|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Положение Востока в XI веке. ВизантияВосток, т. е. Византия и мусульманские владения арабов, переживали в XI веке очень трудное время. В Византии после смерти императора Василия II Болгаробойцы в 1025 году, при котором империя достигла высшего своего расцвета и славы, начался упадок. На протяжении почти шестидесяти лет происходили частые смены императоров, нередко случайных и неспособных. Внутренние смуты ослабляли государство. В жизни церковной Византии в XI веке произошло окончательное разделение церквей. После первого разделения церквей в IX веке во время Фотия отношения между восточной и западной церквами были довольно редки и неопределенны. В половине же XI века при константинопольском патриархе Михаиле Керулларии и папе Льве IX, из-за стремления папы ввести обычаи латинской церкви в области южной Италии, где были некоторые византийские владения, отношения обострились. Патриарх и папа обменялись посланиями. Обе стороны надеялись кончить дело миром. Но в числе папских легатов, приехавших в Константинополь, находился кардинал Гумберт, высокомерно обращавшийся с патриархом и явно начавший действовать в пользу римской церкви. Когда же легаты увидели, что патриарх остается верным восточной церкви и не поддается их замыслам, они составили акт отлучения на него и на всю греческую церковь и, положив его во время богослужения на престол храма св. Софии, покинули Константинополь. На соборе, созванном Михаилом Керулларием в 1054 году, папские легаты были преданы проклятию. Восточная церковь с этих пор окончательно отделилась от церкви западной (разделение церквей). Остальные восточные патриархи, антиохийский, иерусалимский и александрийский, поддержали в этом вопросе Михаила Керуллария. Внешние отношения Византии в XI веке также не были благополучны. В Сицилии утвердились норманны, которые стали сразу во враждебные отношения к Византии. Но самым страшным врагом ее оказались в XI веке турки сельджуки на востоке. Турки сельджуки. Арабский калифат к этому времени был очень слаб (стр. 287). В Испании, северной Африке, Египте и в некоторых других областях были самостоятельные династии, не признававшие власти багдадского калифа. Внутренние же смуты в пределах государства самих Аббасидов сделали его почти совершенно беззащитным. В первой половине XI века тюркские кочевники, туркмены, двинулись из областей Каспийского и Аральского морей на запад и вторгнулись в Персию, Месопотамию, Сирию, Малую Азию, страшно опустошая страну и свергая правившие там династии. Один из туркменских князей назывался Сельджуком; его потомки и стали называться турками сельджуками, или сельджукидами. Направляясь в Малую Азию, они в 1071 году под предводительством своего султана Альп-Арслана нанесли тяжелое поражение византийскому войску при Манцикерте в Армении и взяли в плен самого византийского императора Романа Диогена. Для Византии это поражение имело роковое значение, так как после него она уже не могла отстоять Малую Азию против турецкого вторжения. Турки без особенного труда завоевали большую часть Малой Азии и основали там так называемый иконийский, или ρ ум с к и и (арабы называли греков "рум"), султанат с главным городом Икония (Iconium, теперь Кения'). В руках Византии осталась к концу XI века лишь северо-западная часть полуострова. В 1078 году Иерусалим из рук арабов перешел к туркам сельджукам, которые, овладев Палестиной и Сирией, стали по морю нападать на острова Средиземного и Эгейского морей. Положение европейских паломников в Иерусалиме и в других Святых Местах сразу ухудшилось. Арабы обходились с ними хорошо, беспрепятственно позволяли поклоняться святыням и совершать богослужения. Турки, овладев Иерусалимом, начали чинить всяческие препятствия, преследовать и оскорблять паломников. Для Византии опасность становилась все грознее и грознее. Особенно был опасен тот год, когда турецкий пират (морской разбойник) Чаха подъехал со своими кораблями к Константинополю, распоряжаясь свободно Мраморным морем и Босфором. Одновременно с этим с севера к столице подступили полчища печенегов, народ также тюркского племени. Эти два родственных народа, турки сельджуки и печенеги, имели намерение заключить союз друг с другом и совместно захватить Константинополь. На престоле сидел тогда император Алексей Комнин, начавший в 1081 году династию Комнинов. Доведенный до отчаяния, ' Конья, стесненный положением своего государства, которое стояло на краю гибели, он обратился с посланиями в Западную Европу, в которых умолял о помощи против неверных. Через несколько лет после этого призыва многочисленные европейские отряды уже отправились на отвоевание Святых Мест. Причины крестовых походов. Крестовыми походами называются попытки Западной Европы отнять из рук неверных Святые Места на Востоке, где родился, жил, страдал, умер и воскрес Спаситель. Крестовые походы являются продолжением и развитием той борьбы между двумя религиями, христианством и исламом, которая началась еще в VII веке. Уже довольно давно Европа с тревогой смотрела на то, что происходило в Палестине. Рассказы возвращавшихся оттуда в Европу паломников о претерпеваемых ими в Святой Земле преследованиях и оскорблениях волновали европейские народы. Мало-помалу создалось убеждение в необходимости помочь христианству на Востоке и возвратить христианскому миру его наиболее драгоценные и почитаемые святыни. Но для того чтобы на это предприятие Европа в течение двух столетий высылала многочисленные полчища разнообразных народностей, надо было иметь особые основания и особую обстановку. Причин было в Европе немало, которые помогали осуществлению мысли о крестовых походах. Средневековое общество вообще отличалось религиоз ны м настроением; поэтому подвиги за веру и на благо христианства были особенно понятны в то время. В XI веке усилилось и получило большое влияние клюнийское движение, которое вызвало еще большее стремление к духовным, подвигам. Большое значение для крестовых походов имело и возвышение папства. Папы понимали, что если они станут во главе движения в пользу освобождения Гроба Господня и освободят его, то их влияние и величие достигнут необычайных размеров. Уже папа Григорий VII мечтал о крестовом походе, но привести его в исполнение не смог. Кроме того, для всех классов средневекового общества крестовые походы казались весьма привлекательными и с мирских точек зрения. Бароны и рыцари, помимо религиозных побуждений, надеялись на славные подвиги, на наживу, на удовлетворение своего честолюбия; купцы рассчитывали увеличить свою прибыль расширением торговли с Востоком; угнетенные крестьяне освобождались за участие в крестовом походе от крепостной зависимости и знали, что во время их отсутствия церковь и государство будут заботиться об оставленных ими на родине семьях; должники и подсудимые знали, что во время их участия в крестовом походе они не будут преследоваться кредитором или судом. Итак, наряду с религиозным одушевлением, охватившим Европу, были и другие, чисто мирские, материальные причины для выполнения крестового похода. Опасное положение Византии также действовало на Запад, особенно на папство; хотя византийская церковь и отделилась от западной, тем не менее она оставалась главным оплотом христианства на Востоке и первая принимала на себя удары врагов — нехристиан. Папы, поддержав Византию, в случае успеха крестового похода могли рассчитывать на соединение ее с католическою церковью. Настроение в Западной Европе было подготовлено к крестоносному предприятию. Умоляющие послания византийского императора Алексея Комнина о помощи дошли до западноевропейских государей и папы как нельзя более вовремя. Урбан П. Папою в конце XI века был Урбан II, француз по происхождению. На соборе в Плаценции (теперь Пиаченца), в северной Италии, под его руководительством разбирались вопросы о "Божьем мире" и о других полезных церковных делах. В это самое время в Плаценцию были доставлены просьбы Алексея Комнина о помощи. Папа ознакомил собор с содержанием византийского послания; собравшиеся сочувственно отнеслись к сообщению и выразили готовность пойти в поход на неверных. Через несколько месяцев в 1095 году Урбан II переехал во Францию, где в городе Клермоие, в южной Франции, был созван новый собор. На этот собор съехалось очень много народу: приехали французы и немцы, епископы и князья. В городе не нашлось ни одного здания, которое могло бы вместить всех присутствовавших. Толпа разместилась под открытым небом и ожидала с нетерпением сообщения о важных событиях. Урбан II наконец выступил перед собравшимися и обратился к ним с пламенною речью, в которой заявил о получении важного сообщения из Иерусалима и Константинополя. В ярких красках папа рисовал преследования христиан в Святой Земле от рук неверных: жители уводились в плен или убивались; храмы разрушались или обращались в мечети (мусульманские молельни); алтари осквернялись; христиане подвергались всевозможным истязаниям; Византия настолько слаба, что не в силах взяться за дело. Урбан II кончил свою речь призывом исполнить святое дело освобождения Гроба Господня и обещал отпущение грехов всем тем, которые примут участие в походе. Уже во время речи воодушевленный народ прерывал папу шумными возгласами. Когда же он кончил, раздался один восторженный крик: Так хочет Бог! Так хочет Бог! По предложению папы, будущим участникам похода были розданы из красной материи кресты, которые они должны были нашить на свою одежду. Поэтому участники походов для освобождения Гроба Господня получили название крестоносцев, а самые походы стали называться крестовыми походами. Вслед за проповедью Урбана II в различных местностях Франции и Германии появились проповедники, которые, обходя города и деревни, возбуждали народ своими описаниями христианских страданий в Святой Земле. Особенно выделились и получили известность среди подобных проповедников Петр Амьенский (из города Амьена в северной Франции) и Вальтер Неимущий1. Петр Амьенский, изнуренный постом и молитвою, с блестящим взором и пламенною речью, собирал вокруг себя громадные толпы народа, проповедуя преимущественно в средней и северной Франции. Все возраставшая вокруг проповедников толпа состояла по большей части из бедных людей, мелких рыцарей, бездомных бродяг. Все они были воодушевлены крестовым походом и желали немедленно пуститься в путь. С ними были женщины и дети. Оружия у них почти не было. В первое время особым увлечением в крестовом предприятии отличались французы; немцы присоединились к общему движению несколько позднее. Ополчения Петра Амьенского и Вальтера Неимущего соединились вместе и направились весною 1096 года через Германию, Венгрию и Болгарию к Константинополю. На своем пути эти невежественные толпы, не давая даже себе отчета, где они проходили, не приученные к повиновению и порядку, грабили и разоряли все, что могли. И это народное ополчение не имело ни обоза, ни съестных припасов; все это ему нужно было доставать от жителей проходимых ими стран. Раздраженные местные князья нападали на крестоносцев и истребляли их. Наконец, ослабленные и изнуренные, они подошли к Константинополю. В Византии к этому времени обстоятельства совершенно изменились. О той опасности, которая грозила столице несколько лет тому назад, не было и речи. Страшный турецкий пират Чаха был убит. Печенеги были разбиты призванными на помощь императором половцами и в беспорядке ушли из-под Константинополя. Византия освободилась от ужасной опасности, которая заставила Алексея Комнина обратиться за помощью к Западу, и, с точки зрения византийского императора, более уже не нуждалась в западной помощи. Поэтому он с неудовольствием узнал о приближении крестоносцев, и это неудовольствие усилилось и превратилось даже в некоторое опасение, когда до него дошли вести о грабежах и разорениях, чинимых крестоносцами по дороге. В этом заключается одна из главных причин недоразумений, возникших позднее между императором и крестоносцами. ' Другие историки называют его Голяком. Ополчение Петра Амьенского, расположившись в окрестностях Константинополя, стало по обыкновению заниматься грабежом. Обеспокоенный император поспешил переправить крестоносцев в Малую Азию, где они, действуя вразброд и не имея никакого представления о военном деле, были почти все перебиты около Никеи турками. Жалкие остатки, спасшиеся от смерти, с трудом возвратились в столицу. Петр Амьенский еще до погрома ополчения понял, что с этим ополчением ему ничего не добиться, и уехал в Константинополь, где стал поджидать рыцарского ополчения. Таким жалким образом окончился крестовый народный поход. 1-й крестовый поход. Летом того же 1096 года из Европы двинулось рыцарское ополчение: герцоги, графы, князья приняли в нем участие. Ни один западноевропейский государь не участвовал в этом первом настоящем крестовом походе. Генрих IV Германский был в это время занят у себя борьбою с папами за инвеституру и уехать из своей страны не мог. Французский король находился под церковным отлучением за свой незаконный брак. Английский король имел слишком много дела у себя, жестоко подавляя феодалов и не рискуя поэтому оставить страну на долгое время без своего личного управления. Главных ополчений, двинувшихся на освобождение Гроба Господня, было четыре: 1) лотарингское под начальством Готфрида Бульонского, герцога Нижней Лотарингии, с которым находился и брат его Балдуин; 2) средне- и северо-французское, в котором главными руководителями были брат французского короля Гуго Вермандуа, герцог нормандский Роберт и Роберт Фриз из Фландрии; 3) южно-французское, или провансальское, во главе с Раймундом, графом тулузским, и 4) норманнское из южной Италии под начальством Боэмунда, князя тарентского, к которому присоединился его племянник Танкред. Только первое ополчение отправилось через Венгрию и Болгарию, т. е. путем Петра Амьенского. Остальные же ополчения шли через Италию, чтобы оттуда уже на кораблях доехать до пределов византийской империи. Все крестоносные армии преследовали свои цели; у большинства вождей религиозные побуждения стояли не на первом месте. Общего плана у них не было, как не было и главнокомандующего, который бы направлял действия всех ополчений. В различное время, отдельными частями, подходили крестоносцы к Константинополю. Алексей Комнин с подозрительностью и опасением смотрел на прибывавшие к столице ополчения, которые, как он знал, на своем пути не пренебрегали ни грабежом, ни насилием. Для большей безопасности Алексей потребовал от крестоносных вождей ленной присяги и обещания, что все отвоеванные ими города от турок будут переданы императору. Дав ленную присягу, крестоносные ополчения были переправлены в Малую Азию, где, несмотря на большие трудности страны, они удачно сражались с турками и отвоевали крепость и город Η и к е ю. Тем не менее, невзирая на эти удачи и на большое одушевление, особенно в начале похода, крестоносцам понадобилось два года, чтобы дойти до Палестины. Особенно страдали войска от недостатка воды и от жары в Малой Азии. По мере того как крестоносцы шли дальше, их силы слабели. Дойдя до богатой и цветущей Сирии, некоторые вожди похода, забыв совершенно о его первоначальной цели, овладевали большими, укрепленными городами и, оставшись в них, образовывали самостоятельные княжества. Балдуин лотарингский углубился дальше других к востоку, к верховьям Евфрата, занял город Эд е с с у и основал эдесское княжество, первое латинское владение на Востоке. Боэмунд тарентский после упорной борьбы овладел важным сирийским городом Антиохией и обосновался там. Раймунд тулузский на время утвердился в сирийском прибрежном городе Триполи. С этими вождями оставалось в завоеванных ими городах и большинство их ополчения. Сами же они, сделавшись самостоятельными князьями, уже не стремились к дальнейшему походу в Иерусалим. Взятие Иерусалима. В это самое время Иерусалим перешел из рук сельджуков в руки сильного египетского калифа из династии Фатимидов'. К Иерусалиму подошли лишь жалкие остатки крестоносцев в числе 20 000—25 000 человек; пришли они изнуренными и совершенно ослабевшими. Из вождей достигли Иерусалима Готфрид Бульонский, Роберт нормандский, Раймунд тулузский, вынужденный покинуть Триполи, и Танкред. Когда крестоносцы впервые увидели перед собою Иерусалим, их охватило необычайное волнение; проливая горячие слезы умиления, они бросились на колени, возносили благодарение Богу за то, что он их довел до Иерусалима, и таким образом приветствовали священный город, конечную цель их долгого и трудного похода. Крестоносцы осадили хорошо укрепленный Иерусалим. Обе стороны сражались ожесточенно. Но успех перешел на сторону христиан, которые, проломив городскую стену и овладев башнями, штурмом взяли Иерусалим 15 июля 1099 года. После взятия города крестоносцы произвели в нем страшное кровопролитие и разграбили его; многие сокровища были унесены вождями; знаменитая мечеть Омара была разграблена Танкредом. 'Династия Фатимидов вела свое происхождение от Фатимы, любимой дочери пророка Мухаммеда. Фатимиды захватили Сицилию, Марокко, Египет, Палестину и часть Сирии. Цель похода была достигнута. Иерусалим был отнят у неверных, и Гроб Господень снова перешел в руки христиан. Иерусалимское королевство. Когда первый пыл завоевания прошел, поднялся вопрос о том, как устроить завоеванную страну. Предложение основать в Палестине духовное государство с патриархом во главе было отвергнуто. Власть была после этого предложена Раймунду тулузскому, который, однако, от нее отказался. Тогда все сошлись на Готфриде Бульонском, который и стал во главе иерусалимского королевства; но он не согласился носить титул короля и золотой венец в той стране, где Иисус Христос носил венец терновый, и принял титул "Защитника Гроба Господня". Готфрид Бульонский, как первый христианский государь освобожденного Иерусалима, получил в позднейшее время большую известность, и народное предание разукрасило его предыдущую жизнь рассказами о его необыкновенных подвигах в Германии и Италии, о его выдающихся способностях как руководителя крестоносного ополчения и о его строго религиозном настроении. В действительности Готфрид представлял собою тип обычного рыцаря средних веков с его достоинствами и недостатками. Вскоре после основания иерусалимского королевства христиане подверглись большой опасности. Сильное войско египетского султана двинулось к Иерусалиму с намерением отнять его у христиан. Но в происшедшем большом сражении при Аскалоне, на берегу Средиземного моря, к югу от Иерусалима, западные войска одержали победу над мусульманами и упрочили существование нового государства. Иерусалимское королевство занимало узкую береговую полосу; самым удаленным от моря пунктом был Иерусалим. На юге оно соприкасалось с владениями египетских Фатимидов, на севере с графством триполийским. Устроено государство было по западному феодальному образцу. Земля была поделена между рыцарями, которые приносили королю л е н н ую присягу, но были в своих областях почти независимыми государями; от них зависели более мелкие вассалы. Таким образом власть самого короля была строго ограничена. Большою властью и влиянием пользовался иерусалимский патриарх. Местное же туземное население, т. е. сирийцы, армяне, греки, арабы, турки, очутилось после покорения страны крестоносцами в тяжелом крепостном состоянии у своих новых господ. Наряду с иерусалимским королевством получили феодальное устройство княжество антиохийекое и графства эдесское и триполийское. Основание новых христианских владений на Востоке оказало большое влияние на развитие западноевропейской торговли. Итальянские купцы, особенно венецианцы, генуэзцы и пизанцы, толпами устремились в новые земли, устраивали там торговые конторы и склады и получали большие привилегии. Итальянцы еще во время похода оказали немало услуг крестоносцам, перевозя их на своих судах, а позднее, особенно в первые времена существования иерусалимского королевства, итальянские галеры (суда) не раз помогали сухопутным войскам при взятии того или другого приморского города. В награду за подобную помощь в каждом городе иерусалимского королевства Готфрид Бульонский уступил венецианцам рыночную площадь и одну церковь. Генуэзцы получили в собственность по трети целого ряда городов и право беспошлинной торговли в королевстве и т. д. Вслед за итальянцами участвовать в торговле с Востоком стали и другие страны, Франция, Германия и Англия. С этих пор Европа вступила в прямые торговые сношения с Востоком, не нуждаясь в посредничестве Византии, как было раньше. В конце XII века и в ХШ-м те законы, на основании которых управлялось иерусалимское королевство, были собраны, и из них составился законодательный сборник, известный под именем "Иерусалимских ассиз". В нем мы находим подробное описание феодальных отношений. Духовно-рыцарские ордена. На смену погибшим в боях или возвратившимся на родину крестоносцам из Европы на Восток прибывали все новые толпы рыцарей. Многие из них для более успешных действий стали соединяться в общества и принимали обыкновенно монашеские обеты — целомудрия, нищеты и послушания. Эти общества рыцарей из разных национальностей на Востоке получили название духовно - рыцарских орденов. Первоначальная задача их была помогать паломникам, давать им приют, ухаживать за больными; для этого строились богадельни, странноприимные дома; затем ордена взялись защищать паломников оружием в случае нападения на них, во время их прохождения от берега к Иерусалиму, наконец одним из обетов членов ордена сделался обет бороться вообще с мусульманами. В XII веке ордена, таким образом, развивали двоякую деятельность — благотворительную и политическую. Первым был основан итальянцами и французами орден госпиталитов (госпиталиеров; от госпис — странноприимный дом), или и о аннитов (по имени св. Иоанна Крестителя), Поверх рыцарского одеяния они носили черный плащ с белым крестом. Французы основали орден тамплиеров, иди храмовников. Свое название они получили оттого, что в их распоряжение был предоставлен дом рядом с местом, где, по преданию, стоял Соломонов храм. Одеяние их состояло из белого плаща е красным крестом. Немецкие рыцари основали свой немецкий, иди тевтонский, орден и носили белый плащ с черным крестом. Глава ордена назывался магистром, или гроссмейстером. Ордена эти развивали очень полезную деятельность на Востоке и пользовались большим вниманием со стороны европейских государей и пап. В руках орденов сосредоточились крупные богатства и обширные земельные владения. Обильные частные пожертвования поступали в орденскую казну. Неприступные замки, возвышавшиеся на вершинах гор, свидетельствовали об их силе. Владения и богатства орденов находились не только на Востоке, но позднее перешли и в Европу. Папа Александр III, современник Фридриха I Барбароссы, дал ордену тамплиеров буллу (папское постановление), которая предоставляла ордену почти полную независимость как во внешних, так и во внутренних отношениях. Орден тамплиеров отличался особенным богатством. Но, несмотря на прилив новых рыцарей из Европы и военную деятельность духовно-рыцарских орденов, владения христиан в завоеванных областях Востока не отличались сплоченностью и крепостью. Особенно ослабляли их внутренние смуты князей и баронов между собою. Этими несогласиями воспользовались мусульмане и в 1144 году захватили Эдессу, главный город эдесского христианского графства. Очевидно, мусульмане переходили в наступление. 2-й крестовый поход. Потеря Эдессы произвела тяжелое впечатление на Европу. Бернард, аббат монастыря Клерво (Clairvaux) во Франции, с пламенными речами обходил Францию и Германию, проповедуя новый крестовый поход, на который отозвались два государя Западной Европы — Люд о в и к VII, король французский, и Конрад III, король германский. Но их поход окончился полною неудачей, и угнетенные неуспехом и большими понесенными потерями государи вернулись в Европу. 3-й крестовый поход. Дела христиан на Востоке, между тем, шли все хуже и хуже. В Египте во второй половине XII века произошел переворот: курд Саладин низвергнул царствовавшего там Фатимида, овладел Египтом и основал династию Эйюбидов. Энергичный и талантливый Саладин вел успешные военные действия в Сирии, окружая таким образом иерусалимское королевство с юга, востока и севера. В Иерусалиме в это самое время царила сильная смута. Саладин об этом знал. Получив известие, что один из мусульманских караванов разграблен христианами, Саладин вступил в пределы иерусалимского королевства и у Тивериадского озера в 1187 году разбил христианское войско. Король иерусалимский и князь антиохийский попали в плен. Заняв после этого ряд прибрежных пунктов и отрезав этим возможность для христиан получать подкрепления с моря, Саладин направился к Иерусалиму и без особенного труда завладел Священным Городом. Все принесенные Европою громадные жертвы, все ее религиозное воодушевление не привели ни к чему: Иерусалим снова перешел в руки неверных. Известие о потере Иерусалима произвело на Европу угнетающее впечатление. Быстро собрался третий крестовый поход, в котором принимали участие три западноевропейских государя: Фридрих I Б а рбарос с а, государь германский, Филипп II Август, король французский, и Ричард I Львиное Сердце, король английский. Но и этот столь блестящий по внешнему виду поход кончился неудачно. Среди участников не было выработано общего плана. К довершению несчастия, Фридрих I утонул при переправе через одну реку в Малой Азии в 1190 году. Остальные два государя, после некоторых совместных действий у берегов Палестины, вернулись в Европу, ничего не смогши сделать на пользу Иерусалима. Всем было ясно, что дело христиан на Востоке почти рушилось. 4-й крестовый поход. В таких обстоятельствах знаменитый папа Иннокентий III стал проповедовать четвертый крестовый поход. Ни один из предыдущих походов не собирался в столь сложных условиях в четвертом походе; с полною ясностью выказалось, что у участников его на первом плане стояли не возвышенные мотивы возвращения Иерусалима из рук неверных, а чисто светские, политические расчеты. В четвертом крестовом походе государи не участвовали. Французский король Филипп II Август, участник третьего крестового похода, был незадолго перед тем отлучен от церкви за развод и к тому же был в это время занят войною с английским королем Иоанном Безземельным. В Германии, в малолетство Фридриха II, Филипп Швабский и Оттон IV Баварский вели борьбу за престол. Им всем было не до крестового похода, тем более что неудачи предшествовавших походов сильно уже охладили религиозный пыл Европы. Главным вдохновителем четвертого похода был папа Иннокентий Ш, ожидавший в случае удачи похода еще большего усиления своей власти. Другим главным деятелем похода был престарелый, хитрый венецианский дож (dux, герцог) Энрико Дандоло, заботившийся исключительно об увеличении торгового могущества Венеции и надеявшийся из этого похода извлечь крупные торговые выгоды. О каком-нибудь религиозном подъеме у Дандоло не было и речи; им руководили чисто практические цели. Во главе похода стал итальянец Бонифаций, маркграф м о н φ е ρ ρ а т с к и и, родственник германского государя Филиппа Швабского. Из других участников выдавался Балдуин фландрский. Крестоносцы должны были направиться прежде всего в Египет, который владел в то время и Иерусалимом; они рассчитывали гораздо легче овладеть этим городом, если им удастся сломить владычество Эйюбидов в самом Египте. Но у крестоносцев не было судов для переправы. Венеция за определенную плату предложила перевезти крестоносцев на своих судах. Крестоносцы в 1202 году собрались в Венеции, которая не хотела приступать, однако, к их перевозке до уплаты полностью установленной суммы. У крестоносцев требуемой суммы не оказалось. Тогда дож Дандоло предложил им в счет невыплаченных денег помочь ему завоевать город Зару, на далматинском побережье Адриатического моря, так как она незадолго перед тем отпала от Венеции и передалась венгерскому королю. Крестоносцы согласились и поплыли к Заре, городу, который также принял крест и должен был участвовать в крестовом походе. Таким образом, крестовый поход, предпринятый против неверных, начинался осадою крестоносцами города, где жили такие же крестоносцы. Папа негодовал и даже грозил отлучить крестоносное ополчение от церкви. Несмотря на это, крестоносцы приступом взяли Зару для Венеции. Дож Дандоло мог торжествовать свою первую победу. Во время осады Зары произошло важное событие, изменившее самое направление крестового похода. Туда прибыл бежавший из Византии царевич Ал ексей Ангел. Византия в конце XII века переживала смутное время, особенно, когда на престол после династии Комнинов вступила династия Ангелов. Между представителями этой династии вспыхнули распри, и император Исаак Ангел был свергнут, ослеплен и заточен в темницу своим братом Алексеем, который был провозглашен императором под именем Алексея III. Прибывший в Зару царевич Алексей был сын ослепленного Исаака. Алексей обратился к крестоносцам с просьбою вместо Египта направиться в Константинополь и помочь его отцу снова сесть на византийском престоле. С этой же просьбою Алексей обратился к папе, обещая ему соединение церквей; но Иннокентий III высказался против нового направления похода, которое не имело бы ничего общего с крестовым походом. Большую поддержку Алексей нашел у германского государя Филиппа Швабского, женатого на дочери свергнутого Исаака Ангела и, значит, на сестре приехавшего царевича Алексея. Филипп желал помочь отцу своей жены. Эти планы мог поддержать и главный вождь крестового похода Бонифаций монферратский, приходившийся, как сказано выше, родственником Филиппу Швабскому. Для дожа Дандоло поход на Византию сулил еще гораздо большие выгоды, чем поход в Египет. Итак, совершенно неожиданно четвертый крестовый поход, несмотря на выраженное нежелание папы, изменил в силу чисто внешних причин свое направление и перестал быть крестовым походом. Венеция за большую сумму денег предоставила Алексею Ангелу свои суда. Флот двинулся в путь и через несколько недель появился перед Константинополем. В столице Византийской империи царило общее неудовольствие императором Алексеем III Ангелом. Несмотря на малочисленность крестоносцев сравнительно с населением первого города в Европе, осада пошла удачно, и после штурма они овладели столицей, которую и передали грекам. Алексей III бежал. На престоле был восстановлен слепой Исаак II Ангел; царевич Алексей сделался его соимператором (Алексей IV). Крестоносцы остались у города, ожидая уплаты условленной суммы. Греки выполнить своего обещания не могли. Раздражение между обеими сторонами все увеличивалось. В это самое время в Константинополе произошел переворот: восторжествовала партия, бывшая против дальнейших уступок крестоносцам. Императором был провозглашен Алексей V Дука Мурзуфл'. Исаак II и Алексей были свергнуты и умерли2. Тогда крестоносцы бросились на штурм Константинополя уже для себя и 13 апреля 1204 года овладели столицей Византийской империи. Константинополь подвергся страшному разгрому; три дня продолжался грабеж. Ни церкви, ни церковные святыни, ни памятники искусства, ни частная собственность не были пощажены. Особенно много погибло драгоценных памятников искусства; были разорены библиотеки; уничтожались рукописи. Сама св. София была безжалостно ограблена. Четыре бронзовых коня античной (древней) работы, служивших одним из -лучших украшений ипподрома, были увезены дожем Дандоло в Венецию, где они и до сих пор украшают портал собора св. Марка. Рассказ об ужасах погрома 1204 года можно найти у многих историков той эпохи, латинских и греческих, и даже на страницах нашей новгородской летописи. От этого удара Византия никогда уже не могла оправиться. Западноевропейское варварство победило самое культурное государство средних веков. Латинская империя. На месте Византийской империи, по крайней мере в ее центре с Константинополем, была образована Латинская империя, и первым императором нового латинского государства на Востоке был избран Балдуин Фландрский. Затем приступили к трудному и сложному вопросу дележа завоеванной империи. Латинский император Балдуин получил Фракию и пять восьмых ("'/а) Константинополя; остальные три восьмых его и св. Софию получила Венеция. Бонифаций монферратс- Мурцуфл — насупленный. 2 Алексей IV был задушен в тюрьме в начале февраля 1204 г., а Исаак II умер от постигших его потрясений еше до убийства Алексея IV.
кий получил Македонию с Солунью и южную Фессалию; из этих владений образовалось Фессалоникское королевство. Самую богатую добычу в смысле торгового значения получил Дандоло, который приобрел целый ряд островов в Архипелаге во главе с островом Эвбеей, Ионийские острова с Корфу, о. Крит, или Кандию, ряд прибрежных пунктов на европейском берегу Мраморного моря и Галлиполи на Геллеспонте, не говоря уже об отмеченных приобретениях в самом Константинополе. Константинопольским патриархом был сделан венецианец Морозини. В остальных европейских частях Византийской империи образовался ряд феодальных латинских владений, например: французское княжество ахайское в Пелопоннесе, или Морее, княжества афинское и фиванское — в средней Греции и т. д. Все новые латинские владетели принесли вассальную присягу императору Балдуину. Один лишь Дандоло присяги не принес; он получил особый титул "деспота" и стал называться "властителем четверти с половиной всей империи Романии", как иногда в то время называли Латинскую империю. Но не вся Византийская империя была завоевана западными рыцарями. Оставалось еще три самостоятельных греческих центра, из которых самое важное значение имела образовавшаяся в 1204 году Никейская империя в западной части Малой Азии с главным городом Никеей, где утвердилась династия Ласкарей и где был особый греческий патриарх. В Эпире образовался эпирский деспотат во главе с фамилией Ангелов. Наконец в юго-восточном углу Черного моря, по северному берегу Малой Азии, образовалась трапезундская империя с династией "Великих Комнинов". Папа Иннокентий, негодовавший на изменение направления похода, после взятия Константинополя примирился с происшедшим и мог, подобно Дандоло, торжествовать победу: во всех новых латинских владениях, основанных в пределах Византийской империи, было введено католичество. Папа мог думать, что греческая церковь воссоединится окончательно с церковью римской. Латинская империя не отличалась прочностью. Построенная на феодальны χ основаниях она не имела твердой центральной власти. Власть императора была очень слаба, и он не раз должен был уступать требованиям сильных феодалов. Кроме того, не прекращавшиеся распри между феодалами еще более ослабляли Латинскую империю. Вошедшие в состав ее греки, поняв слабость империи, стали стремиться к с в е рже нию латинского ига. Готовый греческий центр, около которого можно было бы сплотиться, был налицо, а именно никейский император. Никейцы умело повели дело объединения и перенесли свои владения на Балканский полуостров. Особенно усилил никейскую империю извне и устроил внутри император Иоанн III Дука Ватац; он собственно подготовил восстановление Византийской империи, но умер, не успев довести дела до конца. В 1261 году опытный греческий полководец и хитрый дипломат, избранный никейским императором, Михаил Палеолог отнял у латинян Константинополь, восстановил Византийскую империю и начал собою последнюю византийскую династию Палеологов. Западные рыцари владели Константинополем пятьдесят семь лет. Поход детей. После четвертого крестового похода чувствуется в Западной Европе утомление и разочарование. В XIII веке крупных походов для освобождения Гроба Господня уже не собиралось. Были лишь походы отдельных лиц, отдельных государей. К XIII же веку относится один поход, не важный по существу, но очень интересный по своему составу для характеристики данной эпохи, — это так называемый поход детей. У многих людей того времени составилось убеждение, что если взрослые люди благодаря своим грехам не могут вернуть Иерусалима, то невинные дети должны исполнить эту задачу, так как им поможет Бог. Во Франции один подросток, пастух по имени Стефан, начал проповедовать крестовый поход. Около него быстро собралась толпа в 30.000 человек мальчиков в возрасте по большей части от 12 до 13 лет; взрослые в большинстве случаев к ним относились благосклонно и при их проходе через города и деревни снабжали их деньгами и провизией. Услышав об этом движении, король Филипп II Август приказал детям вернуться домой. Меньшинство исполнило королевскую волю, но большая часть направилась в Марсель, где юные крестоносцы должны были сесть на корабли. Мало-помалу к ним присоединились священники, купцы, крестьяне, разные проходимцы, искавшие случая где-нибудь и как-нибудь поживиться. В Марселе двое корабельщиков согласились на семи судах перевезти детей в Сирию. По отъезде обнаружился самый гнусный обман: корабельщики оказались продавцами рабов мусульманам. Два корабля погибли в пути от бури, а остальные суда прибыли благополучно в Египет, где несчастные дети и были проданы в рабство. Говорят, что через несколько времени Фридрих II во время своего крестового похода встретил некоторых из этих юношей на Востоке и возвратил на родину. В Германии также составилось детское ополчение, которое дошло до южноитальянского города Бриндизи; но епископ этого города запретил детям сесть на суда. Дети должны были возвращаться домой в Германию и почти все погибли в дороге от голода и изнурения. Вот какие настроения могли быть в XIII веке!
Иннокентий III. Co старинного рисунка Музыкант. Рисунок из французской рукописи Сарацинское оружие Поход Фридриха II. Из походов, предпринятых отдельными лицами, наиболее интересен поход германского императора Фридриха II, который, прибыв в Палестину, без войны, одними переговорами убедил султана передать ему Иерусалим. Казалось, Святой Гроб снова будет принадлежать христианам. Фридрих II вступил в Иерусалим и короновался в церкви Святого Гроба. Но вскоре он должен был возвратиться в Европу, а у оставшихся в Палестине христиан не было достаточно сил, чтобы выдержать успешно натиски врагов. В 1244 году Иерусалим снова был завоеван мусульманами, во власти которых и остается до сих пор'. Походы Людовика IX. Последние два похода в XIII веке были предприняты благочестивым французским королем Людовиком IX Святым. Первый поход, направленный в Египет, окончился очень неудачно: войско Людовика, окруженное мусульманами, было почти совершенно уничтожено, а сам король попал в плен, из которого был освобожден лишь за большой выкуп. В старости Людовик IX предпринял новый поход, на этот раз в Тунис. Уже самая цель похода — Тунис, не имевший прямого отношения ни к Египту, ни к Палестине, показывает, что этот поход положительных результатов для Святой Земли иметь не мог. Действительно, войско Людовика, попав в непривычный жаркий климат и будучи сильно тревожимо мусульманами, стало падать духом; в лагере Людовика стала свирепствовать эпидемия, унесшая в 1270 году в могилу и самого престарелого короля. Судьба Святых Мест. К концу XIII века все христианские владения в Сирии были потеряны. В 1291 году мусульмане отняли у христиан их последний важный приморский город Акру (Акку, древнюю Птолемаиду), после чего все прочие приморские города сдались почти без боя мусульманам. Вся Сирия и Палестина перешли в руки мусульман, У христиан на Востоке после этого оставались еще два небольших государства: королевство кипрское, образовавшееся во время третьего крестового похода, с династией Лузиньянов, и королевство Малой Армении в юго-восточном углу Малой Азии. Это были слабые государства, просуществовавшие, однако, еще долгое время: Кипр был взят турками во второй половине XVI века2, а Малая Армения была завоевана мусульманами во второй половине XIV века. 'После создания Государства Израиль в 1948 г. часть Иерусалима отошла к Израилю, а восточная — к Иордании. Во время шестидневной войны 1967 г, восточная часть Иерусалима была захвачена Израилем, а затем аннексирована. 2 Кипрское королевство существовало до 1489 г., затем принадлежало Венеции, а в 1571 г. было завоевано турками. После падения Акры в 1291 году не было уже никакой надежды возвратить Святые Места. В XIV веке отдельные лица предпринимали немало крестовых походов на Востоке, во время которых кипрское королевство и Малая Армения оказывали посильную помощь крестоносцам; но походы никаких ощутительных результатов не имели. По мере того как исчезали христианские владения на Востоке, духовно-рыцарские ордена должны были прекратить там свою деятельность и стали искать других мест для поселения. Госпитали еры, или иоанниты, в начале XIV века завладели островом Родосом и жили там, пока в начале XVI века Родос не был завоеван турками; после чего император германский Карл V предоставил им для жительства остров Мальту; когда Наполеон Бонапарт занял остров, то мальтийские рыцари избрали своим гроссмейстером русского императора Павла I, после смерти которого гроссмейстеров не было до конца семидесятых годов XIX века, когда папа Лев XIII восстановил сан гроссмейстера мальтийского ордена. Тампли е ры, покинув Восток, обосновались главным образом во Франции, где в начале XIV века были истреблены, о чем будет сказано ниже. Тевтонский орден, покинув Палестину в начале XIII века, утвердился в устьях реки Вислы, удачно боролся с языческими литовскими племенами, соединился с другим уже известным нам немецким орденом меченосцев и основал сильное государство, просуществовавшее до XVI века. Итак, крестовые походы в смысле возвращения Святых Мест христианам окончились полною неудачей; но с более общей точки зрения эти походы имели на Западную Европу глубокое и разностороннее значение. Значение крестовых походов. Прежде всего Западной Европе открылся обширный неизвестный мир, гораздо более образованный и просвещенный, чем Европа времени крестовых походов. Крестоносцы знакомились с новыми людьми, обычаями и нравами, с новою природою и ее неведомыми еще для Европы произведениями, с цветущею культурой Византии и мусульманского Востока. Знакомство с новыми странами повело к развитию на Западе истории и географии. Арабы, которые были особенно сильны в так называемых точных науках и в медицине, передали свои глубокие познания в них Европе. Умственный горизонт западноевропейца в эпоху крестовых походов расширился; и западноевропеец стал смотреть иными глазами на многие явления современной ему жизни. Глубокое изменение внесли крестовые походы во взгляды на папство и на католическую церковь, т. е. на те главные основания, на которых покоилась жизнь средневековья. Папы стали во главе крестоносного движения; они его проповедовали; они к нему побуждали людей. Видя в этом веление Божие, они объявляли, что крестоносное движение Европы для освобождения драгоценнейшей святыни христианского мира, а именно Гроба Господня, не могло потерпеть неудачи; крестоносцы непременно будут иметь успех в предпринятом святом деле; Святые Места должны перейти в руки христиан. В случае удачи крестовых походов папы надеялись еще более возвеличить свою и без того уже великую власть. Но походы окончились полной неудачей, и папское предсказание не исполнилось. Люди стали с этих пор менее доверчиво относиться к папской власти, яснее отмечать ее слабые стороны и критически к ней относиться. Папы никогда уже не могли возвратить себе прежнего исключительного положения. Большое влияние оказали крестовые походы также на о т ношение к католической церкви. Во время походов крестоносцы лично познакомились с другими религиями, о которых католическая церковь говорила лишь одно худое и которые она совершенно отрицала. Крестоносцы увидели, что представители этих иных религий, например, мусульмане, вовсе не были теми страшными людьми, общение с которыми, как говорила католическая церковь, должно было вести к гибели; у них оказались свои достоинства; крестоносцы же за время походов и латинского владычества на Востоке привыкли с ними иметь сношения и хорошо познакомились с ними. Следствием подобного общения с другими религиями было появление религиозной терпимости на Западе, более спокойного и здравого отношения к ним. Католическая религия перестала быть для Запада единственно возможною религией, которая направляла всю жизнь человека и господствовала над его умом. Люди начали уходить из-под всепоглощающего влияния католической церкви, сами стали задумываться над различными религиозными вопросами и пытались их разрешить по-своему. Отсюда на Западе появились еретические учения, вступившие в борьбу с церковью. Таким образом, за время крестовых походов произошел переворот в воззрениях западноевропейского общества на католическую церковь. Папство и церковь в эту эпоху потеряли то, что они с таким трудом и упорством создавали в течение очень долгого времени. Крестовые походы послужили также к блестящему развитию западноевропейской торговли и промышленности. Развился громадный обмен между произведениями Запада и Востока. В эту эпоху Запад мог уже в торговых сношениях иметь дело прямо с Востоком без посредничества Византии, что еще более облегчало и развивало эти сношения. Особенно выиграли в этой области итальянские приморские города, обладавшие торговым флотом, Венеция, Генуя и Пиза. За ними развивали свою торговлю и города внутренней Италии, например, Милан, Флоренция и некоторые другие. Богатела и Франция. Вообще этот торговый подъем отразился главным образом на судьбе городов, которые, разбогатев и почувствовав в своих руках большую денежную силу, стали стремиться к самостоятельности в смысле своего управления. Особенно усилились в эпоху крестовых походов города Франции и Италии. Итальянские города, как мы уже знаем, смогли вести упорную и удачную борьбу с Гогенштауфенами. Крестовые походы отразились не только на городском сословии, но и на рыцарском сословии, и на крестьянах. Ры цари различных европейских стран во время совместных походов сблизились между собою; они мало-помалу потеряли отличительные особенности рыцарства своей страны, выработали общие для всех рыцарей условия жизни и стали придерживаться одинаковых обычаев. В эту эпоху создалось общеевропейское рыцарство, которое нашло отражение в богатой и интересной рыцарской поэзии. Что касается крестьян, то они, отправляясь в крестовые походы, часто получали от своего господина свободу от крепостничества; приехав обратно на родину, они уже не возвращались в прежнее состояние крепостного крестьянина и становились свободными крестьянами. Таким образом крестовые походы содействовали освобождению крестьян, конечно, их некоторой части и не везде, от крепостной зависимости. Во всяком случае, с этого времени свободный крестьянин в Западной Европе уже становится известным. Если для Западной Европы крестовые походы совершенно видоизменили условия жизни и привели ее к могуществу и богатой культуре, то для Византии эти походы — и особенно четвертый — явились роковыми: они уничтожили политическое и экономическое значение Византийской империи, которая, начиная с XIII века, с момента ее восстановления, уже не жила, а прозябала, идя к неминуемой погибели. Константинопольский разгром 1204 года был смертельным ударом для Византии.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.019 сек.) |