|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия эпохи ВозрожденияЭпоха Возрождения в современной науке считается переходным этапом к Новому вре- мени. В этот период (XV–XVI вв.) произошли качественные сдвиги в общественном созна- нии, во многом связанные с формированием гелиоцентрического мировоззрения. Николай Коперник (1473–1543 гг.) и Джордано Бруно (1548–1600) одними из первых отвергли хри- стианский постулат, согласно которому Земля является центром мироздания. Были выдви- нуты идеи о вечности и бесконечности Вселенной, о наличии бесчисленного множества миров, о вращении Земли вокруг Солнца и собственной оси и т. п. Эти и многие другие идеи существенно видоизменили средневековую христианскую доктрину. Произошел пере- ход от теоцентризма к пантеизму. Пантеистическое мировоззрение сближало и во многом отождествляло Бога и природу. Наступил новый этап борьбы материализма и идеализма в философии. Суть пантеизма Возрождения – в осознании по-новому отношения Бог и при- рода. Возрос философский интерес к истолкованию природы, к построению натурфилософ- ских концепций. В мировоззрении этой эпохи возобладали диалектические принципы, а также принципы антропоцентризма и гуманизма. Философские представления эпохи Возрождения наиболее полно выразил Николай Кузанский (1401–1464). Он одним из первых пришел к пантеизму. Рассматривая Бога как бесконечный максимум, а природу как ограниченный максимум, он сформулировал идею бесконечности Вселенной, сотворенной Богом из ничего. Мысль Николая Кузанского о совпадении (единстве) всех противоположностей в Боге имела диалектическое содержание. Диалектична его мысль о соотношении целого и части: целое более, чем его части; оно имеет примат перед частью и отдельным. Применяемые мыслителем геометрические и математи- ческие образы (бесконечного круга, треугольника и т. п.) позволяли подчеркнуть соотноше- ния конечного и бесконечного, максимума и минимума. Человек рассматривался как творче- ское, активное существо, деятельностью своего ума уподобляющееся Богу. Исходя из идеи бесконечности мира, Николай Кузанский подчеркивал диалектичность процесса познания. Ощущения дают лишь смутные образы вещей, рассудок дает им имена, а интеллект (как разум) постигает ту истину, что «все вещи состоят из противоположностей в различных сте- пенях». Натурфилософские концепции эпохи Возрождения подготовили философские основа- ния для развития естественнонаучной мысли. В частности, Джордано Бруно доказывал не только бесконечность природы, но и физическую однородность всех миров и тел во Вселен- ной, состоящих из пяти элементов: воды, воздуха, земли, огня и нетленного эфира. Мысли- тель полагал, что наш мир наделен душой, а другие миры так же населены и обитаемы, как Земля в Солнечной системе. Его взгляд на миры был диалектичен: «Кто хочет познать наи- большие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы проти- воречий и противоположностей». Исключительное значение в эпоху Возрождения приобрела идея гуманизма. Человек стал восприниматься как «второй Бог», творец мира культуры. Широко пропагандировалась мысль о необходимости всестороннего развития человека. Для формирования человеческой личности, по мнению многих мыслителей этого времени, решающее значение имеет ознако- мление молодежи с такими отраслями знания, как философия, литература, история и рито- рика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами (от итал. humanista – человечность). Итальянский гуманист Пико делла Мирандола (1463–1494) привнес в умы идею, согласно которой человек возвышается своей причастностью ко всему земному и небесному. И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» Мыслители эпохи Возрождения предложили идеи и ценности, объективно способство- вавшие формированию всесторонне развитой личности творческого типа. Появление целой плеяды творчески одаренных индивидуальностей было адекватным ответом на запросы эпохи. В их числе в первую очередь должны быть названы Леонардо да Винчи, Микелан- джело Буонарроти, Рафаэль Санти, Франческо Петрарка и многие другие. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |