|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формационный и цивилизационный подход к анализу развития обществаСуществуют разные подходы к анализу мировой истории, в процессе которой идет развитие общества. Один из них – линейно-стадиальный (другой – стадиально-цивилизационный, как вариант линейно-стадиального разработали в середине 20-го века Уолт Ростоу, Д. Белл в своей концепции индустриального общества, а затем доработали О. Тоффлер, З. Бжезинский в концепции постиндустриального общества). Своего наивысшего развития линейно-стадиальное понимание достигло в марксистском, формационном варианте. Термин «формация» Маркс позаимствовал из геологии, где он означает одновременно состояние, пласт земли и ее формирование. Применительно к обществу этот термин рассматривает общество как процесс и как состояние, структуру системы отношений между людьми. Материалистическое понимание истории общества исходит из того, что общественное бытие первично по отношению к общественному сознанию. Т.е. общественное бытие определяет общественное сознание. Общественное бытие – реальный процесс жизни людей, своего рода социальная материя, которая отражается в общественном сознании. Общественное сознание – осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Для Маркса и Энгельса сущность человека определяется совокупностью общественных отношений, т.к. способом существования человека и общества является общественная предметно-преобразовательная деятельность – труд.
Основу материальной жизни общества составляет общественный процесс производства средств и условий существования человека и воспроизводства самой жизни. Поэтому историческое развитие общества рассматривается как изменение форм и способов этого производства. Понятие «способ производства» призвано дать представление о том, каким именно путем осуществляется общественное производство. В способе производства различают 2 основных элемента: производительные силы и производственные отношения, которые образуют структуру способа производства.
Производительные силы включают в себя человеческую личностную компоненту (рабочая сила) и предметно-вещную (средства производства). Рабочая сила представляет собой физическую и интеллектуально-организующую способность человека производить блага и оказывать услуги. Средства производства состоят из орудий труда и предметов труда. Орудия труда – наиболее важная, активно используемая часть производства, при помощи них осуществляется производственный процесс. Предметы труда – это то, на что направлена трудовая деятельность, из чего создается продукция. Любое производство начинается только при условии соединения рабочей силы и средств производства. Формы и способы их соединения образуют производственные отношения, которые осуществляются в конкретных действиях собственников этих компонентов. Вопрос о собственности является главным вопросом в производственных отношениях. Средства производства являются материально-предметными условиями любого труда. Они сами представляют собой опредмеченный труд, «мертвый труд». Именно собственность на средства производства определяет способ взаимодействия рабочей силы и средств производства, а потому и условия всего производства.
Производственные отношения – объективные отношения (общественные), в которые вступают люди в процессе общественного производства и которые являются необходимыми. Они выступают как базисные отношения, составляют экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается определяемая ими юридическая, политическая и др. надстройка, и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Таким образом, в надстройку входят: · Общественные идеи · Социальные институты и организации, сформированные в соответствии с этими идеями · Идеологические отношения (отношения, сложившиеся в результате специальной сознательной целенаправленной деятельности)
Надстройка обладает относительной самостоятельностью, которая проявляется в том, что: · Она обладает собственной историей развития · Она активно влияет на базис, способствует и препятствует его развитию.
На основе способа производства формируется определенный тип общества как целостной системы. Конкретно-исторический тип общества, взятый в единстве всех его сторон, на основе определенного способа производства, выражен в понятии «общественно-экономическая формация». С позиции формационного подхода, история общества предстает в виде пяти ступеней его прогрессивного развития, в виде сменяющих друг друга ОЭФ: ü Первобытно-общинной ü Рабовладельческой ü Феодально-крепостнической ü Капиталистической ü Коммунистической Каждая из них характеризуется следующими моментами:
В понятии «общественно-экономическая формация» фиксируется то общее, повторяющееся, что характерно для разных стран, находящихся на одной ступени исторического развития. Переход от ОЭФ к другой происходит как разрешение противоречий, назревающих между постоянно растущим уровнем развития производительных сил и сдерживающими их развитие старыми производственными отношениями. Производительные силы «взрывают» устаревшие производственные отношения для установления новых. Эта борьба проявляется на уровне социальных противоречий в виде борьбы классов. Высшая точка (форма) такой борьбы – социальная революция («локомотив истории»). Коммунистическая ОЭФ коренным образом отличается от предшествующих. Это модель будущего общества, теоретически сформированная в результате анализа реальных противоречий капиталистической формации. Согласно марксизму, высокий уровень развития производительных сил, роста производительности труда требует изменения производственных отношений. Отношения, основанные на частной собственности, заменяются отношениями общественной собственности на средства производства. В результате исчезает экономическая основа имущественного расслоения общества. Исчезают классы, а вместе с ними исчезает необходимость в политической власти, государство как политический институт за ненадобностью отмирает. Общественная власть осуществляется в виде высокоразвитого общественного самоуправления. Сам Маркс не давал конкретного образа коммунистического общества. Он характеризовал его на уровне общих принципов прогрессивного развития способа производства и соотносил свою «модель» с конкретно-историческими условиями существования современного ему общества. Движущей силой истории является борьба классов, но творят историю народные массы. Под народными массами Маркс понимал трудящихся, то есть тех, кто непосредственно участвует в процессе создания материальных благ и, в силу этого, испытывает на себе противоречия общественного производства. Их воля – своеобразное выражение «воли» этого процесса. Отсюда их определяющее значение в истории. Народные массы определяют ход исторического процесса, а исторические личности концентрированно выражают их интересы и, понимая тенденции общественного развития, организуют и направляют волевую энергию масс на решение исторических задач. Значение исторической личности определяется пониманием ею исторических процессов, адекватностью отражения интересов народных масс, степенью выражения их воли, способностью мобилизовать и направлять их усилия. Маркс разработал особую концепцию социальных изменений. Он считал, что классовая борьба – основной двигатель истории. Это значит, что трансформирующиеся экономические структуры сами по себе не способны вызвать социальные изменения. Для этого необходимо активное вмешательство. В этом Маркс заимствовал идею из диалектики Гегеля (всякое явление заключает в себе силы для собственного изменения). Для формационного подход характерно:
Если теория ОЭФ предполагает изучение общих законов и закономерностей развития разных стран и народов, то сторонники цивилизационного подхода на первый план выдвигают уникальность исторического пути того или иного народа и общества. Сегодня существует более 200 определений понятия «цивилизация». Цивилизация проивоздно от латинского слова civilis – гражданский, обычно понимают высокий уровень развития материальной и духовной культуры. В научный оборот это понятие было введено французскими просветителями. В конце 19-начале 20 века это понятие стало популярным благодаря трудам Данилевского, Шпенглера, Тойнби, Ясперса и др. В исторической науке цивилизации – это крупные социокультурные системы, обладающие своими закономерностями. Каждая цивилизация самобытна, «живет» своей жизнью, имеет свои социальные институты и ценности. Признаки цивилизации:
Разные ученые по-разному понимают цивилизацию:
Определенные закономерности в развитии различных цивилизаций могут прослеживаться, но основополагающая роль принадлежит субъективным факторам общественного развития. Человек – творец истории. Он находится в центре прошлого и настоящего. Любая цивилизация характеризуется не столько базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, способами взаимосвязи с окружающим миром.
Существует множество типологий цивилизаций. В основе лежат разные подходы: 1. линейно-стадиальный 2. локальный (Египетская, Китайская, Античная, Европейская…) В современном обществе все локальные цивилизации делят на 2 группы:
Русский ученый Н.Я. Данилевский (1822-1885) в своей книге «Россия и Европа» предложил теорию культурно-исторических типов развития. Ядро каждого культурно-исторического типа составляют «исторические народы», обладающие собственной идеей и задачей. Данилевский считал, что существование каждого типа ограничено во времени. Он выделил 10 локальных цивилизаций.
Немецкий ученый Освальд Шпенглер (1880-1936) в работе «Закат Европы» противопоставил понятие «цивилизация» и понятие «культура». Культура – это не единое общечеловеческое явление, а расколотое на 8 культур явление. Эти культуры вырастают из собственного способа переживания жизни. Жизнь культуры подчинена жесткому ритму: рождение, детство, молодость, зрелость, старость, закат (вырождение культуры). Например, переход от культуры к цивилизации античный мир совершил в 4 веке до н.э., а внутренняя смерть Античности произошла в Римскую эпоху. Запад начал переход в 19 веке, значит, смерть его должна была наступить к 2000 году.
Английский историк и философ А. Тойнби (1889-1975) насчитывал 21 цивилизацию, возникновение которых он объяснял с помощью закон а «вызов-ответ» (Среда обитания бросает человеку вызов, человек вынужден приспосабливаться к ней, создавать искусственную среду обитания. Сильный вызов может остановить развитие культуры, а слабый вовсе не способствовать развитию цивилизации).
Для цивилизационного подхода характерно:
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |