|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Древний КитайПервыми письменными источниками прафилософии Древнего Китая были «Книга песен», «Книга перемен», «Книга обрядов», «Летопись весны и осени»…Они создавались в первом тысячелетии до н.э., а в 7-ом – 3-ем веках сформировались философские школы – конфуцианство, даосизм, легизм, моизм и т.д. Государство в Китае является идейным и структурообразующим стержнем общества. В середине первого тысячелетия до н.э. Китайское государство находилось в полураспавшемся состоянии. Это была эпоха воюющих царств. Император был фигурой сакральной, но реальной властью не обладал. Частями Китая управляли наместники Вана (императора), а фактически независимые правители, которые воевали между собой => политический и экономический упадок. В древнекитайской философии считалось, что Небо – высшая сила, неподвластная человеку, а Поднебесная – мир, где обитает человек. Если в Индии все философские школы так или иначе соотносились с «Ведами», то в Китае все школы противостояли конфуцианству, которое во 2-ом в до н.э. приобрело статус государственной идеологии и сохраняло его до Нового Времени. Философия Китая – целостное образование, т.к. она имела единый источник – культуру Дао. · Конфуцианство. Основоположник – мудрец Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.).
Конфуцианство – это морально-этическое учение, объясняющее, какое место каждый человек занимает в мире. Взгляды Конфуция отличались традиционностью и консерватизмом. В основе учения лежат 2 принципа: 1. Все несчастья – следствие отступлений от традиций предков 2. Необходимо вернуться к традициям
Государство (=общество) должно быть устроено как семья, роли в которой строго распределены. Важнейшую роль в учении Конфуция играло учение о Небе.
«Государь должен быть государем, отец – отцом, сын – сыном, сановник – сановником»
«Истоками власти правителя являются: следование моральным принципам и личный пример. Поданные должны уважать своего мудрого, заботливого правителя и выполнять его веления, считая это своей обязанностью»
· Даосизм. Основоположник – китайский философ Лао-Цзы. В основе философии даосизма лежит понятие «Дао» (путь) – первоначальный, безличный закон. «Дао» - ничто, это начало и конец мира. Все вещи рождены из небытия, а затем уходят в небытие => только «Дао» вечно, все остальное приходит и уходит.
Даосизм – оппозиция конфуцианству. Согласно преданию, Лао-Цзы – главный хранитель архивов при дворе правительства. Он встречался с Конфуцием и знал его учение. Разочаровался в китайской государственности и отправился странствовать. Если для Конфуция «Дао» - социальное явление, то Лао-Цзы акцентирует внимание на природном аспекте Дао => «Следуй естеству всех вещей и не имей в себе ничего лишнего» => мир произошел из «Дао» и управляется им. Мир живет в форме борьбы двух начал: положительного Ян и отрицательного Инь. Человек тоже является проявлением «Дао».
Все социальное зло Лао-Цзы объясняет отклонение от подлинного «Дао». Это все неестественное, созданное человеком: законы, войны и даже культура. Идеал даосов – не служение сильному государству, а пассивное созерцание, без роскоши, войн и т.д.
· Моизм. Основоположник – Мо-цзы (477 – 400 гг. до н.э.). Мо-цзы проповедовал принципы любви и равенства людей => высшая цель государства – благо народа, но вводить «всеобщую любовь» предлагает убеждением и принуждением.
Чиновничество является привилегированным слоем, подчинение ему народа беспрекословно. Мо-цзы предлагал разработать такую систему наград и наказаний, при которой любить – выгодно, а не любить – невыгодно.
· Легизм. Основоположник – Шан Ян (390 – 338 гг. до н.э.). Основной принцип: в государстве должно действовать главенство законов, которые установлены правителем, власть которого абсолютна. При управлении государством следует опираться на страх людей перед наказанием. Легисты считали ненужным, опасным для государства ученость и искусство. Когда Шан Ян возглавил правительство царства Цинь, он предложил сжечь книги, а затем легисты казнили многих ученых.
«Если народ бессилен – государство могущественно, когда народ могущественен – государство бессильно»
Таким образом, ничто не пропало из идей этих мыслителей: государство Цинь методами Шан Яна достигло могущества, подчинило себе все остальные царства и образовало Китайскую Империю. Её правитель теми же методами построил Великую Китайскую Стену. Чиновники в Китае сдавали экзамен по теории Конфуция, а его сделали богом. Даосизм стал одной из национальных религий Китая, китайское общество отличалось национальным единством и динамизмом.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |