|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Правовое государствоОдним из ключевых понятий современного права является понятие правового государ- ства. К формированию подобного типа государства и общества в настоящее время тяготеет И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» значительная часть стран мирового сообщества. Сам термин произошел от немецкого поня- тия Rechtsstaat, введенного в обиход И. Кантом. В системе англосаксонского права аналогом термина «правового государства» является Rule of Law – «господство права». Уже в древности лучшие умы человечества высказывали идею, что для защиты от про- извола в качестве гарантии от тирании должна быть сформирована форма правления, при котором все без исключения лица, включая и монарха, подчинялись бы единому законода- тельству. Таковыми были взгляды древнегреческого ученого Аристотеля, считавшего, что любые политические решения государственной власти должны быть основаны только на законах (по сути, он первым сформулировал принцип верховенства права и закона). Однако в эпоху Средневековья его идеи были забыты и в Новое время доктрина правового государ- ства стала, по сути, разрабатываться заново. Огромный вклад в концепцию правового государства внесла теория естественных прав личности (т. е. неотчуждаемых, полученных человеком от рождения: право на жизнь, свободу, собственность) и теория общественного договора Т. Гоббса и Дж. Локка. Суть ее состоит в следующем: государство возникло в результате договора, заключенного всем населением, об учреждении аппарата управления. Тем самым часть естественных прав насе- ления была передана государственному аппарату, который взамен был обязан соблюдать оставшиеся права населения (например, право на свободное пользование и неприкосновен- ность собственности). При этом Гоббс и Локк расходились в понимании причин, побудив- ших население заключить общественный договор об учреждении государства. По мнению Гоббса, в догосударственные времена люди жили по принципу «человек человеку – волк» и «война всех против всех», т. е. действовали только в своих эгоистических интересах и не соблюдали права окружающих. Возникла угроза самоуничтожения людей и осознание этого стало причиной заключения общественного договора. По мнению Локка, в догосударствен- ные времена люди жили в мире и согласии, был «золотой век». Причиной же общественного договора стала необходимость объединения для более эффективной защиты от возможных нападений внешних врагов. И хотя обе концепции являлись умозрительными построениями, не подкрепленными реальными фактами, они внесли значительный вклад в развитие док- трины правового государства, так как обосновывали подчиненность государственной власти обществу. Отдельные элементы правового государства (разделение властей, верховенство закона) присутствовали в Статуте Великого княжества Литовского (вторая пол. XVI в.). Автор и активный участник издания Статута канцлер Лев Сапега (1557–1633) полагал, что господ- ствовать в государстве должны не люди, а законы. В статуте присутствовало разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, монархия носила выборный характер. Свою роль сыграла и концепция «истинной монархии» Вольтера, т. е. монархии, осно- ванной на фундаментальных законах, которые обязан соблюдать и сам монарх. Фактически Вольтер возродил здесь идеи Аристотеля о верховенстве права и закона. Не меньшее место в концепции правового государства заняла идея разделения властей Монтескье. Суть ее состоит в том, что для исключения возможности монополизации власти в одних руках она должна быть разделена на три части: законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых имеет строго очерченный круг полномочий. Функционируют они на основе системы «сдержек и противовесов», т. е. взаимного контроля. Идея Ж.-Ж. Руссо о праве народа на восстание против государственной власти в случае, если она нарушает естественные права граждан, внесла дополнительные штрихи в формулировку идеала правового государства. И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» 213 Во время Войны за независимость в США и Великой французской революции были предприняты попытки реализовать эти теоретические идеи на практике. Наиболее успешно это удалось сделать в США, где в 1787 г. была принята первая в мире Конституция, осно- ванная на этих принципах. Следует отметить особую роль в ее составлении и принятии Б. Франклина и Т. Джефферсона. Немецкий философ И. Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек, его лич- ность. В правовом государстве, согласно его взглядам, источником нравственных и право- вых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если он возвышается до понимания своей ответственности перед человечеством. В своем поведении человек должен руководствоваться требованиями кате- горического императива: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать все- общим законом». Право, основанное на нравственном законе, должно определять границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других. Государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Важнейшим принципом публичного права является прерогатива народа участво- вать в управлении делами государства путем принятия Конституции, в которой воплощена его воля. В первой половине XIX в. теоретический и практический опыт реализации идей пра- вового государства был систематизирован в стройную концепцию в работах французских ученых А. Токвиля и Б. Констана. С небольшими модификациями она действует и в насто- ящее время. Экономическую основу правового государства, согласно современным воззрениям, образуют производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственно- сти – государственной, частной, кооперативной, арендной, акционерной, и др., как равно- правных, а индивидуальный производитель является собственником продуктов своего лич- ного труда. Социальной основой правового государства является саморегулирующееся граждан- ское общество. Человек, его права и разнообразные интересы стоят в центре внимания такого государства и являются объектом его первоочередной защиты. Правовое государство имеет и нравственную основу. Это – общечеловеческие прин- ципы гуманизма и справедливости, равенства, свободы личности, ее чести и достоинства. Таким образом, современное государство обладает следующими обязательными при- знаками: а) верховенство права и закона; б) разделение властей как гарантия от злоупотребления властью и наиболее функцио- нальный способ ее построения; в) реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития, что включает в себя приоритет прав и свобод личности, социальную защищенность и социальную справедли- вость; г) четкое разграничение функций общества и государства; д) взаимную ответственность государства и личности. Из этих базовых признаков вытекает и ряд дополнительных, считающихся в современ- ной практике демократических государств строго обязательными: – соответствие внутреннего законодательства страны общепризнанным нормам международного права; – принцип демократизма, т. е. реальное участие населения в осуществлении полити- ческой власти и контроле над государственными органами власти; И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» 214 – принцип многообразия мнений и идеологий, выражающихся в свободе слова и сове- сти, и многопартийность как основа демократического процесса преемственности власти; – наличие развитого гражданского (самоуправляющегося) общества; – наличие антимонопольного законодательства во всех сферах жизни. Правовое государство, в случае реального воплощения этих принципов в жизнь, выступает концентрированным выражением суверенитета народа, наций и народностей, населяющих страну. Принуждение в таком государстве, будучи естественным показате- лем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет легитимное насилие и ограничивает свободу отдельного человека только в определенных правом ситуациях, когда нарушается его суверенитет, права, свободы и интересы его граждан. Конечно, полное достижение принципов правового государства на практике вряд ли достижимо. Это скорее идеал, к которому нужно стремиться. Можно говорить о большей или меньшей степени приближения к этому идеалу. По мнению ряда современных государ- ствоведов, в наши дни принципы правового государства в наибольшем объеме реализованы в большинстве европейских стран, США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Чили. Исторический опыт свидетельствует, что успешное развитие страны в полной мере может быть обеспечено только в рамках реализации этих принципов, в том числе в экономической сфере. По Конституции РФ Россия является правовым государством, однако на практике этот принцип еще предстоит воплотить в реальность. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.) |