АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цивилизация эпохи Средневековья

Читайте также:
  1. Альтернативный проект средневековья
  2. Античная цивилизация
  3. Блок 1: руководители основных программ УРМОО «Новая цивилизация» на смене.
  4. Блок 2: помощники руководителей основных программ УРМОО «Новая цивилизация» на смене.
  5. Борьба с идеями эпохи (XVIII век)
  6. В самом ли деле до-романовская Русь «боялась иноземцев», как утверждали историки эпохи Романовых?
  7. Великая хартия вольностей». Образование английского парламента и его компетенция в период средневековья.
  8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ИНДИВИДАМИ В РАСТУЩИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ
  9. Виды и жанры изобразительного искусства эпохи Возрождения.
  10. Викинги: Миф и эпоха. Средневековая концепция эпохи викингов
  11. Глава 1. От истоков до эпохи Великого переселения народов
  12. Глава 1. ПОДЗЕМНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. АНТИМИР

Все обществоведы, обращаясь к проблемам Средневековья, неизменно уделяют вни-

мание:

– происхождению термина «Средние века»,

– хронологическим рамкам этой эпохи,

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

– господствовавшему в Европе социально-экономическому строю – феодализму;

– роли христианской церкви в истории средневековой Европы;

– особенностям политического развития европейских стран в Средние века;

– оценке Средних веков в истории.

За античной цивилизацией в мировом цивилизационном процессе следует средневеко-

вая цивилизация. Под средневековой цивилизацией обычно подразумевают Европу конца V

– конца XV в. Гуманисты эпохи Возрождения свое время назвали «новым», а период, отде-

лявший их от античности, «средним веком». До недавних пор в отечественном общество-

знании преобладала другая датировка Средневековья: конец V – начало XVII в. Она была

связана с господством формационного подхода в истории.

Развитие стран Запада и Востока сильно различалось в эпоху Средневековья, поэтому

приведенные хронологические рамки верны только для Европы.

История Средних веков начинается с возникновения варварских королевств на облом-

ках Западной Римской империи: королевства франков в Галлии, остготов на Апеннинском

полуострове, вестготов на Пиренейском полуострове, англов, саксов, ютов на Британских

островах, вандалов в Северной Африке.

Средние века гуманисты назвали «темными веками», так как нашествие германских

племен ознаменовалось упадком культуры в Европе. Не случайно название племени ван-

далов стало впоследствии нарицательным. В 455 г. вандалы во главе с королем Гейзери-

хом, захватив Рим, две недели бессмысленно разрушали город (в современном языке «ван-

дализм» – символ бессмысленного разрушения и осквернения). Попытки восстановления

культурных ценностей предпринимались еще в V–VI вв. королем Остготского королевства

Теодорихом (так называемое «Остготское возрождение»), но окончательно преодолен куль-

турный кризис был лишь в конце VIII – начале IX в. («Каролингское возрождение» в эпоху

Карла Великого).

Средневековая культура неразрывно связана с христианством. Приобщение герман-

ских племен к христианской церкви, с одной стороны, способствовало развитию культуры;

с другой стороны, господство церкви, принявшее тотальный характер, препятствовало на

более позднем этапе развитию научных знаний (достаточно вспомнить процессы инквизи-

ции над Галилеем и Коперником), способствовало процветанию суеверий и невежества в

обществе. Мрачными страницами в истории христианского Средневековья остаются инкви-

зиция, крестовые походы (1096–1270), продажа индульгенций.

Христианская церковь, обладая монополией в духовной жизни общества, претендо-

вала на приоритетное положение и в политической жизни. Долгое время духовная власть

признавалась выше светской, а римские папы вынашивали идею создания «вселенской» хри-

стианской империи с центром в Риме (показательны противостояния пап и королей, с отлу-

чением последних от церкви).

Кроме того, христианская церковь была крупнейшим феодалом Средневековья. Фео-

дализм – общественный строй, господствовавший в Средние века. Проявлялся он в пер-

вую очередь в существовании феодального землевладения и в системе вассалитета. Фео-

дом называли земельное владение, пожалованное за службу. Первоначально во временное

(условное) пользование, позже – в наследственную (безусловную) собственность. Владелец

феода – феодал – был обязан нести военную, придворную службу, вносить платежи. Он имел

право собирать налоги с населения, вершить суд и др. Основную массу населения феодаль-

ных поместий составляли крестьяне, которые за пользование наделом несли повинности:

барщину и оброк. Феодальное хозяйство было натуральным. Сложилась феодальная иерар-

хия (так называемая феодальная лестница). Во главе ее стоял король – верховный сюзерен

всех феодалов. Ниже находились крупные светские и духовные феодалы, считавшиеся вас-

салами короля, – герцоги, графы, архиепископы и епископы. Получая землю от вышестоя-

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

щего феодала, они приносили присягу верности – оммаж. Герцоги и графы, в свою очередь,

уже в качестве сюзеренов наделяли землей нижестоящих феодалов (баронов, рыцарей) и

требовали от них такого же подчинения. Низший слой феодалов своих вассалов не имел.

Сюзерены обязаны были оказывать защиту и покровительство вассалам. Вассал дол-

жен выступать по приказу сюзерена в поход, участвовать в суде сюзерена, выкупать его из

плена, помогать ему советом и деньгами. Во Франции действовало правило: «вассал моего

вассала – не мой вассал». В Англии, наоборот, существовала прямая феодальная зависимость

всех феодалов от короля.

Большая часть феодалов одновременно являлась и сеньорами и вассалами. Исключе-

ние составляли безземельные рыцари (обычно младшие сыновья феодала). Существовала

особая рыцарская (феодальная) система ценностей, которая включала в себя: доблесть, бла-

городство, учтивость, верность, щедрость, роскошь, служение прекрасной даме.

Укрепление собственности феодалов на землю, а также господство натурального

хозяйства стали основными причинами феодальной раздробленности – системы, при кото-

рой государство делилось на отдельные части, обладающие политической и хозяйственной

самостоятельностью. Точкой отсчета феодальной раздробленности в Западной Европе счи-

тается Верденский раздел 843 г. Особенностями этого времени в истории Европы были сла-

бая королевская власть и междоусобные войны.

Со 2-й половины XI века в Европе начинается процесс формирования централизо-

ванных государств. Сначала – в Англии, а с начала XII в. – и во Франции. Первой ступе-

нью в развитии централизованного государства была сословно-представительная монархия

(XII–XIV вв.). Она закрепляла деление средневекового общества на сословия – замкнутые

группы, обладающие передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Сословная

организация была иерархической. Во Франции средневековое общество делилось на три

сословия:

1) духовенство;

2) дворянство;

3) ремесленники, купцы, крестьяне.

Первые два были высшими, привилегированными. Третье – податное, платившее

налоги и выполнявшее повинности в пользу первых двух сословий, государства и церкви.

Права и обязанности сословий были признаны за ними на государственном уровне и закре-

плены юридически. Средневековый человек всегда чувствовал себя частью целого и принад-

лежал не только к своему сословию, но и к более мелким социальным общностям (корпора-

циям). Это сельские общины, монастыри, ремесленные цехи, воинские дружины, духовно-

рыцарские ордена. Даже нищие и воры образовывали свои корпорации. Люди объединялись

на основе имущественных, профессиональных или правовых признаков.

Король вынужден был признавать политические права сословий и не мог не считаться

с их интересами. В результате соглашения между властью и сословиями появились пред-

ставительные сословные собрания. Они могли накладывать вето на введение новых налогов

и контролировать финансовое положение государства. Появилась формула: «Что касается

всех, должно быть одобрено всеми». Государственная власть, идя на компромисс с обще-

ством, сделала органы сословного представительства постоянно действующими.

Власть монарха теперь сочеталась с органами сословного представительства (кортесы

в Испании (с XII в.), парламент в Англии (с XIII в.), генеральные штаты во Франции (с

XIV в.), риксдаг в Швеции (с XV в.), фолькетинг в Дании (с XV в.), рейхстаг в Германии

(с XV в.). Сословно-представительная монархия впоследствии (XVI–XVII вв.) эволюциони-

ровала в абсолютную монархию.

Важная роль в формировании централизованного государства принадлежала горожа-

нам, которые поддерживали королевскую власть. Еще в XI в. начинается рост городов, в ходе

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

которого разрушается натуральное хозяйство и на смену ему приходит товарно-денежное.

Города активно боролись со своими сеньорами (сюзеренами) за самоуправление. Именно

в городе сформировалась система ценностей, разрушившая впоследствии средневековую

цивилизацию: принцип личной свободы, уважительное отношение к знаниям и к труду, под-

держка личной инициативы, необходимость участия граждан в самоуправлении.

Итак, обобщая все вышесказанное, можно сказать, что цивилизация средневековой

Европы характеризовалась:

1) в экономическом плане – преобладанием аграрного производства; господством фео-

дального хозяйства, основной чертой которого был натуральный характер; феодальной соб-

ственностью на землю, медленным развитием техники;

2) в социальном плане – иерархическим разделением общества на сословия, корпора-

тивностью внутри сословий, низкой социальной мобильностью, отсутствием личности как

автономной единицы, преобладанием сельского населения (по численности) над городским;

3) в политическом плане – наличием феодального государства и права (эволюция от

раннефеодального государства через стадию феодальной раздробленности к сословно-пред-

ставительной монархии);

4) в духовной сфере – приоритетом христианской церкви, служители которой обладали

исключительным правом на образование, признанием верховенства веры по отношению к

разуму, развитием теологии. Культура Средних веков была неразрывно связана с христиан-

ством (романская и готическая храмовая архитектура, фресковая живопись, иконопись, цер-

ковная музыка и литература). В средневековом христианстве иногда выделяют три напра-

вления: официальное, народное, рыцарское. Особую роль в жизни всех сословий играли

христианские ценности: добрые дела, правдивость, покаяние, прощение, смирение, воздая-

ние, христианская любовь. Были также особые сословные системы ценностей. Средневеко-

вая цивилизация была консервативной, для нее характерен приоритет традиций, следование

общественным ценностям, отсутствие понятия индивидуальной свободы.

Рождение и закат средневековой цивилизации связаны с Римом: в 476 г. пала Западная

Римская империя, а в 1453 г. погибла вторая – Восточная – часть некогда единой империи –

Византия. В XV в. «Рим вновь пал» – деятелями эпохи Возрождения была разрушена духов-

ная монополия католической церкви во главе с Папой Римским, под влиянием Великих гео-

графических открытий произошли изменения в менталитете европейцев, которые привели

к Реформации XVI столетия. Эпоха Средневековья завершилась.

Значение Средних веков оценивается исследователями по-разному:

– гуманисты считали их мрачным, пустым тысячелетием, ничего не давшим человече-

ству;

– современные историки и культурологи считают, что средневековая культура – неотъ-

емлемая часть европейской культуры, основа последующего развития.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)