|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Древний РимИ в Древний мир пришел опыт эллинских празднеств, в частности римляне справляли «пятилетние игры» по образцу Олимпийских и других древнегреческих игр. Однако в празднествах Древнего Рима было много и своеобразных черт, обусловленных государственной политикой и строем. Пожалуй, наиболее существенным различием было качественное изменение сущности празднества. Если главным действующим лицом массовых празднеств Древней Эллады был народ, то в Риме в массовых спектаклях под открытым небом народу отводилась пассивная роль: теперь это была не единая праздничная народная масса, а довольно-таки отделенные друг от друга исполнители и зрители. В ряду массовых зрелищ, продолжающих эту линию, стоят и римские триумфы. Это были традиционные массовые парады-спектакли, где народ принимал участие лишь в качестве зрителей. С точки зрения зрелищного восприятия в триумфальном римском ритуале многое было интересно придумано и осуществлено. Триумфы всегда были связаны с победами над врагом и являлась массовыми спектаклями, прославляющими республику, ее силу и могущество, мужество ее боевых легионов. Празднествам этим придавалось большое значение, и проходили они по специальным построением римского сената. Центральной фигурой парада-спектакля, где использовались музыка, песни, стихи, шествия, пляски, иллюминация, был триумфатор, в честь которого и устраивался праздник. И режиссерски все было построено так, что внимание зрителей сосредотачивалось на героях дня. Перед торжественной колесницей триумфатора, как правило, вели побежденных воинов во главе с царем или членами царствующей династии побежденной страны или же вождями враждебных племен. Это служило как бы документальным свидетельством Победы римского воинства. Обязательным компонентом триумфа было участие победоносных римских легионов – театрализованный военный парад, являющийся одним из основных звеньев массового спектакля. Организаторы триумфов были неистощимы на выдумки. Римский историк и писатель Светоний рассказывает о том, как после одного из триумфов Цезаря весной 46 года до н.э. вечером жители Рима были поражены необыкновенной иллюминацией: множество факелов, установленных на спинах вереницы идущих слонов, освещали триумфатору путь на Капитолий… Светоний пишет о Цезаре: «Зрелища он устраивал самые разнообразные: и битву гладиоторов, и театральные представления по всем кварталам города и на всех языках, и скачки в цирке, и состязания артистов, и морской бой… Атлеты состязались в течении трех дней на временном стадионе, нарочно сооруженном вблизи Марсового поля. Для морского боя выкопано озеро на малом Кадетском поле: в бою участвовали биремы, триремы, квадриремы тирийского и египетского образца со множеством бойцов. На все эти зрелища отовсюду стекалось столько народу, что много приезжих ночевало в палатках по улицам и переулкам». В числе массовых празднеств. Древнего Рима следует отметить «столетние торжества», которые справлялись каждые 100 лет. Подготовка к этим празднествам начиналась задолго. Целые группы поэтов и композиторов создавали специальные произведение. Известно, например, что для «столетних торжеств», отмечавшихся при Августе, песнопения писал сам Гораций. Популярны были в Риме и луперкалии – празднования в честь Фавна, «праздник перепутий» и «малые триумфы» - овации, во время которых триумфатор входил в город пешком, а не въезжал на колеснице, как в большой триумфе. В овациях были большие группы участников, называющихся хлопальщиками. Во время шествия хлопальщики бежали вокруг триумфатора, шумно аплодируя ему. Очевидно, с того времени в обиход вошло слово «овация», ставшее синонимом долгих, шумных аплодисментов. Древнеримские массовые действия из тех, что известны нам по документам той эпохи, были последним явлением подобного рода в древние века. Затем в Европе надолго наступило затишье. Возможно, в разных европейских странах и возникли массовые празднества, но они не стали крупным общественным явлением и не оставили следа в истории развития и становления жанра. Всей античной культуре присущ дух борьбы и состязания, испытания. Римляне, как и греки, обожали всякие соревнования. Не было ничего почетнее, чем стать победителем в каком-либо соревновании и получить в награду венок. Театральные представления в Риме устраивались во время праздников. Особенным успехом пользовались грандиозные зрелища, когда на сцене появлялись отряды конницы, пехоты, включались в действие шествия пленных, выступления редкостных зверей. Большую популярность имели сольные пантомимы (обычно на мифологический сюжет) под музыку и пение хора, комедии, представления в цирках, бои гладиаторов в амфитеатрах. Римский праздник Лемурия был посвящен умиротворению и поминанию лемуров, блуждающих душ умерших. Каждая семья отправляла свою церемонию, которая заканчивалась возложением даров к могилам. А в честь тех, кто умер, но не имеет могилы, глава семейства босиком обходил вокруг дома, поочередно бросая себе за спину девять черных бобов. В конце месяца древние римляне отмечали праздник в честь царицы преисподней Прозерпины и ее возлюбленного Плутона. Прозерпина повелевала царством теней (душ), но ее владения были связаны не только со смертью. Плутон был известен и как бог скрытого богатства. Римлянам больше нравились гладиаторские бои и травля зверей в цирках и амфитеатрах. Римские императоры устраивали для сограждан грандиозные зрелища, на организацию которых тратились колоссальные средства. Государство просто обязано было тратить имевшиеся у него средства на общественные нужды. Поэтому лозунг римского люмпен-пролетариата “ хлеба и зрелищ!” был закономерен и оправдан.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |