил Аш'аса и его сторонников подобно сирийцам, чтобы не оставить преграды на своём пути и уничтожить потерпевшего поражение Муавие? Ответом на этот вопрос будет то, что это действие было неблагоприятным для религии, а также неправильным с точки зрения социологии, ибо войско его светлости восстало бы против него. Оно не считало его имамом,- подчинение которому является обязательным, в противном случае не воспротивилось бы ему. В таком случае пошатнулись бы основы его халифата. Сам Али (да будет мир с ним!) в то время сказал: " Вчера я был эмиром правоверных, а сегодня стал вашим подчинённым. Вчера я отдавал вам приказы, а сегодня вы приказываете мне." Пост халифа сам по себе имеет ценность, затмевающую другие факторы. Али боролся с Муавие не ради личной злобы или интересов. Он пошёл на войну с Муавие в качестве халифа, поднявшегося против мятежника. Если бы он воевал с Муавие в тот момент, когда взбунтовалось его войско и Муавие спросил бы его, почему он сражается с ним, его светлость не имел бы ответа, ибо если бы он ответил, что является эмиром правоверных, Муавие спросил бы его, где эти правоверные, эмиром которых он является? Он заявил бы его светлости, что мусульмане не признают его халифата и подобно ему желают, чтобы их рассудил Коран. Поэтому Али (да будет мир с ним!) был вынужден прекратить борьбу и согласиться на арбитраж. Амро Ас знал, что его уловка внесёт подобный раскол в ряды иракского войска и, как он сам выразился, испортил свой загробный мир и улучшил этот мир Муавие! [50] Сура "Трапеза", аят 44. [51] Ибн Молджам был неизвестным человеком. Когда Али (да будет мир с ним!) собирал куфийцев для войны Сеффейн, он внезапно увидел Молджама и по признакам, услышанном от Пророка (да благословит Аллах его и род его!), узнал своего убийцу и спросил его: "Ты Абд Ал-Рахман ибн Молджам?" Тот ответил: "Да, эмир правоверных." Али (да будет мир с ним!) обратился к присутствовавшим и прочитал строку из стихотворения Амро ибн Ма'дикарба:" Я хочу ему жизни (или подарков), а он хочет мне смерти." Его светлости сказали: "Прикажите убить его." Али (да будет мир с ним!) возразил: "Разве можно наказывать до преступления?"
[52] По преданию Шейха Мофида, Ибн Молджам и его спутники сидели в мечети рядом с входной дверью и когда имам Али вошёл в мечеть, они нанесли ему удары. Меч Шабиба зацепился за потолок, однако меч Абд ал-Рахмана опустился на голову имама. [53] Сура "Та ха", аят 55. [54] Сура "Скот", аят 59. [55] Сура "Семейство Имрана", аят 179. [56] Сура "Пещера", аят 65. [57] Сура "Семейство Имрана", аят 49. [58] Сура "Джинны", аят 26. [59] Сура "Звезда", аят 5.
[60] Следует заметить, что нельзя сравнить Аристотеля и подобных ему учёных с имамом Али (да будет мир с ним!), ибо, как было сказано, знания имама были ниспосланы ему Аллахом, однако знания учёных приобретены ими в результате исследований. Философы сравнили имама с Сократом и Аристотелем лишь потому, что считали их самыми мудрыми людьми.
[61] Сам его светлость эмир правоверных (да будет мир с ним!) в письме, написанном Усману ибн Хунайфу, пишет: "Клянусь Аллахом, если на борьбу со мной поднимутся все арабы, я не повернусь к ним спиной."
[62] Сура "Корова", аят 274. [63] Сура "Человек", аят 8. [64] Сура "Милостивый", аят 3.
[65] Хотя в современном мире много говорится о соблюдении прав человека, в прогрессивных странах до сих пор попираются права цветнокожих рас. Имам Али (да будет мир с ним!) четырнадцать веков тому назад сказал, что люди, независимо от национальности и класса, равны перед социальным правосудием. [66] Сура "Покаяние", аят 12. [67] Сура "Семейство Имрана", аят 164. [68] Сура "Корова", аят 30. [69] Сура "Корова", аят 124 [70] Сура "Пророки", аяты 72 и 73. [71] Сура "Челобитие", аят 24. [72] Слово "руководство" использовано здесь в двух смыслах: достижение цели и показ пути. Например, если кто-нибудь на улице спросит у встречного адрес и тот скажет ему, каким образом можно найти этот адрес, то просто покажет ему путь, а если сам доведёт его по адресу, то это будет достижение цели. Руководство Пророков имеет первый смысл (показ пути), а руководство имамов - второй смысл (достижение цели). Руководство имамов не является обязательным и распространяется на людей, способных использовать это руководство, подобно тому как растения произрастают от дождя и солнца лишь в плодотворной почве. [73] Сура "Скот", аят 75. [74] Сура "Корова", аят 260. [75] Сура "Звезда", аят5. [76] Сура "Корова", аят 124. Перевод приведён на предыдущих страницах. [77] Сура "Пророки", аяты 72 и 73. [78] Сура "Семейство Имрана", аят 68. [79] Сура "Румы", аят 56. [80] Сура "Паук", аят 38. [81] Сура "Рассказ", аят 68. [82] Сура "Сонмы", аят 36. [83] Сура "Калам", аяты 36-41. [84] Сура "Мухаммад", аят 24. [85] Сура "Добыча", аяты 21-23. [86] Сура "Корова", аят 93. [87] Сура "Йунус", аят 35. [88] Сура "Корова", аят 259. [89] Сура "Корова", аят 247. [90] Сура "Женщины", аят 113. [91] Сура "Женщины", аяты 54 и 55. [92] Сура "Рассказ", аят 50. [93] Сура "Мухаммад", аят 8. [94] Сура "Верующий", аят 35. [95] Сура "Ясное знамение", аят 7. [96] Сура "Трапеза", аят 55. [97] Сура "Женщины", аят 59. [98] Сура "Поэты", аяты 151 и 152 [99] Сура "Семейство Имрана", аят 61 [100] Сура "Сонмы", аят 33. [101] Сура "Совет", аят 23 [102] Сура "Гром", аят 43. [103] Сура Худ", аят 104. [104] Сура "Корова", аят 174. [105] Сура "Корова", аят 207. [106] Сура "Ясное знамение", аят 7. [107] Сура "Выстроившиеся в ряды (ангелы)", аят 24. [108] Сура "Марйам", аят 96. [109] Сура "Семейство Имрана", аят 103. [110] Сура "Гром", аят 7. [111] Сура "Ибрахим", аят 35. [112] Сура "Запрещение", аят 4 [113] Сура "Собрание", аят 20. [114] Сура "Судный день", аят 12. [115] Сура "Челобитие", аят 18. [116] Сура "Каф", аят 24. [117] Сура "Корова", аят 43. [118] Сура "Страсть к приумножению", аят 8. [119] Сура "Ступени", аят 1. [120] Сура "Паук", аят 1 [121] Ибн Абу ал-Хадид, будучи мутазилитом, восхваляет знания имама Али (да будет мир с ним!) и считает его светлость источником фикха мутазилитских аш'арийской, ханифитской и других сект, полагая, что их убеждения также являются правильными. Однако следует учесть, что эти секты впоследствии избрали неверный путь и сошли с истинного пути шиитов.
[122] Сура "Корова", аят 124 [123] Сура "Ибрахим", аят 35. [124] Сура "Трапеза", аяты 45, 44 и 47. [125] Сура "Муравьи", аят 16. [126] Сура "Марйам", аят 6. [127] Сура "Покаяние", аят 60. [128] Сура "Женщины", аят 24.
[129] Сура "Иунус", аят 15. [130] Сура "Корова", аят 229 [131] Сура "Йусуф", аят 39. [132] Сура "Покаяние", аят 40. [133] Сура "Покаяние", аят 26. [134] Сура "Корова", аят 207. [135] Сура "Воскресение", аяты 35, 36 и 37 [136] Сура "Сонмы", аят 7. [137] Сура "Добыча", аят 33. [138] Ибн Абу ал-Хадид укоряет Абу Бакра за то, что он сидел под навесом, и говорит: "Али (да будет мир с ним!) не был подобен Абу Бакру, который в пещере дрожал из страха (перед язычниками Мекки), а в день Бадра спрятался под навесом и не сражался." [139] Сура "Женщины", аят 95. [140] Сура "Человек", аят 8. [141] Сура "Человек", аят 9. [142] Сура "Покаяние", аят 40. [143] Сура "Пещера", аят 37. [144] Сура "Покаяние", аяты 25 и 26. [145] Этот спор вновь доказывает право имама Али (да будет мир с ним!) на халифат, ибо единственным, кого все мусульмане (и шииты, и сунниты) считают достойным преемником Пророка (да благословит Аллах его и род его!), является имам Али. Другие халифы признаны лишь суннитами. [146] Возможно, что оба претендента говорят неправду, т.е. дом, фирма или завод не принадлежат ни одному из них. Но невозможно, чтобы оба были правы. Это и есть противоположности, совместимость которых, с точки зрения логики, является невозможной.
[147] Перевод этой строчки из касиды приведён на предыдущих страницах. [148] Учёные и комментаторы, в том числе Замахшари, Сиути и другие написали, что однажды, Умар сказал: "Если кто-нибудь назначит женщине махр, превышающий четыреста дерхемов, я отберу излишек во всеобщую казну." Одна женщина сказала: "Эй, Умар, твои слова противоречат слову Аллаха (в суре "Женщины"), ибо Всевышний сказал: Если вы захотели заменить одну жену другой и если первой из них был выделен вами даже кинтар золота, то не удерживайте из этого ничего." Умар изумился и сказал: "Все люди мудрее Умара, даже находящиеся за занавесью женщины." [149] Сура "Йунус", аят 35 [150] Сура "Скот", аят 153. [151] Муавие написал имаму Али (да будет мир с ним!) следующее письмо: "Я обладаю большим превосходством. Мой отец в доисламский период был главой Курайша, а я записывал ниспосланное Пророку (да благословит Аллах его и род его!) откровение." Имам Али в ответ на это письмо отправил Муавие приведённое стихотворение. Прочитав его, Муавие распорядился: "Спрячьте это письмо от сирийцев, чтобы они не примкнули к сыну Абу Талиба."
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.029 сек.) |