|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Функции религииКаковы основные функции религии? З. Фрейд писал: «Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе». И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» Религия помогала и помогает справиться с неопределенностью мира, с непониманием закономерностей его развития и проявлений. Люди многого не могут объяснить, и это порой вызывает у них глубокое внутреннее беспокойство. Религия помогает осознать временность тяжелых, порой, кажется, совершенно безна- дежных жизненных ситуаций, пережить их, перетерпеть. У религии мощный компенсатор- ный потенциал, призванный восполнить (неважно, что иллюзорно) действительность, во многом очень и очень несовершенную, порой просто ужасную. «Царство Божье» уравно- вешивает и тем компенсирует земное зло, человеческую несправедливость. Религиозные переживания играют роль психологического амортизатора. Они смягчают удары судьбы, помогают переносить беды и страдания. Они утешают, дают духовное успокоение. Подобно громоотводу, направляющему молнию в землю, религия сдерживает и отводит все зло нашего бытия в глубины смирения и покорности (такова уж земная участь человека). «Сердце бессердечного мира, душа бездушного мира», – так характеризовал религию К. Маркс. Он, правда, был согласен и с тем, что «религия – опиум народа». Почему люди обращаются к опиуму? Чтобы забыться, уйти от обыденности, получить то, чего нет в реаль- ной жизни. Задолго до Маркса, еще в античные времена, религию сравнивали с «пьяня- щим дурманом». В Новое время в Германии такое суждение распространилось широко: Гете видел в религии наркотик, Гейне и Фейербах – духовный опиум. Кант назвал идею отпуще- ния грехов «опиумом для совести». Религия – источник очень глубоких общественных ценностей, перспектив и ориента- ций. Она дает человеку целостное мировоззрение, вносит смысл и единство в его много- образную, часто разорванную на отдельные роли и функции жизнь. Мировоззрение – это, конечно, не философское и не научное, но оно доступно большинству населения. Религия освящает, т. е. по-своему обосновывает мораль, нравственные ценности и иде- алы общества. Она способствует пробуждению совести, милосердия, любви к ближнему. Все эти и подобные им нормы и добродетели получают от религии определенную обяза- тельность, убедительность и привлекательность. Люди испытывают желание, внутреннюю готовность им следовать и им подчиняться. Бог все видит, от него ничего не утаишь – это многих останавливает. А некоторым помогает не уклоняться от избранного пути – пря- мого, честного, трудового. В этом плане религия выступает в качестве важнейшего элемента народного или общественного сознания. Религия имеет также интегративную (организационную, регулирующую, коммуника- тивную) функцию. Само слово «религия» происходит от латинского слова, означающего «связь». Религия содействует развитию и укреплению солидарности между людьми. Осо- бенно в рамках той или иной религиозной традиции, через объединение людей в религиоз- ные общины. В этих общинах люди общаются с Богом и между собой по поводу Бога. Религиозное общение – одно из самых прочных и устойчивых в человеческой исто- рии. Оно содействует консолидации всех духовных сил народа, а через это – укреплению гражданских и государственных устоев жизни. На Руси, например, церковь помогала соби- рать русские земли, укреплять молодую государственность, поощряла освоение новых тер- риторий путем монастырской колонизации. А в период монголо-татарского ига она внесла огромный вклад в выживание русского народа, сохранение его национальной идентичности. К сожалению, религия может не только объединять, но и разъединять людей, поощрять конфликты, вызывать войны. Достаточно вспомнить Крестовые походы, которые католи- ческое воинство вело не только против мусульман, но и против православных христиан. Богат на религиозную рознь и ХХ век: противостояние католиков и протестантов в Север- ной Ирландии, конфликт между мусульманами и евреями на Ближнем Востоке, югославский православно-мусульмано-католический узел противоречий. Атеизм И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» Атеизм (от греч. a – означающее отрицание и teos – бог) – отрицание бытия Божия. Ате- изм нередко отождествляют с безбожием, что неверно. Безбожие – и определение и состоя- ние отрицательное. Бога нет. А что есть? Пустота? Чем заполнить пустоту, образующуюся в результате отрицания Бога? Чем только люди эту пустоту ни пытались заполнить: и идеоло- гией, и политикой, и борьбой с религией, и преданностью партии, и самой передовой наукой и т. д. Но пустота, как Молох, ненасытна, требует все новых и новых жертв. Безбожие к тому же непоследовательно: у последней черты многие ему изменяют, вспоминая о религии. К атеизму же склоняются отдельные философы, мыслители-материалисты. Атеизм есть культура бытия без Бога. На место Бога сознательно ставят Историю, Необходимость, Закон. Но поскольку делается это человеком, для человека и во имя человека, то можно ска- зать, что в атеизме Бог заменяется Человеком. Человеком с большой буквы – идеалом чело- вечности, гуманизма, реального, земного счастья людей. Все проступки, слабости остаются с человеком. Ничего подобного в атеизме нет. Все грехи остаются с человеком, никто и ничто его от них не освободит. Тяжело, несомненно, но такова уж эта культура. Приходится рас- считывать только на самого себя. И не позволять себе «грешить». Ибо некому облегчить ношу ваших грехов, снять с плеч груз ответственности за задуманное и содеянное, нельзя ловчить с собственным разумом. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |