АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Античная философия

Читайте также:
  1. XVIII век: философия Просвещения
  2. Английская философия XVII века
  3. Античная любовная повесть, ее обычные герои и сюжеты.
  4. Античная философия
  5. Античная цивилизация
  6. Аристотелевская философия. Введение
  7. Б37. Греческая философия, ее возникновение, развитие и основные направления (ионийская натурфилософия, софисты, Сократ и его школа) (нарратив).
  8. Библия и философия
  9. ГЛАВА I - ФИЛОСОФИЯ ДУШИ
  10. ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ
  11. ГЛАВА XIX. ФИЛОСОФИЯ ВОСКРЕСЕНИЯ

Античная философия включает в себя философские учения греческих и римских фило-

софов с VII в. до н. э. по V в. н. э. Принято выделять следующие периоды в развитии антич-

ной философской мысли:

I-й этап – VII–V вв. до н. э. – время зарождения и формирования древнегреческой

философии (милетская, пифагорийская, элейская и др. философские школы). Философы

изучают природу, складываются первые натурфилософские концепции. Философия этого

времени получила название «досократической»;

II-й этап – V–IV вв. до н. э. – время зрелости и расцвета (классики) древнегреческой

философии («афинская школа», творчество Сократа, Платона и Аристотеля);

III-й этап – кон. IV в. до н. э. – V в. н. э. – время заката античной философии, начина-

ющееся с эпохи эллинизма и завершающееся падением Римской империи (греко-римский

период). На этом этапе происходит переосмысление классического философского наследия

(Эпикур, скептики, стоики, неоплатонизм).

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

Для философии античности характерны:

1) органическая связь натурфилософии и космогонии с этико-политическими учени-

ями, отсутствие противопоставления человека и природы;

2) понимание добродетели как принципа космического единства и жизни согласно

этому принципу;

3) подчинение морально-этических норм всеобщим космическим законам;

4) отсутствие субъективного восприятия мира. Любое знание, любая мысль проникают

в разум индивида извне, как частица Логоса, единого бытия и воли божественных сил;

5) в философии античности антагонизм идеи и материи не имеет смысла, поскольку

Вселенная является символом единства зримого и ощутимого (линия Демокрита) и идеаль-

ного (линия Платона);

6) инерционность движения, которое характеризуется непременным стремлением к

затуханию, к покою. Античные философы не знали понятия вечного движения, обусловлен-

ного физическими законами;

7) обязательная цикличность мирового исторического процесса: вечным может быть

лишь бесконечное повторение цикла «рождение – гибель»;

8) параллельное развитие науки и философии.

Натурфилософы первых веков развития древнегреческой философии искали перво-

основу космоса, пытались определить субстанциальные основы. Такими основами мысли-

лись природные стихии: вода, воздух, огонь, земля. Философская мысль в это время еще

своих категорий и терминов не выработала и поэтому подводила под философский принцип

(первоосновы) что-то чувственное, созерцаемое. Хотя и на этом этапе были «прозрения». В

частности, Анаксимандр (VI в. до н. э.) началом мира считал апейрон, который «не знает

старости», «бессмертен и неуничтожим».

Уже к концу VI в. до н. э. философская мысль определила и возможности иного подхода

к пониманию первоосновы всего сущего. Ее необходимо искать не среди стихий, которые

чувственно-конкретны, относительны, изменчивы, а в логических средствах самого позна-

ющего мышления. Такова была точка зрения Пифагора, родившегося ок. 570 г. до н. э на

о. Самосе в Эгейском море. Начало и сущностью вещей он считал число, ибо «числу все

вещи подобны».

В классический период развития древнегреческой философии завершается процесс

становления основных направлений в философии, формирование линий Демокрита и Пла-

тона, материализма и идеализма. Платон (427–347 гг. до н. э.), ученик Сократа, создал

целостную концепцию объективного идеализма. Суть ее в том, что существует вечный и

неизменный мир идей (эйдосов), а вещи являются лишь практическим воплощением идеаль-

ных образцов. В основе мироздания находится Единое, которое обусловливает существова-

ние мира. Космос представляет собой живое существо, наделенное душой и умом. Матери-

альное бытие создается Творцом-демиургом подобно тому, как человек создает конкретную

вещь. Демиург является мировым разумом, который структурирует хаос, приводит вещи «из

беспорядка в порядок». Человек являет собой единство души и тела, в основе которого лежит

душа, воплощающая жизнь и потому бессмертная.

Ученым-энциклопедистом своего времени, крупнейшим представителем атомистиче-

ского направления в философии, «стихийным материалистом» античности называют Демо-

крита (460–371 гг. до н. э.), уроженца города Абдеры – греческой колонии на Фракийском

побережье. Полагают, что от своего учителя Левкиппа он воспринял атомистическое уче-

ние, которое существенно развил. По мнению Демокрита, существует «бытие» и «небытие».

Небытие – пустота; бытие представлено телами, состоящими из атомов различной формы –

первичных элементов мироздания. Атомы постигаются только умом. Важнейшее свойство

атомов – постоянное движение. В результате их соединений образуются вещи. В учении

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

Демокрита нет четкого различия между материальным и идеальным: душа ему представля-

ется соединением атомов, боги тоже состоят из особо прочных атомов. Атомистика Демо-

крита получила развитие в философии Эпикура (342–270 гг. до н. э.).

Античные мыслители подошли к осмыслению диалектического и метафизического

методов философского мышления и познания. Древнегреческий философ Гераклит (544–

483 гг. до н. э.) полагал, что мир находится в постоянном движении. Гераклита называют сти-

хийным диалектиком, ему приписывают выражения: «Все течет и все изменяется», «Нельзя

войти в одну и ту же реку дважды…». Он ищет определенное соотношение противополож-

ностей, видя в этом соотношении условие гармонии. Такое соотношение становится ино-

гда ясным, но только лишь мудрецу. «Природа любит прятаться», «тайная гармония лучше

явной», – отмечал философ. В мире идет борьба противоположностей. По мнению Гера-

клита, «вражда – обычный порядок вещей…все возникает через вражду».

Метафизическая позиция была выражена виднейшим представителем элейской школы

Парменидом (вторая половина VI – сер. V в. до н. э.), современником Гераклита. Но

если Гераклит учил диалектически рассматривать мир, то Парменид склонялся к тому,

что в сущности все неизменно. При этом он исходил из того, что мышление и бытие

тождественны. Существует лишь то, что мыслимо и выразимо. Основными признаками

бытия являются: неизменность, неподвижность, целостность, законченность, совершен-

ность. Философско-логическую аргументацию против диалектики, признающей движение

и изменение, развивал Зенон (490–430 гг. до н. э.). В своих апориях (неразрешимых проти-

воречиях) «Стрела», «Ахилл и черепаха» он доказывает, что движение не истинно, это лишь

видимость наших органов чувств.

Особое место в античной философии занимает творчество Аристотеля (384–322 гг. до

н. э.), ученика Платона и его критика. Его воззрения можно рассматривать как дуалисти-

ческие, с явной тенденцией к объективному идеализму. Аристотель предпринял попытку

систематизировать античную философию, впервые став теоретиком истории философии,

создал оригинальное философское учение. Он предложил классификацию наук, поставив на

первое место философию и определив ее особое значение. Аристотель явился основателем

и некоторых других философских дисциплин, прежде всего логики.

В 336 г. до н. э. Аристотель открыл свою школу, несколько отойдя уже к этому вре-

мени от Платона и его учения. Известно изречение Аристотеля: «Хотя Платон и истина мне

дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине». Школа располагалась

возле храма Аполлона Ликейского и поэтому получила название Ликей. Но ввиду того, что

занятия проводились в «перипатах» (садах, предназначенных для прогулок), учеников стали

называть «перипатетиками» – «прогуливающимися». Позднее перипатетиками стали име-

новать учеников и последователей Аристотеля.

Стержнем философского мировоззрения Аристотеля является учение о сущем, изло-

женное им в «Метафизике». Здесь, в «первой философии», развивая свои взгляды о бытии,

Аристотель критикует учение Платона о существовании идей-«эйдосов» как абсолютно

самостоятельных доприродных сущностей. По его мнению, идеи, о которых говорит Платон,

представляют собой лишь понятия, отражающие материальный мир, то есть являются сво-

его рода копиями вещей, но не наоборот. Вещи воспринимаются в ощущениях. Материя есть

всеобщая причина, поскольку без нее нет бытия. Форма же играет роль признака. Благодаря

ей реализуется материя и образуется конкретный предмет. Вещь существует, если есть ее

форма. Аристотель разрабатывал, таким образом, и вопросы соотношения материи и формы.

Эллинистическая философия (от самоназвания древних греков – эллины) – это греко-

римская философия в период от начала походов Александра Македонского в последней

трети IV в. до н. э. до конца эпохи Древнего мира в последней четверти V в. н. э.

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

Экономический и политический упадок Греции, закат роли полиса отражаются в гре-

ческой философии. Со временем интерес к философскому мышлению вообще резко падает.

Школа киников (циников). Основателем кинической школы был Антисфен. Диоген

из Синопа, его ученик, довел воззрения своего учителя до самых крайних выводов. Киники

стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отра-

ботке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни.

Положение не только бедственное, но и унизительное избиралось ими как наилучшее.

Киники хотели быть нагими и одинокими, считая социальные связи и культурные навыки

мнимостью.

Школа эпикурейцев. Эпикуреизм – учение и образ жизни, исходившие из идей Эпи-

кура и его последователей, отдававших предпочтение материальным радостям жизни. В уче-

нии о душе Эпикур отстаивал материалистические взгляды.

Школа стоиков. В конце IV в. до н. э. в Греции сформировался стоицизм, который в

эллинистическом, а позднее и в римском обществе стал одним из самых распространенных

философских течений. Главными представителями стоической школы были Зенон и Хри-

сипп. Стоики характеризовали философию как «упражнение в мудрости». Орудием фило-

софии, ее основной частью они считали логику. Она учит обращаться с понятиями, обра-

зовывать суждения и умозаключения. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, которые

являются, по мнению стоиков, важными частями стоической философии.

В онтологии стоики признавали два основных принципа: материальный принцип

(материал), который считался ими основой, и духовный принцип – логос (бог), проникаю-

щий через всю материю и образующий конкретные единичные вещи.

Стоическая этика отводила внимание от внешнего мира, от общества и обращала его к

внутреннему миру человека. Лишь внутри себя человек может найти главную и единствен-

ную опору. Поэтому стоицизм вновь ожил в период кризиса Римской республики и затем в

период начинающегося распада Римской империи.

Школа скептиков. В конце IV в. до н. э. формируется еще одно направление – ске-

птицизм. Основатель этого философского направления – Пиррон из Элиды. Своей вершины

скептицизм достиг в учениях Аркесилая, Карнеада, Энесидема, Секста Эмпирика и др. Ске-

птицизм определялся не сомнениями в эффективности методов философского познания, а

отказом от возможности дойти до истины. Скептики, таким образом, не только обратили

внимание на сложность развития познания, но и сформулировали первые постулаты агно-

стицизма – гипотезы о принципиальной непознаваемости мира.

Очевидно, что в период эллинизма и в римский период философская мысль уже не

достигает той высоты и глубины творческих исканий, который был характерен для пери-

ода расцвета и зрелости античной философии. Философские искания направлены на нрав-

ственные проблемы, целью и смыслом жизни философа становится уже не творчество, а

выживание, приспособление к новым условиям бытия. В позднеримский период усилива-

ется тяга к религиозно-мистическим идеям. Философствующий разум, которым всегда гор-

дилась античная культура, сдает свои позиции, уступая свое место религии и мистике.

Но в целом античная философия внесла огромный вклад в развитие мировой философ-

ской мысли. В античности были поставлены и рассмотрены важнейшие мировоззренческие

вопросы, начали формироваться основные философские направления. Античная философия

стала фундаментом для развития европейской культуры и ее мировоззрения.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)