|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мыслители и их взглядыШарль Луи Монтескьё (1689-1755) – барон, юрист, писатель, философ. Президент Парламента г. Бордо, член Парижской академии наук. Его считают предшественником научной социологии. Его правовые идеи активно использовали европейский монархи (Екатерина 2 (годы правления 1762-1796) «наказ для Уложенной комиссии» (1766-1768), Наполеон для своего «Кодекса»). Монтескье заложил основы сравнительного правоведения, сопоставляя законы европейских и азиатских государств. Главное произведение – «О духе законов». Прославился, издав «Персидские письма» (1721), в которых показал со стороны современную ему французскую жизнь. Это произведение обличало деспотизм, абсолютизм, религиозную нетерпимость, нравы знати и образ жизни европейцев. Это произведение было запрещено. В философском сочинении «О духе законов» Монтескье утверждает качественные отличия социального мира от природного. Природа, согласно Декарту и Ньютону, - сложная машина, следующая законам физики, а в социальной реальности есть свобода воли. Общество развивается на основе прогресса разума и просвещения. Для Монтескье единство общества обеспечивается «духом народа», но сам дух (общий характер нации) формируется постепенно, под влиянием различных физических и других факторов (климата, религии, законов…). Самый нижний уровень – факторы географической среды. Они определяют характер хозяйственной деятельности людей. Эти занятия определяют обычаи, нравы, характер народ, а над ними надстраиваются правовые нормы. По образцу древнегреческих философов он выделял разные формы правления (монархия, республика, деспотия ). Свободным государством он считал умеренную монархию, в которой власть короля уравновешена с одной стороны дворянством, а с другой стороны – третьим сословием (буржуазией). В этом состоит идея разделения властей Шарля Луи. Философские идеи Монтескье в социологии были развиты представителями географического детерминизма.
Географический детерминизм - концепция, согласно которой географические условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер. Представители: Монтескье, Иоганн Готфрид, Гердер.
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778) – французский философ, почетный член Петербургской академии наук. Излагал свои сочинения во множестве отдельных, но не специальных сочинений. Его идеал – свобода, равенство, просвещение, разум. Негативно относился к католицизму, который, по его мнению, делает человека несвободным. Критиковал католическую церковь, которая насаждала предрассудки, суеверия, невежество. Вольтер призывал: «Раздавите гадину!». Но при этом он считал, что религия – необходимое средство для сдерживания народа. «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать, ибо с помощью идеи Бога и того же невежества проще управлять человеческим стадом». Вольтер говорил: «Если чернь начнет думать, то все погибло». Все абстрактные идеалы Вольтера предназначались индивиду, личности, противостоящей толпе. Он выступал за равенство правовое, а не социальное. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Сам Вольтер не был дворянином, но выступал за гражданское равенство, осуждал тиранию и восхищался английской парламентской монархией. Он верил, что преобразований в духе его идеалов следует ждать от просвещенных монархов. Вольтер разработал собственную философию истории. Пишет семитомный «Опыт всеобщей истории о правах и духе народа», где отстаивает мысль, что историю делают люди, а не Провидения. Люди ответственны за творимое зло, но их усилия, особенно выдающихся личностей, способны изменять к лучшему судьбы целых народ. С идеей «рукотворной» истории согласуется главная мысль его произведения «Кандид, или Оптимизм»: не надеяться, что сегодняшнее зло обернется будущим добром, а «возделывать свой сад», т.е. самому добиваться собственного счастья.
Жан Жак Руссо (1712-1778) – философ, литератор, родился в Женеве. Биография Руссо легендарна, образ жизни и мысли – необычны. Он вырос, не зная родителей, мать умерла, когда он был ребенком, а отец бросил сына. Руссо женился на служанке отеля, которая была невежественна и до конца дней даже не могла определить время по часам. Пятерых детей Руссо отдал в воспитательный дом. Руссо – выразитель революционных настроений третьего сословия. Руссо создал собственную теорию общественного договора. Он – один из самых парадоксальных мыслителей эпохи просвещения. Его взгляды противоположны либерализму, при этом, он – самый решительный обвинитель действительности, называвший злом всю культуру. Руссо утверждал, что изначально каждый человек добр, обладает врожденной нравственностью, и только общество делает человека плохим. Порочная социальная реальность толкает человека на дурные поступки. Руссо призывал отказаться от всего искусственного, обратится к природе («Назад в природу!») и доверять своим чувствам. С этих идей зародилось направление сентиментализм. Сам Жан Жак много скитался и путешествовал. Он был дружен со многими знаменитостями своего времени – Вольтером, Юмом, энциклопедистами, но поссорился со всеми, подозревая всех в заговоре против себя. Написал 390 статей для Энциклопедии Дидро. Произведения Руссо, сделавшие ему имя и принесшие популярность, - конкурсное сочинение для Дижонской академии и «Об общественном договоре, или Принципы политического права». Дижонская академия спрашивала: «Содействовало ли развитие наук и искусств очищению нравов?» Руссо ответил, что просвещение портит нравы, а культура есть ложь и преступление. В общественном договоре Руссо настаивает на прямом и безусловном народоправстве, неотягощенном политическими изысками вроде разделения властей. Задачаобщественного договора, как его понимал Руссо, - реализация естественных законов в высоко развитом общественном состоянии. Такой договор есть дело будущего, а не прошлого. В его государстве не должно быть разделения властей (народный суверенитет неделим) и предпочтительна прямая демократия. Такое государство способно обеспечить справедливость и реальное равенство всех граждан и защитить их свободу. «Все люди от рождения равны». Говоря о равенстве, Руссо имел в виду социальное равенство. Руссо пытался влиять на реальную политику, он написал проект Конституции для Корсики.
Дени Дидро (1713-1784) – философ-просветитель, почетный член Петербургской академии наук. Дидро прославился как создатель «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусства и ремесел». Он вместе с Даламбером перевел «Энциклопедию, или Всеобщий словарь ремесел и наук» Э. Чемберса. Дидро дополнил это сочинение, написав более 6000 статей. Он привлек к сотрудничеству Руссо, Вольтера, Монтескье, Гольдбаха, грамматика Дю Марсе, скульптора Фальконе Э.М., экономиста Кене. Итогом стал универсальный свод знаний. Этот семнадцати томный труд освещал все достижения мысли того времени. По мировоззрению Дидро – материалист и атеист. Он доказывал, что нравственные, религиозные и другие представления человека зарождаются под влиянием опыта и не являются врожденными. Этим он оппонирует теории о врожденных идеях. Он критиковал нравы и обычаи, но восхвалял просвещенную монархию, за что был отмечен благосклонностью европейских монархов. По приглашению Екатерины он гостил в России.
Поль Анри Гольдбах (1723-1789) – как и Дидро, он считал человека продуктом социальной среды, которая определяется господствующей идеологией. «Мнения правят миром». В труде «Естественная политика» он отмечает, что из природы человека может быть выведена политическая система. Интересы личной пользы толкают людей к созданию государства. В государстве действуют законы, определенные общественным договором и регулирующиеся гражданами, сувереном и народом.
Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) - французский литератор и философ-материалист утилитарного направления. Выступал против тезисов Монтескье о решающей роли географической среды. Являлся сторонником учения о решающей роли социальной среды в формировании личности, считал страсти человека главной движущей силой общественного развития. Нравы, ценности и т.д. формирует социальная среда. «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». Люди не рождаются дурными или злыми, их поведение и характер определяются положением, в котором они находятся. В качестве политического идеала, Гельвеций выделял федеративную республику из 30провинций с равной территорией и управляющейся одними законами. Противник религии. Гельвеций считал, что мир материален, бесконечен во времени и пространстве, материя находится в постоянном движении. Мышление и ощущение являются свойствами материи, её наиболее сложными образованиями. Выступал против агностицизма и идеи божественного происхождения мира. Гельвеций пытался создать «науку о нравственности». По его мнению, из двух чувств любви к удовольствию и отвращения к страданию, возникает третье чувство любви к себе. Именно любовь к себе он считал первичным импульсом всех действий человека. Любовь к себе порождает в свою очередь страсти, стремление к счастью и интересы.
Анн Тюрго (1727-1781) – французский государственный деятель, философ-просветитель и экономист, один из основоположников экономического либерализма. Окончил Сарбону, карьеру начал чиновником парижского парламента. Был генеральным контролером финансов. Философские взгляды формировались под воздействием просветителей. Доказывая постоянное развитие законов природы, он сформулировал один из первых вариантов рациональной теории общественного прогресса, предвосхитив концепцию Кондорсе. Он высказал мысль о трех стадиях культурного прогресса человечества: 1) религиозный прогресс 2) спекулятивный (философский) 3) научный. В дальнейшем эту идею развил Огюст Конт. Тюрго отстаивал принцип свободы экономической деятельности вслед за Кене и другими физиократами. Он впервые подошел к пониманию значения собственности на средства производства в классовом обществе…
Жан Антуан Николя Кондорсе (1743-1794) – маркиз, математик, философ, почетный член Петербургской академии наук, сотрудник Энциклопедии. Заведовал комитетом мер и весов. Был избран в законодательное собрание в 1791 г. Правительство Робеспьера заочно приговорило его к смертной казни. В 1794 году был пойман, и в тюрьме покончил с собой. Один из основоположников теории общественного прогресса. Поступательное движение истории Кондорсе объяснял безграничной возможностью развития человеческого разума. Идеи Кондорсе сыграли значительную роль в критике теологического объяснения истории, провиденциализма и, в особенности, в развитии просветительской концепции исторического прогресса.
Идеи французских просветителей стали основой революционной борьбы во Франции (1789). Так, в «Декларации прав человека и гражданина» воспроизведено рассуждение Гельвеция о возможном нарушении права собственности во имя общественного блага
Идеи Просвещения господствовали не только во Франции. Они охватили все страны Европы и Америку. Особый интерес к политической теории существовал в Британских колониях, в частности, в Северной Америке был связан с обострением противоречий между колониями и митрополией.
Томас Джефферсон (1743-1826) – автор Декларации независимости США, которая была провозглашена 4 июля 1776 года. Опираясь на доктрину естественного права и договорного происхождения государства, он отстаивает идею народного суверенитета, утверждает существование неотчуждаемых прав человека. Особое значение Декларации в том, что она – первый государственный акт, провозгласивший идею народного суверенитета основой государственной жизни.
Джеймс Мэдисон (1751-1836) – американский государственный деятель, один из «отцов-основателей» США, философ, 4-ый Президент США. Мэдисон считал, что индивидуальная свобода – высшая ценность, которая должна быть защищена Конституцией. Он понимал, что демократия неизбежно порождает противоречия между правящим большинством и меньшинством, и стремился найти рычаги, которые гарантировали бы меньшинству политические права и укрепляли его (меньшинства) права. Мэдисон считал, что представительная демократия создает лучшие условия для свободы личности, не позволяет большинству подавлять меньшинство, хотя и понимал, что представители могут предавать интересы народа => Мэдисон – один из создателей системы сдержек и противовесов в американской политической системе. Он был последовательным сторонником федерализма как оптимальной формы государственно-территориального устройства.
Дэвид Юм (1711-1776) - шотландский философ, представитель эмпиризма и агностицизма, предшественник позитивизма, экономист и историк, публицист, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения. Юм считал, что наше познание начинается с опыта и заканчивается опытом, без врождённого знания (априорного). Поэтому мы не знаем причину нашего опыта. Так как опыт всегда ограничен прошлым, мы не можем постичь будущего. За такие суждения Юм считался большим скептиком в возможности познании мира через опыт. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и воображения). После восприятия материала познающий начинает обрабатывать эти представления. Разложение по сходству и различию, далеко друг от друга или рядом (пространство), и по причинно-следственной связи. Всё состоит из впечатлений. А каков источник ощущения восприятия? Юм отвечает, что существует, по меньшей мере, три гипотезы: 1. Существуют образы объективных предметов (теория отражения, материализм). 2. Мир — это комплекс ощущений восприятия (субъективный идеализм). 3. Ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом, высшим духом (объективный идеализм). Юм ставит вопрос, какая же из этих гипотез верна. Для этого надо сравнить эти типы восприятий. Но мы закованы в черте нашего восприятия и никогда не узнаем, что за ней. Значит вопрос о том, каков источник ощущения — принципиально не разрешимый вопрос. Всё может быть, но мы никогда не сможем это проверить. Никаких доказательств существования мира не существует. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть. В 1876 году Томас Генри Хаксли ввел термин агностицизм для обозначения такой позиции. Иногда создаётся ложное впечатление, что Юм утверждает абсолютную невозможность познания, но это не совсем так. Содержание сознания мы знаем, значит, мир в сознании известен. То есть мы знаем мир, который является в нашем сознании, но мы никогда не узнаем сущности мира, мы можем узнать только явления. Такое направление носит название феноменализма. На этой основе построено большинство теорий современной западной философии, утверждающих неразрешимость основного вопроса философии. Причинно-следственные связи в теории Юма — это результат нашей привычки. А человек — это пучок восприятий. Основу нравственности Юм видел в нравственном чувстве, однако он отрицал свободу воли, считая, что все наши поступки обусловлены аффектами. Иммануил Кант писал, что Юм не был понят. Существует точка зрения, что его идеи в сфере философии права только начинают осознаваться в полной мере в XXI столетии.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |