|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Требования к уровню освоения содержания дисциплиныВыпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): - владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); - способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3): - способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9); - владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10); В результате изучения дисциплины «История литературы страны изучаемого языка» обучаемые должны: Знать специфику важнейших литературных течений и стилей от Средних веков до XIX в. крупнейшие литературные памятники; классиков английской литературы, важнейшие феномены социальной, научной и культурной истории Великобритании, оказавшие влияние на формирование культурной парадигмы; наизусть несколько поэтических произведений (по выбору студента) Уметь рассматривать литературный процесс в социокультурном контексте эпохи; оперировать базовыми литературоведческими понятиями; анализировать художественное произведение, находить в нем черты эпохи и авторской индивидуальности; приемами дискуссии по актуальным проблемам современной литературы Владеть современной литературоведческой терминологией; сведениями о биографиях писателей; навыками реферирования и конспектирования критической литературы.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Дисциплина преподаётся в 7 семестре. Общая трудоёмкость составляет 3 ЗЕ или 108 часов: из них 48 часов аудиторной нагрузки (16 часов лекций и 32 часа практических занятий) и 60 часов самостоятельной работы. Итоговый контроль – зачет в 7-м семестре.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ И ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ Английская литература в мировом художественном процессе. Принципы периодизации курса. Понятие об истории литературы как системе жанровых взаимодействий ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ Литература раннего средневековья. Понятие о средних веках. Периодизация. Своеобразие мировосприятия средневекового человека. Универсализм средневековой культуры, её неоднородность. Многоязычие средневековой литературы. Англосаксонский эпос «Беовульф». Структура текста, построение повествования. Установка на устное произнесение, повторы. Черты сказки и хроники в эпосе. Связь судьбы героя с судьбою народа. Эпический идеал, его незыблемость. Своеобразие эпического хронотопа: спресованность разных исторических эпох; дискретность пространства, его неоднородность. Образ сказителя. Модель пиршества как ритуального действия. Антигероический пир Гренделя как уничтожение гармонии миропорядка. Три битвы Беовульфа. Единая композиция повествования о них. Художественные особенности языка эпоса: аллитерационный стих, кеннинги. Интерактивные формы: 1) работа в парах: обсуждение стиля, кеннинги; 2) Круглый стол: христианские и языческие мотивы эпоса «Беовульф» Жанр народной баллады. Отличие баллады от исторической песни и эпоса. Основные циклы английских и шотландских народных баллад, их жанровые модификации. Баллады о Робине Гуде. Образ Робина Гуда, его функции. Воплощение идеи справедливости. Основные персонажи баллад, важнейшие темы и мотивы. Средневековый рыцарский роман. Этимология названия жанра (romance). Жанровые отличия romance и novel. Понятие о куртуазности. Основные циклы и сюжеты. Романы бретонского цикла. Романы о короле Артуре. «Сэр Гэвейн и зеленый рыцарь». Alliterative revival. Книга Т. Мэлори «Смерть Артура». Лирическая поэзия. Лэ Марии Французской. Судьба рыцарской идеи в последующие эпохи. Интерактивные формы обучения: Учебная дискуссия «Образ короля Артура и рыцарей круглого стола в современной европейской культуре» ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЕ В АНГЛИИ XIV век как культурно-историческая эпоха в Англии. Первые университеты. Дж. Уиклиф и перевод Библии. Жанр видения, своеобразие его воплощения у Ленгленда. Сатирическая направленность произведения. Тема духовного паломничества. Дж. Чосер. Аллегорическая поэзия. «Кентерберийские рассказы» как энциклопедия жанров средневековой литературы: исповедь, рыцарский роман, животный эпос, притча, проповедь, баллада, лэ и др. Диалог жанров как равноправных повествовательных точек зрения и способов видения мира. Композиция книги в сравнении с «Декамероном» Боккаччо. Меняющееся представление о достоинстве человека. Интерактивные формы обучения: Групповое обсуждение: рассказ как способ характеристики персонажа. Положительный и отрицательный герой. ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Понятие о Возрождении. Изменение отношения к человеку и его земной жизни. Гуманизм. Реформация. Цели Реформации в Европе и в Англии. Т. Мор. «Утопия» Основные принципы эстетики английского Возрождения. Петраркизм английского сонета. Обновление традиций в поэзии Ф. Сидни. Э. Спенсер: расширение жанрового репертуара английской поэзии. Развитие прозы. Дж. Лили. Эвфуистический стиль. Английская драма эпохи Возрождения. Традиции средневекового народного театра. Роль мистерии и моралите в формировании системы жанров английской драматургии. Творчество предшественников Шекспира. «Университетские умы». Жанровое своеобразие трагедии К. Марло. Творчество У. Шекспира. Актуальные проблемы. Основные этапы творчества. Проблема жанра. Понятие о магистральном сюжете. Комедии Шекспира, жанровые модификации. «Светлые» и «темные» комедии. Великие трагедии Шекспира. Развитие и углубление реализма. Жанровое своеобразие «Трагической истории Гамлета, принца датского». Амбивалентность шекспировского текста как объяснение множественности трактовок характеров и событий. Лейтмотивы. Последние пьесы Шекспира. «Буря» как поэтическое завещание. Интерактивные формы обучения: 1)творческие задания в микрогруппах: сочинение и перевод сонетов; 2) групповое обсуждение: Гамлет как герой и «Гамлет» как трагедия; 3) круглый стол: загадка личности Шекспира АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА Английский театр после Шекспира. Б. Джонсон и его теория гуморов. «Сыновья Бена». Поэзия кавалеров. Метафизическая поэзия. Эмблема и кончетто. Доказательность поэзии. Взаимодействие духовных и светских жанров в поэзии Д. Донна. Разработка темы любви. Представление о протестантизме, англиканстве и пуританизме. Поэма Мильтона «Потерянный рай». Картина мира. Концепция свободы воли. Разграничение и узнавание добра и зла. Проблема знания. Поэма как синтетический жанр, соединяющий черты драмы, лирики и эпоса. Традиции жанров моралите, трагедии, хроники, пасторальной трагикомедии. Эпический пространственно-временной масштаб повествования, титанизм образов. Сатана как антигерой. Образ автора в поэме, его соотнесенность образом сказителя гомеровского эпоса. Внимание к внутреннему состоянию персонажей, соотнесенность состояний Человека и Природы как показатель лиризма. ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА The Augustan Age. Неоклассицизм в английской литературе. Поэзия А. Поупа. Сатира Дж. Свифта. Памфлеты. Полемика с просветительскими взглядами на природу человека в «Путешествиях Гулливера». Пародийная основа произведения. Функции фантастики и установка на достоверность. Мотивы утопии. Развитие жанра романа. Вырастание жанра романа из периферийных жанров журналистики. Сохранение журналистской установки на достоверность. Журналы Дж. Аддисона и Р. Стиля. Жанр романа-дневника в творчестве Д. Дефо. Привлечение «внелитературных» жанров: деловых записей, бортовых журналов, дневников. «Приключения Робинзона Крузо». Философия романа. Восприятие романа Руссо. Пафос робинзонады. Развитие жанра романа С. Ричардсоном. Эпистолярный роман. Пристальное внимание к внутреннему эмоциональному состоянию персонажа. Психологизм. Бытописательство произведений Г. Филдинга и Смоллетта. «Комический эпос» Филдинга, развитие и усложнение характеров. Сочетание реализма с аллегорическими образами, воплощающими авторское представление о христианском идеале (Mr. Allworthy) и намерениях дьявола (Blifil). Английский сентиментализм. Пасторальность, интерес к природе. Кладбищенская поэзия. Т. Грей. Освоение новых тем. Система противопоставлений: городская и сельская жизнь, суета жизни и покой смерти, быстротечность человеческой жизни и вечность бытия. Открытие психологического чувства прошлого. Л. Стерн. Изменение структуры повествования в «Жизни и мнениях Тристрама Шенди». Интерактивные формы обучения: Групповое обсуждение: формы негативной утопии в «Путешествиях Гулливера» Дж.Свифта.
АНГЛИЙСКИЙ РОМАНТИЗМ Политическое, экономическое и духовное состояние Европы после Великой французской буржуазной революции. Крах просветительской идеи о царстве разума. Происхождение и значение слова «романтизм». Романтизм как литературное направление. Специфика английского романтизма. Романтическая мифология. У. Блейк. Специфика мифа. Слияние изобразительного искусства и искусства слова. Открытие мира детства и детского взгляда на мир. «Песни невинности и опыта». «Озерная школа». Своеобразие тематики и жанровых форм в поэзии У. Уордсворта и С. Колриджа. Предисловие Уордсворта к сборнику «Лирические баллады» как манифест английского романтизма. Спор с Колриджем о природе воображения. Баллады Р. Саути. Жанр лиро-эпической поэмы в творчестве Дж. Г. Байрона. Представления о романтическом герое: особенности портрета, страстность натуры, нонконформизм, индивидуализм. Байронизм. Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в творчестве П.Б. Шелли. Тираноборческие мотивы. Развитие вечного литературного образа в философской драматической поэме «Освобождённый Прометей». Исторический роман В. Скотта. Образы средневековой Англии. Художественная обработка материала народных баллад и рыцарских романов. Открытие и воплощение чувства истории. Интерактивные формы обучения: 1)групповое обсуждение: Художественные открытия В.Скотта. Скотт и русская литература; 2) круглый стол: Лирика английских романтиков в русских переводах
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |