АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и типология общества

Читайте также:
  1. I. Понятие о синонимии
  2. I. Понятие распределительной (сбытовой) логистики
  3. I. Экологические проблемы современного общества
  4. II. Понятие о семе и семеме.
  5. VIII. Описание основных факторов риска, связанных с деятельностью Общества
  6. А вот как описывает влияние на себя общества Л. Н. Толстой в своей
  7. Административное наказание: понятие, виды
  8. Административное правонарушение: понятие, состав
  9. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.
  10. Акции и облигации: понятие и виды.
  11. АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА (АО)
  12. Акционерные общества и особенности их функционирования

Одна из категорий, т. е. наиболее общих понятий, которыми особенно часто пользу-

ются социологи, – это категория «общество». Общество – понятие, непосредственно харак-

теризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место

в системе категорий социологии. К настоящему времени сложилось несколько подходов

к определению общества. Так, существует, например, «атомистическая» теория, согласно

которой общество понимается как совокупность действующих личностей и отношений

между ними. Такой подход впервые был сформулирован еще в XIX в. социологом Г. Зим-

мелем. В 30-е гг. XX в. Ф. Знанецкий предложил понимать общество как совокупность раз-

личных пересекающихся групп людей. Этот второй подход к трактовке общества получил

название «группового». Во второй половине XX в. получил распространение «институцион-

ный» подход. Согласно выводам его разработчиков – американских исследователей Т. Бот-

томора и С. Липсета, «общество – это система институтов и организаций». В 80-е гг. XX сто-

летия Д. Эберли была сформулирована функциональная концепция, трактующая общество

как группу человеческих существ, представляющую собой самообеспечивающуюся систему

действия. На основе всех этих различных трактовок выросла еще одна – аналитическая. Ее

сторонник – американский профессор социологии, автор популярных учебных пособий Н.

Смелзер – определил общество как относительно самостоятельное или самообеспечиваю-

щееся население, характеризуемое «внутренней организацией, территориальностью, куль-

турными различиями и естественным воспроизводством».

Внимательно рассмотрев перечисленные подходы к определению общества, можно

убедиться в том, что для всех них характерно стремление представить общество целостной

системой элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу назы-

вается системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит

в объединении различных знаний об обществе в целостную систему, которая могла бы

стать единой теорией общества. Возможно, со временем социологам удастся и примирить

между собой, объединить существующие ныне подходы к определению общества, вырабо-

тать более емкую и четкую дефиницию.

В конце XX – начале XXI в. наиболее подходящей основой для такой работы признана

общая теория систем, использующая общенаучную методологию.

Система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, нахо-

дящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом. Существует целая иерархия

систем: одна система может быть элементом системы более высокого порядка; элементы

любой системы, в свою очередь, выступают как системы более низкого порядка. Любая

система – от атома до общества – всегда представляет собой нечто большее, чем простая

сумма составляющих ее элементов и подсистем.

Человеческое общество обладает структурно-функциональной целостностью, высо-

ким уровнем внутренней саморегуляции, обеспечивающим поддержку и постоянное вос-

производство сложной системы социальных отношений. Общество обладает внутренними

механизмами включения в сложившуюся систему взаимосвязей новых социальных образо-

ваний. Оно подчиняет своей логике вновь возникающие институты, организации, общности,

заставляет их действовать в соответствии со сложившимися социальными нормами и пра-

вилами. Люди не могут изменить общество или его подсистемы в соответствии с любыми

своими желаниями, как не могут они по своему произволу вносить коррективы в живой

человеческий организм, не рискуя повредить его.

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

Все многообразие больших групп людей, существовавших прежде и существующих

сейчас, социологи, называя их обществами, разделяют на определенные типы. Существует

множество способов типологизации (или, что то же самое, классификации) обществ. Все

зависит от того, какой критерий кладет исследователь в основу типологизации. Если в каче-

стве главного признака выбирается религиозный, то общества могут быть разделены на

исламское, конфуцианское, индусское и т. п. Если язык – франкоязычное, англоязычное, рус-

скоязычное и многие другие. Если письменность – бесписьменные (дописьменные) и пись-

менные. Положив в основу типологизации способы получения средств к существованию,

получают четыре основных типа общества: общества, живущие охотой и собирательством;

садоводческие общества; аграрные общества; промышленные (индустриальные) общества.

В распространенной в нашей стране долгие годы марксистской теории тип общества опре-

делялся способом производства, т. е. тем, как используются и контролируются экономиче-

ские ресурсы, которыми то или иное общество располагает. В связи с этим различались

первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества. В

будущем предполагался переход к обществу коммунистическому. Производным от марк-

систского способа типологизации обществ стало деление на доиндустриальное (традицион-

ное) и индустриальное общества, предложенное еще Марксом, а также третье в этом ряду –

постиндустриальное общество, переход современных развитых стран к которому, как при-

нято считать, постепенно происходит после Второй мировой войны, причем с совершенной

очевидностью в последней четверти ХХ столетия.

Прогрессирует ли общество? Или оно движется к своему упадку? Может быть, его раз-

витие представляет собой периодический или даже беспорядочно колеблющийся цикличе-

ский процесс, в котором эпохи расцвета и упадка сменяют друг друга регулярно либо, напро-

тив, совершенно бессистемно? Обо всем этом люди думали и писали веками, не достигнув

единства во взглядах.

Сейчас наибольшее число сторонников у эволюционистской теории общественного

развития, согласно которой общество в целом последовательно прогрессирует. Популярны

также различные трактовки циклической теории развития общества (по спирали).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)