|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ?
С точки зрения философии, совокупность духовных качеств каждого человека составляет его личность, однако в общепринятом значении личность индивидов определяется в результате проявления особых и характерных свойств. К примеру, человека, обладающего острым чутьём в политических делах, называют политической личностью, а учёного - научной личностью. А так как психология доказала, что духовные и физические качества взаимодействуют друг на друга, для полного представления личности каждого человека следует подвергнуть рассмотрению его физические, духовные и нравственные качества. С другой стороны, для изучения физических и духовных качеств личностей следует использовать общепринятый в естественных науках метод, а именно наблюдение и опыт, ибо суть духовных качеств неведома и недоступна постижению как и сама душа и о существовании тех или иных духовных качеств можно узнать лишь по их признакам. Следует заметить, что наше познание личности людей, будь оно поверхностным или научным, обусловлено обладанием, нами схожих с качествами той или иной личности свойств. Иначе говоря, человек познаёт духовные качества других людей посредством своего внутреннего состояния. Этот метод также можно использовать в отношении физической боли или наслаждений. К примеру, когда человек теряет близких или же стонет от боли в какой-либо части тела, он лучше может понять скорбь и боль других. С другой стороны, духовные качества каждого человека присущи лишь ему и создают единое целое, которую психологи называют единством. Это единство сохраняется на протяжении времени и составляет личность человека. Учитывая вышесказанное, если мы захотим изучить личность имама Али (да будет мир с ним!) с точки зрения физических и духовных качеств, несомненно, столкнёмся с глобальными неразрешёнными проблемами, ибо высокие нравственные качества, сокрытые в безграничной душе его светлости, неведомы для нас. Имам Али был человеком, однако его качества не наблюдались до сих пор ни в одном человеке. Действия его светлости не были похожими на действия других людей, чтобы они смогли узнать его посредством сравнения с собой. Можно сказать, что имам Али (да будет мир с ним!) был олицетворением чуда, которое изумляло и будет изумлять всё человечество! Поступки его светлости в целом были непредсказуемыми и удивительными. Человек, обладающий силой, не подчиняется другим и не проявляет терпение перед притеснением других, ибо терпит слабый, а не сильный. Однако имам Али (да будет мир с ним!), обладая огромной силой, был беспредельно терпеливым. Разве можно назвать это чем-либо другим кроме чуда? Кроме того, человек, обладающий литературным талантом, не может быть хорошим воином и сражаться на поле боя. Имам Али был уникальным поэтом и оратором и в то же время бесподобным воином, от страха перед которым на поле битвы трепетали сердца арабских храбрецов. Сеид Рази в предисловии книги "Нахдж ал-Балаге" (Путь Красноречия) пишет, что если кто-либо задумается над проповедями и словами имама Али, не зная его светлость, безусловно, сочтёт, что автором этих проповедей должен быть человек, удалившийся от людей и занимающийся лишь богослужением, а также моральными и нравственными делами. Этот читатель никогда не подумает, что автор этих проповедей- человек, с меча которого текла кровь и который не раз в одиночку сражался с армией врагов, подобной кипящему морю. Именно совокупность противоречивых качеств является одним из изумительных свойств, присущих его светлости Али (да будет мир с ним!). Ибн Абу ал-Хадид также в комментарии к книге "Нахдж ал-Балаге" пишет: "Мы никогда не видели щедрого храбреца." Затем он перечисляет таких храбрецов как Талхе, Зобейр, Абдулла ибн Зобейр и Абд ал-Малик ибн Марван, которые были скупыми людьми. Однако степень храбрости и щедрости эмира правоверных Али (да будет мир с ним!) известна всем и именно это качество отличает его от других. Всем известно, что скромные люди не обладают представительностью и величием и из-за их скромности никто их не страшится. Однако Али (да будет мир с ним!), несмотря на свою скромность, из-за которой его прозвали "отцом земли", ибо он всегда сидел на земле, обладал таким величием и импозантностью, что заставлял трепетать сердце льва. Так, однажды Муавие сказал Кейсу ибн Са'ду: "Да благословит Аллах Абу ал-Хасана. Он был очень весёлым и приветливым." Кейс добавил: "Клянусь Аллахом, он был весёлым и в то же время самым представительным и эта импозантность вытекала из его праведности, в отличие от твоего вида, который приводит в ужас лишь подлых людей Дамаска." Также очевидно, что любой человек, являясь специалистам в определённой области, обладает превосходством в этой области над человеком, имеющим общие сведения в нескольких областях. К примеру, при лечении сердечных заболеваний кардиолог будет иметь превосходство над врачом, имеющим общие сведения о лечении всех заболеваний, в том числе сердечных. Иначе говоря, любой человек, обладающий поверхностными знаниями во всех областях, уступит первенство специалисту. Как говорится, Хотя ты разбираешься во всём, Намного лучше всё же быть знатоком. Однако, несмотря на то, что имам Али обладал всеми высшими нравственными качествами, в каждом из них в отдельности он превосходил всех и никто не мог сравниться с ним ни в одном из этих свойств. Также мы знаем, что энергия человека вырабатывается в результате получения пищи. И если используемая человеком энергия будет превышать энергию, получаемую организмом при пищеварении, то организм человека истощится. Как свидетельствуют все историки, пища имама Али состояла из трёх кусков ржаного хлеба, однако его светлость был настолько сильным, что смог в одиночку сорвать с петель ворота крепости Хейбар и одним ударом уложить на землю Мархаба, удивив тем самым всех. Его светлость сам по этому поводу сказал: "Каждый, кто видел на моем столе ржаной хлеб, удивлялся тому, каким образом, питаясь лишь ржаным хлебом, мне удаётся в одиночку сражаться с целой армией и побеждать её." Как известно, смелые и воинственные люди бывают не милосердными, а, напротив, жестокосердечными. Однако имам Али (да будет мир с ним!), поражавший своим мечом арабских храбрецов, в то же время обладал таким чутким сердцем, что огорчался, встречаясь с обездоленными, и проливал слёзы, видя сирот. Как хорошо сказал автор этих строк: "Во время атаки он был львом Аллаха, а во время благодеяния - отцом сирот." Поэтому его светлость называют чудом из чудес, ибо в нём совмещены противоречивые качества и это само по себе является большим чудом, ибо внешне, с точки зрения логики, совмещение противоречий невозможно. Учёные в области естествознания и психологии доказали, что человеческий мозг является центром умственной деятельности и если какой-либо части мозга будет нанесено повреждение, то возникнут нарушения в умственной деятельности мозга и в особенности памяти. Тогда человек теряет память и начинает бредить. Признавая этот факт, как можно не назвать чудом из чудес то, что когда голова имама Али была рассечена отравленным мечом, Ибн Молджама (да будет он проклят Аллахом!) и мозг его светлости был отравлен и полностью повреждён, он в этом состоянии говорил: "Спрашивайте у меня перед тем как потеряете меня." Также завещание, произнесённое его светлостью в этом состоянии, помимо того, что содержало в себе тонкие научные и нравственные замечания, ничем не отличалось от проповедей, произнесённых им в здоровом состоянии. Изумительно то, что порой во время завещания его светлость терял сознание, однако, придя в себя, он продолжал прерванную речь без малейшего изменения в стиле, изложения фраз, а также содержания! Таким образом, как было сказано в начале этой главы, никто не может разъяснить личность имама Али (да будет мир с ним!) должным образом, ибо действия и поступки его светлости невозможно понять нашими сравнениями. Поэтому, как сказал великий иранский поэт Моулави, мы не должны судить по себе дела благородных людей, признав своё бессилие познать личность Али (да будет мир с ним!), так как нашим скудным умом невозможно постичь эту действительность. Всё, что будет сказано в последующих главах с целью представления личности имама Али, учитывая достоинства и дарования его светлости, может удовлетворить наш ум, ибо истинную личность Али (да будет мир с ним!) невозможно ни языком сказать, ни пером описать. Его светлость унаследовал все свои высшие нравственные качества от великого Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и можно сказать, что имам Али подобен высокой горе, до вершины которой не может долететь птица нашего воображения, а также глубокому океану, дня которого не может достать глубина наших мыслей. Поэтому Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!), обратившись к Али (да будет мир с ним!), сказал: "Никто, кроме меня и тебя, не познал Аллаха должным образом и никто, кроме Аллаха и меня, не познал тебя так, как ты этого заслуживаешь." Будет уместно, если мы приведём речь одного из знаменитых ораторов по имени Низам, который сказал о его светлости: "Говорить об эмире правоверных Али (да будет мир с ним!) чрезвычайно сложное дело, ибо если мы захотим восхвалить его светлость должным образом, все сочтут, что мы преувеличиваем, а если отнесёмся к этому пренебрежительно, то станем безбожниками. Только соблюдая середину между этими двумя состояниями, мы сможем сделать это весьма тонко и точно и люди поймут нас."
2 - ВЕРА И БОГОСЛУЖЕНИЕ ИМАМА АЛИ (ДА БУДЕТ МИР С НИМ!) Истинное богослужение - это поклонение и повиновение Господу и отречение от всего иного. Поклонение Всевышнему и стремление к сближению с Ним является наилучшим душевным качеством. Богослужение, совершаемое согласно присущим ему условиям, возвеличивает человека. Великого Пророка Ислама (да благословит Аллах его и род его!) возвеличивают, называя божьим рабом перед тем, как упомянуть о его пророческой миссии: "Свидетельствую, что Мухаммад раб Аллаха и Его посланник." Наилучшим способом продвижения на пути усовершенствования является очищение души, практическая суть которого состоит в богослужении. Богослужение не является лишь выполнением обязанности, оно также может стать средством развития ума и уравновешивания моральных сил, ибо оно очищает душу от материальной безнравственности. Наилучшим видом богослужения является совершение дел без каких-либо корыстных целей, то есть только в угоду Господу. Именно при таких условиях возникает такое свойство как благочестие, без которого никакое богослужение не будет принято Всевышним. Праведность и благочестие приводят к отречению от бренного материального мира и уделению внимания вечному духовному миру. Настоящей может быть только вера благочестивых людей, ибо в результате искреннего богослужения человек достигает степени уверенности в своих убеждениях. Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что вера. праведность, аскетизм, богослужение и уверенность имама Али (да будет мир с ним!) были бесподобными в своём роде и великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) по этому поводу сказал: "Если положить на одну чашу весов небеса и землю, а на другую - веру Али, то, безусловно, чаша с верой Али будет тяжелее." Имам Али (да будет мир с ним!) поклонялся Богу с искренней любовью, ибо богослужение не было для него выполнением обязанности. Его светлость был истинными влюблённым и его не привлекало ничего, кроме очаровательной красоты истины. Али (да будет мир с ним!) проявлял такое усердие в богослужении и религиозной праведности, что Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) в ответ людям, жалующимся на резкость Али (да будет мир с ним!), говорил: "Не упрекайте Али, ибо он влюблён в Аллаха!" Когда имам Али оставался наедине со своим Господом и совершал намаз, его уши не слышали и глаза не видели. Он забывал обо всём бренном, окружающим его в этом мире, и всем своим существом сосредотачивал своё внимание на источнике истины. Даже рассказывали, что в одном из сражений в ногу его светлости попал металлический наконечник стрелы и боль от него была такой сильной, что никто не мог вытащить его. Этот наконечник был извлечён из ноги Али (да будет мир с ним!), когда его светлость совершал намаз. При этом он абсолютно ничего не почувствовал! Во время совершения ритуального омовения всё тело Али (да будет мир с ним!) охватывал лёгкий трепет. Становясь на молитву, он чувствовал, как по его телу проходит дрожь, а из глаз текут слёзы страха перед Всевышним. Земные поклоны имама Али всегда были долгими, а место, куда его светлость прикладывал лоб - влажным от слёз! Как сказал поэт, "Он плакал во время молитвы и смеялся в кровавом бою." Один из верных соратников Пророка (да благословит Аллах его и род его!) по имени Абу Дарда рассказывал: "Однажды тёмной ночью я шёл через финиковую рощу и вдруг услышал, как кто-то молится Аллаху. Подойдя поближе, я увидел, что это был Али (да будет мир с ним!). Я спрятался за деревом и увидел, что его светлость молится Господу с огромным трепетом и грустью и плачет от страха перед страшным пламенем ада, прося у Бога убежища и прощения. Его светлость плакал так долго, что наконец упал без сознания. Я подумал, что он уснул. Я подошёл к нему и увидел, что он лежит как ствола сухого дерева. Я потряс его светлость, но он не двинулся с места. Тогда я подумал, что он скончался и побежал к дому его светлости сообщить Фатиме (да будет мир с ней!) о смерти Али. Её светлость спросила: "В каком состоянии ты застал его?" Я рассказал о том, как всё произошло. Тогда Фатима (да будет мир с ней!) сказала: "Он не умер, а лишь потерял сознание от страха перед Господом."" Имам Али (да будет мир с ним!) помимо обязательных намазов совершал также необязательные и никогда, даже во время войны, не забывал о ночном намазе. В ночь Воя (Лайлат ал-Харир) его светлость под утро пристально смотрел на горизонт. Ибн Аббас спросил: "Что тебя беспокоит в той стороне? Не думаешь ли ты, что враги устроили там засаду?" Али (да будет мир с ним!) ответил: "Нет. Просто я хотел узнать, наступило ли время намаза или нет." Внук имама Али его светлость Али ибн Хусейн (да будет мир с ним!) который из-за усердного богослужения и долгих земных поклонов был прозван Саджадом (поклоняющийся) и Зейн ал-Абедином (предводитель богослужителей), в ответ на вопрос, почему он подвергает себя таким мучениям, сказал: "Кто может поклоняться Богу так, как это делал мой дед Али (да будет мир с ним!)?" Ибн Абу ал-Хадид рассказал об этом несколько иначе. Он писал, что однажды у Али ибн Хусейна, достигшего высшей степени богослужения, спросили: "Каково твоё богослужение относительно богослужения твоего деда?" Он ответил: "Моё богослужение относительно богослужения моего деда подобно богослужению моего деда относительно богослужения божьего Пророка (да благословит Аллах его и род его!)." Однажды у служанки имама Али (да будет мир с ним!) по имени Омме Сайд спросили, когда его светлость больше занимается богослужением: в месяце рамадане или в другие месяца? Она ответила: "Али (да будет мир с ним!) каждую ночь изливает душу перед Богом и для него нет разницы между рамаданом и другими месяцами." Даже тогда, когда после получения смертельного удара его светлость выносили из мечети, он посмотрел туда, где восходит заря, и сказал: "О, утро, будь свидетелем, что только сейчас (в силу необходимости) ты видишь Али в лежачем положении!" Ибн Абу ал-Хадид говорил, что имам Али (да будет мир с ним!) больше всех совершал богослужение, ибо многие дни он соблюдал пост и все ночи совершал намаз. Даже во время войны его светлость не забывал о молитве. Он был человеком, слова которого не расходились с его действиями. Он научил людей, как совершать необязательные молитвы и бодрствовать по ночам. Али (да будет мир с ним!) во время совершения намаза представал перед Аллахом с чистым сердцем и изливал душу, сосредоточив при этом всё своё внимание. Богослужение его светлости отличалось от богослужения других людей, ибо каждый человек поклоняется Богу, преследуя определённую цель. Его светлость Али (да будет мир с ним!) по этому поводу сказал: "Группа людей поклоняется Богу в надежде на достижение райских благ. Это поклонение торговцев. Некоторые поклоняются Богу от страха перед пламенем ада. Это поклонение рабов. Третья группа поклоняется Богу в знак благодарности. Лишь подобное поклонение является богослужение свободных людей." Его светлость сам, обращаясь к Всевышнему, говорил: "Господи! Я поклоняюсь Тебе не из страха ада и не из жажды райских благ. Я поклоняюсь Тебе потому, что считаю Тебя достойным поклонения." Каждый человек, даже каждое животное, по инстинкту самосохранения всегда стремиться устранить вред и получить пользу. Один лишь Али (да будет мир с ним!) поклонялся Аллаху только ради Аллаха, а не с целью получения пользы (рая) или устранения вреда (ада). Подобная искренность в богослужении проистекала из веры его светлости. Веры, превыше которой невозможно встретить, ибо его светлость достиг конечной степени веры. Сам Али (да будет мир с ним!) об этом сказал: "Если всё тайное станет явью, мне не придётся что-либо добавлять к своей вере!" Имам Али (да будет мир с ним!) подобно волне погрузился в океан истины и все его мысли, слова, движения и поступки говорили о его правдолюбии. В усовершенствовании и очищении души имаму Али (да будет мир с ним!) нет равных. Его душа была подобна волшебному зеркалу, отражавшему всё, что происходит на свете. Куда бы ни смотрел Али (да будет мир с ним!), он во всём видел Аллаха. Его светлость сказал: "Перед тем, вместе с тем и после того, на что я смотрел, я видел Аллаха." Али (да будет мир с ним!) говорил: "Я не поклонялся Богу, которого не видел." Когда у его светлости спросили, каким образом он видел Бога, он ответил: "Не глазами, а душой." Если глазами не увидеть что-то, Знай, открыта к душе твоей дорога. Али (да будет мир с ним!) считал себя обязанным быть смиренным и покорным перед Аллахом, источником бытия, о чём свидетельствуют его молитвы. Молитва Комайл, которой его светлость научил одного из своих соратников (Комайла ибн Зиада), является одним из шедевров величия души, прочности веры и твёрдости убеждений его светлости. В звучных и изящных фразах каждого отрывка этой молитвы скрыты возвышенные и бесподобные значения. Порой перед милостью Всевышнего всё существо его светлости охватывает надежда и порой величие и могущество Аллаха наполняет его сердце таким страхом, что невольно им овладевает покорность и смирение. Другие молитвы его светлости также в той или иной степени отражают его страх и надежду, внимание и искренность. Однажды, когда Зарар ибн Замре пришёл к Муавие, Муавие сказал: "Расскажи мне об Али!" Зарар, перечислив некоторые черты характера его светлости, добавил: "По ночам он мало спал и больше бодрствовал, днём и ночью читал Коран, жертвовал собой на пути Аллаха, проливал слёзы перед величием Аллаха, не скрывался от нас и не копил мешки золота. Он был вежлив с близкими и не был груб с притеснителями. Когда опускалась тёмная завеса ночи и начинали угасать звёзды, можно было увидеть его молящимся Аллаху, когда он, приложив руку к бороде и корчась, будто от жала змеи, тоскливо плакал и говорил: "О, бренный мир! Уж не хочешь ли ты, выставляясь, очаровать меня? Увы, ты мне не нужен. Я дал тебе трёхкратный развод и никогда не вернусь к тебе!" Затем он говорил: "О, горе мне! Как труден путь, как далека цель и как мало провианта!"" Муавие заплакал и сказал: "О, довольно, Зарар! Клянусь Аллахом, Али был именно таким. Да благословит Аллах Абу ал-Хасана!" Богослужение имама Али (да будет мир с ним!) не ограничивалось соблюдением поста, совершением намаза и других религиозных обрядов. Можно сказать, что все действия и поступки его светлости были своего рода богослужением, ибо в предании говорится: "В поступке важен его помысел." А так как целью всех действий и поступков его светлости было угодить Аллаху, все действия и слова имама Али (да будет мир с ним!) можно считать богослужением. Именно это и является причиной превосходства его светлости над другими людьми.
3 - ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ ИМАМА АЛИ (ДА БУДЕТ МИР С НИМ!)
Люди придерживаются различных мнение по поводу знаний имама и Пророка. Некоторые убеждены, что их знания ограничиваются вопросами шариата и никто, кроме Аллаха, не знает о сокровенных и тайных делах, ибо в Коране существуют аяты, подтверждающие это. В одном из них говорится: "И у Него ключи к сокровенному!"[54]. Также в другом аяте приведено: "Аллах не намерен сообщать вам (знание) сокровенного."[55] Другие считают имама и Пророка сведущими во всех областях, и материальных, и моральных. Некоторые, к примеру, сунниты, не признают имама непогрешимым, считая его подобным другим руководителям, и говорят, что имам может не знать того, что знают другие. Так, Умар, в ответ женщине, давшей ему убедительные разъяснения, сказал: “Все вы, даже женщины, сидящие за завесой, знаете больше меня.” Беседа на эту тему с философской точки зрения относится к познанию мысли и значения человеческих знаний, а также того, к какой именно теме относится разговор о знаниях. Знания являются своего рода открытием и их можно разделить на два вида: неотъемлемые и приобретённые. Неотъемлемые знания присущи лишь Всевышнему и мы никоим образом не может представить себе их суть. Однако приобретённые знания относятся к обычным людям, каждый из которых может получить их посредством обучения у других. Третьим видом знаний, присущим лишь Пророкам и их наместникам, являются божественные и мистические знания. Этот вид знаний не прибретаётся, подобно знаниям обычных людей, и не существует в них изначально, подобно знаниям Господа. Эти знания ниспосылаются Богом Пророкам и их преемниками без какого-либо обучения и все они по воле Господа могут сообщать о прошлых и будущих событиях, а также давать подходящий ответ на любой вопрос. Так, Господь о его светлости Хезре говорит: "Мы обучили его тому, что Нам ведомо."[56]. Его светлость Иисус (да будет мир с ним!), обладающий божественными знаниями, говорил своему племени: "Я поведаю вам о том, что вы едите и чем вы запасаетесь в ваших домах."[57] Согласно этим аятам, когда в Коране говорится о сокровенных знаниях, которыми обладает лишь Аллах, то подразумевается неотъемлемое знание, присущее лишь Всевышнему, а там, где говорится о сокровенных знаниях, которыми обладают другие, подразумается божественное знание, ниспосылаемое Аллахом Пророкам и их преемникам, которые узнают о сокровенном по воле Аллаха. Всевышний в Священной Коране повелевает: "Он - ведающий о сокровенном. И Он никому не откроет Своего сокровенного (решения), за исключением тех посланников, которыми Он доволен."[58] Согласно вышеприведённым аятам и учитывая то, что великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) был начальным звеном цепи бытия и ближе всех к Всевышнему, безусловно, ему было ниспослано Аллахом больше знаний. На основе аята Священного Корана, в котором говорится: "Откровение, внушённое властелином силы (Мухаммаду)"[59], его светлость больше всех знал о тайнах бытия и Вселенной. Знания имама Али (да будет мир с ним!), о которых пойдёт речь, заимствованы у Пророка, ибо Али (да будет мир с ним!) был воротами города знаний Пророка. По словам многих историков, великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: "Я - город знаний, а Али - его ворота. Тот, кто жаждет знаний, должен пройти через ворота." Также повествуют, что Пророк сказал: "Я - дом мудрости, а Али - его двери." Сам имам Али (да будет мир с ним!) сказал: "Божий Пророк передал мне знания, состоящие из тысячи частей, каждая из которых делится на тысячи других частей." Шейх Сулейман Балхи в книге "Йанаби ал-Маваддат" пишет, что Али (да будет мир с ним!) сказал: "Спрашивайте у меня о тайнах сокровенного, ибо я являюсь наследником Пророков." Также написано, что Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: "Знания и мудрость делятся на десять частей, девять из которых подарены Али, а одна - другим людям и в этой одной десятой части Али также превосходит других." Ибн Аббас рассказывал, что Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: "Али ибн Абу Талиб - самый мудрый среди моего народа и самый умный в разрешении разногласий, которые могут возникнуть после меня." Один из знаменитых суннитских учёных, Ибн Абу ал-Хадид, написавший комментарий к книге "Нахдж ал-Балаге", говорил, что Али (да будет мир с ним!) положил начало всем исламским наукам и произносил наивыразительнейшие речи об исламском учении. Имам Али (да будет мир с ним!) открыто заявил: "Спрашивайте меня, пока я не покинул вас." Эта короткая фраза свидетельствует о высоком уровне знаний его светлости, ибо в ней не указано на какую-либо тему и не ограничен круг вопросов. Напротив, в ней даётся свобода людям в выборе вопроса на любую тему и это доказывает, что его светлость был посвящён в тайны мироздания. Никто, кроме него, не делал подобного утверждения. Так, Ибн Абу ал-Хадид в комментарии к "Нахдж ал-Балаге" пишет: "Все люди согласны с тем, что никто из богословов, кроме Али ибн Абу Талиба, не говорил: "Спрашивайте меня, пока я не покинул вас." Многие богословы и историки писали, что имам Али (да будет мир с ним!) сказал: "Спрашивайте меня до того как потеряете. Клянусь Аллахом, если мне придётся выносить решение, то среди иудеев я вынесу решение на основе предписаний Торы, среди христиан - на основе Евангелия, среди последователей Давида - по псалтырю Давида, а среди мусульман - по Корану, так что если по воле Аллаха эти книги начнут говорить, то они скажут, что Али сказал правду и вынес решение на основе того, что написано в нас." Также имам Али сказал: "Спрашивайте у меня до того как потеряете. Клянусь Аллахом, сотворившим человека и вскрывшим семя (под землёй), что если вы спросите меня о каждом аяте Корана, то я сообщу вам о времени и причине его ниспослания, а также о том, является ли он отменяющим или отменённым, однозначным или многозначным, относится ли он ко всем или же к особым людям и где именно он был ниспослан: в Мекке или Медине." Али (да будет мир с ним!), обладая подобными знаниями, жил среди невежественных людей и люди, кроме группы особых помощников его светлости, не извлекали пользы из его знаний. По словам Саади, Сказали притчу правдолюбцы Про мудреца среди невежд. Подобен он красавцу средь слепцов, Священной книге в доме еретиков. Имам Али (да будет мир с ним!) всегда желал встретить учёного человека, чтобы поговорить с ним о загадках наук и тайнах мироздания. Указывая на свою грудь, его светлость говорил: "Моя душа подобна бурлящему морю знаний, которых, к сожалению, никто не способен познать." В речях Али (да будет мир с ним!) вполне очевидны общие законы природы и неоспоримые принципы, над которыми ведут исследования европейские учёные. Проповеди его светлости переполнены принципами философии и исламского учения, которые подобающим образом были использованы такими великими учёными и философами как Садр ал-Мутааллехин и другие. Три халифа, правившие поочерёдно исламским обществом на протяжении двадцати пяти лет, как было сказано, обращались за помощью к его светлости при разрешении научных и судебных проблем. Во время правления его светлости к нему пришли два философа, грек и иудей, и после недолгой беседы покинули его. Греческий философ сказал иудею: "Он знает философию лучше Сократа и Аристотеля." Иудейский мудрец подтвердил: "Он знает о философии всё."[60] Величайшей наукой является познание мирской и загробной жизни, тайны которых наилучшим и бесподобным образом были разъяснены лишь имамом Али (да будет мир с ним!). В толковании к хадису о душе и хадису об истине, рассказанному его светлостью в ответ на вопроса Комайла ибн Зиада, богословы и мистики написали множество книг. Человечество пока не в силах надлежащим образом понять речи этого великого человека. Существуют одиннадцать тысяч коротких высказываний Али! (да будет мир с ним!) на умственные, религиозные, социальные и нравственные темы. Его светлость был первым человеком, вникшим в божественную философию Ислама, разъяснив её посредством свободной аргументации и логических доводов. Али (да будет мир с ним!) был также первым человеком, выдвинувшим вопросы, на которые до него не обратил внимание ни один философ мира, и воспитавшим религиозных деятелей и исламских учёных, в числе которых можно назвать таких аскетов и мудрецов как Овейс Карани, Комайл ибн Зиад, Мейсам Таммар и Рашид Хеджри, признанных среди исламских мистиков основоположниками мистики. Имам Али (да будет мир с ним!) обладал глубокими знаниями и мастерством в области арабской литературы. Именно он заложил основу грамматики арабского языка, в том числе синтаксиса. На самые трудные вопросы его светлость давал быстрые ответы и короткими фразами разъяснял сложные понятия. На любой вопрос, касающийся различных наук, в том числе математических, естественных и др., Али (да будет мир с ним!) отвечал, не задумываясь, и никогда не ошибался. Однажды некто спросил у его светлости наименьшее общее кратное число от одного до десяти, на что Али (да будет мир с ним!) сразу же ответил: "Умножь число дней недели (7) на число дней года (360). Сумму, которую ты получишь (2520), можно будет разделить на числа от одного до десяти." Скорость мысления и передачи, а также сообразительность имама Али приводили всех в изумление. Так, однажды Умар сказал: "О, Али! Я не удивляюсь твоей осведомлённости во всех научных, судебных и религиозных областях. Меня удивляет то, что ты отвечаешь на любой трудный вопрос сразу же, не задумываясь." Его светлость ответил: "Сколько пальцев на моей руке?" Умар ответил: "Пять пальцев." Тогда Али спросил: "Почему ты ответил на этот вопрос, не задумываясь?" Умар сказал: "Ответ этого вопроса ясен и не требует размышлений." Его светлость промолвил: "Ответы всех вопросов ясны мне так же, как тебе пять пальцев руки!" Али (да будет мир с ним!) с мудростью взирал на тайны бытия и структуру природы и оставил в память о себе речи о монотеизме, богословии и свойствах потустороннего мира, которые внесены в книгу "Нахдж ал-Балаге" (Путь Красноречия), а также другие произведения его светлости.
4 - ХРАБРОСТЬ И ВЕЛИЧИЕ ИМАМА АЛИ (ДА БУДЕТ МИР С НИМ!)
Храбрость является одним из основных достоинств человека и означает духовную стойкость в важных и опасных делах. Истинным примером и бесподобным воплощением храбрости был имам Али (да будет мир с ним!). Хотя в предыдущих главах, рассказывая о военных услугах его светлости и в сражениях великого Пророка (да благословит Аллах его и род его!), и в войнах периода халифата эмира правоверных (Джамаль, Сеффейн и Нахрован), мы представили читателю образ храброго и великого воина, что бы ни говорилось или писалось в этой связи, всё будет каплей в море. Историки описывают внешность имама Али (да будет мир с ним!) следующим образом: он был смугл, с большими красивыми глазами, густыми бровями, сросшимися на переносице, белыми крепкими зубами, похожими на жемчуг. Его руки состояли из сплошных переплетавшихся мускулов и были очень сильны. Он был известен своими сильными руками во всех Аравии. Как будто Господь перемешал его плоть, кожу и кости и затем сотворил из этого месива его руки. Имам Али (да будет мир с ним!) был среднего роста, крепким, как железо. В целом, его светлость соблюдал равновесие во всём и обладал прочным здоровьем и огромной силой. Большинство историков убеждены, что храбрость и сила Али (да будет мир с ним!) была бесподобной во всей Аравии. Его отец Абу Талиб заставлял его бороться с арабскими юношами и его светлость, хотя и был младше их, очень быстро одерживал над ними победу. Со слов Зобейра ибн Аввама повествуют, что он поклялся, что ни в одном сражении не испугался ни одного воина, кроме Али (да будет мир с ним!), от страха перед которым он растерялся. И не только Зобейра охватывал страх перед его светлостью. Все сильные воины и известные богатыри содрогались от страха, думая о борьбе с ним, и не осмеливались предстать перед ним на побе боя. Поэт сказал: "Все воины, встречаясь с ним, прятали свои мечи в ножны." Величие имама Али (да будет мир с ним!) было столь ошеломляющим, что каждый воин, бросивший взгляд на его светлость, чувствовал, что всё его существо охватывает страх, лишающий его способности защищаться или нападать и передающий его в руки Али (да будет мир с ним!). Сам эмир правоверных в ответ на вопрос, чем он побеждает своих врагов, сказал: "Я не встречал ни одного человека, который сам не помог бы мне лишить его жизни." (Сеид Рази (да упокоит Аллах его душу!) говорил, что имам подразумевал страх, который он вселяет в сердца своих соперников.) Бесстрашие и самоотверженность его светлости в сражениях Пророка (да благословит Аллах его и род его!) ввергала всех в изумление. То, что в ночь переселения Пророка (да благословит Аллах его и род его!) Али (да будет мир с ним!) лёг в его постель, свидетельствует о его отважном сердце и великой душе. Стойкость и непоколебимость Али (да будет мир с ним!) на полях битвы перед атаками врага была невозможной для других людей. Муавие, желая сообщить имаму Али (да будет мир с ним!) о многочисленности своего войска, в одном из своих писем его светлости написал, что подготовил огромное войско для борьбы с ним. Тармах сказал Муавие: "Устрашение Али численностью войска подобно устрашению утки количеством воды!" Его светлость имам Саджад (да будет мир с ним!) на встрече с Йезидом представил себя и, указывая на характерные качества и достоинства Али (да будет мир с ним!), сказал: "Я сын того, кто был отважнее и сильнее всех, чья воля была самой непоколебимой, кто, подобно храброму льву, на полях битвы как мельница перемалывал приближавшихся к нему воинов и разбрасывал их как ветер, уносящий сухие листья." Подобное описание четвёртым имамом героизма своего великого деда не имело отношения к любви к нему или семейным узам. Это было неоспоримая истина, которую высказывал один имам о другом, ибо лучше всех был осведомлён о его величии. Шейх Мофид называет отвагу имама Али (да будет мир с ним!) своего рода чудом и пишет: "Не было ни одного опытного воина, который постоянно побеждал бы в битвах. Все воины иногда одерживают победу, а иногда терпят поражение. Удары меча ни одного воина не были всегда смертельными. От их ударов противник иногда умирал, а иногда выживал. Исключением во всей истории является эмир правоверных Али (да будет мир с ним!), который одержал победу над каждым воином, с которым сражался, и убил каждого воина, которому нанёс удар мечом. Это одно из качеств, дающих ему превосходство над всеми. Аллах всегда и повсюду нарушал обычный ход вещей его рукой. Он - один из явных признаков Всевышнего Аллаха. Неустрашимость имама Али (да будет мир с ним!), источником которой была его прочная вера, не существовала ни в одном человеке. Однажды в войне Сеффейн он надел маску на лицо и, будучи неузнанным, потребовал противников из числа сирийских воинов. После того как он убил нескольких сирийцев, Муавие спросил Амро Аса: "Кто этот смельчак?" Амро ответил: "Или Абдулла ибн Аббас, или сам Али." Муавие спросил: "Как можно отличить их?" Амро ответил: "Ибн Аббас храбрый воин, но не может противостоять массовой атаке войска. Прикажи всем воинам напасть на него. Если он отступит, станет ясно, что это Ибн Аббас, а если не двинется с места, то это Али, ибо Али не оступит перед всеми арабами, не говоря уж о твоём войске."[61] Муавие отдал войску приказ об атаке. Всё его войско пришло в движение, однако тот воин остался на своём месте как железная гора. Тогда Муавие: понял, что это Али (да будет мир с ним!) и приказал отступать. Когда на полях битвы раздавался голос имама Али (да будет мир с ним!), сердца арабских храбрецов останавливались от страха и по их телу пробегала дрожь. В войнах Джамаль и Сеффейн он обычно в одиночку сражался с врагами и рассеивал их ряды. По признанию друзей и врагов, имам Али (да будет мир с ним!) был на редкость бесстрашным, никогда не отступающим и всегда побеждающим львом Аллаха, победителем всех победителей. Кольчуга его светлости, составляющая все его военные доспехи, подобно переднику укреплялась несколькими застёжками на его плечах и не прикрывала спину имама. Когда его спросили о причине этого, он ответил: "Я никогда не покажу спину врагу и поэтому не нуждаюсь в кольчуге, защищающей мою спину." Великий иранский поэт Саади говорит: В бою прикрыл кольчугой он лишь грудь, Не намереваясь показать врагу спины. В одном из сражений командиры войска имама Али (да будет мир с ним!) спросили его светлость: "Если сражение завершится нашим поражением и наше войско распадётся, где потом мы сможем найти вас? Неплохо было бы заранее определить место, где мы должны собраться." Али (да будет мир с ним!) ответил: "Вы найдёте меня там, где оставили. Я не сдвинусь со своего места." Ибн Абу ал-Хадид говорит: "Али (да будет мир с ним!) был героем, затмившим имя прежних и не оставившим никакого шанса для будущих храбрецов. Он не имел себе равных в силе. Один его удар приносил смерть храбрейшим храбрецам. Ни один из воинов не ушёл от него живым. Он не нанёс удара, требующего второго. Убивая каждого воина, он восхвалял Аллаха и в ночь ал-Харир число его восхвалений достигло 523. Стало быть, в ту ночь он отправил в преисподнюю 523 воинов вражеского войска." В сражении Ухуд после того как воины племени Бани Абдеддар были убиты его светлостью, один разгневанный чернокожий слуга этого племени по имени Саваб с пеной у рта поклялся отомстить за всех убитых своего племени и убить самого Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!). Этот слуга был крупного телосложения и обладал большой отвагой. Поэтому мусульмане испугались его и не осмелились вступить с ним в бой. Али (да будет мир с ним!) одним ударом по пояснице Саваба рассёк его тело пополам. Верхняя часть туловища упала на землю, а нижняя продолжала стоять на земле. Оба войска изумились и мусульмане смеялись. Во всех сражениях Али (да будет мир с ним!) сражался во имя Аллаха и печаль мусульман рассеивалась, когда они видели его. Когда он подносил руку к рукоятке своего меча, победа мусульман становилась обязательной, а когда Пророка (да благословит Аллах его и род его!) печалили интриги язычников, и вражеские войска принимали решение убить его, близость Али (да будет мир с ним!) рассеивала печали Пророка и поэтому его называли устранителем следов печали с лица Пророка Аллаха. Героизм и сила Али (да будет мир с ним!) были ярче солнца. Его храбрость восхвалялась даже его противниками и врагами. Известен случай, когда он двумя пальцами, большим и средним, так сильно сжал горло Халида ибн Валида, что тот закричал от боли и чуть не умер. В битвах Пророка (да благословит Аллах его и род его!) множество раз Али (да будет мир с ним!) в одиночку представал перед врагами и если бы не он, мусульманам пришёл бы конец. Для Али (да будет мир с ним!) слово страх не имело смысла. Он не страшился ни войны, ни смерти. На протяжении всей своей жизни он смотрел смерти в глаза и повторял: "Клянусь Аллахом, сын Абу Талиба привык и желает смерти больше, чем младенец материнской груди." В войне Сеффейн Али (да будет мир с ним!) неоднократно выходил на поле боя без кольчуги. Имам Хасан (да будет мир с ним!) сказал ему, что во время войны это неосторожно, на что Али (да будет мир с ним!) ответил: "Сын мой, твоему отцу всё равно, идёт ли он к смерти или смерть идёт к нему." Некоторые соратники имама Али (да будет мир с ним!), опасавшиеся, как бы из-за своего бесстрашия его светлость не был застигнут врасплох врагами, пришли к нему и сказали: "О, эмир правоверных! На поле боя вы абсолютно не соблюдаете осторожность и не страшитесь никого и ничего." В ответ им Али (да будет мир с ним!) прочитал следующее четверостишие: Персидские поэты перевели это четверостишие следующим образом: В двух случаях не бойся смерти и напасти: Когда погибнуть суждено иль нет. В час смерти все усилия напрасны, А в неурочный час и смерти нет. Каждый храбрец, убитый в бою имамом Али (да будет мир с ним!), становился героем своего племени, которое гордилось тем, что с его светлостью сражался её представитель. Когда в битве Хандак Амро ибн Абдовад был убит эмиром правоверных, его сестра сказала: "Если бы мой брат погиб от руки другого, кроме Али, который достоин того, чтобы быть победителем Амро, я плакала бы всю жизнь. Однако ни один человек во всём мире не может сравниться в бесстрашии с Али, и умереть от его руки является гордостью." Ибн Абу ал-Хадид в комментарии к "Нахдж ал-Балаге" пишет, что однажды Муавие, проснувшись, увидел Абдуллу ибн Зобейра (известного храбреца) сидящего на краю его кровати. Абдулла в шутку сказал: "Если бы я захотел, я мог бы убить тебя (когда ты спал)." Муавие ответил: "Говори о своей храбрости после меня!" Абдулла возразил: "Почему ты отрицаешь мою храбрость, в то время как я предстал перед Али ибн Абу Талибом на поле боя?" Муавие ответил: "Если бы осмелился на такое, несомненно, Али убил бы тебя и твоего отца левой рукой, а для бездействующей правой руки искал бы другого противника." Да, имам Али (да будет мир с ним!) был героем сражений и побеждающим львом Аллаха. Когда он появлялся на побе боя, кровь стыла в жилах известнейших храбрецов. Те, на которых он нападал, видели перед собой демона смерти. Следующее четверостишие приписывается перу его светлости: "Короли охотятся на зайцев и лис. Когда я сажусь на коня, моей добычей становятся арабские храбрецы. Во время войны я охочусь на всадников и подобен льву, убивающему свою добычу." Сафиан Сури говорит, что Али (да будет мир с ним!) был железной горой для мусульман и сильным противником для язычников и лицемеров. Через него Аллах давал величие и уважение мусульманам и позор и унижение язычникам. Результатом храбрости и самоотверженности имама Али (да будет мир с ним!) стало распространение Ислама, осуществление предписаний Аллаха и уничтожение язычества.
5 - ВЫДЕРЖКА И ТЕРПЕНИЕ ИМАМА АЛИ (ДА БУДЕТ МИР С НИМ!)
Выдержка и терпение входит в число наилучших особенностей человеческого характера и с точки зрения психологии является признаком твёрдой воли, великодушия и укрощения духовных вожделений. Терпение успокаивает душевную боль. Терпение - это способность перенести трудности, выполнить обязательные предписания или отказаться от совершения греха. Это качество украшает человека и каждый человек должен украсить себя таким драгоценным качеством как терпение. Имам Али (да будет мир с ним!) был чрезвычайно выдержанным и терпеливым и его поведение свидетельствовало об этом. Даже в войнах он дожидался, пока враг не нападёт первым. Али (да будет мир с ним!) достиг совершенства в терпеливости. Он выжидал до тех пор, пока не подвергались нападкам религия и человеческое достоинство, и не боялся никого и ничего, защищая истину. Муавие также был известен своим терпением. Однако терпение Муавие было искусственным. Это была коварность и политика, направленная на сохранения материальных интересов, в то время как терпеливость Али (да будет мир с ним!) была его моральным качеством, необходимым для возрождения истины, распространения религии и руководства впавших в заблуждение. Имам Али (да будет мир с ним!) участвовал во всех битвах Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и поддерживал посланца Аллаха. Он с радостью перенёс все трудности и лишения на пути распространения религии. Великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) предупредил имама Али (да будет мир с ним!) об интригах в деле халифата, ожидающих его после его кончины и посоветовал ему быть терпеливым. Имам Али (да будет мир с ним!) ради сохранения Ислама хранил терпение в течение двадцати пяти лет в тяжелейших условиях. Сам он говорил: "Я терпел как человек, в глаз которого попала соринка, а в горле застряла кость." Али (да будет мир с ним!) мог силой вернуть себе своё право, однако был вынужден выжидать ради сохранения религии и это был подвиг, который мог совершить только он! Он говорил: "Много раз я намеревался в одиночку сразиться с этими злодеями и вернуть своё право, но, помня завещание Пророка (да благословит Аллах его и род его!), отказывался от своего права ради сохранения религии." Какое терпение может сравниться с терпением Али (да будет мир с ним!), когда такие низкие люди как Мугайрат ибн Шоубе и Халид ибн Валид ворвались в его дом и насилу повели его в мечеть для заключения союза с Абу Бакром? Если бы его светлость взялся за меч, он не оставил бы в живых ни одного противника на всём Аравийском полуострове! Говорят, что когда эмира правоверных (да будет мир с ним!) вели для заключения союза с Абу Бакром, один иудей, увидев его светлость в таком состоянии, невольно признал единство Аллаха и пророчество Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) и обратился в Ислам. Когда его спросили о причине его решения, он ответил: "Я знаю этого человека. Этот тот самый воин, который, выходя на побе боя, заставляет своих противников дрожать от страха. Это он захватил прочные крепости Хейбара и одним движением сорвал железные ворота, которые открывались и закрывались несколькими людьми. Однако теперь он безмолвствует перед группой мятежников. В этом есть своя мудрость. Его молчание сохраняет религию и если бы эта религия не была истинной, он не вытерпел бы всех этих оскорблений. Я убедился в истинности Ислама и стал мусульманином." И вновь какие мучения могут сравниться с теми, которые пришлось испытать имам Али (да будет мир с ним!), когда он видел предательство своего войска? Он неоднократно наставлял их, однако, как говорит Саади, его горячее дыхание не действовало на холодную сталь их души. Имам неоднократно желал смерти, чтобы не видеть равнодушных и неверных куфийцев. После кончины Пророка (да благословит Аллах его и род его!) имама Али (да будет мир с ним!) постоянно терзали духовные пытки и он не имел другого выхода, кроме как терпеливо переносить их. По словам Ибн Абу ал-Хадида. однажды его светлость услышал стоны человека, который повторял, что он угнетённый. Имам сказал ему: "Иди ко мне и будем стонать вместе. Я всегда был угнетённым!" Об угнетённости и терпеливости Али (да будет мир с. ним!) после кончины Пророка (да благословит Аллах его и род его!) (в период правления трёх халифов) красноречиво свидетельствует проповедь Шакшакие. Лучше всего слышать об этом со слов самого имама Али (да будет мир с ним!): "Знайте, что этот человек (Абу Бакр) облачился в рубашку халифата, которую Всевышний Аллах предназначил мне, зная, что моё положение по отношению к халифату подобно положению жернова к мельнице, которая приходит в движение в результате вращения этого жернова. (С точки зрения возвышенных моральных идеалов я подобен высокой горе), с которой стекают ручьи науки и мудрости и вершины которой, несмотря на все старания, не сможет достичь быстрокрылая птица мысли. Однако (в тех неблагоприятных условиях) я отказался от халифата. Я должен был выбрать одно из двух: или в одиночку (не ожидая никакой помощи) напасть на них и вернуть своё право или переждать период слепой темноты (невежества людей), когда старики изнуряются, юноши стареют, а правоверные страдают в ожидании встречи со своим Господом. Я понял, что умнее переждать этот период зла (ради интересов Ислама) и стал ждать, охваченный глубокой печалью. Как будто в глаза мои попала соринка, а в горле застряла кость. Я терпел, видя, как расхищается моё наследство! Наконец, первый дошёл до конца своего пути и бросил невесту халифата в объятия сына Хотаба. Удивительно! Несмотря на неоднократные признания своей слабости и моего превосходства (когда говорил: "Оставьте меня, ибо я не могу быть лучшим из вас, когда есть Али"), за несколько дней до своей смерти он передал халифат другому (Умару). Эти двое доили верблюда халифата. Он передал халифат жестокому человеку со злым языком, который неоднократно ошибался в религиозных вопросах и ещё чаще признавал свои ошибки. Он был подобен норовистому верблюду, поводья которого прошли через его нос. Он изумлял всадника. Если сильно натянуть поводья, можно порвать нос верблюда, а если отпустить поводья, верблюд может сбросить своего всадника. Клянусь Аллахом, в период его правления люди совершили ошибку и сошли с истинного пути. Я (вторично) за этот отрезок времени с огромной болью и горечью в душе терпел, пока (Умар) ушёл, оставив халифат группе, к которой он причислил и меня, приравняв меня к ним. Господи! Помоги и взгляни на этот совет. Посмотри, как эти люди сравнили меня с первым (Абу Бакром) и засомневались во мне. До сегодняшнего дня я находился в одном ряду с этими людьми, но по-прежнему выжидал (ради блага религии) и в различных ситуациях действовал согласно их мнению. (Ранее было сказано, что совет состоял из шести человек.) Тогда тот человек (Са'д Ваккас) с душой, полной ненависти и злобы, сошёл с пути истины и ступил на путь лжи, а другой человек (Абд ал-Рахман ибн Ауф) отвернулся от меня и примкнул к Усману, так как был его зятем. Двое других (Талхе и Зобейр) недостойны того, чтобы произносить их имена. Таким образом власть перешла к третьему (Усману), который обжирался (подобно животному) и разошёлся в ширь. Сыны его отца (Омейяды) поддерживали его и подобно верблюдам, жадно пожирающим зелёные весенние листки, они стали пожирать имущество Аллаха. Наконец, сплетённая им верёвка порвалась (люди нарушили свой союз с ним) и его поведение принесло ему смерть. Ничто (после убийства Усмана) не ввергло меня в страх, кроме того, что люди набросились на меня, окружили, так что от их натиска Хасан и Хусейн были почти раздавлены и моё платье было разорвано с обеих сторон. Люди окружили меня (для заключения союза) как собравшееся в одном месте стадо баранов, а после того как я заключил с ними союз, некоторые из них (подобно Талхе и Зобейру) нарушили свой союз, а другие (хавареджи) отказались повиноваться мне. Некоторые (Муавие и его сторонники) избрали путь зла и лжи. Как будто они не слышали слов Аллаха, который повелевал: "Мы введём в рай тех, кто на земле не помышлял о неповиновении и грехах. Только благочестивые будут счастливы." Клянусь Аллахом, они слышали и заучили наизусть этот аят, однако мир застелил пеленой их глаза, а его красота обманула их. Клянусь Аллахом, взрастившим семя (из земли) и сотворившего человека, если бы не эта огромная толпа и если бы не договор Аллаха с мудрецами о том, что они не примирятся с господством угнетателя и унижением угнетённого, я бросил бы поводья халифата и отказался бы от него. Знайте, что этот ваш мир (со всем его внешним блеском и красотой) для меня бесценнее козьей сопли." В этой проповеди имам Али (да будет мир с ним!), будучи взволнованным и глубоко опечаленным, поведал мусульманам о своей терпеливости и угнетённости и дал им понять, как трудно пережить подобные испытания, ибо его светлость, воплотивший в себе все наивысшие моральные качества, имел дело с Са'дом Ваккасом, Муавие и другими низкими людьми, полностью противоположными Али (да будет мир с ним!). Сам имам Али сказал: "Этот мир унизил меня до такой степени, что даже Муавие считает себя равным мне!" Все эти трудности он вытерпел ради Ислама и поэтому, получив смертельный удар мечом, воскликнул: "Клянусь Господом Каабы, я счастлив!"
6 - ВЕЛИКОДУШИЕ И САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ ИМАМА АЛИ (ДА БУДЕТ МИР С НИМ!)
Великодушие - признак благородства души. Оно устанавливает между людьми любовь и дружбу. Каким бы недостатком не обладал великодушный человек, он всегда будет пользоваться всеобщей любовью. Имам Али (да будет мир с ним!) был известен своей щедростью и великодушием и считался Каабой надежд бедняков и неимущих. Каждый, кто испытывал нужду и бедность, протяги-вал руку к Али (да будет мир с ним!) и его светлость с присущим ему благородством не желал видеть позора просящего. Однажды Харис Хамдани пришёл к Али (да будет мир с ним!) с просьбой о помощи. Его светлость спросил: "Ты считаешь меня достойным своей просьбы?" Тот ответил: "Да. эмир правоверных." Тогда Али (да будет мир с ним!) немедленно потушил свет и сказал: "Я сделал это, чтобы ты не стыдился просить меня." Однажды в дом имама Али (да будет мир с ним!) вошёл нищий и попросил денег. Али (да будет мир с ним!) приказал своему слуге дать нищему тысячу динаров. Слуга спросил: "Золотом или серебром?" Его светлость ответил: "Для меня это не имеет значения. Спроси об этом у него самого." Злейший враг его светлости, Муавие, однажды спросил одного человека, откуда он идёт. Тот угодливо ответил: "От Али, самого скупого из всех людей! Муавие воскликнул: "Глупец! Ещё не родился человек щедрее Али. Если бы у него был один склад, полный соломы, и один, полный золота, он раздарил бы золото быстрее, чем солому." Один из управляющих имама Али (да будет мир с ним!) предъявил ему список прибыли от его имущества и его светлость немедленно разделил эту прибыль среди бедняков. Вечером того же дня тот управляющий увидел имама Али (да будет мир с ним!), который продавал свой меч, чтобы прокормить семью. Али (да будет мир с ним!) никогда не отпускал людей, просивших у него денег, с пустыми руками и всегда говорил: "Если я почувствую, что кто-то попросит меня о чём-то, я сделаю это прежде чем он выскажет свою просьбу, ибо настоящая щедрость заключается в том, чтобы дарить, не дожидаясь просьбы." Его светлость Али (да будет мир с ним!) говорил: "Пусть нуждающиеся напишут свою просьбу на бумаге, чтобы на их лице не отразилось унижение." Однажды у него было четыре дерхема. Один дерхем он отдал нищему вечером, другой утром, третий дерхем отдал открыто, а четвёртый - тайно. Тогда был ниспослан следующий аят, который, по мнению комментаторов, посвящён его светлости: "Тем, кто тратит своё имущество и днём, и ночью, тайно и явно, уготована награда у Господа. Им нечего страшиться, и они не будут опечалены."[62] После убийства Усмана, когда имам Али (да будет мир с ним!) взял в руки бразды правления обществом, к нему пришёл один араб и сказал: "Я болен тремя болезнями: болезнью души, болезнью невежества и болезнью нищеты." Али (да будет мир с ним!) ответил: "Душевную болезнь должен излечить врач, невежество - мудрец, а нищету - богач." Тот человек воскликнул: "Вы и врач, и мудрец, и богач!" Его светлость приказал выдать ему из всеобщей казны три тысячи динаров и сказал: "Тысячу динаров израсходуй на лечение болезни, тысячу - для устранения нищеты и тысячу -для лечения невежества." Все исламоведы пишут, что однажды имам Али (да будет мир с ним!) читал намаз в мечети. Он был в поклоне, когда мимо него прошёл нищий, просивший милостыню. Его светлость знаком указал нищему на своё кольцо. Когда нищий снял кольцо с пальца Али (да будет мир с ним!) и отдалился, великий Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) спросил его: "Кто дал тебе это кольцо?" Нищий указал на Али (да будет мир с ним!) и ответил: "Этот человек, который совершает поклон." Тогда был ниспослан аят Вилаят, указывающий на щедрость имама Али (да будет мир с ним!). (Перевод и комментарии к этому аяту приведены в пятой части книги.) Али (да будет мир с ним!) не ограничивался раздачей денег. На пути Аллаха он жертвовал своей жизнью. В ночь переселения он ради Пророка (да благословит Аллах его и род его!) был готов пожертвовать своей жизнью. В этом и заключается истинное значение самопожертвования, которого мог постичь лишь Али (да будет мир с ним!). Самопожертвование - это уделение внимания в первую очередь другим, а не себе. Тот, кто не имеет полного контроля над своей душой, не может дать другому своё имущество или свою жизнь. Это качество является одним из наивысших моральных черт человеческого характера и существует не в каждом человеке. Однажды имам Али (да будет мир с ним!) с большим трудом добыл хлеб для своих детей и нёс его домой. По дороге он встретил нищего, попросившего у него милостыню. Его светлость отдал ему хлеб и вернулся домой с пустыми руками. В другой раз он пошёл на рынок вместе со своим слугой Ганбаром и купил две рубашки: одну новую и одну поношенную. Поношенную рубашку он надел сам, а новую отдал Ганбару. Повествователи хадисов, историки, а также комментаторы коранических аятов в комментарии к суре "Человек" с небольшой разницей в словах и выражениях написали о самопожертвовании Али (да будет мир с ним!) следующее: Однажды Хасан и Хусейн (да будет мир с ними!) заболели. Их родители и даже они сами дали обет в случае выздоровления поститься три дня подряд. Служанка по имени Феззе последовала их примеру. Когда Аллах вернул детям здоровье, семья имама Али (да будет мир с ним!) выполнила свой обет и стала поститься. Али (да будет мир с ним!) одолжил у своего соседа иудейца Шам'уна три са' (мера, равная приблизительно 3 кг. - прим. перев.) ржи и принёс домой. Её светлость Захра (да будет мир с ней!) в первый день перемолола одну третью часть ржи и испекла пять лепёшек (по количеству членов семьи). В первый вечер во время разговения в дверь дома постучался нищий и сказал: "Семейство Пророка! Я нищий и голодный человек. Разделите со мной свою трапезу, чтобы Аллах удостоил вас райской пищей." Семья Пророка отдала нищему все пять лепёшек и разговела одной водой. На второй день Фатима (да будет мир с ней!) перемолола половину оставшейся ржи и испекла пять лепёшек. Вечером, когда наступило время разговения, к двери дома подошёл сирота и повторил слова вчерашнего нищего. Али (да будет мир с ним!) и его семья вновь отдали сироте все лепёшки и разговели одной водой. На третий день Фатима (да будет мир с ней!) испекла лепёшки из оставшейся ржи. История двух предыдущих вечеров повторилась. На этот раз семья Пророка отдала лепёшки пленному, который во время разговения за дверью дома Али (да будет мир с ним!) повторил слова двух предыдущих бедняков. На четвёртый день Хасан и Хусейн (да будет мир с ними!) дрожали от голода как птенцы. Увидев их, Пророк (да благословит Аллах его и род его!) воскликнул: "Аллах всемогущ! Вы три дня находитесь в таком состоянии!" Тогда Джибриил передал Пророку 18 аятов суры "Человек" (с 5 по 22 аяты) об их величии и почётном месте в раю. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) прочитал им эти аяты. В одном из них указывается на их трёхдневный пост и говорится: "Они дают пищу бедным, сиротам и пленникам, хотя и сами нуждаются в ней."[63] В завершении этих аятов Всевышний Аллах благодарит их за их искренний поступок и говорит: "Воистину, всё это (райские наслаждения, описанные в предыдущих аятах) - вознаграждение вам. воздаяние благодарностью за ваше усердие."
7 - КРАСНОРЕЧИЕ ИМАМА АЛИ (ДА БУДЕТ МИР С НИМ!)
С точки зрения логики, речь отличает человека от животного и Всевышний Аллах таким образом предоставил привилегию человеку. Как приведено в Коране, «Создал человека, научил его ясной речи.»[64] Душа, составляющая суть человека, воплощается в его речи и по словам Саади, В мужчине не узнать достоинств и порока Пока молчит, не проронив ни звука. Поэтому сам имам Али (да будет мир с ним!) говорит: "Мужчина находится под своим языком." Чем выразительнее и красочнее речь, тем больше влияния она оказывает на слушателя. В период невежества перед появлением Ислама в Аравии были такие поэты как Амр ал-Кейс, сочинявшие прекрасные стихотворения, однако красноречие имама Али ввергало в изумление всех арабских поэтов, заставляя их признать своё бессилие перед ним и называть его эмиром слова. Ибн Абу ал-Хадид говорит: "Он - предводитель ораторов и учитель поэтов. О его словах говорят, что они ниже слова Аллаха, но превыше слов людей. Все ораторы и поэты обучались по его словам и речам. Для доказательства его непревзойдённого красноречия достаточно книги "Нахдж ал-Балаге", о которой я пишу. Ни один из поэтов не в состоянии написать одну десятую или даже одну двадцатую её часть." Ибн Абу ал-Хадид вновь о красноречии Али (да будет мир с ним!) говорит: "Удивительно, что человек, который родился и вырос в Мекке и не общался с учёными и поэтами, до такой степени силён в риторике, что полностью владеет этой наукой и может красноречивейшим образом выразить все свои мысли." Улем Сеид Хабат ад-Дин Шахрестани в книге "Что такое Нахдж ал-Балаге?" пишет: "Какой-то человек попросил одного христианского учёного по имени Амин Нахле выбрать несколько из высказываний имама Али (да будет мир с ним!), чтобы он мог опубликовать их в одной книге. В ответ тому человеку учёный написал: "Ты попросил меня выбрать сто высказываний красноречивейшего араба (имама Али) для публикации в одной книге. Сейчас у меня нет таких книг, кроме нескольких, в том числе "Нахдж ал-Балаге". Я с радостью перелистал эту великую книгу. Клянусь Аллахом, не знаю, как из сотен высказываний Али (да будет мир с ним!) выбрать всего сто. Скажу больше - я не знаю, как отделить одно слово от другого. Это равносильно тому, чтобы взять один рубин, лежащий рядом с другим, не менее прекрасным. Наконец я сделал это, в то время как руки мои перебирали рубины, блеск которых слепил мои глаза! Ты не поверишь, с каким трудом я в полном изумлении вынимал из этого рудника красноречия каждое высказывание. Возьми у меня эти сто высказываний, но помни, что это лишь луч яркого света красноречия и побеги цветков риторики! Да, блага, ниспосланные Всевышним Аллахом арабской литературе и арабскому обществу высказываниями имама Али (да будет мир с ним!), намного превосходят эти сто высказываний." Шахрестани в другой книге пишет: " Англичанин мистер Герниквей, преподаватель литературы арабского языка в индийском университете, в ответ на вопросы присутствовавших на его уроках литераторов говорил: "У Корана -есть младший брат по имени Нахдж ал-Балаге. Может ли кто-нибудь сочинить что-либо подобное этому младшему брату, чтобы говорить о старшем брате (Священном Коране) и возможности его повторения?"" Али (да будет мир с ним!) в своих словах не придерживался законов риторики. Его слова сами по себе прекрасны и проникновенны, и законы риторики должны основываться на его словах, а не наоборот. Речи имама Али (да будет мир с ним!) с присущей им теплотой повествуют истину. Все слова в его речах связаны друг с другом, обретая красоту формы и совершенство смысла. Его аргументы прочны, а логика проникновенна и эффективна. Муавие сказал, что никто, кроме Али, не открыл путь красноречия в Курайше и никто, кроме него, не преподавал законы риторики. Известные арабские поэты и литераторы признали, что правила их науки составлены по проповедям эмира правоверных. Необходимым условием красноречия является глубокомыслие и прекрасная память, чтобы оратор мог представить в памяти точный смысл своей речи. Этими качествами имам Али (да будет мир с ним!) обладал в совершенстве. Когда он сталкивался с трудными моментами своей речи, лучом своей мысли он освещал все их тёмные уголки. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.045 сек.) |