|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие и теории личностиЧеловеческое общество образуют в любой исторический момент, конечно же, люди. В обыденной речи почти не различаются понятия «человек», «индивид», «индивидуаль- ность», «личность». В научной литературе – человек – понятие самое общее, родовое. Инди- вид – отдельный, конкретный представитель человеческого рода. Под индивидуальностью понимают совокупность черт, отличающих одного индивида от другого. Понятие «лич- ность» вводится для выделения надбиологической, социальной сущности человека. В социологии личность определяется как субъект социальных отношений и сознатель- ной деятельности. В момент рождения ребенок еще не является личностью. Ему еще пред- стоит ею стать. Многомерная, сложная природа человека, разнообразие его социальных связей и отно- шений породили множество различных подходов к проблеме личности в современном обще- ствознании. К числу наиболее популярных относится ролевая концепция личности. Эта концепция начала складываться в 30-е гг. XX в. в американской социальной психологии, в трудах Ч. Кули, Дж. Мида. Каждый человек включен во множество социальных групп: семья, учебная группа, дружеская компания и др. В каждой он занимает определенное место, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. В одной ситуации юноша должен вести себя, как следует сыну, в другой – как другу, в третьей – как спортс- мену, т. е. выступать в разных ролях. Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, обязательное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Усваивая социальные роли, человек учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Социальная роль распадается на ролевые ожидания, т. е. то, чего ждут от исполнителя той или иной роли (врача, дворника, ученика, шофера), и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в данной роли. Общество обязательно следит, причем разными спосо- бами, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов, располагающая разными соци- альными санкциями – от порицания и осуждения до насильственного пресечения. Исполняя свою совокупность социальных ролей, человек занимает в общественной системе определенную позицию. Ее принято называть социальным статусом. Социологи различают предписанные и приобретенные статусы. Скажем, если человек родился в дво- рянском сословии, этот его статус предписанный. А статус писателя, ученого, лидера поли- тической партии – обязательно приобретенный. Нередко говорят также о естественном статусе (мужчина, женщина, подросток, старик), профессионально-должностном (банкир, слесарь пятого разряда, адвокат). Главный (или интегральный) статус указывает на ту пози- цию в обществе, которая особенно важна для личности (глава фирмы, профессор). Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации лич- ности. Но описание активного, личностного, творческого начала требует другого подхода. Большой интерес вызывает и концепция личности З. Фрейда. Эту концепцию З. Фрейд, виднейший психолог и психоаналитик, разрабатывал на протяжении нескольких десятиле- тий с конца XIX до конца 30-х гг. XX в. Модель личности, созданная им, имеет три уровня: низший слой (Оно), в котором содержатся бессознательные импульсы, средний слой (Я) – слой осознаваемых реалий, а также верхний слой (Сверх-Я), где собрались нормы общества, культурные требования, воспринятые человеком. Задача личности, полагал Фрейд, после- довательно осмысливать, переводить в сферу сознания тот материал, который с обеих сто- рон атакует психику человека. В целом же, по мнению Фрейда, человеческая история может И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» рассматриваться как «история нарастающего невроза», так как давление культурных норм, запретов, противоречий из уровня Сверх-Я неуклонно возрастает. В американской социологии достаточно распространенной является и поведенческая (бихевиористская) концепция. Европейские социологи не считают ее достаточно актуаль- ной. Авторы этой концепции, американские исследователи второй половины XX в. Б. Скин- нер и Дж. Хоманс, следом за основоположником бихевиоризма Дж. Уотсоном, считают пове- дение человека обусловленным тремя факторами: безусловными рефлексами, условными рефлексами и оперантными реакциями. Если первые два фактора изучаются исключительно биологами и медиками, то последний лежит уже и в социальной сфере. По мнению Скин- нера, некоторые поступки человека могут более или менее случайно приводить его к полез- ному результату, который в силу этого закрепляется. Такие поступки организм теперь сам считает нужным осуществлять, допуская необходимые реакции со своей стороны, помогая себе проводить в жизнь полезное поведение. Реакции организма, помогающие ему адапти- роваться, Скиннер и назвал оперантными. Они прослеживаются и у животных, и у человека. Конечно, такая концепция, почти не усматривающая разницы между поведением человека и теплокровных животных, должна быть определена как крайне «биологизаторская». Соци- альная сущность человека перестает быть важной. Вся культура – литература, живопись, эстрада, скульптура – не более чем «хитроумно придуманные, – как писал Скиннер, – под- крепления». У лишенного свободы, ответственности, достоинства человека не остается и причин к самостоятельному выбору линии поведения. Скиннер выдвигает задачу создания технологии поведения. С ее помощью можно осуществлять контроль одних людей над дру- гими. Обществу достаточно следить «за режимом подкреплений», чтобы успешно манипу- лировать людьми. Не хотелось бы, чтобы общество пошло по этому пути. И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |