|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия эпохи ПросвещенияXVIII век – это век Просвещения, утверждения идеалов научного мировоззрения и их применения к пониманию человеческой природы, общества и государства. Немецкий фило- соф И. Кант считал, что девизом эпохи Просвещения становится девиз: «Имей мужество применять свой разум». В целом Просвещение – это мощное движение, объединившее философов, ученых, деятелей культуры, политиков, убежденных в решающей роли знаний и просвещения в соци- альном и духовном развитии общества. Они видели причину бедствий и страданий людей в их невежестве. Идеи Просвещения пришли из Франции. Ж. Даламбер назвал XVIII век в истории французской культуры «веком философии». Период ее развития условно ограничен двумя датами: годом смерти Людовика XIV (1715), положившим конец эпохе абсолютизма, и годом штурма Бастилии (1789), годом начала Великой французской революции. В 50-е гг. стала издаваться «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», объединившая как ученых, так и философов, литераторов. Характерной особенностью мировоззрения Просвещения становится специфический рационализм: «законы природы суть законы разума». Рационалисты этого времени в своих рассуждениях идут не от разума к природе, что было характерно для рационализма XVII в. (Рене Декарт), а от природы к разуму. К примеру, Поль-Анри Гольбах рассматривает природу и ее законы в качестве учителей человеческого разума. Естественным следствием из этого было требование сделать законы природы также и обязательными юридическими законами. Вырисовывалась цепочка равенств: естественное = разумное = полезное = благое = законное = = познаваемое = осуществимое. Просветительская философия в своих приложениях была философией «практиче- ской», ориентированной на политические преобразования. Критика существующих поряд- ков имела своей целью реализацию идеалов «царства разума». Онтологические представления философов эпохи Просвещения отличались механи- цизмом. У них формировалось представление об абсолютной неизменяемости природы. П.- И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» А. Гольбах полагал, что общая «сумма существ и элементов» природы не изменяется и сохра- няется. Ориентиром в исследовании человека служило представление о неизменяемой «чело- веческой природе», включающей в свой состав потребности, право каждого на счастье, равенство всех в отношении естественных прав. Ж.-Ж. Руссо отмечал, что «все, что муж- чина и женщина имеют общего, относится к человеческой природе; все, чем они отличаются друг от друга, относится к полу». Одновременно утверждалась идея о различии «дикаря» и «цивилизованного чело- века». Как полагал Ж.-Ж. Руссо, они отличаются друг от друга по своему душевному складу и стремлениям. Применить диалектический метод познания в отношении истории просветителям тоже не представлялось необходимым. История для них есть скопление случайностей и нелепо- стей, вызванных невежеством. Просветители противопоставляли друг другу «нормальное» течение истории: просвещение = любовь к знаниям = свободомыслие = = добро = прогресс и «ненормальное» течение истории: невежество = религиозное мракобесие = политический деспотизм = зло = несчастье. Существенное место в системе взглядов философов эпохи Просвещения занимало уче- ние о фатализме (судьбе, неизбежности). В работе «Система природы» П.-А. Гольбах обра- щает внимание на каузальную (причинную) обусловленность всех событий, линейную связь следствия со своей причиной. Все происходит, по его мнению, неизбежно и неукоснительно, а люди не в состоянии изменить «незыблемый порядок». Неотъемлемой частью учений эпохи Просвещения был просветительский атеизм. Дени Дидро фактически противопоставлял философию и религию: «Философы по самой профессии своей – друзья разума и науки, а священники – враги разума и покровители неве- жества». Просветители склонны были рассматривать религию как совместное творчество «случайно встретившихся друг с другом дурака и мошенника». Считалось, что просвещен- ный человек меньше нуждается в религиозном утешении и перестает быть суеверным. Таким образом, в эпоху Просвещения были заложены основы современного европей- ского мировоззрения. Просветители, основываясь на идеалах рационализма и гуманизма, стремились понять мироздание, природу человека, предложить пути «нормального» разви- тия общества. Лидирующие позиции в развитии философии Франция к концу XVIII столе- тия передала Германии. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |