|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Античная философия. Античная философия – учения греческих и римских философов с 7 века до н.эАнтичная философия – учения греческих и римских философов с 7 века до н.э. по 5 век н.э.
Античная философия делится на три периода: 1. С 7 по 5 века до н.э. – зарождение и формирование древнегреческой философии (философы изучали природу; складывались первые философские концепции) – «досократическая». 2. С 5 по 4 века до н.э. – расцвет древнегреческой философии; сформировалась «Афинская школа» - Сократ, Платон, Аристотель. 3. С конца 4 века до н.э. по 5 век н.э. – время заката Античной философии; начинается с эпохи эллинизма и заканчивается падением Римской империи (476 год н.э.). На этом этапе происходит переосмысление классической философии (представители этого периода: эпикурейцы, киники, стоики, скептики и др.).
* * * Общественное устройство древнегреческих полисов (городов – государств) создало социальные группы людей, свободных от физического труда. Если на Востоке эта прослойка – жрецы, чиновники, верхушка родовой знати, то в полисах – граждане. Общественная жизнь полисов отличалась большой степенью независимости, чем у других народов. Занятия философией (а позднее историей и др.) были для греков времяпрепровождением, наиболее достойным человека с хорошим достатком. Все Античные мыслители были философами, очень немногие – общественно-политическими деятелями. Все они признавали институт рабства, не уважали труд вообще, презирали толпу, единоличную власть в форме тирании, а также отрицали демократию. Общество долгое время не интересовало философов, но обратило на себя внимание мыслителей, когда его положение стало неблагополучным. Древняя Греция – несколько отдельных городов (полисов) с сельскими округами. Количество полноправных граждан не превышало несколько сот человек, которые владели землей. Политическое единство в этом мире – военные союзы нескольких городов против соседей. Полис управлялся коллегиальным органом из представителей родовой знати, лучших людей => по-гречески лучший – aristos, а власть – kratos, то есть такая власть – аристократия. Власть аристократов опиралась на традиции и на народное собрание, придававшее законную силу их решениям. Пока среднезажиточных граждан было больше, общество пребывало в стабильности и благополучии. Но в конце 5 века до н.э. полисный мир вступил в кризис вследствие войн и развития товарно-денежных отношений. Большая масса населения обнищала, и образовалась маленькая прослойка богачей, нажившихся на торговле и ростовщичестве. Народные собрания становилось объектами воздействия демагогов (в переводе с греческого – вождь народа). Государственные дела народного собрания, которые раньше были почетным и бескорыстным правом, превращались в средство личного возвышения. В некоторых нестабильных полисах демагоги захватывали власть и превращались в тиранов. Это отражалось на интеллектуальной жизни общества, в частности, появились учителя красноречия, которые за большие деньги обучали знатных молодых людей буквально всему. Они готовили их к политической карьере, вырабатывали рецепты поведения человека без предрассудков. Собирательным именем учителей стало слово софист (в настоящее время это слово употребляется в негативном значении, имея в виду, что софист – это человек, считающий возможным прибежать к любым средствам, чтобы доказать свою правоту, но первоначально это слово не несло в себе негативных оттенков). К виднейшим софистам относятся: Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и др. Свое прибыльное дело софисты (презираемые в обществе) оправдывали тем, что отрицали объективный характер истины, доказывая, что у каждого истина своя. Например, если бы софиста спросили: «Холодный или тёплый ветер дует?»,-он бы ответил: «Кому холодно – холодный, кому тепло – теплый» => Общественное отношение тоже нужно оценивать тем, хорошо ли при них человеку или нет. Каждый решает сам, что хорошо, а что нет. Такая позиция соответствует принципам демократического общества, которое в то время было во многих полисах. Протагор в центр всего поставил человека. «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» - это значит, что истина, добро и зло относительны. Критериями их различия становится человек.
«Что признается человеком хорошим, то и является для него хорошим, а другой может считать хорошим другое»
Софисты совершили очень важный поворот в философии: от изучения мира перешли к изучения человека.
* * * С первых веков древнегреческие философы искали первооснову космоса, пытались определить субстанцию. На этом этапе философия мало отличалась от мифологии. Первоосновой мыслились природные стихии: вода, воздух, земля и огонь. Фалес считал первоосновой всего воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – логос, Анаксимандр (ученик Фалеса) выделил «апейрон» (бесконечное, беспредельное). «Апейрон» - смесь четырех субстанций, которая находится в постоянном движении и все порождает из себя. Уже к концу шестого века до н.э. возникает другой подход, согласно которому основа всего – число, ибо «Числу все вещи подобны» (точка зрения Пифагора) * * * Атомизм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов. Возникла в древнегреческой философии. Дальнейшее развитие получила в философии и науке Средних веков и Нового времени. Атомизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии. Считается, что Демокрит воспринял от своего учителя атомистическое учение, согласно которому, существует бытие и небытие. Небытие – пустота, а бытие – представлено телами, состоящими из атомов. Важнейшее свойство атомов – нахождение в состоянии постоянного движения, в результате их соединения образуют вещи. * * * Античные мыслители подошли к осмыслению диалектического и метафизического методов философского мышления и познания. Гераклит (544 – 483) считал, что мир находится в постоянном движении. Ему приписывают высказывания: «Все течет, все меняется»; «В одну реку нельзя войти дважды»
Метафизическая позиция была представлена Парменидом, Зеноном и др. (элейская школа). Они утверждали, что в сущности все неизменно, а Бытие вечно пребывает на одном и том же месте. Зенон известен, в первую очередь благодаря апориям Зенона, которыми он пытался доказать невозможность движения, пространства и множества. Наиболее известными апориями Зенона являются: «Ахиллес и черепаха», «Дихотомия», «Стрела», «Стадион». Вот пример апории Зенона: «Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности» Одно из возможных объяснений парадокса: ложность представления о бесконечной делимости расстояния и времени. * * * Сократ (469 – 399) – один из виднейших античных философов. Родился в Афинах, его отец – скульптор, а мать – повивальная бабка. Он прослыл образованным человеком и храбрым воином, в разное время занимал разные гражданские должности, но любимым занятием были философские беседы. На семидесятом году жизни был привлечен к суду по обвинению в том, что он не признавал богов, в которых верили афиняне, и развращал молодежь. Он был признан виновным и приговорен к смертной казни. Друзья предлагали ему бежать, говорили, что всё уже подготовлено, деньги кому надо заплачены. Однако, Сократ оставался непреклонен. Как покинет он родной город, в котором родился и вырос? А соотечественники? Разве простят они ему это трусливое бегство? И что скажут ученики и философы, которых Сократ учил добродетели? Сократ не писал философских трудов, а о его философии и жизни известно из сочинений его учеников: Платона, Ксенофанта и Аристофана. Философия Сократа сформировалась в полемике с софистами. Сначала он тоже был софистом, но поскольку среди софистов считали, что сознание определяется склонностями человека, Сократ задается вопросом: «Что же такое сознание в действительности?» Сократ считал, что человек – это сложное существо, в сознании которого много субъективности, но это не значит, что человеку недоступно объективное. Сократ противопоставил мнение и знание. Объективное знание является судьей объективного мнения. Сократа часто считают основателем греческой философии, т.к. будучи не первым по времени греческим философом, он первым обратился к темам общества и человека и выработал новый метод философского мышления – майевтику (сократические беседы и диалектика Сократа). Майевтика (от греч. maieutike - повивальное искусство), следовательно, истина должна родиться в споре, а цель философа – помочь этому. В процессе диалога Сократ так задавал вопрос собеседнику, что тот, своими ответами, вел беседу к предзаданному Сократом выводу, и в итоге, Сократ всегда оставался прав (диалектика Сократа). Победить Сократа в споре никто не мог. Сам Сократ говорил о себе: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». Подобно софистам, основной метод, который Сократ применял в споре, состоял в том, чтобы зародить сомнение в то, во что соперник свято верит, но, в отличие от софистов, целью Сократа был поиск истины и достижение точного знания. Таким образом, спор для Сократа – способ разрушить ложное, субъективное мнение и выявить истину. Сократ исходил из того, что афиняне плохо живут, т.к. забоятся только о себе, забывая об общем интересе. Их эгоизм не только безнравственен, но и безрассуден. Отсюда Сократ делает вывод, что разумное и есть нравственное (добродетель есть знание), и нравственному можно обучить. Личный девиз Сократа – это изречение, написанное на входе в святилище Апполона в Дельфах: «Познай самого себя».
Платон (427 – 347) – древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя – Аристокл (широкоплечий), а Платон – это прозвище, данное ему Сократом. По отцу его предок – царь Аттики Кодр, а по матери – Солон. Платон мечтал стать поэтом, но в 19 лет отец привел его к Сократу. После смерти своего учителя Платон уехал из Афин, побывал на Сицилии и в Египте, а,вернувшись в Афины в 315 году до н.э., основал свою школу в роще, посаженной в честь героя Аттики Академа. Так появилось название его школы – Академия (просуществовала до 529 года н.э., её закрыл император Юстиниан). Самыми важными проблемами философии Платона являются: · Теория идей · Учение о государстве · Концепция «познания как припоминания» Платон – родоначальник объективного идеализма. Он утверждал, что мир реальных вещей – отражение мира идей – вечных, совершенных и неизменных. Вещи разрушаются и гибнут, мы о них забываем, а идеи, понятия, которыми соответствуют эти вещи остаются, поэтому любая конкретная вещь – несовершенная копия идеи. Высшая идея для Платона – идея блага, а воплощением этой идеи на Земле должно стать идеальное государство. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |