|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Возникновение философии и формирование ее предметаФилософия, согласно этимологически-терминологическому определению-переводу с древнегреческого, есть «любовь к мудрости». Чаще всего ее определяют как «науку о все- общих законах природы, общества и мышления». Предполагают, что термин «философия» ввел Пифагор, считавший, что мудрость во всей полноте ее – достояние божественных сил, а смертный человек может лишь любить высшую мудрость и стремиться к ней. Тех, кто любит мудрость и стремится к ней, Пифагор и назвал философами. С этой точки зрения сущность философии состоит в извечной человеческой любознательности, в потребности в совершенном знании. Причем, согласно данному пониманию философии, сама она не есть мудрость, а только искание мудрости, стремление к ней. Как, где и почему возникла философия? Это особый и спорный вопрос, к которому обращаются в разные эпохи лучшие умы человечества. Они рассматривают конкретные исторические предпосылки, некоторые дофилософские формы мировоззрения (мифологию, первобытные культы и верования, мистицизм). Ясно, что философия как особая форма общественного сознания возникла из потребности получить целостное, логически обосно- ванное, убедительное по обобщениям и выводам знание об окружающем мире. Это знание должно быть: – систематизированным по представлению о мире в целом и его частях; – логическим по способу обоснования; – максимально широким (всеобщим) по своим выводам и результатам. Системность, логическая обоснованность (непротиворечивость) и всеобщность поло- жений и выводов – это отличительные особенности философского знания. Изучение истории философии показывает, что с распространением письменности по различным центрам зарождающейся цивилизации стали формироваться устойчивые формы прафилософии. Такими центрами признаны Древняя Индия и Китай, Древний Египет, Древ- няя Греция и Рим. Рождение философии происходило более двух с половиной тысяч лет назад. Основные усилия философской мысли с тех пор были направлены на то, чтобы найти высшее начало и смысл бытия, определить отношение человека к Богу, решить проблемы И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» сознания, уяснить идею души, определить природу и пределы познания, наметить решение нравственных проблем. Таково в общих чертах предметное самоопределение философии. Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей пол- ноте содержания и смысла. Философия нацелена на то, чтобы установить внутреннюю связь и единство составных частей, элементов мира. Философию рассматривают поэтому не только как особый способ познания человеком всего сущего, но и – как специфическую форму мировоззрения; – как форму общественного сознания; – как учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; – как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; – как учение о методах познавательной деятельности; – как особый вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, все- сторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях), ставящий и разрешающий коренные мировоззренческие вопросы. Большинство философов соглашаются с тем, что философия – это наука. Конкрет- ная наука как вид эмпирического (опытного) и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, закономер- ностями, гипотезами и теориями. Предмет философии – это всеобщее во взаимодействии человека и мира, и ни одна другая наука не занимается исследованием этого. Понятия, категории, принципы и теории философии так же, как и других наук, разви- ваются, подвергаются критике, отвергаются, уточняются. Для ранней стадии развития философии был характерен космоцентризм (от греч. kosmos – вселенная). Философы стремились понять мир как целое, а потому одним из клю- чевых вопросов был вопрос о первооснове мира. Древнегреческий философ Фалес в каче- стве первоосновы космоса выделял воду, а его ученики и продолжатели его учения в качестве первоосновы называли апейрон (беспредельное и неопределенное начало), воздух. Позже в число первооснов были включены огонь и земля. Сократ и софисты обратились к проблеме человека и его места в мире. Позже древне- греческие философы начали обсуждать познавательные, логические, этические проблемы, а также проблемы государственного устройства. По мере распространения христианства, в Средние века на первый план выдвигаются теологические (от греч. theos – Бог) вопросы. Философия становится теоцентричной: Бог в центре мироздания, а природа и человек – его творения, зависимые, не способные изме- нить существование. Мыслители исходили из признания примата веры над разумом. Таких воззрений придерживались классики средневековой философии Аврелий Августин и Фома Аквинский. С началом эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.) отношение философов к миру и чело- веку меняется. Философская мысль принимает антропоцентрическую (от греч. anthropos – человек) форму. Зарождается гуманизм (от лат. humanitas – человечность), пропагандиру- ется вера в способности человека, оспаривается приоритет веры над разумом. Эпохи Нового времени и Просвещения (XVII–XVIII вв.) вносят дух рационализма (от лат. ratio – разум). Актуальными становятся проблемы научного метода (Бэкон, Декарт). По мере развития капитализма большое внимание уделяется проблемам прав человека, обще- ственного устройства (Локк, Монтескье, Руссо и др.). В эпоху Просвещения закладываются концепции правового государства и рыночной экономики. Немецкая классическая философия (вторая половина ХVIII – первая половина ХIХ в.) возвращает философии ее особый статус, впервые выраженный в трудах древнегреческих И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» мыслителей Платона и Аристотеля. Философская мысль устремляется к предельным осно- ваниям мира и системному изложению учений. Современная западная философия имеет стремление порвать с классическими раци- оналистическими традициями и больше внимания уделять проблемам человеческого суще- ствования и выживанию человека и человечества в кризисных условиях (духовный кризис, экологический кризис и т. п.). За столетия существования философия как система знания приобрела следующую структуру: – онтология – учение о бытии; – гносеология – теория познания; – методология – учение о методах познания; – аксиология – учение о духовных ценностях; – философская антропология – философское учение о человеке; – философия истории – учение о смыслах, содержащихся в истории человечества; – этика – учение о морали и нравственности; – эстетика – философское учение о красоте, о смысле и предназначении искусства; – история философии; – логика – учение о мышлении. Таковы разделы, составные части философского знания. Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что философия устремлена к постиже- нию всеобщего, предельных оснований мира и человеческого бытия в нем. И в этом пости- жении значимо не столько построение систематизированного знания о мире, сколько пости- жение смысла мира и смысла человеческого бытия в нем. Любовь к мудрости прежде всего проявляется в том, чтобы стать человеком и сохранить человеческое в себе на долгие годы. Функции философии в общественной жизни, таким образом, следующие: 1. Мировоззренческая, рассматривающая наиболее общие проблемы мировоззрения. 2. Гносеологическая, выясняющая природу и условия познавательного процесса. 3. Методологическая, раскрывающая методы и принципы научного исследования. 4. Аксиологическая, выясняющая специфику ценностного отношения и его основные категории (добра, зла и др.). 5. Интегративно-синтетическая, связанная с необходимостью объединения мировоз- зренческих усилий различных форм (религии, науки, искусства и др.). 6. Критическая, вызванная необходимостью пересмотра сложившихся подходов и сте- реотипов, тормозящих дальнейшее развитие мировоззрения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |