|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теории происхождения государстваВ разные эпохи ученые по-разному пытались ответить на вопросы о возникновении государства и государственной власти, причинах возникновения и предназначении государ- ства. Ответы на эти вопросы формулировались в рамках самых разнообразных теорий, зави- сящих как от уровня развития научной мысли, так и от действия тех или иных факторов, влиявших в разное время на формирование государственных институтов. В настоящее время существует множество теорий, по-разному истолковывающих при- чины возникновения государства, сущность государственной власти, ее цели, задачи и т. п. Во многом это объясняется, с одной стороны, сложностью и многогранностью самого госу- дарства как общественного и политического явления, с другой – наличием в обществе раз- личных мировоззрений, взглядов и суждений различных групп, слоев, наций и других соци- альных общностей. К основным теориям происхождения государства могут быть отнесены следующие: Теологическая (божественная) теория. На протяжении всей истории существова- ния человечества особая роль в вопросе о происхождении государства отводилась религии. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства. Но особенно широкое распространение данные идеи получили в средневеко- вой Европе, в период полного господства католичества в духовной жизни общества. Основ- ными представителями это теории были: Аврелий Августин (354–430 гг.) и Фома Аквинский (1223–1274 гг.). Есть сторонники этой теории и среди современных мусульманских теоло- гов, и представителей католической церкви (неотомист Ж. Маритен). Эта теория, объясняющая происхождение государства божественным промыслом, не раскрывает конкретных путей и способов реализации божественной воли. Она скорее отста- ивает идею незыблемости, вечности государства, необходимости подчинения государствен- ной воле как власти от Бога. В Средние века это дополнялось требованием зависимости самого государства от божественной воли (что в реальности выражалось в стремлении поставить светскую власть под контроль церкви). Появление теологической теории на определенном этапе развития человеческого общества было обусловлено конкретными историческими фактами. Первые государства по определению принимали религиозные формы, ибо представляли собой правление жрецов. «Божественное» право придавало государственной власти авторитет, а решениям государ- ства – общеобязательность. И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» Патриархальная теория, как и теологическая, возникла в глубокой древности. Ее основоположниками принято считать Конфуция (около 551 до н. э. – 479 до н. э.) и Ари- стотеля (384–322 г. до н. э.). Государство, по мнению этих мыслителей, являясь продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. Из несколь- ких семей складывается род или селение, а из селений или родов образуется государство. Соответственно власть отца, как главы семьи, постепенно распространяется на род, затем на государство. Несмотря на то, что основные положения патриархальной теории не нашли научного подтверждения, взгляды на монарха как на «отца народа» (на Руси – «царя-батюшку») сохра- няли свою популярность достаточно долго. Во второй половине XIX в. теорию, близкую к патриархальной, разделял представитель либерального народничества Н.К. Михайловский (1842–1904). Органическая теория состоит в отождествлении биологического и социального начал в развитии общества, в приравнивании государства к живому организму и приписы- вании ему самостоятельной воли и сознания. Идеи сопоставимости государства с челове- ческим организмом развивались еще в трудах Платона (429–347 гг. до н. э.). Наибольшее развитие они, а вместе с ними и органическая теория, получили в трудах английского фило- софа Г. Спенсера (1820–1923). В настоящее время органическая теория не пользуется попу- лярностью, но ее отдельные положения вошли в состав реакционной расовой теории, кото- рая в качестве основных предпосылок возникновения и развития государства рассматривает деление общества по расовому признаку – на «высшие» расы, призванные господствовать, и «низшие», которые самой природой призваны находиться в подчинении у «высших» рас. Последняя теория использовалась в качестве идеологического обоснования и оправдания колониальной экспансии. Достаточно известной в юридическом мире является психологическая теория, наи- более емко сформулированная в трудах французского правоведа и социолога Г. Тарда (1843– 1904) и русского юриста Л.И. Петражицкого (1867–1931). Эта теория особое внимание обра- щает на роль и значение биологических и психологических факторов, определявших разви- тие общества, в том числе морали, права и государства. Предпосылками возникновения госу- дарства, по этой теории, служит психологическая потребность слабых подчиняться более сильным, перекладывать ответственность за принятие решений на других; те же, кто не боится ответственности, образуют правящее сословие или аппарат государственной власти. Определенным достоинством данной теории является то, что она повышает роль пра- восознания в правовом регулировании общества. Но абсолютизация психологического фак- тора в ущерб остальным все же не позволяет считать эту теорию полностью убедительной. Теория насилия сформировалась в XIX в. в Германии. Первый ее вариант – теория внутреннего насилия, сформулированная Е. Дюрингом (1833–1921). Согласно этой теории, государство возникло в результате насилия одной части общества над другой. Здесь госу- дарство трактуется как сила, выражающая общественные интересы и потому обладающая способностью и правом применять насилие по отношению к меньшей части общества, не желающей подчиняться воле большинства. Австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838–1909) и представитель немецкой социал-демократии К. Каутский (1854–1938) явились авторами второго варианта теории – внешнего насилия. Они объясняли возникновение государства и права факто- рами военно-политического характера: завоеванием одним племенем другого. Для подавле- ния порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимавший нужные законы. Нет оснований отрицать роль насилия в догосударственный период, однако, как свиде- тельствует исторический опыт, процесс возникновения государства в гораздо большей сте- И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» пени обусловлен изменениями, происходящими внутри общества. Государство нельзя навя- зать какому-либо народу, если отсутствуют объективные внутренние предпосылки. Классовая теория возникновения государства (называемая также экономической, историко-материалистической или, по имени одного из ее авторов, марксистской) является разновидностью теории насилия. Ее авторы – Л. Морган (1818–1881), К. Маркс (1818–1883), Ф. Энгельс (1820–1895), В. Ульянов (Ленин) (1870–1924) главные причины возникновения государства видели в появлении частной собственности на средства производства, что с неизбежностью приводило к расколу общества на классы с противоположными экономиче- скими, а затем и политическими интересами. Государство, по мнению марксистов, предста- вляет собой аппарат насилия, призванный держать в повиновении класс эксплуатируемых обеспечивать власть и привилегии класса эксплуататоров – собственников средств произ- водства. Классовая теория в социалистическую эпоху считалась единственно верной, как под- линно научная. Она достаточно убедительно определяет причины возникновения государ- ства экономическими факторами. Однако абсолютизация данного фактора обедняет понима- ние государства, ибо игнорирует его общесоциальную роль, его регулятивные и социальные возможности и фунции. Опыт развития стран Запада показывает, что в условиях демократи- ческих режимов даже эксплуататорские государства со временем эволюционируют в госу- дарства, являющиеся инструментом выражения воли большинства, а не какой-то малочи- сленной группы. Современный западный ученый К.А. Виттфогель (1896–1988) явился автором иррига- ционной (гидравлической) теории. Возникновение государства он связывал с необходимо- стью масштабного строительства ирригационных сооружений в странах Древнего Востока. Необходимость мобилизации огромных масс населения на строительство этих сооружений порождала потребность в деспотической монархии, опирающейся на жреческое и бюрокра- тическое сословия, способных осуществить это методами физического и идеологического насилия. Договорная, или естественно-правовая теория (теория общественного договора) рассматривает государство как результат добровольного соглашения людей. Отдельные положения этой теории высказывались еще в античности, но наиболее полное развитие она получила в XVII–XVIII вв. в трудах Г. Гроция (1583–1646), Д. Локка (1632–1704), Т. Гоббса (1588–1679), Д. Дидро (1713–1784), Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Сторонником этой теории был и А.Н. Радищев (1749–1802). Согласно этой теории в догосударственный период люди находились в «естественном» состоянии, понимаемом как свобода и равенство всех членов общества, некий «золотой век». Поэтому ее стержневой основой является идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или природы, – прав на жизнь, свободу, собственность, любую форму созидательного труда. Однако со вре- менем права одних людей вступают в противоречие с правами других, возникает неравен- ство и неравноправие, воцаряется насилие. Это происходит от отсутствия власти, способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Для защиты своих прав люди и заключают между собой договор о создании государств, добровольно передавая ему часть своих прав. И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» Теории происхождения государства И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» Данная теория явилась теоретическим обоснованием народовластия как основы госу- дарственной власти и лежит в основе демократических политических режимов современ- ности. Уже этот краткий обзор показывает, что полностью раскрыть пути возникновения и природу государства в рамках какой-либо из перечисленных теорий вряд ли возможно. Совершенно очевидно, что причины возникновения государства вытекают из всей сово- купности экономических, психологических, биосоциальных и иных закономерностей обще- ственного развития. Возникновение государства – процесс длительный и многофакторый, а перечисленные теории, по существу, делают акцент на каком-то одном из факторов государ- ствообразования. Поэтому можно считать, что каждая из перечисленных теорий содержит в себе какое-то зерно истины. Вопрос же о доминировании того или иного фактора в ходе формирования государств определяется спецификой исторических условий, в которых это происходило. Например, в возникновении самостоятельных государств на месте, скажем, бывших африканских коло- ний изначально доминировал элемент внешнего насилия со стороны стран-метрополий, экспортировавших в колонии свои способы правления в виде колониальной администра- ции. Формирование советской государственности всецело осуществлялось на базе классо- вой теории, считавшейся единственно верной. Образование США в 1776 г. можно трактовать как пример практической реализации идеи «общественного договора» (Континентальный Конгресс в Филадельфии, завершившийся подписанием Декларации Независимости), и т. д. Изучение различных школ и направлений в вопросе о происхождении государства дает ключ к пониманию закономерностей его происхождения, позволяет правильно оценить его последующую эволюцию. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |