АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Искусство как компонент культуры

Читайте также:
  1. Ethylhexyl-p-methoxycinnamate — cинтетический компонент. Поглотитель ультрафиолетовых лучей.
  2. GG ДРУГИЕ ОТХОДЫ, СОДЕРЖАЩИЕ В ОСНОВНОМ НЕОГРАНИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ СОДЕРЖАТЬ МЕТАЛЛЫ И ОРГАНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
  3. II. СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО И СЦЕНИЧЕСКОЕ РЕМЕСЛО
  4. L.1.1. Однокомпонентные системы.
  5. L.1.2.Многокомпонентные системы (растворы).
  6. V. Расчет компонентов тяжелой среды.
  7. VI. ИСКУССТВО ЗАГОЛОВКА
  8. А были ли фейерверки? Историография фейерверочных зрелищ как явления культуры 1700-1760-х годов.
  9. Аберрация компонентов
  10. АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛЮБВИ У ДЕТЕЙ –СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ МЕТОДОМ КАНИСТЕРАПИИ «ГОРОД СОЛНЦА» (Г. БАРНАУЛ)
  11. Актуальные проблемы культуры XX века
  12. Анализ однокомпонентных систем фотометрическим методом

В общем плане искусство может быть определено как концентрированное выражение

эстетического отношения человека к действительности – природе, обществу, самому себе.

Как и все в человеческом бытии, эстетическое отношение носит деятельностный

характер. Иначе говоря, оно является формой деятельности человека. Как форма деятельно-

сти человека эстетическое отношение есть творчество. Творчество особое, эстетическое, по

законам красоты. А это значит по законам всестороннего и гармоничного развития человека,

по законам развития человеческой индивидуальности как самоцели. В самоцельности или

самодостаточности развития человеческой индивидуальности следует видеть деятельност-

ное проявление гармонии души. Сохраняется здесь также и общеэстетическая установка на

гармонию мира, на сопряжение этих двух гармоний.

Можно выразить эту мысль проще и понятнее: работа с цветом, звуком, словом, вообще

с любым другим материалом в соответствии с чувством и пониманием пропорции, перспек-

тивы, ритма, созвучия, целостности и прочих параметров прекрасного возможна для чело-

века, потому что понимание гармонии заложено в нем и гармония существует в окружаю-

щем человека мире.

Эстетическое творчество не обязательно представлять себе в виде какого-то зримо-

предметного преобразования. Оно может быть и неявным, с трудом различимым. Как в слу-

чае чистого эстетического созерцания, например. На первый взгляд, здесь все пассивно:

предмет переживания (красота) как бы задается извне, человек лишь фиксирует в своей душе

идущие извне впечатления, т. е. выступает как банальный потребитель. На самом же деле

эстетическое созерцание не столь одномерно. Оно предполагает и определенные внутрен-

ние усилия человека, в лучшем, удачном варианте – большую и напряженную работу чело-

веческой души. Иначе говоря, надо уметь видеть красоту, к встрече с ней нужно специально

готовиться. Невооруженным глазом ее можно и не разглядеть. Как и все по-настоящему зна-

чимое в нашей жизни, красота не лежит на поверхности, хотя и предполагает всегда какие-

то внешние формы своего бытия. «Готовым к употреблению» эстетическое почти никогда не

бывает. Его нельзя просто взять и «потребить». Производство и потребление эстетического

– это соответственно творчество и сотворчество. Последнее продолжает и развивает первое.

Прекрасное просматривается во всех сферах, видах и формах человеческой деятель-

ности. С красотой мы встречаемся на производстве, в быту, спорте, науке, трудно даже

назвать исключение. По-настоящему прекрасны многие продукты или результаты деятель-

ности людей. Эстетическое начало всегда важно, но не обязательно первостепенно. Оно

может и в большинстве случаев оказывается вторичным, т. е. подчиненным решению каких-

то других, скажем так, более прагматических задач. Для производства первостепенна произ-

водительность, конкурентоспособность, в быту имеют большое значение удобства, физиче-

ская культура призвана укреплять здоровье людей и т. д. Прекрасный дизайн машины мало

что значит в отрыве от таких ее характеристик, как скорость, экономичность, легкость в

управлении.

Только в искусстве эстетическое или прекрасное выступает, что называется, в чистом

виде, становится определяющим, основным. Поэтому искусство и рассматривают в качестве

высшей формы эстетического. Искусство в прямом смысле создает, производит красоту. Это

специализированное творчество по законам красоты. Способности или таланты, используе-

мые средства, преследуемая цель – все здесь имеет свою специфику, выделяющую и утвер-

ждающую особый род занятий в совокупной деятельности людей.

В качестве уникального продукта творчества в искусстве выступает художественный

образ. Образ несет в себе индивидуальные черты. Но есть ли в художественном образе

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

общее, является ли он результатом обобщения? Как правило, да. Образ, чтобы быть воспри-

нятым, должен содержать в себе типические черты.

Художественная типизация представляет собой процесс облечения в плоть и кровь

индивидуального (индивидуальности), повторяющегося, общего, сущностного. Разумеется,

не всего, а такого, которое имеет непосредственное отношение к человеку, его внутреннему

миру, духовным началам и целям его бытия. Иначе говоря, не всякое общее может стать

и действительно становится художественно-типическим. Скажем, вряд ли может художе-

ственно типизироваться закон сохранения массы веществ, которым занимается химия. Вме-

сте с тем следует признать, что никаких особых ограничений, куда и на что направлять свое

внимание, у искусства нет. Тут главное – как смотреть, в какие конкретно образы переводить

увиденное.

Индивидуальное в искусстве как бы светится изнутри общим. Им задается смысло-

вая глубина художественного образа. Собственно же индивидуальное начало этого образа

делает его, образ, доступным человеческим чувствам, без которых нет и не может быть

настоящего искусства. Выражаясь по-другому, общее и индивидуальное – две стороны худо-

жественного образа. Их органическое сочетание, дающее в итоге типический художествен-

ный образ, позволяет искусству обращаться к целостному человеку, не только к его чувствам,

но и к его разуму.

В этом смысле индивидуальное в искусстве отличается от конкретно-чувственных

образов обыденного сознания. Для них не характерно как раз выражение общего, сущност-

ного. Они застревают на уровне явлений, фиксируя поверхностное, случайное, единичное,

то, что просто выделяет один предмет из массы других.

Сила художественной типизации сродни универсальности научного обобщения. Герои

Гомера, чьи образы созданы им без малого три тысячелетия назад, герои и нашего вре-

мени, времени человеческого бытия вообще. Сопереживать им будут еще многие поколения

людей. Лучшие достижения искусства поистине бессмертны.

Продолжим анализ, вспомнив наше исходное определение искусства как эстетического

отношения к действительности. О какой действительности идет речь? Как понимать соот-

ношение искусства и действительности? Есть немало сторонников той точки зрения, что

искусство должно просто отражать действительность. Чтобы портрет был похож на свой

оригинал, чтобы яблоки на натюрморте были как настоящие, чтобы в кино показывали дей-

ствительную, а не выдуманную жизнь.

Если довести эту точку зрения до ее логического конца, то мы получим простое удво-

ение действительности. Нужно ли это? Прочесть роман или посмотреть спектакль человек

стремится в надежде увидеть другую жизнь, приобщиться к некой тайне бытия и, может

быть, обнаружить что-то новое и ранее неизвестное в своей жизни. Приобщаясь к миру пре-

красного, люди имеют возможность испытать неповторимое волнение от встречи с героями

этого мира, очистить свою душу от повседневности и обыденности.

Гете как-то сказал, что тщательно нарисованный пудель может порадовать его как

появление второй собаки, но не как произведение искусства. Продолжая гетевскую мысль,

можно сказать, что как произведение искусства пудель – не вторая, а другая, из мира пре-

красного собака. А может быть, это вовсе и не собака. Может, художник хотел сказать что-

то не о собаке, а собакой – о своем настроении, поразившей его идее, может, собака – лишь

форма, художественный прием.

Важно заметить, что в современном искусстве определенно просматривается тенден-

ция к дистанцированию от действительности, к отказу от копирования натуры, к автоно-

мизации художественного творчества. Связь с живой жизнью не рвется, но становится все

более и более опосредованной. Произведения искусства ныне все больше ценятся за вну-

треннюю самостоятельность и собственную непосредственность.

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

Классификация видов искусства

Искусство не отражает (в буквальном смысле) действительность, оно создает новую

действительность – мир художественных образов, мир красоты. Строительным материалом

для этого мира служат те ощущения, впечатления, переживания, которые вызывает или про-

буждает в художнике окружающая действительность. Добавьте к этому фантазию и вообра-

жение, логику игры «а что, если…» и вы получите самые невероятные, ни на что не похожие,

но именно поэтому и художественные произведения.

В искусстве нет истинностного соответствия образа его предмету, как в науке, но есть

то, что можно было бы назвать художественной правдой. Художественная правда – правда

психологическая. Она тоже содержит в себе соответствие, но только соответствие образа

каким-то устойчивым зависимостям и соотношениям внутреннего мира человека, логике его

эмоций и чувств. Точнее даже, их вероятности, их возможности. Если не выдерживается это

соответствие, художественное произведение превращается в «вещь в себе», в нечто замкну-

тое и сугубо личное, возможно, не до конца понятное даже самому автору. Наоборот, при

соблюдении требований этого соответствия мы доверяем автору и готовы следовать за ним,

какие бы немыслимые ситуации и характеры он ни предлагал.

Художественная правда является важнейшим средством коммуникации между людьми

искусства, между художником и теми, на кого рассчитаны его произведения, к кому он обра-

щается своим творчеством. Как и любая другая коммуникация, коммуникация в искусстве

имеет свой язык. Язык в данном случае – форма произведения искусства. Она, несомненно,

должна быть художественной. То или иное произведение не может считаться художествен-

ным произведением, если у него несовершенная форма. Оно не сможет тогда воздействовать

на чувства и эмоции людей.

Принято говорить даже о доминировании формы над содержанием в искусстве. И это

понятно. Форма здесь не просто «оформляет» и без того уже готовые результаты, а впер-

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

вые только и делает их возможными, дает им жизнь, путевку в мир прекрасного. Она по-

своему создает, определяет, указывает границы содержания. Требования, предъявляемые к

художественной форме, могут быть разными. Но сводятся они к одному: к необходимости

считаться с законами и правилами искусства, его природой и особенностями.

Искусство не обязано соответствовать действительности. А действительность? Ока-

зывается, она стремится соответствовать. Но не искусству вообще, а тому идеалу красоты,

который вырабатывается искусством. Это соответствие сущего должному. Оно благотворно

и для искусства, и для жизни.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)