|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Русская философия XIX – начала ХХ вОтечественная философия формировалась и развивалась на протяжении ряда истори- ческих эпох – от Средневековья до настоящего времени. В истории отечественной филосо- фии обычно выделяются следующие этапы: 1) XI–XVII вв. – становление русской философии (предфилософия); 2) философия в России XVIII в.; 3) становление русской философии как науки (конец XVIII – первая половина XIX в.); 4) философия второй половины XIX – начала XX в.; 5) современная отечественная философия (с 20-х гг. XX в.). Следует отметить, что после 1917 г. отечественная философия имела два крыла: зару- бежное и внутреннее, развивавшееся в Советской России, СССР и, после его распада, в Рос- сийской Федерации. Истоки русской философии уходят в ХI век, когда Киевская Русь посредством креще- ния приобщилась к духовному наследию христианского мира. Но философское самосозна- ние России – культурное явление последней четверти XVIII – ХIХ вв. Русская философия этого времени испытывала сильное влияние эпохи Просвещения (что выявилось в творче- стве С.Е. Десницкого, А.Н. Радищева), немецкой классической философии (что нашло выра- жение в работах А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского), а также религиозной философии (рели- гиозными философами были В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский и др.). Волновала русских философов и проблема самобытности России (П.Я. Чаадаев, сла- вянофилы). В центре философии Петра Яковлевича Чаадаева (1794–1856) стоят проблемы антропологии и философии истории. Он глубоко ощущал религиозную проблематику куль- туры. В 1829–1830 гг. Чаадаев написал несколько так называемых «Философических писем» на французском языке. В 1836 г. первое из них было переведено на русский язык и опу- бликовано в журнале «Телескоп». В письме анализировалось прошлое России, обсуждались пути ее дальнейшего развития. Воззрения Чаадаева представляют собой смесь пессимизма и оптимизма: с одной стороны, Россия – отсталое государство, так как находится в стороне от магистральных путей цивилизации; с другой стороны, в отсталости есть свои преимуще- ства – можно не повторять чужих ошибок. Идеи Чаадаева легли в основу сформировавшихся в 40—60-х гг. XIX в. историко-куль- турных, философских и социологических учений, известных как славянофильство и западничество. Представители западничества (Б.Н. Чичерин, В.П. Боткин, Ф.Е. Корш, Т.Н. Гра- новский, К.Д. Кавелин) считали Россию отсталым государством, по сравнению со стра- нами Западной Европы. Разрыв в развитии образовался по двум причинам: так как в Рос- сии существует православная церковь и так как Россия испытала сильное влияние Востока. Православие, в отличие от европейского протестантизма с его идеями индивидуализма, сво- боды, предприимчивости, пропагандировало непротивление, пассивность, аскетизм, спо- собствовало формированию особого менталитета. На психологию русского человека также оказала влияние восточная культура, особенно во времена монголо-татарского ига (1237– 1480). Монголы прививали рабскую психологию, под воздействием власти Золотой Орды сложились традиции, которые сохранились и после свержения ига. Монгольское влады- чество заложило основы формирования крепостного права. В итоге возникло деспотиче- ское, феодально-крепостническое государство, существенно отличающееся от европейских И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» стран. Попытка преодолеть разрыв была предпринята Петром I, которого западники счи- тали выдающимся государственным деятелем России. Необходимо продолжать реформы и впредь, заимствуя все прогрессивное из опыта других стран. Западники видели необходи- мость ликвидации крепостного права и развития России по пути правового (Б.Н. Чичерин), социального государства (П.И. Новгородцев). Представители другой идеологии – славянофилы (А.С. Хомяков, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы) – исходили из положе- ния о самобытности русского народа, основанной на его религиозной и культурной исклю- чительности. Славянофилы идеализировали народ, подчеркивая его духовность, глубокую религиозность, приверженность к православию, а также коллективизм и взаимную помощь, обусловленные общинностью. Одним из ключевых понятий славянофильства выступает идея соборности (как физического и духовного соединения людей). Россия – идеократия – государственное объединение, основанное на общей «русской идее». Русский народ не отсталый, а особенный. Россия идет своим путем. Славянофилы осуждали попытки «пере- делать» Россию на западный манер, критиковали реформы Петра I. Они выступали за отмену крепостного права и восстановление Земских Соборов. В первой половине XIX в. обнаружился и интерес русских мыслителей к европейской философии. Одно из направлений отечественной философии тяготело к Шеллингу. Д.М. Вернадский, М.Г. Павлов, А.И. Галич и другие образовавшие его философы много и про- дуктивно занимались и естественными науками. Имелись сторонники философии Канта, Гегеля, французских мыслителей. Впоследствии, спустя несколько десятилетий, проявился интерес к марксистским мировоззрению и социологии. Для русской марксистской филосо- фии XIX – ХХ вв. был характерен материалистический взгляд на природу и общество (Г.В. Плеханов, А.А. Богданов, А.В. Луначарский, В.И. Ульянов-Ленин). Материалистиче- ское мировоззрение сложилось и у Н.Г. Чернышевского, но под влиянием идей не К. Маркса, а Л. Фейербаха. Он выступал с радикально-демократических позиций. Важное место в тру- дах Чернышевского отводилось эстетике (учению о прекрасном). По мнению этого обще- ственного деятеля, искусство должно отражать действительность. На протяжении XIX века русскую философскую мысль занимали проблемы при- роды и структуры сознания (Герцен, Чернышевский, Соловьев), методов познания (Герцен, Лавров), культуры (Чернышевский, Данилевский, Соловьев и др.). Идеи славянофилов оказали влияние на развитие русской религиозной философии, крупнейшим представителем которой является Владимир Сергеевич Соловьев (1853– 1900). Находясь под влиянием немецкой классической философии, и прежде всего – объек- тивного идеализма Шеллинга и Гегеля, Соловьев диалектически подходил к действительно- сти. По его мнению, основой всего являются три субъекта: Бог, Логос (ум), София (душа). При этом «все едино в Боге». Идея всеединства – одно из основополагающих понятий системы Соловьева. Человек должен стремиться к максимальному сближению с Богом, цель истории – одухотворение человека, воплощение богочеловечества. По этому пути шли те, кого Церковь причислила к лику святых. Высшим идеалом в философии В.С. Соловьева стал Иисус Христос. Кроме того, человек должен стремиться к получению цельного знания, основанного на синтезе науки, философии и религии. В философии конца XIX – начала XX в. философско-религиозная мысль пополнилась трудами С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Л. Шестова. Они склонялись к агностицизму, отмечали известную ущербность человеческого разума, его неспособность познать внутрен- нее вещей, мира в целом. Николай Александрович Бердяев (1874–1948), виднейший представитель русской религиозной философии, развил идею богочеловечества, предложенную В.С. Соловьевым, указав пути сближения человека с Богом. Центральной идеей в творчестве Бердяева была И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» идея примата свободы над бытием. Свобода уходит корнями в небытие. Она неподкон- трольна даже Богу. Мир и человек созданы актом божественного творения, но далее они развиваются сами. Основная задача человека – сближение с Богом. Это возможно лишь в акте творчества, в творческой деятельности. Бердяев, Соловьев, Флоренский, Шестов были выдающимися философами религиоз- ной традиции. Особое место в философии XIX в. занимает русский космизм (от греч. kosmos – все- ленная). Философ Н.Ф. Федоров, натуралист В.И. Вернадский и основоположник космо- навтики К.Э. Циолковский освоение космического пространства считали необходимым и неизбежным. Константин Эдуардович Циолковский, исследуя возможности освоения Кос- моса, подчеркивал ответственность человека за Землю и Вселенную, провозглашал торже- ство человеческого разума. Владимир Иванович Вернадский говорил об эпохе ноосферы (сферы торжества разума человечества). Он считал, что научный прогресс и овладение зако- нами природы неизбежны, поэтому ноосфера будет постоянно расширяться, что приведет к выходу человека в Космос. Итак, в русской философии XIX – ХХ вв. сформировались разнообразные направле- ния, такие как западничество и славянофильство, религиозное и материалистическое напра- вления, русский космизм. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |