|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие политики. Соотношение политики и моралиТермин «политика» достаточно многозначен. Чтобы усвоить суть понятия «политика», необходимо достаточно четко представлять себе, каковы: – существующие концепции по поводу политики; – субъектно-объектные отношения в политике; – уровни политики; – функции политики. Понятие «политика» относится к числу первостепенных по своему значению в полито- логии; наличие ясных представлений о политике необходимо для успешного освоения поли- тологической дисциплины. Возникновение политики как особого общественного явления происходит на этапе усложнения общества, появления в нем противоречивых интересов и становления госу- дарств. В буквальном переводе с греческого политика означает «то, что относится к госу- дарству». Политика – сложный феномен и очень емкое понятие, имеющее множество смы- словых оттенков. На сегодняшний день существует огромное количество определений этого понятия. В самом общем смысле политикой называют любую целенаправленную деятель- ность. В политологии научные трактовки термина «политика» принято разделять на три группы: субстанциальные, социологические и научно-сконструированные. 1. Социологические определения: – экономическое: политика – это концентрированное выражение экономики, элемент надстройки над экономическим базисом, развитие политики зависит от объективных эконо- мических законов, а не от воли политических субъектов (марксизм); – стратификационное: политика – соперничество определенных социальных групп, наций, классов и т. п., обеспечивающее равновесие общественных интересов; – правовое: политика и государство рассматриваются как производное от права, их главная функция определяется как охрана естественных прав человека (Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Кант и др.); – этическое: политика – деятельность, направленная на достижение общего блага (Аристотель). 2. Субстанциональные определения: И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» – властное: политика – деятельность, направленная на обретение, удержание и исполь- зование власти (Н. Макиавелли, М. Вебер); – институциональное: политика – деятельность политических институтов, прежде всего государства и партий; – антропологическое: политика – способ коллективного существования людей, форма цивилизованного общения на основе права; – конфликтно-консенсусное: политика – деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов. 3. Научно-сконструированные определения: – деятельностное: политика – процесс подготовки, принятия и практической реализа- ции обязательных для всего общества решений; – телеологическое: политика – деятельность по эффективному достижению коллектив- ных целей (Т. Парсонс); – системное: политика – самостоятельная система, в то же время часть общественной системы, отделена от окружающей среды и находится с ней во взаимодействии (Д. Истон, Г. Алмонд). Основными составляющими политической жизни являются субъекты и объекты поли- тики. Объект политики – то, на что направлена познавательная или иная деятельность субъ- екта. Субъект политики – носитель предметно-практической деятельности, направленной на объект политики. Иными словами, те силы в политике, которые являются источником активных и целенаправленных действий, вызывающих определенные изменения в обществе в соответствии с интересами этих сил, являются субъектами в системе политических взаи- моотношений. А отдельные граждане, группы, социальные общности, нации и т. д., на кото- рые политика воздействует в определенных целях, выступают в роли объектов политики. При этом стоит иметь в виду, что разделение всех участников политического процесса на объекты и субъекты весьма условно и не статично, они могут меняться местами в случае изменения их активности. Несколько подробнее о субъектах политики мы еще поговорим в следующем параграфе (см. тему «Цивилизации эпохи Средневековья»). Политологи выделяют три уровня существования политики. Первый, макроуровень, – общегосударственный. Основной по своему значению, он характеризует суть политики. Вто- рой, микроуровень, – охватывает отдельные организации. Это, например, партии, профсо- юзы, корпорации, фирмы и т. п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализа- ция коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, примене- ние санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т. д. Тре- тий, мегауровень, политики относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО и т. п. В общественной жизни политика выполняет ряд функций, характеризующих важней- шие направления воздействия политики на общество: – поддержание целостности общества, обеспечение порядка и стабильности; – разработка коллективных целей, приоритетов общественного развития, выражение интересов различных групп и слоев; – организация масс на достижение коллективных целей; – приобщение индивида к политической культуре данного общества, вовлечение в политическую жизнь; – контроль и распределение ценностей и благ; – укрепление и расширение взаимоотношений между государствами, народами и т. п.; – предотвращение конфликтов в обществе. И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» Для того чтобы лучше понять суть и специфику такого явления, как политика, ее часто рассматривают в сопоставлении с другими категориями. Большую актуальность в наше время приобретают проблемы соотношения политики и морали. Совместимы ли политика и нравственность, каковы моральные аспекты политики или же политика и мораль – кате- гории взаимоисключающие? В различные эпохи и при различных политических режимах существовали различные мнения по этому поводу. Прежде чем рассмотреть, как оценива- лось соотношение морали и политики в истории политической мысли, уточним, что озна- чает понятие мораль. Мораль (от лат. moralis – относящийся к нраву, характеру, привычкам) – особая форма общественного сознания, вид общественных отношений (моральные отношения, правила поведения), которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными предста- влениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоин- стве. Мораль воздействует на поведение человека во всех сферах общественной жизни: в быту, в семейных, межличностных отношениях, политике, науке, труде. Принципы морали отражают основные ценности общества, формируют культуру человеческих отношений. Нравственная норма является обязательным требованием, которому человек должен следо- вать при осуществлении любых целей. В эпоху античности утверждалась идея верховенства моральных принципов над поли- тикой и подчеркивалось неразрывное единство моральных и политических норм. В качестве главной цели политики Аристотель выделял достижение общественной пользы нравствен- ными, справедливыми средствами. В эпоху Средневековья политическая мысль Западной Европы носила сакральный, христианский характер. Политика и ее моральные аспекты рассматривались преимуще- ственно с точки зрения религии. Яркий политик и мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли положил начало светскому и прагматичному осмыслению политики и очень четко сформулировал проблему соотношения этики и политики. Он отделил политику от морали, утверждая, что это две разные и несоприкасающиеся сферы человеческой деятельности. Основными кри- териями поступков государственных деятелей должны быть не нравственные императивы, добро и зло, а результативность в достижении полезных для государства целей. Основное правило политики, провозглашенное Макиавелли, – цель оправдывает средства. Государство возникает и сохраняется при помощи насилия, коварства и хитрости. Правитель имеет право быть коварным и вероломным, в случае необходимости предавать и нарушать договоры. В марксизме также универсальные морально-этические ценности оказываются в под- чиненном положении по отношению к политическим и экономическим целям. Мораль и нравственность в политике марксизм связывает с интересами классовой борьбы пролетари- ата. Мораль низводится на уровень идеологии. Цель оправдывает средства, и реализация поставленной задачи – низвержение существующего режима и построение социалистиче- ского, а затем коммунистического общества – допускает применение всех способов ее дости- жения, несмотря на то что они могут повлечь за собой такие последствия, как ликвидация целых классов, гражданская война, международная изоляция и др. С этой идеологией схожи позиции нацизма и фашизма, которые добивались мирового господства, поставив во главу угла национализм (читай: национальную мораль), противо- поставленную общечеловеческой морали. Интересно решается вопрос соотношения морали и политики у позитивистов. Руко- водствуясь рационалистической традицией, восходящей к Р. Декарту и Т. Гоббсу, позити- висты стремятся максимально «онаучить» политику, подходят к политическому процессу сугубо математически, просчитывая причинно-следственные закономерности, стремясь И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» оставить поле морали исключительно в компетенции субъектов политики, ограничить поле морали лишь нравственными установками индивида. Несмотря на существование принципиально разных подходов к осмыслению соотно- шения этики и политики, все же в политической философии и политологии доминирует мне- ние о том, что политика должна ограничиваться моральными рамками и руководствоваться максимой общечеловеческих ценностей. В современной политологии на стыке таких категорий, как «мораль» и «политика», сложилось понятие политической этики, которая является нормативной основой политиче- ской деятельности. Она рассматривает проблемы справедливого политического устройства общества, взаимные права и обязанности правителей и подданных, соотношение свободы, равенства и справедливости. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.) |