АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формы культуры

Читайте также:
  1. B) Количественная определенность относительной формы стоимости
  2. I. Виды и формы СРС по учебной дисциплине
  3. II. Создание многотабличной пользовательской формы.
  4. IV. Формы контроля за исполнением Административного регламента
  5. QNET комментирует создание платформы электронной коммерции Globby в Сингапуре
  6. Supinum. Perfectum indicativi passivi. Четыре основные формы глагола
  7. VI. Принятые формы сексуальных отношений
  8. VI. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
  9. А были ли фейерверки? Историография фейерверочных зрелищ как явления культуры 1700-1760-х годов.
  10. А) Причины незавершенности реформы
  11. А32. Социальные движения в Греции в эллинистическое время. Реформы Агиса и Клеомена в Спарте.
  12. АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛЮБВИ У ДЕТЕЙ –СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ МЕТОДОМ КАНИСТЕРАПИИ «ГОРОД СОЛНЦА» (Г. БАРНАУЛ)

Обычно в учебной литературе по культурологии называют три формы культуры: куль-

туру народную, корни которой уходят в глубину тысячелетий, когда человек современного

вида еще только овладевал навыками членораздельной речи, родового быта и пробовал

создавать первые произведения искусства; культуру элитарную, основы которой были зало-

жены в эпоху становления ранней государственности, и культуру массовую, современную.

1. Народная культура – это все богатство результатов производственной и творческой

деятельности народов за очень долгое порой время их существования. Это и произведения

искусства, в том числе прикладного, которые создаются непрофессиональными авторами:

сказки, былины, песни, мифы, предания. Характерной чертой народной культуры является

анонимность ее произведений. Мы не знаем, кто предложил и воплотил в жизнь сказочный

сюжет, форму одежды и кухонной утвари, вышивку на рубахе и украшение на коньке крыши.

Народная культура всегда подпитывала и подпитывает иные формы культуры, вдохновляя

мастеров: художников, писателей, скульпторов, музыкантов.

2. Элитарная (или высокая) культура – это результаты производства и произведе-

ния искусства, выполненные мастерами, чьи имена человечество нередко хранит в памяти

веками. Восприятие многих продуктов элитарной культуры требует специального образова-

ния. В последние несколько десятилетий к ней относят академическую музыку, литературу и

изящные искусства. Производителем и потребителем элитарной культуры является высший,

привилегированный слой общества – элита (от франц. elitе – лучшее, отборное, избранное).

Элита есть в каждом общественном классе, социальной группе. Она представляет собой

наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими нрав-

ственными и эстетическими задатками. Именно элита, как считают многие культурологи,

способствует осознанию обществом самого себя.

Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся в философских сочи-

нениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. В своем основополагающем труде «Мир как воля

и представление», завершенном в 1844 году, А. Шопенгауэр разделяет человечество на

две части: «людей гения» (то есть способных к эстетическому созерцанию и художе-

ственно-творческой деятельности) и «людей пользы» (то есть ориентированных только на

чисто практическую, утилитарную деятельность).

В культурологической концепции Ф. Ницше, сформулированной им в известных

трудах: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «Человеческое, слишком человече-

ское» (1878), «Веселая наука» (1872), «Так говорил Заратустра» (1884), элитарная концеп-

ция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегиро-

ванное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше, и уникальной эстетической

восприимчивостью.

В XX в. идеи А. Шопегауэра и Ф. Ницше были резюмированы в элитарной культуро-

логической концепции X. Ортеги-и-Гассета. В 1925 г. вышло в свет самое известное сочи-

нение испанского философа, получившее название «Дегуманизация искусства», посвящен-

ное проблемам различия старого и нового искусства. Основное отличие нового искусства от

старого заключается в том, что оно обращено к элите общества, а не к массе. Новое искус-

ство разделяет публику на тех, кто понимает его, и на тех, кто к нему равнодушен. Элита,

согласно воззрениям Ортеги-и– Гассета, – это не родовая аристократия и не привилегиро-

ванные слои общества, а та его часть, которая обладает особым «органом восприятия». И

именно эта часть общества способствует общественному прогрессу. К ней должен обра-

щаться со своими произведениями художник. Типичным проявлением элитарной культуры

является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

нашла свое воплощение в некоторых течениях отечественной и западноевропейской куль-

туры. Так, например, в России на рубеже XIX–XX вв. идеи элитарной культуры активно раз-

вивало и внедряло художественное объединение «Мир искусства».

3. Массовая культура – явление, возникшее в XX в. вследствие развития средств мас-

совой информации, которые обладают огромной аудиторией. В результате культурные тек-

сты (в широком смысле этого слова, то есть не обязательно языковые) стали доступными

одновременно очень большому числу людей из разных общественных слоев и социальных

групп. Массовая культура может быть как национальной, так и всеобщей. В наиболее кон-

центрированном виде она представляет собой совокупность явлений культуры XX в., харак-

терных для экономики, управления, досуга, общения и, особенно, для сферы художествен-

ной культуры и рассчитанных на массовое потребление. Потребителей продуктов массовой

культуры сами ее создатели нередко воспринимают как людей очень «средних», чтобы не

сказать неразвитых.

Термин «массовая культура» был впервые предложен американским ученым Д. Мак-

дональдом в 1944 г. В содержательном плане он достаточно противоречив, ибо предполагает

не только культуру «для всех», но может обозначать и «не вполне культуру». Им подчер-

кивается распространенность и общедоступность духовных ценностей, легкость их усвое-

ния, не требующая особо развитого, утонченного вкуса и восприятия. В основе современной

трактовки «массовой культуры», как правило, лежит положение о влиянии на нее средств

массовой информации и новых, так называемых «технических видов искусства», в первую

очередь экранных (кино, телевидения, видео).

Как социальный феномен массовая культура является продуктом и достоянием бур-

жуазно-демократической общественной системы с ее ориентацией на рыночную экономику

и культурный плюрализм. Существующие социальные нормы делают граждан равноправ-

ными. Поэтому равны и права в области культуры, что проявляется, например, в возможно-

сти каждого купить (или не купить) билет, диск, книгу, включить (или не включить) радио

или телевизионный приемник. В результате этого люди могут систематически «заказывать»

такую «культуру», которую хотят потреблять. При господстве тоталитарной общественной

системы, имеющей тенденцию к уравниванию «всех и вся», массовая культура также нахо-

дит свое проявление. Но формы его иные. В обоих случаях «продукты» такой культуры

должны быть доступны и понятны всем возрастам, слоям населения, независимо от их соци-

ального положения, вероисповедания, уровня образования и национальной принадлежно-

сти.

Вместе с тем неверно считать массовую культуру «антикультурой», несущей и распро-

страняющей псевдоценности. Социологами и культурологами установлено, что от интен-

сивности распространения массовой культуры в обществе во многом зависит способность

людей адаптироваться к условиям рыночной экономики, адекватно реагировать на резкие

ситуативные общественные изменения.

Массовая культура содержит компенсаторный механизм, способствует поддержанию

психологической устойчивости населения в непростой социальной ситуации, увеличивает

его причастность к событиям политическим, делает доступными для многих достижения

науки и техники. Произведения массовой художественной культуры призывают индивида

интегрироваться в общественную систему, добиваясь своего места в ней, а не бунтовать про-

тив нее. Массовая художественная культура успешно воплощает в себе самый желанный

человеческий миф – миф о счастливом мире. При этом она не зовет своего зрителя, слуша-

теля, читателя строить такой мир, ее задача в другом – предложить реципиенту (зрителю,

слушателю, читателю) убежище от реальности. Чем откровеннее большие художники гово-

рят правду о мире, оставляя простого человека один на один с судьбой, с тяжелым бреме-

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

нем свободы, тем более востребованной для потребителя становится увлекательная сказка

об этом самом мире.

По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует несколько мнений.

1. Предпосылки массовой культуры формируются если не с момента зарождения чело-

вечества, то уж во всяком случае с первых веков христианской цивилизации. Примером пер-

вых «массовых публикаций» обычно считают упрощенные варианты священных книг.

2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе XVII–

XVIII вв. приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширив-

шего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в каче-

стве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо (1660–1731) – автора

широко известного романа «Робинзон Крузо» – и нашего соотечественника Матвея Кома-

рова (1730–1812) – создателя нашумевшего бестселлера XVIII–XIX вв. «Повесть о приклю-

чениях английского милорда Георга» и других не менее популярных книг.

3. Массовая культура и СМИ развивались параллельно с XVIII века. Большое влияние

на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 г. в Великобритании, а затем и

поддержанный в ряде ведущих европейских стран закон об обязательной всеобщей грамот-

ности.

Но до середины XX в. можно говорить только о предыстории массовой культуры.

Формируемое массовой культурой сознание отличается консервативностью, инертно-

стью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы во всей сложности их вза-

имодействия и развития. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специ-

фические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на

реалистические образы, а на искусственно создаваемые имиджи и стереотипы.

Создатели художественных произведений массовой культуры часто обращаются к

таким жанрам, как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих

жанров создаются упрощенные «версии жизни», сводящие социальное зло к психологиче-

ским и моральным факторам.

Без сомнения, массовая культура за последние десятилетия наложила серьезный отпе-

чаток на сознание и бытие миллионов людей, формируя их потребности, идеалы, стандарты

поведения и деятельности.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)