|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблемы философии. Основной вопрос философииФилософия как система наиболее общих представлений о мире и о месте человека в нем рассматривает множество различных проблем: – онтологические (бытие мира, субстанциональные основания мира, его конечность или бесконечность, пространственно-временныˆе формы существования мира и т. д.); – гносеологические (природа познавательного процесса, роль субъекта в познании, истина как процесс, условия и критерии достижения истины, истина и вера и т. д.); – методологические (уровни научного исследования, методы и формы эмпирического исследования, методы и формы теоретического исследования и т. д.); – аксиологические (специфика ценностного отношения человека к миру и себе подоб- ным, проблема добра и зла, нравственные нормы и их основания и т. д.). И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» По мере развития философской мысли круг обсуждаемых проблем расширяется. Для современной философии значимы экзистенциальные (от лат. exsistentia – существование) проблемы, связанные с человеческим существованием. Среди множества проблем философии принято выделять основной вопрос филосо- фии. Основной вопрос философии является конкретизацией более фундаментального вопроса, а именно: вопроса о природе абсолютного. Какова природа абсолютного: объек- тивна она или субъективна, неразумна или разумна? Сторонники материалистического мировоззрения полагают, что абсолютное есть мате- рия, лишенная разума, которая с точки зрения современного материализма способна в своем развитии порождать сначала чувствительность (ощущение, восприятие и т. п.), а затем и разум (мышление, сознание). Идеалисты полагают, что абсолютное есть дух или сознание, изначально обладающее способностью мышления, или разумом. Таким образом, ясно, что в своей наиболее простой форме основной вопрос философии есть вопрос об отношении материи и сознания (разума), природы и духа, бытия и мышления. Поскольку абсолютное в одном из исходных основных своих аспектов есть первичное, то этот вопрос может принять следующий вид: Что первично, материя или сознание (разум), природа или дух, бытие или мышление? Это так называемая первая, или онтологическая, сторона основного вопроса филосо- фии. Всякое развитое философское мировоззрение включает в себя онтологию, т. е. учение о бытии и его сущности. Слово «онтология» производно от древнегреческого онтос – бытие (или, точнее, истинное бытие, действительность) и логос – учение. Идеализм и материализм существовали и существуют в своей определенной истори- ческой форме. Принято различать объективный и субъективный идеализм. Объективные идеалисты исходят из предположения, что первичным является безлич- ное вселенское сознание, мировой дух (мышление), космический разум, которыми произво- дится все многообразие вещей, явлений и процессов, включая и человека с его сознанием (Платон, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Г.В. Лейбниц, Г.В.Ф. Гегель). Субъектив- ные идеалисты думают, что первичным является сознание, дух, разум отдельного человека, а весь предметный мир, все процессы в природе и обществе производятся этим сознанием, духом, разумом (Дж. Беркли, И.Г. Фихте, представители философских течений эмпириокри- тицизма и экзистенциализма). Среди исторических форм материализма различают стихийный материализм древних греков (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Эмпедокл, Гераклит, Демокрит), метафизический и механистический материализм философии Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. А. Гольбах), естественнонаучный материализм (материализм уче- ных-естествоиспытателей) и диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Пле- ханов, В.И. Ленин). Решение основного вопроса философии по первой его стороне может быть монисти- ческим или дуалистическим. Философский монизм состоит в признании первичным только одного-единственного начала бытия: либо материи, либо сознания. Дуализм полагает суще- ствование двух первооснов бытия – материи и сознания, которые в этом случае рассматри- ваются как нечто существующее независимо друг от друга. Выяснив природу бытия, или окружающего нас мира, философ устанавливает возмож- ность и, в случае признания такой возможности, границы его познания. В самом общем виде этот вопрос формулируется так: познаваем ли мир? Это – вторая, или гносеологиче- ская, сторона основного вопроса философии. Гносеология, т. е. учение о познании, – это еще одна необходимая составная часть философского мировоззрения. Слово «гносеология» производно от греческого гносис – знание и логос – учение. И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» В решении основного вопроса по второй его стороне оказываются возможными две позиции. Сторонники первой отвечают на вопрос о познаваемости мира положительно, т. е. считают бытие, весь окружающий нас мир в принципе познаваемым. Сторонники второй позиции ограничивают возможность познания мира, признавая существование вещей или явлений в принципе непознаваемых, т. е. находящихся за пределами естественных способно- стей мыслящего разума человека. Это философское учение называют агностицизмом. Слово «агностицизм» произведено от древнегреческого а – не, отрицание, гносис – знание. Исторически формулировка основного вопроса философии – явление гораздо более позднее, чем то или иное определенное его решение. Формулировка основного вопроса философии предполагает наличие достаточно развитых представлений о взаимоотношении бытия и мышления, материи (природы) и сознания (духа). Поэтому философия в собствен- ном смысле слова начинается не с самой формулировки отношения мышления и бытия (сознания и материи), а с четкой фиксации их отношения как противоположности, противо- положности первичного и вторичного. Исторически первой формой фиксации противоположности сознания и материи (мышления и бытия) является древнее религиозное представление об отношении души и тела. Сначала допускается или принимается само существование души как особой сущно- сти живого тела. Затем устанавливается характер ее отношения к телу. А именно: утвержда- ется способность души существовать самостоятельно и независимо от тела. Эти воззрения обретают форму учения о бессмертии души, которая понимается как первичная по отноше- нию к телесному, вторичному. Об основном вопросе философии Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» (1886) писал так: «Вопрос об отношении мышления к бытию является характерным прежде всего для новейшей философии». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |