АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Император Василии II в полном вооружении. Миниатюра из Псалтыри XI века

Читайте также:
  1. Ditt. Or. 527 Эфес. Памятная доска. Императорская эпоха
  2. IV. О древнейших памятниках креста, взятых из книги под заглавием «Чтения в Императорском Московском обществе Истории и Древностей Российских»
  3. Бюджетные полномочия Федерального казначейства.
  4. Бюджетные полномочия финансовых органов субъектов Российской Федерации.
  5. Видение Императора Павла.
  6. Влад тихо засмеялся, чмокнул меня в щеку и сказал, что все драгоценности его души в полном моем распоряжении.
  7. Внутренняя и внешняя политика императора Николая 1
  8. Возраст имен в списке западно-римских императоров.
  9. Вопрос 21. Требования, предъявляемые к мировым судьям. Порядок наделения их полномочиями.
  10. Вопрос 35. Структура и полномочия Верховного Суда РФ
  11. Вопрос 57. Звенья системы военной прокуратуры. Полномочия военных прокуроров и следователей военной прокуратуры.
  12. Вопрос 78. Дисциплинарное судебное присутствие: порядок образования, полномочия.

Василий I, вступив на престол, низложил Фотия и восстановил Игнатия, чем возобновил прерванные сношения с папой. Но эти мирные отношения не были продолжительны. Болгария, принявшая, как известно, незадолго перед тем латинских священников и епископов, была недовольна неутверждением папою болгарского епископа и снова обратилась к Византии с просьбою о присылке греческих священников. Латинское духовенство было изгнано из Болгарии, которая с тех пор и осталась верной догматам восточной православной церкви. Восстановление же Фотия на патриаршем престоле после смерти Игнатия окончательно испортило отношения Византии к папе. Первое разделение восточной и западной церкви совершилось.

Царь Симеон. При Василии Ϊ отношения Византии к Болгарии были самые мирные; по выражению одного греческого писателя, это было счастливейшее время во всей истории взаимных отношений этих двух соседних государств. Но со вступлением на престол Льва VI Философа обстоятельства изменились. В Болгарии после Михаила — Бориса правил самый выдающийся из всех болгарских государей Симе он (888—927). Проведя юность свою в Константинополе и получив греческое образование, он являлся одним из образованнейших людей своего времени; современники называли его полугреком. Из-за некоторых торговых осложнений, в которых вина падала на Византию, возгорелась ожесточенная война. Лев VI призвал к себе на помощь венгров (мадьяров), живших в то время в пределах нынешней Молдавии. Болгары же вступили в соглашение с дикими печенегами, врагами венгров, народом тюркского племени, жившим в степях южного Днепра. Эта опустошительная война окончилась полным поражением византийского войска. Лев VI должен был заключить унизительный мир и согласиться на уплату ежегодной дани. Настал двадцатилетний мир, воспользовавшись которым Симеон употребил все силы на внутреннее развитие своей страны; особенно при нем развилась болгарская литература.

' Ныне Салоники.

 

 


Чехи и моравы. В той же второй половине IX века, когда велась изложенная первая болгарская война, среди западных славян, а именно среди чехов и моравов, стало заметно стремление образовать самостоятельное государство. Попав после раздела монархии Карла Великого по Верденскому договору под власть Людовика Немецкого и пользуясь возникшими в его государстве беспорядками, чехи и моравы перестали платить Людовику должную дань и начали явно стремиться к обособлению.

Моравский князь Моймир, еще современник Людовика Благочестивого, принял христианство по латинскому обряду от одного немецкого епископа. Он надеялся этим повлиять на прекращение нападений со стороны германцев. Но вскоре он увидел, что латинское духовенство лишь поддерживает немецкое влияние в его стране. Кроме того, и латинский язык проповедников не был понятен славянам.

Преемник Моймира Ростислав победоносно отразил нападения немцев, заставил их войска уйти из Чехии и обратился к императору Михаилу III в Константинополь с просьбою прислать в его страну проповедников, которые могли бы научить западных славян истинной вере Христовой на понятном для них языке. Император с готовностью отозвался на просьбу Ростислава и отправил в Моравию двух знаменитых братьев, Кирилла и Мефодия, славянских первоучителей.

Кирилл и Мефодий. Мефодий и Константин, принявший в монашестве имя Кирилла, были детьми знатного человека, занимавшего в Солуни должность помощника военачальника. В Солуни и в ее области жило очень много славян, и поэтому братья, если они и не были сами славянами, то прекрасно владели славянским языком, слыша его с детских лет.

Младший брат Константин отличался выдающимися способностями и неустанною жаждою знаний. Слух о красоте, мудрости и прилежных занятиях Константина дошел до императорского опекуна, который и призвал мальчика учиться в Константинополь. Прибыв в столицу, Константин стал изучать различные науки у лучших учителей, среди которых был будущий патриарх и тогда еще светский человек Фотий. Отличаясь кротостью нрава, любя уединение и ведя благочестивую жизнь, Константин приобрел всеобщую любовь. Царский опекун доложил о необыкновенном юноше императору; в награду за успехи в науках его сделали хранителем патриаршей библиотеки. Недолго Константин пробыл в этой должности. Он неожиданно исчез и в течение шести месяцев скрывался в одном монастыре, где его с трудом нашли. После этого Константина упросили принять звание учителя философии для греков и иностранцев, отчего, вероятно, и произошло часто встречаемое прозвание Константина "Философ". Окончив удачно спор с одним патриархом-иконоборцем, Константин был послан императором на восток к сарацинам, т. е. арабам, для защиты христианского учения о св. Троице, которое в то время у них подвергалось преследованиям. Владея, очевидно, арабским языком, он, по всей вероятности, был при дворе главного багдадского калифа, где с честью выдержал состязание в споре о вере и этим очень рассердил арабов. Последние, по словам жития Константина, дали выпить ему яду, но Константин остался невредимым и вернулся в Константинополь. Спустя некоторое время он, отрекшись от мира, удалился на гору Олимп в малоазиатской области Вифинии, где немало уже жило отшельников. Там он встретил своего старшего брата Мефодия, который, пробыв немало лет правителем одной славянской области, понял всю суету земной жизни и удалился на Олимп, где принял пострижение и сделался монахом. Тихо зажили там братья, вознося молитвы к Богу и читая книги.

В это время прибыли к императору послы от тюркского народа хазар, царство которых находилось на юго-востоке современной России, в области Дона и нижней Волги. Их царь, называемый каганом, просил императора прислать к нему книжного человека, который бы мог с успехом поспорить с иудеями и сарацинами, убеждавшими хазар принять их веру, и если посланный императора одержит над ними в спорах верх, то каган обещал принять греческую веру. Император остановил свой выбор на Константине, который с готовностью пустился в далекий путь вместе со своим братом Мефодием. Через Крым и Азовское море братья прибыли в Хазарию, где с успехом вели споры и умно отвечали на хитрые вопросы. Житие Константина сообщает, что до 200 хазар приняли крещение, а каган написал императору письмо, в котором высказывал свое полное удовлетворение приездом Константина. Последний при отъезде вместо даров просил кагана отпустить с ним находившихся в плену у хазар греческих пленных. Каган дал Константину до 200 пленных, с которыми тот с радостью отправился в обратный путь.

В это самое время и пришла в Константинополь просьба моравского князя Ростислава о присылке ему епископа и учителя, могущего объяснить на славянском языке христианскую веру. Император снова обратился к Константину, который, несмотря на утомление и нездоровье, с радостью отозвался на это великое и славное дело. Мефодий должен был сопровождать брата. Узнав, что у моравов не было азбуки, Константин составил славянскую азбуку при помощи греческих букв и затем стал усердно переводить на славянский язык Священное Пи сание и богослужебные книги. Изобретение славянских письмен и перевод Священного Писания и богослужебных книг справедливо считаются наиболее великим подвигом славянских первоучителей. С большим почетом принятые Ростиславом они стали учить на понятном для моравов языке истинам христианской веры. Успехом их проповеди не было довольно латинское духовенство, утверждавшее, что славить Бога можно было лишь на трех языках — еврейском, греческом и латинском, на которых была сделана надпись на кресте Христа. Но и над латинянами Константин, назвавший их треязычниками, одержал победу. Проведя более трех лет в Моравии, братья направились в Рим, чтобы посвятить своих учеников. Туда приглашал их много слышавший о них папа Николай I. Но прибыли они в Рим уже при его преемнике Адриане II, который встретил братьев с великим почетом, одобрил их деятельность, разрешил отслужить литургию и всенощную на славянском языке в храме св. Петра и других церквах и проклял тех, кто противился деятельности первоучителей. В Риме Константин заболел. Чувствуя приближение смерти, он принял монашество, назвался К и риллом и тихо почил 42 лет от роду, 14 февраля 869 года. Тело его было погребено в Риме в церкви св. Климента, мощи которого он туда принес.

Велико-Моравская держава. После смерти брата Мефодий был назначен папою архиепископом в Паннонию и Моравию. В Моравии в это время уже правил преемник Ростислава С в я τ о полк', объединивший под своею властью не только все славянские племена Моравии и западной Паннонии, но и Чехию и некоторую часть полабских славян. Таким образом во второй половине IX века образовалась сильная Велико-Моравская держава, простиравшаяся от низовьев Эльбы по направлению к юго-востоку почти до начала нижнего Дуная, где соприкасалась уже с сильным тоже славянским болгарским государством. Это была в высшей степени важная пора в жизни славянского мира: славяне от низовьев Эльбы и Одера заходили на юге за Балканы и жили в большом количестве даже во всей Греции. Почти одновременно создается или усиливается несколько славянских государств: создалась на западе Велико -Mo равская держава и на востоке начинало жить русское государство; на юге усилилась и грозила Византии Болгария. К этому же времени относятся несколько, правда, неточные известия о начале польскогогосударства.

В сане архиепископа Мефодий усердно насаждал Слово Божие в Моравии, продолжал переводы священных книг на славянский язык и, перенося со стойкостью нападения своих врагов, умер

' Князь Святополк был племянником Ростислава. Правил в 870—894 гг.

в 885 году. Такова была жизнь и деятельность этих двух великих братьев Константина и Мефодия. Изобретенные ими славянские письмена и многочисленные переводы священных книг имели громадное значение для всех славян, особенно же для славян южных и восточных, то есть для русских.

Падение Велико-Моравской державы. Казалось, что Велико-Моравской державе предстояло большое будущее; она с громадным успехом боролась со своими западными врагами — немцами. Но после смерти Мефодия обстоятельства в этом государстве изменились. Князь Святополк снова допустил у себя влияние латинского духовенства. Ученики Мефодия были изгнаны из Моравии и удалились в Болгар ию, где принесли великую пользу во время внутреннего процветания болгарского государства при Симеоне.

Но смертельным ударом для Велико-Моравской державы было то, что германский король Арнульф, видя трудность борьбы своей с нею, призвал к себе на помощь диких мадьяров (венгров). Последние с яростью набросились на славянское государство и в начале Χ века, воспользовавшись возникшими там смутами после смерти Святополка, завоевали его; в сражении при Пресбурге' Велико-Моравская держава погибла, и на ее месте образовалось государство мадьярское (венгерское). Это событие имеет очень важное значение как для истории славянства, так и для истории Германии.

Мадьяры, завоевав Велико-Моравскую державу и основав свое государство в области Среднего Дуная, врезались в славянский мир на западе и прервали общение между южными и западными славянами. Западные славяне, т. е. чехи, моравы и поляки, не имея сношений с восточною церковью, подчинились влиянию церкви латинской и приняли в конце концов католичество; главные же племена южных славян, болгары и сербы, остались верными церкви восточной.

Таким образом мадьяры в начале Χ века разрушили создававшееся на религиозной почве единение славянства. Германия же, призвавшая мадьяров, после разрушения ими опасной для нее соседней державы, получила нового для себя опасного соседа в лице тех же мадьяров. Мадьярское государство во все продолжение первой половины Χ века было самым опасным врагом для Германии, и борьба с мадьярами у нее почти не прекращалась.

Болгария при Симеоне и Петре. В начале же Χ века мир, заключенный между Византией и Болгарией, был нарушен после смерти императора Льва VI. Виновницей этого нарушения была снова Византия. Симеон открыл военные действия, которые пошли с необыкновенным успехом. Адрианополь пал. Симеон уже не скрывал своего намерения завладеть Константинополем и провозгласить себя императором. Войска его стояли у ворот византийской столицы, и император Роман I Лекапин находился в отчаянном положении. Но в это самое время, а именно в 927 году, умер Симеон, и на болгарский престол вступил слабый сын его Петр.

При Симеоне Болгария достигла громадных пределов; границы ее шли от Черного моря до Адриатического и от нижнего Дуная до глубины Фракии и Македонии, не доходя немного до Солуни. Он принял титул "цесаря болгар и греков". Держава Симеона процветала; это была золотая эпоха болгарской литературы. Государство Симеона называется часто Великой Болгарией. С именем Симеона связывается первая попытка заменить на Балканском полуострове греческое владычество владычеством славянским.

Преемник Симеона Петр своей уступчивостью по отношению к Византии вызвал большое раздражение в стране. Западная часть Болгарии восстала и отделилась. Таким образом из одного великого государства Симеона образовалось два царства — восточное и западное, с которыми, с каждым в отдельности, Византии было уже легче справиться. Петр остался во главе восточного болгарского царства. Императоры Никифор Фока и Иоанн Цимисхий вели упорную борьбу с Болгарией, в которой принимал участие и русский князь Святослав. Желая несколько облегчить свои действия против Болгарии, Никифор Фока послал одного из своих патрициев к русскому князю Святославу с просьбою выступить против болгар. Святослав с большою ратью вступил в Болгарию, завоевал и покорил много дунайских городов. Но Болгария так понравилась русскому князю, что он решил сам остаться в завоеванной стране, которая прельщала его многими богатствами. Конечно, подобное решение Святослава не могло быть приятным для византийского императора. Преемник Никифора Фоки Иоанн Цимисхий пошел войною на Святослава. Русские храбро защищались и даже нанесли грекам несколько поражений; но, подавляемый превосходством вражеских сил, Святослав принужден был запереться в крепости Дористол (теперь Силистрия) на Дунае, а затем заключить мир и покинуть Болгарию. Итак, война эта кончилась победой Иоанна Цимисхия над болгарами и русскими, после чего восточное болгарское царство подчинилось Византии.

Ставший после смерти Иоанна Цимисхия единодержавным императором Василий Π начал долголетнюю кровопролитную войну с западным болгарским царством. Он безжалостно избивал болгар, за что и получил прозвание Болгаробойцы. Наконец, удрученный неудачами, болгарский царь Самуил умер, а через несколько лет, в 1018 году, западное болгарское царство было завоевано и обращено в провинцию византийской империи. Так окончила свое существование Великая Болгария, созданная Симеоном.

Византия и Русь. Во время македонской династии Византия неоднократно имела сношения с русскими. После первого нападения русских на Константинополь в 860 году, т. е. еще до вступления на престол Василия I, при Льве VI русский князь Ол е г предпринял свой поход на Царьград и заключил с греками выгодные торговые договоры; при Романе I Лекапине князь Игорь неудачно нападал на Византию; при Константине VII Багрянородном княгиня Ол ь г а ездила лично в Константинополь; при Никифоре Фоке и Иоанне Цимисхии Святослав участвовал в греко-болгарской войне; наконец Владимир Святой, женившись на сестре Василия II, принял крещение.

Время Василия II Болгаробойцы, прославленного победителя арабов и болгар, есть время наивысшего могущества Византии. Ее границы простирались от побережья Адриатического моря на западе до реки Евфрата на востоке, от островов Крита и Кипра на юге до Дуная и Дравы на севере. Таких пределов византийская империя уже более никогда не достигала.

В 1025 году умер Василий II, и с его смертью начинается постепенный упадок Византии.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)