|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность нравственного воспитанияРазъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к "Словарю русского языка" С. И. Ожегова. Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность. Что же представляет собой нравственное воспитание? В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В. А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой. Писатель и педагог С. А. Соловейчик пишет: "Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт – пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом "за чей счёт?") указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх – духовность, она бесконечна… У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека… Будет нравственное воспитание – ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания". [33, c. 92]. Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Выдающийся философ В. В. Розанов отмечал: "… лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы…". [34, c. 219].
"Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине" [35], – писал в 1962 году философ И. А. Ильин. Итак, семья – ребёнок – нравственность – вот цепочка, интересующая нас. Исследователь проблемы нравственного воспитания детей в семье С. И. Варюхина отмечает, что "среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке… Понятие "добрый человек" – очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие". Это всё – понятия нравственности. "Что же следует воспитывать в наших детях с самого раннего детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка?" – задаётся вопросом С. И. Варюхина и приводит такую классификацию. "Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня: 1.мотивационно–побудительный; 2.эмоционально–чувственный; 3.рациональный, или умственный. Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека. Мотивационно–побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред. Чувственно–эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть). Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом – воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится". [36, c. 9].
Чешский педагог М. Климова – Фюгнерова отмечает: "Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто. Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям…, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого чувства требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему… Сочувствие – одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно – выражение человечности. Чувства – движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость. Чувства – источник вдохновения, радости, задора в интересной работе. Чувства – источник силы. Любовь к человеку, например, может вести к самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию. Чувства – действенные помощники воспитания. Запрет, менторство, морализаторство далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман". [37, c. 38]. "Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки. Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта. "Настоящим человеком становится только тот, – писал В. А. Сухомлинский, – у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки… Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, – вот одно из золотых правил воспитания подростков". Что же такое потребность вообще? Потребность – это стремление пополнить в организме то, что отсутствует для его нормального существования. Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения. Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, "улавливает" моральный климат семейного окружения и по–своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам. Все элементы нравственных потребностей максимально насыщены чувствами и эмоциями. Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят. Нравственные потребности начинаются 1. с отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость – это целый спектр чувств – сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях. 2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей – нравственная установка, которую можно сформулировать так: " Не вредить никому, а приносить максимум пользы ". Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, в нём преодолевается врождённый эгоизм или эгоцентризм. Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу. Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы. 3. И последним, важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом. Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму". С. И Варюхина также отмечает, что одно из центральных понятий нравственного мира человека – совесть [36]. Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п. Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда. Следующий этап формирования совести должен совпасть с развитием таких понятий, как моральный долг и ответственность. Моральный долг, ответственность и совесть роднит одно качество человека – чувство вины, в случае невыполнения каких–либо обязательств. Осознание ребёнком сущности понятия "совесть" подготавливается совокупностью нравственного семейного воспитания. И важную роль здесь играют нравственные потребности, так как особенно остро угрызения совести проявляются при несправедливости по отношению к человеку, при осознании того, что ты кому–то причинил зло, вред, что человеку плохо и ты тому виной. Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира. Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу. Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие… Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения? 1. Родители должны осознавать важность этой задачи. 2. Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности. 3. Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аплетаев М. Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск. гос. пед. ун–т – Омск: Изд–во ОмГПУ, 1998. 2. Аристотель. Сочинения в 4–х томах – М: 1984, т. 4. 3. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979. 4. Бабанский Ю. К. Педагогика: Курс лекций. – М.: Просвещение, 1988. 5. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей//Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 1975. 6. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1979. 7. Варюхина С. И. Истоки Доброты. – Минск, 1987. 8. Васильева З. Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. – М.: Просвещение, 1978. 9. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка – М: 1979, т. 11. 10. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом. гос. пед. ин–т им. Горького – Омск: ОГПИ, 1991 11. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. – М.: Просвещение,1977. 12. Ильин И. А. Душа ребёнка.// Очаг. – 1993. – №9. 13. Каирова И. А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. – М.: Просвещение, 1979. 14. Климова–Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. – Минск, 1981. 15. Ковалев Н. Е., Райский Б. Ф., Сорокин Н. А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1987. – 386с. 16. Козлов Э. П. Воспитание нравственного сознания школьников. Изд–во Ростовского ун–та, 1983. 17. Краткий словарь по философии – М: 1982. 18. Крупская Н. К. Задачи школы I ступени: Пед. соч., в шести томах Т. 2. – М.: Просвещение, 1978. 19. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т. 5. – М.: Просвещение, 1976. 20. Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника. – М.: Просвещение, 1985. 21. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. – Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. 22. Ницше. Сочинение в 2–х томах – М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988. 23. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М: 1995. 24. Розанов В. В. Сумерки просвещения. – М., 1990. 25. Рубинштейн С. Л. Психолого–педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1981. 26. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М., 1987. 27. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения – М: 1980, т. 2. 28. Титаренко В. Семейное воспитание, его специфичность и необходимость// Культура семейных отношений. – М., 1985. 29. Уледов А. К. Нравственное воспитание. – М.: Мысль, 1979. 30. Урунбасарова Э. А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. – Алматы: Казгосиздат, 1999. 31. Ушинский К. Д. Собрание сочинений – М.: 1985,т. 2. 32. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия// Воспитание школьников. – 1993. – №6 33. Харламов И. Ф. Педагогика: Курс лекций. – М.: Просвещение, 1990. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |